Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №12 год - 2017
А.Н. Беляев
В настоящее время пособия по социальному страхованию исчисляются и назначаются по правилам, определенным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту статьи – Федеральный закон № 255-ФЗ).
Первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности оплачивает работодатель
В соответствии с п. 1 части второй ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения) выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета ФСС России.
В учете оплачиваемые из средств работодателя дни временной нетрудоспособности отражаются за счет следующих источников:
– в государственных (муниципальных) учреждениях – за счет средств, выделяемых по видам расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания», 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов», подст. 211 «Заработная плата» КОСГУ (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»);
– в коммерческих или иных организациях, являющихся плательщиками налога на прибыль ,– с отнесением на расходы, принимаемые в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов (подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
– в иных организациях – за счет источника, определенного сметой на содержание данной организации.
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, а также в случае карантина, осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении и долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, выплачивается за счет средств бюджета ФСС России с первого дня временной нетрудоспособности.
В том случае, если оплате подлежат все дни периода нетрудоспособности, удостоверенные листком нетрудоспособности, особых вопросов с применением вышеприведенных правил не возникает.
Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 17 по 31 октября 2017 г.
Пособие по временной нетрудоспособности назначено работодателем за 15 календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности. Из них первые 3 календарных дня оплачиваются из средств организации, остальные 12 календарных дней – из средств ФСС России.
В случае если какой-то период болезни (травмы) работника не подлежит оплате, возникает закономерный вопрос о порядке определения дней нетрудоспособности, подлежащих оплате из средств работодателя. Объясняется данный вопрос тем, что нормы п. 1 части второй ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ можно трактовать двояко:
– 1-й вариант – за счет средств страхователя оплачиваются первые три календарных дня периода нетрудоспособности по порядку (а именно 1-й, 2-й и 3-й день периода нетрудоспособности, указанные в больничном листке);
– 2-й вариант – за счет средств страхователя финансируются первые три календарных дня оплачиваемого периода нетрудоспособности.
До недавнего времени общераспространенным был первый вариант разрешения поднятого вопроса. Однако в последнее время территориальные отделения ФСС России на практике стали прибегать ко второму варианту.
Рассмотрим на примерах ситуации, когда приведенные выше варианты предусматривают разный порядок определения источников финансирования расходов на оплату пособий.
Пример 2
Предположим, что работник организации находился в отпуске без сохранения заработной платы в период с 1 по 17 октября 2017 г.
Работник заболел 14 октября 2017 г., что подтверждено выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Период болезни – с 14 по 25 октября 2017 г.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период освобождения работника от работы без оплаты. Данная норма в полной мере касается случая нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы.
По условиям данного примера пособие не может быть назначено за период с 14 по 17 октября 2017 г. включительно, когда сотрудник находился в отпуске без оплаты.
Пособие должно быть назначено с 18 по 25 октября 2017 г.
Первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности (14, 15 и 16 октября) приходятся на «неоплачиваемый» период нетрудоспособности.
Согласно первому из вышерассмотренных вариантов никакие дни из средств работодателя оплачиваться не должны, так как первые 3 дня приходятся на тот период, который оплате не подлежит.
По мнению большого числа территориальных отделений ФСС России, в данном случае из средств работодателя должны быть профинансированы первые 3 календарных дня оплачиваемого периода нетрудоспособности, а именно 18, 19 и 20 октября 2017 г.
Пример 3
Предположим, что работник организации отработал смену 17 октября 2017 г., после чего вечером обратился в поликлинику в связи с недомоганием. Ему в установленном порядке был выдан листок нетрудоспособности на период с 17 по 25 октября 2017 г.
За время, отработанное в смену 17 октября 2017, работнику положена заработная плата согласно принятым в организации правилам. Пособие по временной нетрудоспособности подлежит назначению за период с 18 по 25 октября 2017 г.
Первый календарный день периода временной нетрудоспособности оплате не подлежит, и согласно первому из вышерассмотренных вариантов исключается из количества календарных дней, оплачиваемых из средств работодателя. Тогда из средств работодателя оплачиваются дни, приходящиеся на 18 и 19 октября, а остальные календарные дни финансируются из средств бюджета ФСС России.
Однако, по мнению сотрудников ФСС России, из средств работодателя должны быть оплачены дни, приходящиеся на 18, 19 и 20 октября 2017 г.
