Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №2 год - 2015
Е. П. Никодимова
Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту статьи – Положение о порядке расчета пособий).
При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).
В предыдущих номерах журнала были рассмотрены общие правила назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
Также были приведены новые размеры пособий, подлежащих выплате с 2015 г., и установлены случаи их перерасчета в новом году.
Гарантии работникам, занятым неполное рабочее время
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если работник в принятом для расчета пособий расчетном периоде не имел заработка, а также в случае, если средний заработок за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок для исчисления пособий принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Однако если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок для расчета пособий определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Приведенными нормами введена своеобразная гарантия – средний заработок для расчета пособий не может приниматься меньше МРОТа из расчета за полный календарный месяц.
Порядок реализации принятых гарантий раскрыт в пп. 11.1 и 15 Положения о порядке расчета пособий. В указанных случаях для исчисления пособий средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. При величине МРОТа с 1 января 2015 г. в 5965 руб. минимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий составит 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730).
Как отмечено в письме ФСС России от 11 марта 2011 г. № 14-03-18/05-2129, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.
При отсутствии выплат за расчетный период особых сложностей с порядком расчета пособий работникам с неполным рабочим временем не возникает. Если, например, на дату начала страхового случая сотрудник занят на 0,5 ставки и т. д., то гарантированное значение среднего дневного заработка корректируется исходя из его занятости.
Пример 1
Допустим, что в организации на 0,5 ставки занят сотрудник, который не подтвердил своего заработка с места работы у других работодателей за 2013 и 2014 гг. (не работал, не получил справку и т. д.).
Данным сотрудником представлен на оплату больничный лист за период с 18 по 25 апреля 2015 г. Страховой стаж работника на 18 апреля 2015 г. – 2 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия в размере 60% среднего заработка.
Исчисление пособия должно производиться за 2 календарных года, предшествующих 2015 г., а именно за 2013 и 2014 гг. Заработок за указанный период времени работником не подтвержден, в связи с чем для расчета пособия заработок за расчетный период должен быть принят из расчета МРОТа.
Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730);
2) скорректировать средний дневной заработок исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 98 руб. 06 коп. (196 руб. 11 коп. Ч 0,5 ставки);
3) исчислить величину дневного пособия – 58 руб. 84 коп. (98 руб. 06 коп. Ч 60%);
4) определить сумму пособия – 470 руб. 72 коп. (58 руб. 84 коп. Ч 8 календарных дней болезни в период с 18 по 25 апреля 2015 г.), в т. ч. по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 176 руб. 52 коп. (58 руб.84 коп. Ч 3 дня);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 294 руб. 20 коп. (58 руб.84 коп. Ч 5 дней).
Если сотрудник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, на сумму исчисленного из МРОТа в вышерассмотренном случае пособия начисляется районный коэффициент. На это указано в п. 11.1 Положения о порядке расчета пособий.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районного коэффициента для непроизводственных отраслей в размере 1,15. Именно данное значение коэффициента применяется для целей исчисления пособий по социальному страхованию.
Сумма пособия составит:
1) средний дневной заработок – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730);
2) величина среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 98 руб. 06 коп. (196 руб. 11 коп. Ч 0,5 ставки);
3) величина дневного пособия – 67 руб. 66 коп. (98 руб. 06 коп. Ч 60% Ч 1,15);
4) сумма пособия – 541 руб. 28 коп. (67 руб. 66 коп. Ч 8 дней болезни), в том числе по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 202 руб. 98 коп. (67 руб.66 коп. Ч 3 дня);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 338 руб. 30 коп. (67 руб.66 коп. Ч 5 дней).
Исчисление пособия работникам с неполным рабочим временем при наличии в расчетном периоде заработка необходимо во всех случаях производить дважды – из заработка и из минимального размера оплаты труда. В дальнейшем для расчета принимается большее значение среднего дневного заработка.
Пример 3
Предположим, что сотруднику организации установлен график неполного рабочего времени (0,5 ставки).
Им представлен на оплату больничный лист в период с 18 по 25 апреля 2014 г.
Страховой стаж работника на 18 апреля 2014 г. 4 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка.
Предположим, что заработок работника за расчетный период (2013 и 2014 гг.) составил 245 000 руб., в том числе за 2013 г. – 138 000 руб., за 2014 г. – 107 000 руб.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 335 руб. 62 коп. (245 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 98 руб. 06 коп. (196 руб.11 коп. Ч 0,5 ставки);
4) принять большее з начение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3 примера) – 335 руб. 62 коп.;
5) определить дневное пособие – 201 руб. 37 коп. (335 руб. 62 коп. Ч 60%);
6) исчислить сумму пособия – 1610 руб. 96 коп. (201 руб. 37 коп. Ч 8 дней болезни).
Очень важно расчет среднего заработка производить дважды в случае маленького заработка работника за расчетный период. Даже если величина учитываемых выплат составит значение, меньшее чем МРОТ Ч 24 мес., пособие зачастую все равно придется считать от фактического заработка работника.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что заработок работника за расчетный период составил 78 000 руб.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 106 руб. 85 коп. (78 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 98 руб. 06 коп. (196 руб.11 коп. Ч 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3 примера) – 106 руб. 85 коп.;
5) определить дневное пособие – 64 руб. 11 коп. (106 руб. 85 коп. Ч 60%);
6) исчислить сумму пособия – 512 руб. 88 коп. (64 руб. 11 коп. Ч 8 дней болезни).
При исчислении к заработной плате районного коэффициента сравнение при наличии в расчетном периоде заработка должно производиться уже на этапе дневного пособия. Объясняется это тем, что значение пособия с учетом районного коэффициента может превысить значение среднего дневного заработка.
Пример 5
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что к заработной плате работника установлена выплата районного коэффициента в размере 1,20.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 106 руб. 85 коп. (78 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730) и скорректировать данное значение исходя из занятости на дату начала страхового случая – 98 руб. 06 коп. (196 руб.11 коп. Ч 0,5 ставки);
3) определить величину дневного пособия исходя из фактического среднего дневного заработка – 64 руб. 11 коп. (106 руб. 85 коп. Ч 60%);
4) определить величину дневного пособия исходя из гарантированного значения среднего дневного заработка и с начислением на данное значение пособия районного коэффициента – 70 руб. 60 коп. (98 руб. 06 коп. Ч 60% Ч 1,20);
5) принять большее значение дневного пособия (пп. 3 и 4 примера) – 70 руб. 60 коп.;
6) исчислить сумму пособия – 564 руб. 80 коп. (70 руб. 60 коп. Ч 8 дней болезни).
В любом случае исходя из неполной занятости работника корректируется только значение среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТа. Если в расчетном периоде работник был занят на условиях неполного рабочего времени, а на дату начала страхового случая занят на условиях полного рабочего времени, пособие исчисляется в общеустановленном порядке.
Пример 6
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что на дату начала страхового случая (18 апреля 2015 г.) работник занят на условиях полного рабочего времени.
Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок за расчетный период – 106 руб. 85 коп. (78 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. Ч 24 мес./730);
3) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3 примера) – 196 руб. 11 коп.;
4) определить дневное пособие – 117 руб. 67 коп. (196 руб. 11 коп. Ч 60%);
5) исчислить сумму пособия – 941 руб. 36 коп. (117 руб. 67 коп. Ч 8 дней болезни).
Снижение пособия по временной нетрудоспособности до МРОТ
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
– нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
– неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
– заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии указанных оснований пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (в соответствующих местностях – увеличенного на значение районного коэффициента).
Непосредственно порядок исчисления пособия в указанных случаях определен в п. 22 Положения о порядке расчета пособий. В случаях если исчисленное пособие по временной нетрудоспособности за период со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превышает минимальный размер оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности.
Снижение пособия до МРОТ производится, только если у работника не было уважительных причин нарушить режим и (или) не явиться на осмотр в оговоренное время. Как, в частности, отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, из содержания п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что неявка работника на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности только лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Полномочия в признании соответствующих причин уважительными законодательно ни за кем не закреплены. Ни врач, ни работник не вправе оценивать соответствующие причины и принимать (требовать принятия) решений. Как представляется, работодатель вправе оценивать конкретную ситуацию и принимать решение об уважительности (или наоборот – неуважительности) причин нарушения режима или неявки на осмотр. В этом ему посильную помощь может оказать созданная в организации комиссия по социальному страхованию. В любом случае для сотрудника бухгалтерии основанием для выплаты пособия в законодательно оговоренном размере (без его снижения до МРОТ) является письменный приказ по организации.
Впрочем, необходимо учитывать, что при проведении проверок ФСС РФ также будет проводить оценку уважительности причин и может не согласиться с решением, принятым в организации. В таком случае свою позицию придется защищать в судебных органах.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ при отражении в больничном листе фактов нарушения режима (код «23») или несвоевременной явки на осмотр (код «24») снижение пособия производится со дня, когда допущено соответствующее нарушение. Однако, как было отмечено в том же постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, закон не содержит предписания о том, что соответствующее нарушение влечет за собой снижение размера пособия со дня, когда было допущено такое нарушение, на весь период временной нетрудоспособности. Фактически снижение может производиться только за то посещение (период), когда работник нарушил режим или не явился на осмотр. За все остальные календарные дни периода болезни работник вправе рассчитывать на получение пособия в законодательно оговоренном размере.
Пример 7
Предположим, что работнику организации был выдан листок нетрудоспособности за период с 1 по 10 марта 2015 г.
10 марта 2015 г. работник на осмотр к врачу не прибыл. 12 марта 2015 г. при продлении листка нетрудоспособности врачом была проставлена отметка «24» (несвоевременная явка на прием к врачу) в строке «Отметки о нарушении режима».
В дальнейшем листок нетрудоспособности оформлялся в период с 12 по 16 марта и с 17 по 20 марта 2015 г. включительно.
Пособие по временной нетрудоспособности работнику по решению организации может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 9 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период;
2) за 10 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
3) за 11 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
4) за период с 12 по 16 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период (в данном случае отметка о нарушении режима не должна сказаться на назначении пособия, т. к. работник в указанный период нарушений не допускал);
5) за период с 17 по 20 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период.
К уважительным причинам, по которым работник не мог явиться на осмотр к врачу в оговоренную дату, можно отнести, в частности, необходимость устранения коммунальной аварии, смерть близкого родственника, инвалидность и другое тяжелое состояние здоровья, сочетающиеся с невозможностью получения помощи родственников и т. д.
При всем этом необходимо учитывать, что ФСС России вправе самостоятельно оценивать выявленные организацией причины неявки на осмотр и (или) нарушения режима. В связи с этим мнение проверяющих фонда могут не совпадать, а потому организация должна быть готова к защите своих интересов и интересов работника в судебных органах. По этой причине многие работодатели не считают нужным спорить, прибегая к автоматическому снижению пособия на основании представленного работником листка нетрудоспособности.
Пример 8
Воспользуемся условиями примера 7.
Если организация не готова спорить с проверяющими ФСС России, пособие по временной нетрудоспособности может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 9 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период;
2) за 10 марта – не свыше МРОТ;
3) за 11 марта – пособие не назначается по той причине, что указанный день не нашел отражение в больничном листе;
4) за период с 12 по 16 марта – не свыше МРОТ;
5) за период с 17 по 20 марта – не свыше МРОТ.
Работодатель при выплате пособия бывшему военному или милиционеру вправе требовать возмещения разницы от ФСС России
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности и (или) пособия по беременности и родам сотрудникам из числа бывших военнослужащих и (или) сотрудников органов внутренних дел организации должны учитывать следующие моменты:
1) время военной и (или) правоохранительной службы, начиная с 2007 г., отражается в листке нетрудоспособности как «нестраховой период»;
2) разница в суммах пособия, образовавшаяся в связи с включением в страховой стаж времени военной и (или) правоохранительной службы (но только начиная с 2007 г.) в отдельном порядке учитывается организацией в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н «Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
3) исчисленная в связи с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы разница в суммах пособия в части, оплачиваемой ФСС России, отражается в графе 5 таблицы 2 и таблице 5 Расчета по форме 4-ФСС;
4) исчисленная в связи с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы разница в суммах пособия в части, оплачиваемой работодателем (за первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности) может быть истребована организациями к возмещению через территориальные отделения ФСС России, сумма денежного довольствия за 2 календарных года, предшествующих году наступления периода нетрудоспособности, при исчислении пособия не учитывается, а в случае отсутствия иных выплат и (или) их недостаточности, пособие рассчитывается в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
С 1 июля 2011 г. необходимость отдельного отражения периода военной службы и (или) правоохранительной службы предусмотрена формой бланка листка нетрудоспособности. Для этого предназначена строка «В т. ч. нестраховые периоды:».
Как указано в Порядке выдачи листков нетрудоспособности, в строке «В т. ч. нестраховые периоды» в ячейках «__лет», «__ мес.» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 1 января 2007 г.
В общем порядке в страховой стаж для назначения пособий включается и время военной службы по призыву (срочной службы), как 1 год службы за 1 год страхового стажа (а не 1 год службы за 2 года стажа, как в некоторых иных случаях).
Пример 9
Предположим, что в организации занят сотрудник, который с весны 2009 г. по весну 2010 г. проходил военную службу по призыву в течение 1 года. Данный период службы, начиная с 2010 г., засчитывается в страховой стаж, однако если он приходится на период после 2007 г., то учитывается как «нестраховой период».
Данный сотрудник болел с 8 по 15 августа 2015 г. Общий страховой стаж работника на 8 августа 2015 г. составил 5 лет 4 месяца, в т. ч. время военной службы по призыву – 1 год.
Работая по трудовым договорам, работник заработал в 2013 г. 89 500 руб., а в 2010 г. – 115 300 руб.
Сумма пособия за время болезни составит 1795 руб. 52 коп., в т. ч.:
– величина учитываемых при расчете пособия выплат – 204 800 руб. (89 500 руб. + 115 300 руб.);
– величина среднего дневного заработка – 280 руб. 55 коп. (204 800 руб./730);
– величина дневного пособия – 224 руб. 44 коп. (280 руб. 55 коп. Ч 80%, где 80% – размер пособия при общем страховом стаже свыше 5 лет);
– сумма пособия – 1795 руб. 52 коп. (224 руб. 44 коп. Ч 8 дней болезни), в т. ч. за первые 3 дня за счет средств работодателя – 673 руб. 32 коп. (224 руб. 44 коп. Ч 3 дня болезни) и за счет средств ФСС России – 1122 руб. 20 коп. (224 руб. 44 коп. Ч 5 дней болезни).
В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н работодатель обязан выявить разницу в суммах пособия, оплаченную из средств ФСС России и образовавшуюся в связи с включением в стаж работы времени военной службы.
Для этого следует из общего стажа (5 лет 4 мес.) вычесть период службы, который отражается в больничном листе как «нестраховой период» (4 года 4 мес. = 5 лет 4 мес. – 1 год). Так как оставшийся период страхового стажа указывает на право работника на получение пособия в размере 60%, то разницу необходимо считать и отражать ее в форме 4-ФСС.
Разница пособия в размере 20% за 5 дней болезни составит 280 руб. 55 коп.:
– сумма пособия из средств ФСС России, назначенного работнику, – 1122 руб. 20 коп.;
– сумма пособия, рассчитанная исходя из права сотрудника на получение пособия в размере 60% (4 года 4 месяца) – 841 руб. 65 коп. (280 руб. 55 коп. Ч 60% Ч 5 днейболезни);
– разница в суммах пособия – 280 руб. 55 коп. (1122 руб. 20 коп. – 841 руб. 65 коп.).
Величина в 280 руб. 55 коп. подлежит включению в графу 5 таблицы 2 и графу 20 таблицы 5 формы 4-ФСС.
Выявление разницы необходимо для определения суммы, которая будет возмещена ФСС России из федерального бюджета в рамках межбюджетных расчетов.
Такая норма закреплена в ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ.
Как указано в данной части, «финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в ч. 1.1 ст. 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации».
При всем этом обратим внимание, что законодательство не определяет необходимости возмещения дополнительных расходов только в той части пособия, которая оплачивается из средств ФСС России. Право на возмещение образовавшейся в связи с включением в страховой стаж периодов военной и (или) правоохранительной службы разницы имеют в полной мере и работодатели, из средств которых оплачиваются первые 3 календарных дня болезни работника.
Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9.
Сумма пособия, подлежащая назначению из средств работодателя за первые 3 календарных дня болезни, составила 500 руб. 52 коп. Данная сумма относится на расходы организации, признаваемые в целях налогообложения прибыли, за счет средств по смете и (или) за счет иного источника финансирования деятельности организации.
В случае необходимости работодатель вправе требовать от ФСС России разницы в сумме пособия, выплаченной по причине включения в страховой стаж периода военной и (или) правоохранительной службы.
Величина соответствующей разницы составит:
– сумма назначенного пособия – 673 руб. 32 коп.;
– сумма пособия, рассчитанная исходя из права сотрудника на получение пособия в размере 60% (4 года 4 месяца), – 504 руб. 99 коп. (280 руб. 55 коп. Ч 60% Ч 3 дняболезни);
– разница в суммах пособия – 168 руб. 33 коп. (673 руб. 32 коп. – 504 руб. 99 коп.).
Выявленная сумма разницы в части пособия, оплачиваемого из средств работодателя, может быть истребована работодателем через территориальное отделение ФСС России. На это, в частности, указывают положения проводимого с 1 июля 2011 г. эксперимента по выплате пособий через территориальные отделения ФСС России. В условиях данного эксперимента работодатели продолжают оплачивать за счет своих средств пособия за первые 3 дня болезни (травмы) работника, и имеют право потребовать к возмещению разницу, выявленную в расчетах пособия в связи с включением в страховой стаж периодов военной и (или) правоохранительной службы. ФСС России утверждена форма заявления о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности (приложение № 3 к приказу).
При всем этом нельзя считать, что право на возмещение рассматриваемых разниц имеют только организации, участвующие в проводимом эксперименте. Вышерассмотренные положения ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ указывают на право любого работодателя требовать возмещения сумм через территориальные отделения ФСС России.
Необходимо также понимать, что в случае истребования выявленной в расчетах пособия разницы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль следует увеличить на фактически полученные от ФСС России суммы.
Первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности оплачиваются из средств работодателя
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения) выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета ФСС России.
В учете оплачиваемые из средств работодателя дни временной нетрудоспособности отражаются за счет следующих источников:
1) финансируемых из бюджета государственных (муниципальных) учреждений – за счет средств, выделяемых по смете, или средств, полученных от выполнения государственного (муниципального) задания, а также средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности;
2) коммерческих или иных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, – с отнесением на расходы, принимаемые в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов (подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
3) иных организаций – за счет источника, определенного сметой на содержание данной организации.
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, а также в случае карантина, осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении и долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, выплачивается за счет средств бюджета ФСС России с первого дня временной нетрудоспособности.
В том случае, если оплате подлежат все дни периода нетрудоспособности, удостоверенные листком нетрудоспособности, особых вопросов с применением вышеприведенных правил не возникает.
Пример 11
Предположим, что работник организации болел с 17 по 31 января 2015 г.
Пособие по временной нетрудоспособности назначено работодателем за 15 календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности. Из них первые 3 календарных дня оплачиваются из средств организации, остальные 12 календарных дней – из средств ФСС России.
В случае если какой-то период болезни (травмы) работника не подлежит оплате, возникает закономерный вопрос о порядке определения дней нетрудоспособности, подлежащих оплате из средств работодателя. Объясняется данный вопрос тем, что нормы п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ можно читать двояко:
– 1-й вариант – за счет средств страхователя оплачиваются первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности по порядку (а именно 1-й, 2-й и 3-й дни периода нетрудоспособности, указанные в больничном листе);
– 2-й вариант – за счет средств страхователя финансируются первые 3 календарных дня оплачиваемого периода нетрудоспособности.
Первый период времени (после вступления в силу Федерального закона № 255-ФЗ) в ходу был первый вариант разрешения поднятого вопроса. Однако в последние годы территориальные отделения ФСС России на практике прибегают ко второму варианту.
Рассмотрим на примерах ситуации, когда приведенные выше варианты предусматривают разный порядок определения источников финансирования расходов на оплату пособий.
Пример 12
Предположим, что работник организации находился в отпуске без сохранения заработной платы в период с 1 по 17 октября 2014 г.
Работник заболел 14 октября 2014 г., что подтверждено выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Период болезни – с 14 по 25 октября 2014 г.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период освобождения работника от работы без оплаты. Данная норма в полной мере касается случая нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы.
По условиям данного примера пособие не может быть назначено за период с 14 по 17 октября 2014 г. включительно, когда сотрудник находился в отпуске без оплаты. Пособие должно быть назначено с 18 по 25 октября 2014 г.
Первые 3 календарные дня периода нетрудоспособности (14, 15, 16 октября) приходятся на неоплачиваемый период нетрудоспособности.
Согласно первому из вышерассмотренных вариантов никакие дни из средств работодателя оплачиваться не должны, т. к. первые 3 дня приходятся на тот период, который оплате не подлежит.
По мнению же ФСС России, в данном случае из средств работодателя должны быть профинансированы первые 3 календарные дня оплачиваемого периода нетрудоспособности, а именно 18, 19 и 20 октября 2014 г.
Пример 13
Предположим, что работник организации отработал смену 17 октября 2014 г., после чего вечером обратился в поликлинику в связи с недомоганием. Ему в установленном порядке был выдан листок нетрудоспособности на период с 17 по 25 октября 2014 г.
За время, отработанное в смену 17 октября 2014 г., работнику положена заработная плата согласно принятым в организации правилам. Пособие по временной нетрудоспособности подлежит назначению за период с 18 по 25 октября 2014 г.
Первый календарный день периода временной нетрудоспособности оплате не подлежит, и согласно первому из вышерассмотренных вариантов исключается из количества календарных дней, оплачиваемых из средств работодателя. Тогда из средств работодателя оплачиваются 18 и 19 октября, а остальные календарные дни финансируются из средств бюджета ФСС России.
Однако, по мнению сотрудников ФСС России, из средств работодателя должны быть оплачены 18, 19 и 20 октября 2014 г.
Пример 14
Сотрудница организации находилась на «больничном» в период с 5 по 17 октября 2014 г. Листок нетрудоспособности в установленном порядке закрыт 17 октября 2014 г., и работнице пособие было назначено за 13 календарных дней. Первые 3 календарных дня оплачены из средств работодателя, остальные 10 календарных дней – из средств ФСС России.
Одновременно с этим сотрудницей был получен «больничный» в другом медицинском учреждении за период с 15 по 25 октября 2014 г. Требований о возможности оформления второго листка только с того календарного дня, который следует после закрытия первого, действующее законодательством не содержит.
Пособие по временной нетрудоспособности по второму «больничному» может быть назначено только за период с 18 по 25 октября 2014 г. Двойная оплата пособия по обоим листкам нетрудоспособности за взаимно совпадающие календарные дни произведена быть не может.
Согласно первому из приведенных выше вариантов по второму «больничному» календарных дней, подлежащих оплате из средств работодателя, не имеется, т. к. первые 3 дня по данному документу уже были оплачены по первому листку нетрудоспособности. По мнению же сотрудников ФСС России, в любом случае из средств работодателя по второму «больничному» должны быть оплачены 18, 19 и 20 октября.
Пособие по временной нетрудоспособности за время простоя
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается работнику за период простоя. Соответствующий период оплачивается работнику в установленном ст. 157 ТК РФ порядке, т. е. в определенной доле от средней заработной платы (тарифной ставки, оклада) или не оплачивается вовсе (если причиной простоя явилась вина работника).
Как только период простоя окончится, а работник будет продолжать болеть, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в общеустановленном порядке, начиная с календарного дня, следующего за днем окончания простоя. При этом опять же возникает вопрос с оплатой первых 3 календарных дней за счет средств работодателя (см. предыдущий подзаголовок статьи).
Из приведенного правила имеется одно исключение, определенное ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам.
Пример 15
Предположим, что в организации в период с 10 по 24 октября 2014 г. имел место простой по вине работодателя (необеспечение производства сырьем и материалами), оплачиваемый по правилам ст. 157 ТК РФ в размере не менее 2/3 средней заработной платы работников.
Допустим, что работник болел в следующий период:
1) с 5 по 20 октября 2014 г. – в данном случае пособие по временной нетрудоспособности назначается в следующем порядке: с 5 по 9 октября по общеустановленным правилам и размерам, с 10 по 24 октября – в общеустановленных размерах, но не более 2/3 средней заработной платы;
2) с 15 по 24 октября 2014 г. – в данном случае пособие по временной нетрудоспособности не назначается вовсе, а работнику согласно ст. 157 ТК РФ выплачивается заработная плата в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
3) с 20 по 31 октября 2014 г. – в данном случае за период с 20 по 24 октября работнику выплачивается заработная плата за простой, а за период с 25 по 31 октября – пособие по временной нетрудоспособности, рассчитанное по общеустановленным правилам. При этом первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности по требованию ФСС России должны оплачиваться из средств работодателя.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи
В том случае, если листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком открыт в рабочий для сотрудницы (сотрудника) день, особых вопросов исчисление пособия не вызывает. Согласно принятым правилам пособие по временной нетрудоспособности назначается за все календарные дни периода нетрудоспособности, включая выходные и нерабочие праздничные дни.
В п. 18 Положения о порядке расчета пособий особо отмечено, что при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ; п. 17 Положения о порядке расчета пособий):
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
– период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
– период заключения под стражу или административного ареста;
– период проведения судебно-медицинской экспертизы;
– период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя.
Исходя из приведенных выше положений пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком и (или) иным членом семьи должно выплачиваться за все календарные дни периода, указанного в больничном листе. Однако до 1 июля 2011 г. в случае, если ребенок или иной член семьи заболевал в выходной или нерабочий праздничный день, которые не являлись рабочими для сотрудника, то листок нетрудоспособности выписывался с его первого ближайшего рабочего дня. Такая норма содержалась в п. 42 ранее применявшегося Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, который был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. № 514.
С 1 июля 2011 г. применению подлежит Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
В п. 41 данного Порядка ограничения по выдаче листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи определены только за время следующих событий:
– ежегодных оплачиваемых отпусков;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
– отпуска без сохранения заработной платы.
Приведенный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
Пример 16
Предположим, что у сотрудника организации ребенок болел с 17-го по 23-е число текущего месяца. Ребенок был осмотрен врачом 17-го числа в субботу, и диагноз заболевания подтвержден.
График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя.
В данном случае работник вправе рассчитывать на получение листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком начиная с 17-го числа месяца.
Оплате из средств социального страхования подлежат все 7 календарных дней периода болезни ребенка работника.
Пример 17
Предположим, что сотрудник организации занят на условиях суммированного учета рабочего времени. График работы на очередной месяц доводится до сведения работников не позднее чем за 2 недели.
У данного работника ребенок заболел 20 января 2015 г. Ближайший к этому рабочий день сотрудника по его графику работы – 23 января.
В данном случае сотрудник вправе требовать оформления и оплаты листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком с 20 января 2015 г.
Больничный лист по уходу за больным ребенком и (или) другим больным членом семьи с 1 июля 2011 г. может выдаваться начиная с выходного для работника или нерабочего праздничного дня. Соответственно, и оплачиваться указанные дни должны. Тем самым «больничный» по уходу за больным ребенком приравнен к обычному листку нетрудоспособности по травме (заболеванию).