Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №5 год - 2015
Е. П. Никодимова
Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту статьи – Положение о порядке расчета пособий).
При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).
В предыдущих номерах журнала были рассмотрены общие правила назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
Также были определены новые размеры пособий, подлежащих выплате с 2015 г., и установлены случаи их перерасчета.
Особые правила исчисления и выплаты пособий работникам-совместителям
До 2011 г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначались и выплачивались работникам из числа совместителей во всех местах работы (службы, иной деятельности), а пособие по уходу за ребенком – только в одном из них по выбору самого работника.
С 2011 г. подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего пособия совместителям, изменен. Это обусловлено тем, что пособия рассчитываются исходя из заработка по всем местам работы, а потому совместители могут получить пособие в двукратном, трехкратном и т. д. размере.
Пособия лицам из числа внутренних совместителей. Все пособия работникам из числа внутренних совместителей выплачиваются в общеустановленном порядке.
При этом в соответствующих случаях показатель предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России принимается суммарно, а именно с учетом заработка по основной должности (профессии) и по совместительству.
При этом и расчет пособия в данном случае должен осуществляться суммарно (с учетом заработка по основной должности, профессии и по совместительству).
На это, в частности, указано в письме ФСС России от 14 мая 2009 г. № 02-13/07-3733.
Применение общих правил расчета пособий обусловлено тем, что работник имеет на руках один листок нетрудоспособности и выплата пособия по соответствующему страховому случаю производится только один раз.
При расчете пособия учитываемые выплаты за соответствующий календарный год не могут превысить величину предельной базы для начисления страховых взносов за соответствующий год.
Пособия лицам из числа внешних совместителей. Правила исчисления пособий по государственному социальному страхованию для работников из числа внешних совместителей определены в ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ.
При этом с учетом положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) и отдельных разъяснений уполномоченных органов (см., в частности, письмо ФСС России от 8 июля 2011 г. № 14-02-01/15-6179 Л) организации зачастую сталкиваются с комментариями сотрудников территориальных отделений ФСС России и отдельных экспертов о возможности назначения пособия лицам из числа внешних совместителей, только если они отработали в данной организации два полных календарных года, предшествующих году начала страхового случая и включаемых в учетный период для расчета пособий.
Косвенно такая точка зрения подтверждается положениями п. 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. Согласно данному пункту претендовать на получение нескольких «больничных» вправе только тот гражданин, который на момент наступления временной нетрудоспособности занят у нескольких работодателей и два предшествующих календарных года до выдачи этого «больничного» был занят у тех же работодателей.
При этом фактически в указанном документе изменены нормы ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ. Если в законе речь идет о «двух предшествующих календарных годах», то в Порядке выдачи «больничных» – «два предшествующих календарных года». Если в первом случае о двух полных годах явно речь не идет, то во втором – можно уже указывать на необходимость принятия соответствующего решения с учетом того, что работник работал два полных календарных года у одних и тех же работодателей.
Такое изменение нормы представляется неправомерным, а потому организации по-прежнему вправе рассчитывать пособие лицам из числа внешних совместителей исходя из имевшегося в расчетном 2-летнем периоде заработка. Главное, что любые сведения о заработной плате с других мест работы можно принимать только при наличии справки с другого места работы о том, что пособие за аналогичный период времени не назначалось и не выплачивалось.
Пример 1
Предположим, что работник занят в данной организации (Организация «Б») на условиях внешнего совместительства. При этом работает он у данного работодателя с 17 марта 2013 г. За период работы с 17 марта по 31 декабря 2014 г. заработок работника, учитываемый при исчислении пособий по социальному страхованию по новым правилам, составил 145 600 руб.
Кроме того, данное лицо занято по основному месту работы (Организация «А»), где работает с 5 сентября 2013 г. Заработок для расчета пособий по данному месту работы составил 661 000 руб., в том числе за 2013 г. – 198 000 руб., за 2014 г. – 463 000 руб.
У врача работник оформил два «больничных» за указанный период нетрудоспособности – по основному месту работы и по совместительству.
Работник болел с 19 по 26 марта 2015 г. Страховой стаж на дату начала болезни – 10 лет 4 месяца.
При исчислении пособия в отношении данного работника необходимо применять правила ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ. Несмотря на тот факт, что указанный работник не отработал по обоим местам работы полных 2 календарных года, в силу требований закона он имеет право получить пособие по каждому месту работы, но только из расчета заработка по данному месту работы.
В частности, сумма пособия составит:
1) по основному месту работы – 7243 руб. 84 коп. (661000 руб. / 730 × 100% × 8 дней болезни);
2) по совместительству – 1595 руб. 62 коп. (145600 руб. / 730 × 100% × 8 дней болезни).
В данном случае работодатель по основному месту работы для расчета пособия не имеет право принять справку о сумме заработка из Организации «Б», а работодатель по совместительству аналогично не имеет право принять справку о сумме заработка из Организации «А». В случае если работник настаивает на принятии справок для расчета пособия, необходимо требовать справку с другого места работы о том, что пособие в период с 19 по 26 марта не назначалось и не выплачивалось.
Если в расчетном периоде работник трудился еще у других работодателей, расчет пособия производится либо по каждому месту работы (но только из расчета заработка по этому месту), либо по одному из мест работы по выбору сотрудника из суммарного заработка за расчетный период (но с отказом от получения пособия по другому месту работы и с представлением об этом справки).
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что в период с 1 января по 4 сентября 2013 г. работник был занят по основному месту работы в Организации «В» и его заработок за этот период, учитываемый при исчислении пособия, составил 200 000 руб.
В данном случае работник вправе выбрать между двумя вариантами исчисления и назначения пособия:
Первый вариант – по каждому из мест работы, где он занят на момент болезни:
Организация «А» (основное место работы) – 7243 руб. 84 коп.;
Организация «Б» (совместительство) – 1595 руб. 62 коп.
Всего по данному варианту сумма пособия работнику составит 8839 руб. 46 коп.
Второй вариант – по одному из мест работы.
Допустим, что работник выбрал получать пособие по основному месту работы. Для расчета пособия он вправе представить справки с места работы в Организации «В» на сумму 200 000 руб. за 2013 г. и справку с места работы в Организации «Б» на сумму 145 600 руб. за 2014 г. Плюс к этому должна быть представлена справка с места работы у другого работодателя (Организация «Б») о том, что в период с 19 по 26 марта 2015 г. работнику пособие не назначалось и не выплачивалось.
Сумма пособия по второму варианту составит:
1) сумма учитываемого при исчислении пособия заработка – 958 600 руб. (398 000 руб. за 2013 г. (198 000 руб. + 200 000 руб.) + 560 600 руб. за 2014 г.(415 000 руб. + 145 600 руб.);
2) сумма пособия – 10 505 руб. 21 коп. (958 600 руб. / 730 × 100% × 8 дней болезни).
Если работник на момент страхового случая занят у нескольких работодателей, а в двух предшествующих годах был занят у других работодателей, пособие рассчитывается в порядке, установленном ч. 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ. А именно пособие должно рассчитываться только по одному месту работы (по выбору самого работника), значит, работник представляет только один листок нетрудоспособности.
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник был принят в Организации «А» и «Б» в 2015 г.
В 2013 и 2014 гг. он был занят у других работодателей (Организации «В», «Г» и т. д.). Заработок за указанные годы в данных местах работы, который учитывается при расчете пособий, составил 613 000 руб., в том числе 215 000 руб. за 2013 г. и 398 000 руб. за 2014 г.
В данном случае работник должен представить только один больничный лист, который предназначается одному из работодателей (допустим, Организации «А»).
Плюс к этому для расчета пособия работник обязан представить справку с другого места работы (Организация «Б») о том, что пособие за период с 19 по 26 марта 2015 г. не назначалось и не выплачивалось.
Сумма пособия составит 6717 руб. 81 коп. (613000 руб. / 730 × 100% × 8 дней).
Необходимо также учитывать, что государственная гарантия на исчисление пособия из величины заработка, равного МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ), может применяться только по одному из мест работы.
Пример 4
Предположим, что пособие по временной нетрудоспособности (8 дней)исчисляется работнику, который в 2015 г. начал работать после окончания учебы в двух местах работы. Заработка за 2013 и 2014 гг. для исчисления пособия не имеется.
Пособие в данном случае назначается работнику только по одному из мест работы по его выбору. Исчисляться оно будет исходя из предусмотренной ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ гарантии.
Сумма пособия составит 941 руб. 33 коп. (5965 руб. × 24 мес. / 730 × 60% × 8 дней болезни).
Таким образом, положения п. 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности не могут применяться в том контексте, что право получить нескольких «больничных» имеет только тот сотрудник, который два полных календарных года работал у одних и тех же работодателей (что и на момент болезни). Однако необходимо учитывать, что согласно распространенной трактовке отделений ФСС РФ, выплачивать пособие внешнему совместителю организация вправе только тогда, когда работник два полных календарных года был занят у данного работодателя.
Аналогично должны исчисляться пособия по беременности и родам.
Пособия по материнству. «Исключаемые» периоды
Согласно уточненной с 1 января 2013 г. редакции ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного за 2-летний период заработка на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.
Пример 5
Сотруднице организации с 30 января 2015 г. предоставлен отпуск по беременности и родам.
Исчисление пособия по беременности и родам должно производиться исходя из заработка сотрудницы за 2 года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также с учетом количества календарных дней за указанный период без учета отдельных дней, приходящихся на больничные листки, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также на некоторые другие события.
В нашем случае исчисление пособия по беременности и родам должно производиться исходя из заработка за 2013 и 2014 гг.
Допустим, что в указанные годы сотрудница болела сама и находилась на «больничных» по уходу за ребенком 70 календарных дней.
Количество календарных дней за 2013 и 2014 гг., которые следует принять для расчета пособия по беременности и родам, составит 660 календарных дней (365 календарных дней за 2014 г. + 365 календарных дней за 2013 г. – 70 календарных дней).
При наличии в расчетном периоде високосных лет для определения количества календарных дней необходимо исходить из количества календарных дней по календарю.
Пример 6
Воспользуемся условиями примера 5 и предположим, что в 2013 и 2014 гг. данная сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
В данном случае на основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сотрудница имеет право для расчета пособия заменить 2013 и 2014 гг., в котором она находилась в указанных отпусках, на любые предшествующие календарные годы.
Допустим, на основании письменного заявления сотрудницы 2014 г. подлежит замене на 2012 г., а 2013 г. – на 2008 г.
Расчет пособия должен производиться за 2012 и 2008 гг. Допустим, что в указанные годы у сотрудницы не было периодов, которые по новым правилам исключаются из расчетного периода при исчислении пособия по беременности и родам.
Для расчета пособия заработок 2012 и 2008 гг. следует разделить на 732 календарных дня (в том числе 366 дней за 2012 г. и 366 дней за 2008 г.).
При этом согласно принятым Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ изменениям из числа календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, не исключаются дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.
Объясняется такое уточнение тем, что на суммы оплаты указанных дней с 2011 г. по требованию государственных внебюджетных фондов начисляются страховые взносы в ФСС России.
По аналогичной причине из расчетного периода не исключаются:
– дни военных сборов;
– дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха;
– дни прохождения беременными женщинами обязательного медицинского наблюдения;
– дни вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.
На суммы среднего заработка за указанные дни страховые взносы в ФСС России должны начисляться начиная с 2011 г. Такого рода требования обусловлены изменениями, принятыми с 1 января 2011 г. в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и подтверждены в письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.
Приведенные положения позволяют утверждать, что начиная с 2011 г. из расчетного периода для расчета пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком могут исключаться только календарные дни следующих периодов:
– нетрудоспособности;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком.
Впрочем, если организация не начисляет страховые взносы в ФСС России на такие выплаты, как выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, она вправе рассчитывать на исключение таких дней из расчетного периода при исчислении пособий по материнству. Однако необходимо быть готовым вступить в спор со специалистами ФСС России при проведении выездной или камеральной проверки.
Спорной является возможность исключить из расчетного периода дни исполнения работником обязанностей присяжного заседателя. В данном случае работнику судом выплачивается вознаграждение, предусмотренное ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях», на которое страховые взносы в ФСС России не начисляются.
Однако приведенная норма не должна касаться работодателя. В силу требований ст. 165 и 170 ТК РФ работодатель освобождает такого работника от работы только с сохранением места работы. Средний заработок такому работнику работодатель не начисляет, а потому в справке организации количество дней исполнения обязанностей присяжного заседателя не отражается. Судебный орган со своей стороны такую справку присяжным заседателям выдавать не обязан.
Аналогично можно рассуждать и в отношении дополнительных отпусков, предоставляемых работодателями «чернобыльцам». Согласно установленным правилам именно работодатели должны предоставлять своим работникам такие отпуска, но они организациями не оплачиваются. Работники на основании полученных справок о величине среднего дневного заработка получают суммы среднего заработка в органах социальной защиты населения по месту жительства. То есть организации только освобождают работников от работы, но средний заработок они не сохраняют.
Таким образом, фактически из расчетного периода при исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком могут исключаться только дни периодов временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, а также отпусков по уходу за ребенком.
Пример 7
Предположим, что сотруднице организации с 14 марта 2015 г. предоставлен отпуск по беременности родам с назначением пособия.
Для расчета пособия необходимо принять заработок сотрудницы за 2013 и 2014 гг. а также количество календарных дней в указанные годы с исключением соответствующих календарных дней.
Допустим, что 2 предшествующих года сотрудница была занята у данного работодателя. При этом в течение 2013 и 2014 гг. сотрудница болела 25 календарных дней.
Для определения количества календарных дней расчетного периода необходимо:
1) принять количество календарных дней 2014 г., – 365 дней;
2) принять количество календарных дней 2013 г., – 365 дней;
3) определить количество календарных дней, исключаемых за 2013 и 2014 гг. при расчете пособия по беременности и родам, – 25 дней;
4) определить количество календарных дней, принимаемых для расчета пособия по беременности и родам, – 705 (365 + 365 – 25).
В случае если сотрудники в течение принятых для расчета пособия лет работали у других работодателей, они должны подтвердить количество календарных дней, исключаемых за время работы у прочих работодателей, специальной справкой.
Форма справки утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.
Важность справки обусловлена тем, что только данным документом можно подтвердить дни, исключаемые из расчетного периода за время, когда данный работник не являлся сотрудником указанного работодателя.
Согласно справке и положениям Федерального закона № 255-ФЗ при ее оформлении указываются данные о заработной плате и количестве календарных дней за текущий год и два предыдущих перед годом увольнения.
При всем этом имеется практическая необходимость отражения в справке данных о других календарных годах. Это касается случаев, когда сотрудники вправе менять первые два года на предшествующие. В связи с этим рекомендуется оформлять справку с таким расчетом, чтобы в ней отражались данные за весь период работы сотрудника у работодателя.