Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №1 год - 2016
С.В. Галкин
Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Положение о порядке расчета пособий).
При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).
В 2016 г. при исчислении пособий необходимо учесть отдельные аспекты, которые и легли в основу данной статьи.
Пособия по временной нетрудоспособности
Новое минимальное значение пособия
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за предыдущие два календарных года на 730. При этом должен учитываться и заработок за указанный период времени, начисленный другими работодателями. Подтверждаться заработок
должен специальной формой справки, которая утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.
В случае если заработка за расчетный двухлетний период у работника не имеется или если указанный заработок меньше минимального размера оплаты труда, в силу положений п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исчисление пособия по временной нетрудоспособности должно производиться из расчета заработка, равного минимальному размеру оплаты труда. При этом в Положении о порядке расчета пособий уточняется, что расчет необходимо производить в целом за 2-летний расчетный период, принимая заработок равным 24 МРОТ.
Значение МРОТ для расчета пособия в соответствии с приведенной нормой принимается по состоянию на дату начала страхового случая. Напомним, что в 2015 г. значение федерального МРОТ составляло 5965 руб. в месяц.
Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 27 декабря 2015 г. по 12 января 2016 г. Страховой стаж на дату начала болезни составил 4 года 3 месяца, что дает право сотруднику на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% его среднего заработка.
Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2013 и 2014 гг., с которого в установленном порядке были исчислены страховые взносы в ФСС России, и максимальная сумма такого заработка за указанный период может составить не более чем 1 19 2 000 руб., в том числе не более 568 000 руб. за 2013 г. и не более 624 000 руб. за 2014 г.
Заработок работника у данного работодателя за 2013 и 2014 гг. составил 125 400 руб. Справки о сумме заработка от других работодателей работник не представил.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 125 400 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 171 руб. 78 коп. (125 400 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 196 руб. 11 коп. ((5965 руб. x 24)/730), где 5965 руб. – величина федерального МРОТ на дату наступления страхового случая (27.12.2015 г.);
4) принять большее из приведенных значений (п п. 2 и 3 расчета) среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 117 руб. 67 коп. (196 руб. 11 коп. x 60%);
6) рассчитать сумму пособия – 2000 руб. 39 коп. (117 руб. 67 коп. x 17 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 353 руб. 01 коп. (117 руб. 67 коп. x 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1647 руб. 38 коп. (117 руб. 67 коп. x 14 дней) – из средств ФСС России.
Если работник заболеет до 1 января 2016 г., а болезнь будет продолжаться и после указанной даты, для применения нормы п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ необходимо применять значение федерального МРОТ 5965 руб. за весь период болезни.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник длительно
продолжает болеть в течение 2016 г. Больничные листки оформляются как продление
ранее выданных листков нетрудоспособности.
Несмотря на тот факт, что период нетрудоспособности приходится уже на 2016 г., для расчета пособия следует принимать федеральный МРОТ, установленный на дату начала болезни, а именно на 27 декабря 2015 г. Имеется в виду МРОТ, составляющий 5965 руб. в месяц.
Если начало страхового случая придется на период с 1 января 2016 г. и позднее, величина МРОТ для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из государственной гарантии составит уже 6204 руб. Такое значение МРОТ с 1 января 2016 г. определено Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Соответственно, величина минимально гарантированного размера среднего
дневного заработка для расчета указанного пособия составит 203 руб. 97 коп.
(6204 руб. x 24/730). В свою очередь величина минимально гарантированного
размера дневного пособия составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 203 руб. 97 коп. ((6204 руб. x 24 мес.)/730) x 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 163 руб. 17 коп. ((6204 руб. x 24 мес.)/730) x 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 122 руб. 38 коп. ((6204 руб. x 24 мес.)/730) x 60%).
Пример 3
Предположим, что работник организации болел с 5 по 12 января 2016 г., и его
страховой стаж на дату наступления страхового случая составил 9 лет 4 месяца, что
дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере
100% среднего дневного заработка.
Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2014 и 2015 гг.
При этом учитываемый заработок не может превысить предельных баз для начисления страховых взносов, установленных в указанных годах расчетного периода.
За 2014 г. для расчета пособия могут быть приняты выплаты не более 624 000 руб., а за 2015 г. – не более 670 000 руб. Всего учитываемый заработок не может превысить 1 29 4 000 руб.
Допустим, что сумма заработка работника за расчетный период составила 142 700 руб.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 142 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 195 руб. 48 коп. (142 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 203 руб. 97 коп. ((6204 руб. x 24 мес.)/730), где 6204 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2016 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 203 руб. 97 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 203 руб. 97 коп. (203 руб. 97 коп. x 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 1631 руб. 76 коп. (203 руб. 97 коп. x 8 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 611 руб. 91 коп. (203 руб. 97 коп. x 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1019 руб. 85 коп. (203 руб. 97 коп. x 5 дней) – из средств ФСС России.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других соответствующих местностях, где к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, исчисленные из вышерассмотренной государственной гарантии пособия по временной нетрудоспособности увеличиваются на значение районного коэффициента.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что организация расположена в местности, в которой к заработной плате работников установлена выплата районного коэффициента в размере 1,15.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 142 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 195 руб. 48 коп. (142 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 203 руб. 97 коп. ((6204 руб. x 24 мес.)/730), где 6204 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2016 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 203 руб. 97 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 203 руб. 97 коп. (203 руб. 97 коп. x 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 1876 руб. 52 коп. (203 руб. 97 коп. x 8 дней болезни x 1,15), где 1,15 – величина районного коэффициента, установленного к заработной плате, используемого для исчисления пособий по государственному социальному страхованию.
Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 703 руб. 70 коп. (203 руб. 97 коп. x 3 дня x 1,15) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1172 руб. 82 коп. (203 руб. 97 коп. x 5 дней x 1,15) – из средств ФСС России.
Новое максимальное значение пособия
В соответствии с положениями п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Напомним, что данная величина по соответствующим годам составляла: в 2013 г. – 568 000 руб., в 2014 г. – 624 000 руб., в 2015 г. – 670 000 руб.
С учетом того, что при расчете пособия в 2016 г. расчетный период составят уже 2015 и 2014 гг., автоматически будет увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, который может быть оплачен из средств Фонда социального страхования. В новом 2016 г. данная величина составит 1772 руб. 60 коп. ((670 000 руб. + 624 000 руб.)/730).
Пример 5
Предположим, что работник был принят на работу к данному работодателю в апреле 2015 г. Согласно представленной с предыдущего места работы справке его заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности за 2014 г. составил 568 000 руб., а за период с января по апрель 2015 г. – 257 000 руб. Одновременно с этим на новом месте работы заработок работника с апреля по декабрь 2015 г., учитываемый при расчете пособий, составил 495 000 руб.
Данный работник болел с 24 по 28 января 2016 г. Страховой стаж работника для расчета пособий – 12 лет.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 123 8000 руб. (568 000 руб.за 2014 г. + 670 000 руб. (257 000 руб. + 495 000 руб. = 752 000 руб., но не более чем 670 000 руб.) за 2015 г.);
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 1695 руб. 89 коп. (1 23 8 000 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 203 руб. 97 коп. ((6204 руб. x 24 мес.)/730), где 6204 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2016 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 1695 руб. 89 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 1695 руб. 89 коп. (1695 руб. 89 коп. x 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 8479 руб. 45 коп. (1695 руб. 89 коп. x 5 дней болезни).
Отметим, что согласно п. 2.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ для лиц, которые заняты в организациях, применяющих пониженные тарифы для уплаты страховых взносов в ФСС России, в средний заработок для расчета пособия включаются выплаты, которые в соответствующем календарном году (который вошел в расчетный период) включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России по правилам Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». То есть не те выплаты, на которые страховые взносы в ФСС России были фактически начислены, а выплаты, на которые взносы начислялись бы по правилам ст. 7–9 Федерального закона № 212-ФЗ. Приведенные нормы были введены с 2013 г. и касаются организаций, которые могут не уплачивать взносы в ФСС России.
Пособия по материнству
Правила расчета
В отличие от расчета пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется делением суммы начисленного за два предшествующих календарных года заработка на число календарных дней в этом периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
При этом из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.
Как следствие, для расчета вышеуказанных двух пособий сумму учитываемого заработка делить необходимо на количество календарных дней от 1 до 732 дней. В случае если работник отработает полные 2014 и 2015 гг., для расчета пособий необходимо будет принять 730 календарных дней, включая 365 дней за 2014 г. и 365 дней за 2015 г.
При замене в данном случае в установленном порядке указанных лет на предыдущие годы значение количества календарных лет в расчетном периоде может составить 731 календарный день (365 + 366) и даже 732 календарных дня (366 + 366).
Минимальные и максимальные значения пособий
Согласно п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при отсутствии у сотрудника заработка за расчетный 2-летний период и (или) при значении среднего заработка за расчетный период менее МРОТ, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день
наступления соответствующего страхового случая.
В указанных случаях средний дневной заработок не может составить значения, меньшего чем МРОТ, увеличенного на 24 и деленного на 730. Таковы положения п. 15.3 Положения о порядке расчета пособий.
Пример 6
Предположим, что сотруднице организации с 25 декабря 2015 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.
Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2015 г., а именно за 2013 и 2014 гг. Для этого заработок указанных лет следует разделить на количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия за указанные годы. Допустим, учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2013 г. составил 47 500 руб., а за 2014 г. – 68 740 руб. Одновременно с этим в 2013 и 2014 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.
Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть, что:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 116 240 руб. (47 500 руб. + 68 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 710 календарных дней (365 дней за 2013 г. + 365 дней за 2014 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 163 руб. 72 коп. (116 240 руб./710 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп. (5965 руб. x 24/730);
5) большее из приведенных значений (п п. 3 и 4) среднего дневного заработка – 196 руб. 11 коп.;
6) величина дневного пособия – 196 руб. 11 коп. (196 руб. 11 коп. x 100%).
Итак, сумма пособия по беременности и родам – 27 455 руб. 40 коп. (196 руб. 11 коп.x 140 дней периода временной нетрудоспособности).
Опять же, значение МРОТ для расчета государственной гарантии принимается на дату наступления страхового случая.
Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что отпуск по беременности и родам был предоставлен сотруднице с 15 января 2016 г.
Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2016 г., а именно за 2014 и 2015 гг. Учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2014 г. составил 57 500 руб., а за 2015 г. – 78 740 руб. Одновременно с этим в 2014 и 2015 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.
Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть, что:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 13 6240 руб. (57 500 руб. + 78 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 710 календарных дней (365 дней за 2014 г. + 365 дней за 2015 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 191 руб. 89 коп. (136 240 руб./710 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 203 руб. 97 коп. (6204 руб. x 24/730), где 6204 руб. – величина МРОТ с 1 января 2016 г.;
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 203 руб. 97 коп.;
6) величина дневного пособия – 203 руб. 97 коп. (203 руб. 97 коп. x 100%).
Итак, сумма пособия по беременности и родам – 28 555 руб. 80 коп. (203 руб. 97 коп. x 140 дней периода временной нетрудоспособности).
Заметим, что соответствующим страховым случаем, с которым увязывается расчет пособия, считается отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. При этом в силу положений ст. 255 и 256 ТК РФ данные отпуска предоставляются по заявлению сотрудников.
В свою очередь, сотрудница вправе подать заявление на отпуск позже даты, с которой он может быть предоставлен. Как следствие, если даже согласно больничному листку отпуск начинается, например, с 25 декабря 2015 г., сотрудница вправе его потребовать с 1 января 2016 г. И страховой случай начнется именно 1 января 2016 г., и для расчета пособия исходя из МРОТ необходимо принять уже новое значение 6204 руб. в месяц. Другое дело, что оплате подлежат уже не 140 календарных дней отпуска, а остаток дней согласно листку временной нетрудоспособности.
Соответственно, и отпуск по уходу за ребенком может быть заявлен не в конце декабря 2015 г., а с января 2016 г. Это также приведет к увеличению суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
При всем этом необходимо учитывать, что при проверке возможны претензии со стороны сотрудников ФСС России, в связи с чем в приведенных случаях рекомендуется учитывать также их мнение на этот счет.
Максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется в соответствии с п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
Данная величина не может превышать значения, определяемого путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Фактически средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком может составить любое значение. Однако максимальная величина данного значения в 2016 г. составит 1772 руб. 60 коп. ((624 000 руб. + 670 000 руб.)/730). В 2015 г. такое значение составляло 1632 руб. 88 коп.
Пример 8
Предположим, что сотруднице организации с 25 января 2016 г. предоставлен отпуск по беременности и родам. Расчет данного пособия следует произвести из заработка за 2014 и 2015 гг.
Учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы составил соответственно 587 000 руб. за 2014 г. и 664 500 руб. за 2015 г. Одновременно с этим в 2014 и 2015 гг. у сотрудницы было 97 календарных дней периода временной нетрудоспособности, включая период ухода за больным ребенком.
Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять заработок за прошлые 2 года – 125 1500 руб. (587 000 руб. + 664 500 руб.);
2) определить количество календарных дней – 633 календарных дня (365 дней за 2014 г. + 365 дней за 2015 г. – 97 дней периода временной нетрудоспособности);
3) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 1976 руб. 30 коп. (1 251 500 руб./633 календарных дня);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 1772 руб. 60 коп. ((624 000 руб. +670 000 руб.)/730);
5) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 203 руб. 97 коп. ((6204 руб. x 24)/730), где 6204 руб. – величина МРОТ с 1 января 2016 г.;
6) принять для расчета большее из значений, приведенных в пп. 3 и 5 расчета, но не более чем значение, указанное в п. 4 расчета, – 1772 руб. 60 коп.;
7) рассчитать сумму пособия по беременности и родам – 248 164 руб. (1772 руб.60 коп. x 140 дней отпуска по беременности и родам).
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если страховой случай начинается в 2016 г., составит 21 554 руб. 82 коп. ((1772 руб. 60 коп. x 30,4) x 40%). Напомним, что аналогичное значение для пособия, которое назначалось в 2015 г., составляло 19 855 руб. 82 коп. ((1632 руб. 88 коп. x 30,4) x 40%).
При этом необходимо учитывать, что в очередном календарном году пересчет максимальной суммы пособия производиться не должен. Сотрудница получает ранее назначенное пособие.
Пример 9
Предположим, что сотруднице с 15 октября 2015 г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Исчисление пособияпроизводилось в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2013 и 2014 гг., предшествующие 2015 г., – 1 150 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2013 и 2014 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 550 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2091 руб. 64 коп. (1 150 400 руб./550 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству – 1632 руб. 88 коп. ((568 000 руб. + 624 000 руб.)/730);
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4), – 1632 руб. 88 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 19 855 руб. 82 коп. ((1632 руб. 88 коп. x 30,4) x 40%).
В данном размере сотрудница получает пособие ежемесячно (из расчета за полный месяц нахождения в отпуске по уходу за ребенком).
С января 2016 г. размер назначенного пособия меняться и (или) пересчитываться именно по тому основанию, что в новом году максимальная сумма пособия составляет большее значение, не должен.
При всем этом если сотрудница на непродолжительное время выйдет на работу из отпуска по уходу за ребенком, а затем опять оформит такой отпуск, организация обязана пересчитать ранее назначенное ежемесячное пособие по уходу за ребенком, что может повлечь за собой увеличение пособия вплоть до нового максимального размера.
Как отмечено в письме ФСС России от 14 июля 2014 г. № 17-03-14/06-7836, отпуск по уходу за ребенком сотрудница может прервать, а при его возобновлении ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть назначено вновь.
Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9, и предположим, что сотрудница 11 января 2016 г. вышла на работу, прервав отпуск по уходу за ребенком.
Отработав неделю, с 16 января 2016 г. сотрудница вновь потребовала оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и назначить пособие.
В данном случае администрация должна потребовать новый комплект документов для оформления отпуска и назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Исчисление пособия должно производиться в первую очередь за два календарных года, предшествующих 2016 г., а именно за 2014 и 2015 гг. При этом сотрудница вправе заменить 2015 г. на 2013 г., и в данном случае расчетный период составят 2013 и 2014 гг.
В случае замены лет расчетного периода исчисление пособия должно быть произведено в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2013 и 2014 гг. – 1150 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2013 и 2014 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 550 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2091 руб. 64 коп. (1 150 400 руб./550 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству, которая согласно п. 3.3 ст. 14 Федерального закона 255-ФЗ определяется исходя из предельных баз для начисления страховых взносов, приходящихся на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, – 1772 руб. 60 коп. ((624 000 руб. + 670 000 руб.)/730), где 624 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС
России в 2014 г., 670 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2015 г.;
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4), – 1772 руб. 60 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 21 554 руб. 82 коп. ((1772 руб. 60 коп. x 30,4) x 40%).
Расчет и перерасчет пособий исходя из МРОТ
Действующее законодательство содержит несколько случаев исчисления пособий по социальному страхованию исходя из минимального размера оплаты труда. К ним, в частности, относятся:
1) отсутствие учитываемого заработка за расчетный 2-летний период или его незначительность (менее чем значение, составляющее 24 МРОТ) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
2) случаи, когда имеется основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (неявка на осмотр, нарушение режима, травма получена вследствие алкогольного опьянения и т. д.) (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ);
3) страховой стаж сотрудника, учитываемый для расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, составляет менее 6 календарных месяцев (п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).
Во втором и третьем из приведенных случаев норма закона указывает на то, что назначенные в установленном порядке (в том числе с применением первого из приведенных случаев) пособия не могут превышать значения, определяемого из расчета МРОТ на целый календарный месяц (в соответствующих местностях – с увеличением на значение районного коэффициента).
В таких случаях пособия должны рассчитываться с учетом положений п. 20 Положения о порядке расчета пособий. В частности, размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам. Именно данное значение дневного пособия нельзя превысить, выплачивая в соответствующих случаях пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам.
Следует также учитывать, что значение МРОТ для целей расчета пособий в рассматриваемых случаях определяется не на дату начала страхового случая (как это рассматривалось выше при расчете пособия из государственной гарантии в 24 МРОТ), а принимается равным тому значению, которое применялось в соответствующем календарном месяце периода болезни (иной временной нетрудоспособности) или отпуска по беременности и родам.
Пример 11
Сотрудник организации впервые принят на работу в сентябре 2015 г. С 15 по 20 января 2016 г. данный сотрудник болел, что подтверждается выданным в установленном порядке листком временной нетрудоспособности. На дату наступления страхового случая страховой стаж сотрудника составил менее 6 календарных месяцев, в связи с чем пособие не может быть выплачено более чем из расчета МРОТ за календарный месяц.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо исходить из заработка сотрудника за 2014 и 2015 гг. Предположим, что величина заработка работника в период с сентября до 31 декабря 2015 г. составила 178 000 руб.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) принять заработок сотрудника для расчета пособия за 2014 и 2015 гг. – 178 000 руб.;
2) определить величину среднего дневного заработка – 243 руб. 84 коп. (178 000 руб./730);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 203 руб. 97 коп. ((6204 руб. x 24)/730);
4) принять для дальнейших расчетов большее из вышеприведенных (пп. 2 и 3 расчета) значение среднего дневного заработка – 243 руб. 84 коп.;
5) определить величину дневного пособия для расчета пособия по временной нетрудоспособности – 146 руб. 30 коп. (243 руб. 84 коп. x 60%);
6) исчислить максимальную величину дневного пособия, которое может быть назначено лицу со страховым стажем менее 6 месяцев – 200 руб. 13 коп. (6204 руб./31 день, где 6204 руб. – величина МРОТ с 1 января 2016 г., 31 день – количество календарных дней в январе 2016 г., на который приходится период болезни работника);
7) принять меньшее из приведенных (пп. 5 и 6 расчета) значений дневного пособия – 146 руб. 30 коп.;
8) определить сумму пособия по временной нетрудоспособности – 877 руб. 80 коп. (146 руб. 30 коп. x 6 календарных дней периода болезни с 15 по 20 января).
Внимание, при расчете максимально возможного к выплате при страховом стаже менее 6 месяцев дневного пособия (п. 6 предыдущего расчета) применять значение размера пособия (в процентах) не следует. Во-первых, норма закона указывает о непревышении в данном случае именно пособия (а не среднего дневного заработка, который умножается на процент пособия). Во-вторых, это
не предусмотрено пп. 20 и 21 Положения о порядке расчета пособий.
Если начало страхового случая приходится на конец 2015 и переходит на начало 2016 г., величина МРОТ для рассматриваемых в данной статье расчетов принимается разной. Особо это следует учитывать при расчете пособия по беременности и родам, когда в отдельных случаях придется перерассчитывать даже сумму ранее назначенного пособия.
Пример 12
Сотруднице организации с 15 октября 2015 г. был в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарныхдней. Отпуск приходится по 3 марта 2016 г. включительно.
Страховой стаж сотрудницы на 15 октября 2015 г. составил менее 6 месяцев, в связи с чем пособие по беременности и родам могло быть за каждый календарный день отпуска выплачено не более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц. При этом на указанную дату новое значение МРОТ (с 1 января 2016 г. – 6204 руб. в месяц) известно не было, в связи с чем соответствующие расчеты производились с применением МРОТ, составлявшего 5965 руб. в месяц.
Изначально в октябре 2015 г. расчет пособия был произведен в следующем порядке:
1) величина заработка за 2013 и 2014 гг. – нет;
2) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 196 руб. 11 коп. ((5965 руб. x 24)/730);
3) величина дневного пособия – 196 руб. 11 коп. (196 руб. 11 коп. x 100%);
4) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудницы со страховым стажем менее 6 календарных месяцев:
– для октября, декабря, января и марта – 192 руб. 42 коп. (5965 руб./31 календарный день месяца);
– для ноября – 198 руб. 83 коп. (5965 руб./30 календарных дней месяца);
– для февраля – 205 руб. 69 коп. (5965 руб./29 календарных дней месяца);
5) меньшее из приведенных (пп. 3 и 4 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для октября, декабря, января и марта – 192 руб. 42 коп.;
– для ноября – 196 руб. 11 коп.;
– для февраля – 196 руб. 11 коп.;
6) сумма пособия по беременности и родам – 27 156 руб. 47 коп., в том числе:
– за октябрь 2015 г. – 3078 руб. 72 коп. (192 руб. 42 коп. x 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 31 октября);
– за ноябрь 2015 г. – 5883 руб. 30 коп. (196 руб. 11 коп. x 30 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за декабрь 2015 г и январь 2016 г. – 5965 руб. (192 руб. 42 коп. x 31 календарный день отпуска по беременности и родам);
– за февраль 2016 г. – 5687 руб. 19 коп. (196 руб. 11 коп. x 29 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за март 2016 г. – 577 руб. 26 коп. (192 руб. 42 коп. x 3 календарных дня отпуска по беременности и родам за период с 1 по 3 марта 2016 г.).
Как видно из приведенного примера, в месяце с 31 календарным днем при страховом стаже менее 6 календарных месяцев минимальная сумма дневного пособия может быть меньше, чем исчисленная из государственной гарантии в 24 МРОТ.
С учетом того факта, что в отдельных случаях величина МРОТ принимается исходя из значения данного показателя за каждый календарный месяц страхового случая, необходимо в дальнейшем производить перерасчет пособия и его доплату. Особенно это касается случаев расчета пособия по беременности и родам.
Пример 13
Воспользуемся условиями примера 12.
С 1 января 2016 г. значение федерального МРОТ, учитываемого при расчете пособий по социальному страхованию, было увеличено до 6204 руб. в месяц. В связи с этим сотруднице необходимо произвести перерасчет пособия и его доплату за те месяцы 2016 г., в которых величина дневного пособия принималась равной 192 руб. 42 коп. из величины МРОТ в 5965 руб.
Перерасчет пособия необходимо произвести в следующем порядке:
1) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 196 руб. 11 коп. ((5965 руб. x 24)/730);
2) величина дневного пособия – 196 руб. 11 коп. (196 руб. 11 коп. x 100%);
3) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудницы со страховым стажем менее 6 календарных месяцев:
– для октября и декабря 2015 г. – 192 руб. 42 коп. (5965 руб./31 календарный деньмесяца);
– для ноября 2015 г. – 198 руб. 83 коп. (5965 руб./30 календарных дней месяца);
– для января и марта 2016 г. – 200 руб. 13 коп. (6204 руб./31 календарный деньмесяца);
– для февраля 2016 г. – 213 руб. 93 коп. (6204 руб./29 календарных дней месяца);
4) меньшее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для октября и декабря 2015 г. – 192 руб. 42 коп.;
– для ноября 2015 г., января, февраля и марта 2016 г. – 196 руб. 11 коп.;
5) сумма пособия по беременности и родам – 27 281 руб. 65 коп., в том числе:
– за октябрь 2015 г. – 3078 руб. 72 коп. (192 руб. 42 коп. x 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 31 октября);
– за ноябрь 2015 г. – 5883 руб. 30 коп. (196 руб. 11 коп. x 30 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за декабрь 2015 г. – 5965 руб. (192 руб. 42 коп. x 31 календарный день отпуска по беременности и родам);
– за январь 2016 г. – 6079 руб. 41 коп. (196 руб. 11 коп. x 31 календарный день отпуска по беременности и родам);
– за февраль 2016 г. – 5687 руб. 19 коп. (196 руб. 11 коп. x 29 календарных дней отпуска по беременности и родам);
– за март 2016 г. – 588 руб. 33 коп. (196 руб. 11 коп. x 3 календарных дня отпуска по беременности и родам за период с 1 по 3 марта 2016 г.);
6) сумма доплаты пособия – 125 руб. 18 коп. (27 281 руб. 65 коп. – 27 156 руб. 47 коп.).
Оплату пособия необходимо произвести, не требуя какого-либо заявления от сотрудницы.
Пособия на детей
Правила индексации до 2016 года
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Необходимость ежегодной индексации пособий установлена с 1 января 2008 г., и за это время индексация проводилась ежегодно в следующем порядке:
– с 1 января 2013 г. – в 1,055 раза;
– с 1 января 2014 г. – в 1,05 раза;
– с 1 января 2015 г. – в 1,055 раза (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 2 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»).
С учетом указанных индексаций суммы пособий в соответствующие периоды составляли:
В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента (коэффициента). Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком, – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.), составляет: с 1 января 2014 г. – 10 306 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2015 г. – 10 873 руб. 36 коп. (плюс районный коэффициент).
Правила индексации в 2016 году изменятся
Применявшиеся последнее время правила индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 2016 г. изменятся.
Во-первых, уже в 2015 г. пособия были проиндексированы не на процент планируемой инфляции, а на строго определенную величину, составлявшую 5,5%. Действие нормы об индексации исходя из процента инфляции было приостановлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия ч. 11 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Во-вторых, в новом году индексация пособий предусмотрена с 1 февраля 2016 г., на что указано в ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ. Величина индексации будет определена в январе 2016 г. и, как следует из закона, она будет произведена на разницу между индексом роста потребительских цен за 2015 г. и установленным в 2015 г. размером индексации (последний параметр – 5,5%).
Новая максимальная сумма пособия в связи с несчастным случаем на производстве
С 8 апреля 2013 г. суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием ограничены из расчета не более определенной величины в целом за календарный месяц. Соответствующие изменения в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ.
В частности, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного страхования.
В свою очередь, размер дневного пособия не может превышать значения, которое определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность.
Для 2016 г. максимальная величина ежемесячной страховой выплаты определена ст. 6 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» и составит (по месяцам): январь 2016 г. – 65 330 руб.; февраль – декабрь 2016 г. – 69 510 руб.
Из расчета данных значений максимальная величина дневного пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональных заболеваний в 2016 г. составит:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 8429 руб. 68 коп. ((65 330 руб. x 4)/31) для января 2016 г. и 8969 руб. 03 коп. ((69 510 руб. x 4)/31) для февраля – декабря 2016 г.;
– для календарного месяца в 30 календарных дней –9268 руб. ((69 510 руб. x 4)/30);
– для календарного месяца в 29 календарных дней – 9587 руб. 59 коп. ((69 510 руб. x 4)/29).
Применительно к соответствующим годам максимальная величина пособия составит (составляла):
Напомним также, что исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. Плюс к этому для оплаты пособия необходимо дополнительно наличие акта о несчастном случае (форма № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.
Данный вывод следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ. Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом опять же нормы законодательства о порядке исчисления пособия (имеются в виду положения Федерального закона № 255-ФЗ) не должны противоречить положениям Федерального закона № 125-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям.
Далее согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться несколько в ином порядке. А именно при исчислении пособий должна учитываться сумма выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
Исходя из этого если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работнику, в том числе и превышающую предельную базу.
Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Как следствие, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.
При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям ограничить все же придется. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы, не превышающие соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России.
Специальной справки для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве законодательством не предусмотрено. В связи с этим более установленной величины предельной базы для начисления «обычных» страховых взносов в ФСС России за каждый календарный год из справок принять для расчета «больничного» в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием не получится.