Готовность производить оценку налоговых рисков




П. Р. Смирнова,
эксперт

В ходе своей практической деятельности государственные (муниципальные) учреждения, а также органы власти должны быть готовы производить оценку налоговых рисков, а также учитывать принятые в сфере налогообложения изменения.

Налог на добавленную стоимость

Очередные изменения

Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» внесены изменения в сфере налогообложения.

Во-первых, согласно новой редакции ст. 154 НК РФ поощрительные выплаты покупателю за объемы приобретенных товаров в целях применения НДС не изменяют их стоимость, если только это прямо не предусмотрено условиями заключенного договора. До недавнего времени обеим сторонам отношений приходилось корректировать суммы НДС при предоставлении таких выплат. Принятые изменения вступили в силу с 8 апреля 2013 г.

Во-вторых, предусматривается возможность оформления и выставления единого корректировочного счета-фактуры на ранее составленные счета-фактуры при изменении стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав). Такая норма предусмотрена в п. 5.2 ст. 169 НК РФ.

Согласно принятым изменениям в едином корректировочном счете-фактуре необходимо указывать, в частности:
– порядковые номера и даты составления всех счетов-фактур, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура;
– количество товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам до и после уточнения количества;
– стоимость всего количества товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам без НДС и с НДС до и после внесенных изменений;
– разницу между показателями счетов-фактур.

Необходимо учитывать, что соответствующие изменения должны быть внесены и в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, которым определены правила заполнения документов по расчетам по НДС.

Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур (п. 10 ст. 154 НК РФ).

Только в отдельных случаях бюджетное учреждение не является плательщиком НДС при сдаче имущества в аренду

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. В соответствии с данным порядком исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость обязаны арендаторы такого имущества.

Казенные учреждения при сдаче имущества в аренду не должны уплачивать НДС на основании п. 4.1 ч. 2 ст. 146 НК РФ.

В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного ей в оперативное управление, плательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация – арендодатель имущества. В связи с этим бюджетные и автономные учреждения являются плательщиками НДС с доходов от передачи имущества в аренду.

В то же время в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ плательщики НДС имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой этого налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими налогоплательщиками, без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе услуг по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, осуществляемые налогоплательщиком – бюджетным учреждением, использующим в установленном порядке право на вышеуказанное освобождение, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Такое право данных учреждений подтверждено в письме Минфина Россииот 11.04.2013 № 03-07-07/12128.

Налог на имущество

Движимое и недвижимое имущество

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если только иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

На основании подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, согласно которому единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01).

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При этом определено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Методическими рекомендациями о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества – энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утвержденными совместным приказом Минюста России, Минэкономразвития России, Минимущества России, Госстроя России от 30.10.2001 № 289/422/224/243, определено, что положения Рекомендаций распространяются на случаи, когда в состав сооружения как сложной вещи входят объекты движимого и недвижимого имущества,  образующие единое целое и предназначенные для преобразования механической энергии воды в электрическую энергию или химической энергии топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло, а также предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи (п. 4 Рекомендаций).

При рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым здание и сооружение – это результат строительства, представ-ляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Следовательно, под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основных средств), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

Объекты с высоким классом энергетической эффективности

В соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество организаций освобождаются вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. При этом такая льгота применяется в течение 3 лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222 Перечню принципов правил определения класса энергетической эффективности товара для классов энергетической эффективности товаров применяются следующие обозначения: «A», «B», «C», «D», «E», «F», «G».

При этом из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик), класс «A» применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс «G» – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью.

Также установлены дополнительные классы энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию – «A+», «A++») при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A».

Согласно заключению Минэнерго России, объекты, отнесенные к классу A (A+, A++), признаются имеющими высокий класс энергетической эффективности. На это указано в письме ФНС России от 29.04.2013 № БС-4-11/7789.

Таким образом, вышеуказанная льгота по налогу на имущество организаций по п. 21 ст. 381 НК РФ может предоставляться в отношении вновь вводимых объектов, имеющих класс энергетической эффективности A (A+, A++), при соблюдении всех прочих установленных указанным пунктом НК РФ ограничений.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ перечисляем именно в день выплаты заработной платы и некоторых других сумм

В соответствии с положениями ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление, впрочем, как и неполное удержание и (или) неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Приведенные положения касаются в полной мере и удержания (перечисления) НДФЛ.

При этом не имеет значения, на какой срок выполняющая функции налогового агента организация задержала срок перечисления НДФЛ. Если данный налог был перечислен на один день позже оговоренных законодательством сроков, на один месяц, на один год, штраф составит 20% от своевременно не перечисленной суммы налога.

Во избежание указанного штрафа организациям рекомендуется производить перечисление НДФЛ в следующие сроки (п. 6 ст. 226 НК РФ с учетом позиции налоговых органов о недопустимости перечисления налога и раньше обозначенных сроков):

1) в день получения наличности в банке для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;

2) в день перечисления заработной платы на лицевые счета (банковские карты) работников;

3) в день, ближайший за днем выплаты заработной платы из кассы организации за счет выручки.
НДФЛ рекомендуется перечислять в следующие даты (опять же – не раньше и не позже данного дня):
– выплаты (перечисления на счета работников) отпускных;
– выплаты пособий по временной нетрудоспособности в межрасчетный (не вместе с заработной платой) период;
– окончательного расчета с увольняемым сотрудником;
– выплаты вознаграждения по договору гражданско-правового характера (включая случаи выплата аванса);
– выплаты премий в межрасчетный (не вместе с заработной платой) период.

Надеемся, что приведенные рекомендации помогут избежать случаев привлечения организаций к уплате штрафных санкций.

15.01.2014

Также по этой теме: