Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №1 год - 2020
А. В. Полетаев
В соответствии с положениями Федерального закона № 147-ФЗ из абзаца первого подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ исключены слова «(в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации)».
Таким образом, отныне физические лица получили право на социальный налоговый вычет в размере стоимости любых лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных самому налогоплательщику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет. До этого вычетом они могли пользоваться только в части стоимости тех лекарственных препаратов, которые были включены в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201.
Напомним, что для получения социального налогового вычета в части лекарственных препаратов необходимо представление следующих документов:
– заявление на предоставление налогового вычета (уведомления);
– рецептурные бланки с назначениями лекарственных средств с проставлением штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», выписанных лечащим врачом гражданину и (или) его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Форма рецептурного бланка № 107-1/у утверждена приказом Минздрава России от 14 января 2019 г. № 4н;
– платежные документы, подтверждающие оплату назначенных лекарственных средств;
– копии свидетельства о рождении детей, свидетельства о регистрации браке (при оплате в пользу детей, супругов);
– копия свидетельства о рождении налогоплательщика (при оплате в пользу родителей).
Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Рецепты на все лекарственные средства для налогоплательщиков выписываются на рецептурных бланках по форме № 107/у в двух экземплярах с проставлением штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика, если он имеется».
Как отмечено в письме ФНС России от 22 апреля 2019 г. № БС-3-11/3874, с учетом того факта, что в товарном чеке содержится информация о наименовании, количестве и цене приобретенного товара, в качестве документов, подтверждающих право на получение социального налогового вычета по расходам на приобретение медикаментов, можно представлять в налоговый орган один экземпляр рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», а также кассовый чек из аптечного учреждения, который содержит указанные элементы товарного чека.
Налогоплательщик вправе до окончания налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами назначений лекарственных средств к лечащему врачу.
Выписанные рецепты со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится.
При наличии вышеуказанных рецептов социальный налоговый вычет в связи с расходами на приобретение медикаментов предоставляется налогоплательщику по окончании того налогового периода, в котором им были произведены расходы на приобретение медикаментов, на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации по налогу на доходы в налоговый орган по месту жительства, а также соответствующих документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на приобретение медикаментов.
Вместе с тем, в случае отсутствия у налогоплательщика рецептов со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», налоговые органы не вправе предоставить налогоплательщику социальный налоговый вычет по расходам на приобретение медикаментов.
Соответствующие изменения по возможности использования социального вычета в части любых приобретенных лекарств, назначенных врачом, вступили в силу с 2020 г., но распространены на доходы физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 г. Таким образом, по итогам 2019 г. можно заявить вычет на приобретенные лекарственные препараты без ограничения их каким-либо перечнем.
Новые правила налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества
Начиная с 2020 г. они определены в ст. 214.10 НК РФ.
В случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
При неисполнении физическим лицом своей обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах получил право исчислить сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком.
В данном случае сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.
Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом в отношении таких доходов налоговые вычеты не применяются.
Доход от продажи недвижимого имущества определяется исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со ст. 85 НК РФ, с учетом вышеприведенных особенностей (в части кадастровой стоимости).
В случае если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки либо цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта.
При продаже недвижимого имущества, находившегося в общей долевой собственности, сумма полученного дохода должна определяться пропорционально доле в праве собственности данного налогоплательщика на такое недвижимое имущество (п. 4 ст. 214.10 НК РФ). В части недвижимости, находящейся в общей совместной собственности, сумма полученного каждым из участников совместной собственности дохода определяется для всех участников совместной собственности в равных долях (п. 5 ст. 214.10 НК РФ).
Камеральная проверка налоговых органов в указанных случаях назначается в порядке п. 1.2 ст. 88 НК РФ на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. Такая проверка проводится в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
В рамках проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения.
В случае если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) представлена налоговая декларация, налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля в отношении такого налогоплательщика, могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки на основе представленной налоговой декларации.
Соответствующие изменения в части камеральных проверок вступят в силу с 1 января 2021 г.
Особенности налогообложения при продаже недвижимости, приобретенной на материнский капитал
Жилплощадь, приобретенная на материнский (семейный) капитал или его часть, оформляется в общую собственность родителей и детей. При этом размер долей на каждого члена семьи определяется по соглашению. Нередко для улучшения жилищных условий родители продают такую недвижимость, доли в которой принадлежат несовершеннолетним детям.
Если указанная жилплощадь находится в собственности, в том числе несовершеннолетних детей, менее 3 или 5 лет, то доход, возникающий от ее реализации, подлежит обложению НДФЛ. По общему правилу налогоплательщик может уменьшить такой доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением недвижимости.
С этого года если недвижимость приобретается с помощью материнского капитала с выделением долей детям, то расходы на ее приобретение распределяются на всех собственников в соответствующих долях. В случае продажи жилплощади они учитываются при расчете налоговой базы по НДФЛ пропорционально. При этом важно, чтобы расходы были понесены одним из родителей: владельцем сертификата или его супругой (супругом).
Указанная норма применяется, когда налогоплательщикам-детям приобретаются доли в недвижимости на средства материнского капитала, полученные из федерального или региональных и местных бюджетов. Она распространяется на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2017 г. Изменения приняты Федеральным законом № 325-ФЗ и закреплены в подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.
Когда при продаже недвижимого имущества применяется минимальный срок владения недвижимостью
В общих случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 5 лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ). Именно по прошествии такого периода времени при продаже недвижимого имущества нет необходимости представлять декларацию о полученных доходах, исчислять и уплачивать налог с полученных от реализации доходов.
Минимальный предельный срок владения недвижимостью может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации.
При этом в отдельных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 3 года, а именно для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий (п. 3 ст. 217.1 НК РФ):
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком – плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
Новый случай применения минимального срока владения недвижимостью в 3 года был определен Федеральным законом № 210-ФЗ – при продаже единственного объекта недвижимости (доли в праве собственности на единственное жилое помещение).
При этом в целях налогообложения не учитывается жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приобретенное (приобретенная) в собственность налогоплательщика и (или) его супруги (супруга) в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение (проданную долю в праве собственности на жилое помещение) от налогоплательщика к покупателю.
Как отмечено в информационном сообщении ФНС России, расширение перечня применения минимального трехлетнего срока владения с 2020 г. касается не всех случаев. Например, если квартир две и они куплены в одно время в 2016 г. и позднее, то при продаже одной из них в 2020 г. налогоплательщик все равно должен подать декларацию и заплатить НДФЛ.
Если же одна из квартир куплена в течение 90 дней до продажи второй, то минимальный срок владения составит 3 года. Например, в декабре 2016 г. куплена первая квартира, а в начале января 2020 г. – вторая. В таком случае до начала апреля 2020 г. первую квартиру можно продать без подачи декларации и уплаты НДФЛ.
Нововведения касаются не только квартир, но и земельных участков с жилыми домами и хозяйственными постройками. Условия освобождения от уплаты НДФЛ те же.
Новые правила налогообложения доходов в части полученной в дар недвижимости
Они определены в п. 6 ст. 214.10 НК РФ.
При определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).
В свою очередь, при получении в порядке дарения доли в объекте недвижимого имущества доходы налогоплательщика принимаются равными соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).
В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения ему объекта недвижимого имущества, налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и об указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
При продаже имущества (за исключением ценных бумаг), полученного на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также по договору дарения, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества. Такие изменения были внесены в подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.
Как отмечено в информационном сообщении ФНС России, «при продаже подаренного имущества платить НДФЛ дважды больше не придется», по закону налогом не облагаются только подарки от близких родственников. До 2019 г. при получении в подарок недвижимости (например, дома, квартиры, земельного участка), транспортных средств, акций, долей или паев от физлица, которое не является индивидуальным предпринимателем, а также членом семьи одаряемого или близким родственником, налогоплательщик – одаряемый должен самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с полной суммы полученного дохода. При последующей продаже (до истечения трехлетнего срока владения) подаренного имущества, с которого уже был уплачен НДФЛ при его получении, необходимо было уплатить налог с дохода, полученного от его продажи.
До 1 января 2019 г. в таких случаях можно было применить лишь имущественный вычет в размере 250 тыс. или 1 млн руб. в зависимости от вида проданного имущества.
С 1 января 2019 г. можно уменьшить доход от продажи подаренного имущества на сумму, с которой был уплачен НДФЛ при его получении, или на сумму расходов дарителя на приобретение этого имущества, которые ранее он не учитывал при налогообложении.
Именно такие изменения внесены Федеральным законом № 325-ФЗ.
Особенности налогообложения доходов по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.
Указанные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение 5 лет.
Изменения приняты Федеральным законом № 325-ФЗ.
Уточнены правила определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по доходам в виде выигрышей
Статья 214.7 НК РФ, определяющая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях, дополнена случаем получения дохода в казино и залах игровых автоматов.
Налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, определяется как положительная разница между денежными средствами, полученными участником азартных игр от организаторов азартных игр, и денежными средствами, уплаченными участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения в течение налогового периода, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
При этом определение налоговой базы и исчисление суммы налога производятся налоговым органом по истечении налогового периода на основании данных, полученных от организаторов азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Налогоплательщики, получившие доходы в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Напомним, что в свою очередь, налоговая база по доходам, равным или превышающим 15 000 руб., в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, определяется налоговым агентом путем уменьшения суммы выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки или интерактивной ставки, служащих условием участия в азартной игре.
Налоговая база по доходам, равным или превышающим 15 000 руб., в виде выигрышей, полученных от участия в лотерее, определяется налоговым агентом как сумма выигрыша, полученная при наступлении результатов розыгрыша призового фонда лотереи или его части в соответствии с условиями лотереи.
Прочие изменения в сфере НДФЛ
В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация по НДФЛ в бумажном виде может быть также представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии декларации отметку о принятии и дату ее приема. В таком случае днем представления декларации будет считаться день ее приема МФЦ.
Новые правила постановки на налоговый учет физических лиц
Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания – при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии со ст. 85 НК РФ, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору. Соответствующие уточнения приняты Федеральным законом № 325-ФЗ.
В свою очередь, постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным настоящим Кодексом, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.
При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов иностранному гражданину, лицу без гражданства, такие лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.
После постановки на учет иностранного гражданина (лица без гражданства) на основании представленных налоговым агентом сведений по форме 2-НДФЛ налоговый орган направляет налоговому агенту уведомление о постановке на учет иностранного гражданина (лица без гражданства).
Организация (индивидуальный предприниматель), получившая уведомление налогового органа о постановке на учет иностранного гражданина, обязана в течение 5 дней со дня получения такого уведомления направить его иностранному гражданину, лицу без гражданства, а также представить в налоговый орган, в котором иностранный гражданин, лицо без гражданства поставлены на учет, документ, подтверждающий направление им такого уведомления. Таковы положения п. 2.1 ст. 84 НК РФ, которые вступают в силу с апреля 2020 г.
Снятие с учета иностранцев производит также налоговый орган в случае непредставления организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся источником выплаты доходов указанным лицам, в течение 3 календарных лет, следующих за годом, в котором такие сведения были представлены в последний раз, при условии непредставления иностранным гражданином, лицом без гражданства налоговой декларации в течение указанного трехлетнего периода времени (п. 5.7 ст. 84 НК РФ).