Пример 4
Сотрудница организации находилась на «больничном» в период с 5 по 17 октября 2017 г. Листок нетрудоспособности в установленном порядке закрыт 17 октября 2017 г., и работнице пособие было назначено за 13 календарных дней. Первые 3 календарных дня оплачены из средств работодателя, остальные 10 календарных дней – из средств ФСС России.
Одновременно с этим сотрудницей был получен «больничный» в другом медицинском учреждении за период с 15 по 25 октября 2017 г. Требований о возможности оформления второго листка только с того календарного дня, который следует после закрытия первого, действующее законодательство не содержит.
Пособие по временной нетрудоспособности по второму «больничному» может быть назначено только за период с 18 по 25 октября 2017 г. Двойная оплата пособия по обоим листкам за совпадающие календарные дни произведена быть не может.
Согласно первому из приведенных выше вариантов по второму «больничному» нет календарных дней, подлежащих оплате из средств работодателя, так как первые 3 дня по данному документу были уже оплачены по первому листку нетрудоспособности. По мнению же сотрудников ФСС России, в любом случае из средств работодателя по второму «больничному» должны быть оплачены дни, приходящиеся на 18, 19 и 20 октября.
Пособие за время простоя
В соответствии с п. 5 части первой ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается работнику за период простоя.
Соответствующий период оплачивается работнику в установленном ст. 157 ТК РФ порядке, то есть в определенной доле от средней заработной платы (тарифной ставки, оклада) или не оплачивается вовсе (если причиной простоя явилась вина работника).
Как только период простоя окончится, а работник будет продолжать болеть, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в общеустановленном порядке, начиная с календарного дня, следующего за днем окончания простоя. При этом опять же возникает вопрос с оплатой первых 3 календарных дней за счет средств работодателя.
Из приведенного правила имеется одно исключение, определенное ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам.
Пример 5
Предположим, что в организации в период с 10 по 24 октября 2017 г. произошел простой по вине работодателя (необеспечение производства сырьем и материалами), оплачиваемый по правилам ст. 157 ТК РФ в размере не менее 2/3 средней заработной платы работников.
Допустим, что работник болел в следующий период:
1) с 5 по 20 октября 2017 г. – в данном случае пособие по временной нетрудоспособности назначается в следующем порядке: с 5 по 9 октября по общеустановленным правилам и размерам, с 10 по 24 октября – в общеустановленных размерах, но не более 2/3 средней заработной платы;
2) с 15 по 24 октября 2017 г. – в данном случае пособие по временной нетрудоспособности не назначается вовсе, а работнику согласно ст. 157 ТК РФ выплачивается заработная плата в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
3) с 20 по 31 октября 2017 г. – в данном случае за период с 20 по 24 октября работнику выплачивается заработная плата за простой, а за период с 25 по 31 октября – пособие по временной нетрудоспособности, рассчитанное по общеустановленным правилам.
Внешний совместитель, занятый в текущем году у новых работодателей, вправе рассчитывать на получение пособия только у одного из страхователей
Правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам лицам из числа внешних совместителей определены частями 2, 2.1 и 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ. Они уже неоднократно рассматривались на страницах журнала.
При этом на практике возникает вопрос, если работник на дату начала страхового случая в текущем году занят у одних работодателей, а предыдущие два года работал у других, вправе ли нынешние работодатели одновременно выплатить пособие.
Пример 6
Предположим, что работник организации болел в период с 10 по 17 октября 2017 г.
Данное лицо на 10 октября занято в ОАО «Стар» (основное место работы) и ЗАО «Пламя» (по совместительству). В 2015 и 2016 гг. он работал у иных работодателей, при этом заработок за указанный период времени, учитываемый при исчислении пособий по новым правилам, составил 565 000 руб.
Допустим, что работник получил у своего лечащего врача два листка нетрудоспособности, – по основному месту работы (ОАО «Стар») и по совместительству (ЗАО «Пламя»).
Согласно ч. 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ пособие может быть выплачено по одному из последних мест работы по выбору самого работника. В данном случае работник представляет справки о сумме заработка одному из работодателей и запрашивает назначение и выплату пособия у данного работодателя.
Возникает закономерный вопрос: а вправе ли работник претендовать на получение пособия по другому месту работы хотя бы и из расчета минимального размера оплаты труда? Кроме того, если работник справки о сумме заработка не представляет работодателям, вправе ли он рассчитывать на получение пособия по обоим местам работы из расчета МРОТ?
Ответ на данный вопрос содержится в письме ФСС России от 8 июля 2011 г. № 14-02-01/15-6179П. В этом случае работодатель, заключивший трудовой договор с работником в году наступления страхового случая (по условиям приведенного примера – ЗАО «Пламя»), может назначить пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в размере, исчисленном исходя из минимального размера оплаты труда), только при наличии справки от другого работодателя-страхователя о том, что назначение и выплата пособий им не осуществляются.
Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6.
При обращении за получением пособия в ОАО «Стар» работник должен представить справки о сумме заработка для исчисления пособий за 2015 и 2016 гг., а также справку с другой работы (ЗАО «Пламя») о том, что пособие за период с 10 по 17 октября по данному месту работы не назначалось и не выплачивалось.
При выдаче такой справки бухгалтер организации по совместительству (ЗАО «Пламя») должен понимать, что он не вправе назначать и выплачивать пособие. Период такой болезни отражается в табеле учета рабочего времени в организации с кодом «Т» или «20» (период временной нетрудоспособности без назначения пособия в случаях, предусмотренных законодательством).
Пример 8
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что работник в течение 2015 и 2016 гг. нигде не работал.
В данном случае пособие по временной нетрудоспособности может быть назначено только из расчета МРОТа в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. При этом если за получением пособия работник обратится в место работы по совместительству, то пособие должно быть рассчитано из указанной гарантии, скорректированной исходя из занятости работника. Если речь идет о 0,5 ставки, то величина среднего дневного заработка составит 128 руб. 22 коп. (7800 руб. × 24 мес./730 × 0,5 ставки, где 7800 руб. – величина МРОТа; 24 мес. – продолжительность 2-летнего расчетного периода в месяцах; 730 – количество календарных дней расчетного периода; 0,5 ставки – занятость работника в организации на дату начала страхового случая).
Можно предположить, что в данной ситуации работнику более выгодно обратиться за получением пособия по основному месту работы, где в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ МРОТ корректировке исходя из занятости сотрудника не подлежит. Величина среднего дневного заработка для расчета пособия в данном случае составит 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730).
ОАО «Стар» должно назначить работнику пособие только при представлении им справки с другого места работы о том, что пособие в период с 10 по 17 октября 2017 г. по данному месту работы не назначалось и не выплачивалось.
В рассматриваемых случаях работник не вправе требовать от своего лечащего врача нескольких листков нетрудоспособности. Такое ограничение зафиксировано в пп. 4 и 4.1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
Пособие по уходу за больным членом семьи за выходные и нерабочие праздничные дни
В том случае, если листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком открыт в рабочий для сотрудницы (сотрудника) день, особых вопросов исчисление пособия не вызывает. Согласно принятым правилам пособие по временной нетрудоспособности назначается за все календарные дни периода нетрудоспособности, включая выходные и нерабочие праздничные дни.
В п. 18 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 Положения особо отмечено, что при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни. Речь идет о Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту – Положение об исчислении пособий).
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ;
п. 17 Положения об исчислении пособий):
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
– период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
– период заключения под стражу или административного ареста;
– период проведения судебно-медицинской экспертизы;
– период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя.
Исходя из приведенных выше положений и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком и (или) иным членом семьи должно выплачиваться за все календарные дни периода, указанного в больничном листке. Однако до 1 июля 2011 г. в случае, если ребенок или иной член семьи заболевал в выходной или нерабочий праздничный день, которые не являлись рабочими для сотрудника, то листок нетрудоспособности выписывался с его первого ближайшего рабочего дня.
Такого рода норма содержалась в п. 42 ранее применявшегося Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. № 514.
Пример 9
Сотрудница занята в организации на условиях 5-дневной рабочей недели.
Ребенок сотрудницы болел в период с 21 по 31 мая 2017 г. Осмотр врачом произведен 21 мая 2017 г. (предположим, суббота).
В данном случае листок нетрудоспособности может быть выдан только с понедельника 23 мая 2017 г. Оплате подлежат 9 календарных дней периода нетрудоспособности с 23 по 31 мая 2017 г.
Применению с 1 июля 2011 г. подлежит новый Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
В п. 41 данного Порядка ограничения по выдаче листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи определены только за время следующих событий:
– ежегодных оплачиваемых отпусков;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
– отпуска без сохранения заработной платы.
Приведенный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
Принятые изменения указывают на то, что с 1 июля 2011 г. больничный лист по уходу за больным ребенком и (или) другим членом семьи может выдаваться начиная с выходного для работника или нерабочего праздничного дня. Соответственно, оплачиваться указанные дни должны. Тем самым в данном смысле «больничный» по уходу за больным ребенком приравнен к обычному листку нетрудоспособности по травме (заболеванию).
Пример 10
Предположим, что у сотрудника организации ребенок болел с 16 по 23 сентября 2017 г. Ребенок был осмотрен врачом 16 сентября 2017 г. (суббота), и диагноз заболевания подтвержден.
График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя.
В данном случае работник вправе рассчитывать на получение листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком начиная с 16 сентября 2017 г.
Оплате из средств социального страхования подлежат все 8 календарных дней периода болезни ребенка работника.
Пример 11
Предположим, что сотрудник организации занят на условиях суммированного учета рабочего времени. График работы на очередной месяц доводится до сведения работников не позднее чем за 2 недели.
У данного работника ребенок заболел 20 сентября 2017 г. Ближайший к этому рабочий день сотрудника по его графику работы – 23 сентября.
В данном случае сотрудник вправе требовать оформления и оплаты листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком с 20 сентября 2017 г.
При выплате пособия бывшему военному или милиционеру работодатель вправе требовать возмещения соответствующей разницы от ФСС России
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности и (или) пособия по беременности и родам сотрудникам из числа бывших военнослужащих и (или) сотрудников органов внутренних дел организации должны учитывать следующие моменты:
1) время военной службы и (или) правоохранительной службы, начиная с 2007 г., отражается в листке нетрудоспособности как «нестраховой период»;
2) разница в суммах пособия, образовавшаяся в связи с включением в страховой стаж времени военной и (или) правоохранительной службы (но только начиная с 2007 г.) в отдельном порядке учитывается организацией в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н «Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
3) исчисленная в связи с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы разница в суммах пособия в части, оплачиваемой ФСС России, отражается в отдельных графах ежеквартального Расчета по страховым взносам (графа 4 «в том числе за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» приложения 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к разделу 1»);
4) исчисленная в связи с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы разница в суммах пособия в части, оплачиваемой работодателем (за первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности) может быть истребованы организациями к возмещению через территориальные отделения ФСС России;
5) сумма денежного довольствия за 2 календарных года, предшествующих году наступления периода нетрудоспособности, при исчислении пособия не учитывается, а в случае отсутствия иных выплат и (или) их недостаточности, пособия рассчитываются в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
Необходимость отдельного отражения периода военной службы и (или) правоохранительной службы предусмотрена также и формой бланка листка нетрудоспособности. Для этого предназначена строка «в т. ч. нестраховые периоды:».
Как указано в Порядке выдачи листков нетрудоспособности, в строке «в т. ч. нестраховые периоды» в ячейках «__лет», «__ мес.» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 1 января 2007 г.
В общем порядке в страховой стаж включается и время военной службы по призыву (срочной службы). При этом они включаются в страховой стаж для назначения пособий как 1 год службы за 1 год страхового стажа (а не 1 год службы за 2 года стажа, как в некоторых иных случаях).
Пример 12
Предположим, что в организации занят сотрудник, который с весны 2015 г. по весну 2016 г. проходил военную службу по призыву в течение 1 года. Данный период службы засчитывается в страховой стаж, однако поскольку он приходится на период после 2007 г., то учитывается как «нестраховой период».
Данный сотрудник болел с 8 по 15 августа 2017 г. Общий страховой стаж работника на 8 августа 2017 г. составил 5 лет 4 месяца, в том числе время военной службы по призыву – 1 год.
Работая по трудовым договорам, работник заработал в 2015 г. (за исключением денежного довольствия и иных сумм за период службы) 109 500 руб., а в 2016 г. – 145 300 руб.
Сумма пособия за время болезни составит, в том числе:
– величина учитываемых при расчете пособия выплат – 254 800 руб. (109 500 руб. +145 300 руб.);
– величина среднего дневного заработка – 349 руб. 04 коп. (254 800 руб./730);
– величина дневного пособия – 279 руб. 23 коп. (349 руб. 04 коп. × 80%, где 80% –размер пособия при общем страховом стаже свыше 5 лет);
– сумма пособия – 2233 руб. 84 коп. (279 руб. 23 коп. × 8 дней болезни), в том числе за первые 3 дня за счет средств работодателя – 837 руб. 69 коп. (279 руб. 23 коп. × 3 дня болезни) и за счет средств ФСС России – 1396 руб. 15 коп. (279 руб. 23 коп. × 5 дней болезни).
В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 г. № 908н работодатель обязан выявить разницу в суммах пособия, оплаченную из средств ФСС России и образовавшуюся в связи с включением в стаж работы времени военной службы.
Для этого следует из общего стажа (5 лет 4 мес.) вычесть период службы, который отражается в больничном листке как «нестраховой период» (4 года 4 мес. = 5 лет 4 мес. – 1 год). Так как оставшийся период страхового стажа указывает на право работника на получение пособия в размере 60%, то разницу необходимо считать и отражать ее в форме 4-ФСС.
Разница пособия в размере 20% за 5 дней болезни составит 349 руб. 03 коп.:
– сумма пособия из средств ФСС России, назначенного работнику – 1396 руб. 15 коп.;
– сумма пособия, рассчитанная исходя из права сотрудника на получение пособия в размере 60% (4 года 4 месяца) – 1047 руб. 12 коп. (349 руб. 04 коп. × 60% × 5 дней болезни);
– разница в суммах пособия – 349 руб. 03 коп. (1396 руб. 15 коп. – 1047 руб. 12 коп.).
Именно величина в 349 руб. 03 коп. подлежит включению в графу 4 по строке 010 приложения № 3 к разделу 1 Расчета по страховым взносам.
Выявление разницы необходимо для определения суммы, которая будет возмещена ФСС России из федерального бюджета в рамках межбюджетных расчетов. Такая норма закреплена в ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ.
Как указано в данной части, «финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в ч. 1.1 ст. 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации».
При всем этом обратим внимание, что законодательство не определяет необходимость возмещения дополнительных расходов только в той части пособия, которая оплачивается из средств ФСС России. Право на возмещение образовавшейся в связи с включением в страховой стаж периодов военной и (или) правоохранительной службы разницы имеют в полной мере и работодатели, из средств которых оплачиваются первые 3 календарных дня болезни работника.
Пример 13
Воспользуемся условиями примера 12.
Сумма пособия, подлежащая назначению из средств работодателя за первые 3 календарных дня болезни, составила 837 руб. 69 коп. Данная сумма относится на расходы организации, признаваемые в целях налогообложения прибыли, за счет средств по смете и (или) за счет иного источника финансирования деятельности организации.
В случае необходимости работодатель вправе требовать от ФСС России выплаты разницы в сумме пособия, выплаченной по причине включения в страховой стаж периода военной и (или) правоохранительной службы.
Величина соответствующей разницы составит:
– сумма назначенного пособия – 837 руб. 69 коп.;
– сумма пособия, рассчитанная исходя из права сотрудника на получение пособия в размере 60% (4 года 4 месяца) – 628 руб. 27 коп. (349 руб. 04 коп. × 60% × 3 дня болезни);
– разница в суммах пособия – 209 руб. 42 коп. (837 руб. 69 коп. – 628 руб. 27 коп.).
Выявленная сумма разница в части пособия, оплачиваемого из средств работодателя, может быть истребована работодателем через территориальное отделение ФСС России.
На это, в частности, указывают положения проводимого с 1 июля 2011 г. эксперимента по выплате пособий через территориальные отделения ФСС России. В условиях данного эксперимента работодатели продолжают оплачивать за счет своих средств пособия за первые 3 дня болезни (травмы) работника и имеют право потребовать к возмещению разницу, выявленную в расчетах пособия в связи с включением в страховой стаж периодов военной и (или) правоохранительной службы. Приказом ФСС России от 17 сентября 2012 г. № 335 утверждена форма заявления о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности (приложение № 3 к приказу).
При всем этом нельзя считать, что право на возмещение рассматриваемых разниц имеют только организации, участвующие в проводимом эксперименте. Выше рассмотренные положения ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ указывают на право любого работодателя требовать возмещения сумм через территориальные отделения ФСС России.
Необходимо также понимать, что в случае истребования выявленной в расчетах пособия разницы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль необходимо будет увеличить на фактически полученные от ФСС России суммы.
Гарантии работникам с неполным рабочим временем
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если работник в принятом для расчета пособий расчетном периоде не имел заработка, а также в случае, если средний заработок за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок для исчисления пособий принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Однако если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок для расчета пособий определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Приведенными нормами введена своеобразная гарантия – средний заработок для расчета пособий не может приниматься меньше МРОТа из расчета за полный календарный месяц.
Порядок реализации принятых гарантий раскрыт в пп. 11.1 и 15 Положения об исчислении пособий. В указанных случаях для исчисления пособий средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. При величине МРОТа с 1 июля 2017 г. в 7800 руб.
минимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий составит 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730).
Как отмечено в письме ФСС России от 11 марта 2011 г. № 14-03-18/05-2129, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.
При отсутствии выплат за расчетный период особых сложностей с порядком расчета пособий работникам с неполным рабочим временем не возникает. Если, например, на дату начала страхового случая сотрудник занят на 0,5 ставки и т. д., то гарантированное значение среднего дневного заработка корректируется исходя из его занятости.
Пример 14
Допустим, что в организации на 0,5 ставки занят сотрудник, который не подтвердил своего заработка с места работы у других работодателей за 2015 и 2016 гг. (не работал, не получил справку и т. д.).
Данным сотрудником представлен на оплату больничный лист за период с 18 по 25 апреля 2017 г. Страховой стаж работника на 18 апреля 2017 г. – 2 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия в размере 60% среднего заработка.
Исчисление пособия должно производиться за 2 календарных года, предшествующих 2017 г., а именно за 2015 и 2016 гг. Заработок за указанный период времени работником не подтвержден, в связи с чем для расчета пособия заработок за расчетный период должен быть принят из расчета МРОТа.
Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730);
2) скорректировать средний дневной заработок исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 128 руб. 22 коп. (256 руб. 44 коп. × 0,5 ставки);
3) исчислить величину дневного пособия – 76 руб. 93 коп. (128 руб. 22 коп. × 60%);
4) определить сумму пособия – 615 руб. 44 коп. (76 руб. 93 коп. × 8 календарных дней болезни в период с 18 по 25 апреля 2017 г.), в том числе по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 230 руб. 79 коп. (76 руб.93 коп. × 3 дня);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 384 руб. 65 коп. (76 руб.93 коп. × 5 дней).
Если сотрудник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, на сумму исчисленного из МРОТа в вышерассмотренном случае пособия начисляется районный коэффициент. На это указано в п. 11.1 Положения № 375.
Пример 15
Воспользуемся условиями примера 14 и предположим, что работник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районного коэффициента для непроизводственных отраслей в размере 1,15. Именно данное значение коэффициента применяется для целей исчисления пособий по социальному страхованию.
Сумма пособия составит:
1) средний дневной заработок – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730);
2) величина среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 128 руб. 22 коп. (256 руб. 44 коп. × 0,5 ставки);
3) величина дневного пособия – 76 руб. 93 коп. (128 руб. 22 коп. × 60%);
4) сумма пособия – 707 руб. 76 коп. (76 руб. 93 коп. × 8 дней болезни × 1,15), в том числе по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 265 руб. 41 коп. (76 руб.93 коп. × 3 дня × 1,15);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 442 руб. 35 коп. (76 руб.93 коп. × 5 дней × 1,15).
Исчисление пособия работникам с неполным рабочим временем при наличии в расчетном периоде заработка необходимо во всех случаях производить дважды – из заработка и из минимального размера оплаты труда. В дальнейшем для расчета принимается большее значение среднего дневного заработка.
Пример 16
Предположим, что сотруднику организации установлен график неполного рабочего времени (0,5 ставки).
Им представлен на оплату больничный листок в период с 18 по 25 апреля 2017 г. Страховой стаж работника на 18 апреля 2017 г. 4 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка.
Предположим, что заработок работника за расчетный период (2015 и 2016 гг.) составил 245 000 руб., в том числе за 2015 г. – 138 000 руб., за 2016 г. – 107 000 руб.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 335 руб. 62 коп. (245 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 128 руб. 22 коп. (256 руб. 44 коп. × 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) – 335 руб. 62 коп.;
5) определить дневное пособие – 201 руб. 37 коп. (335 руб. 62 коп. × 60%);
6) исчислить сумму пособия – 1610 руб. 96 коп. (201 руб. 37 коп. × 8 дней болезни).
Очень важно «двойной» расчет среднего заработка производить в случае малозначительности заработка работника за расчетный период. В случае если величина учитываемых выплат составит значение, меньшее чем МРОТ × 24 мес., пособие зачастую все равно придется рассчитывать из фактического заработка работника.
Пример 17
Воспользуемся условиями примера 16 и предположим, что заработок работника за расчетный период составил 102 000 руб.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 139 руб. 73 коп. (102 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 128 руб. 22 коп. (256 руб. 44 коп. × 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) – 139 руб. 73 коп.;
5) определить дневное пособие – 83 руб. 84 коп. (139 руб. 73 коп. × 60%);
6) исчислить сумму пособия – 670 руб. 72 коп. (83 руб. 84 коп. × 8 дней болезни).
При исчислении к заработной плате районного коэффициента сравнение при наличии в расчетном периоде заработка должно производиться уже на этапе дневного пособия. Объясняется это тем, что значение пособия с учетом районного коэффициента может превысить значение среднего дневного заработка.
Пример 18
Воспользуемся условиями примера 17 и предположим, что к заработной плате работника установлена выплата районного коэффициента в размере 1,20.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 139 руб. 73 коп. (102 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730) и скорректировать данное значение исходя из занятости на дату начала страхового случая – 128 руб. 22 коп. (256 руб.44 коп. × 0,5 ставки);
3) определить величину дневного пособия исходя из фактического среднего дневного заработка – 83 руб. 84 коп. (139 руб. 73 коп. × 60%);
4) определить величину дневного пособия исходя из гарантированного значения среднего дневного заработка и с начислением на данное значение пособия районного коэффициента – 92 руб. 32 коп. (128 руб. 22 коп. × 60% × 1,20);
5) принять большее значение дневного пособия (пп. 3 и 4) – 92 руб. 32 коп.;
6) исчислить сумму пособия – 738 руб. 56 коп. (92 руб. 32 коп. × 8 дней болезни).
В любом случае исходя из неполной занятости работника корректируется только значение среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТа. Если в расчетном периоде работник был занят на условиях неполного рабочего времени, а на дату начала страхового случая занят на условиях полного рабочего времени, пособие исчисляется в общеустановленном порядке.
Пример 19
Воспользуемся условиями примера 17 и предположим, что на дату начала страхового случая (18 апреля 2017 г.) работник занят на условиях полного рабочего времени.
Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок за расчетный период – 139 руб. 73 коп. (102 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 256 руб. 44 коп. (7800 руб. × 24 мес./730);
3) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) – 256 руб. 44 коп.;
4) определить дневное пособие – 153 руб. 86 коп. (256 руб. 44 коп. × 60%);
5) исчислить сумму пособия – 1230 руб. 88 коп. (153 руб. 86 коп. × 8 дней болезни).
Снижение пособия до МРОТа производится только при соблюдении определенных условий
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
– нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
– неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
– заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии указанных оснований пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (в соответствующих местностях – увеличенного на значение районного коэффициента).
Непосредственно порядок исчисления пособия в указанных случаях определен в п. 22 Положения об исчислении пособий. В случаях если исчисленное пособие по временной нетрудоспособности за период со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превышает минимальный размер оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности.
В первую очередь снижение пособия до МРОТа производится, только если у работника не было уважительных причин нарушить режим и (или) не явиться на осмотр в оговоренное время. Как, в частности, отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, из содержания п. 2 части первой ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что неявка работника на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности только в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Полномочия в признании соответствующих причин уважительными законодательно ни за кем не закреплены. Ни врач, ни сам работник не вправе оценивать соответствующие причины и принимать (требовать принятия) решений. Как представляется, работодатель вправе оценивать конкретную ситуацию и принимать решение об уважительности (или наоборот – неуважительности) причин нарушения режима или неявки на осмотр. В этом ему посильную помощь может оказать созданная в организации комиссия по социальному страхованию. В любом случае для сотрудника бухгалтерии основанием для выплаты пособия в законодательно оговоренном размере (без его снижения до МРОТ) является письменный приказ по организации.
Впрочем, необходимо учитывать, что при проведении проверок ФСС РФ также будет проводить оценку уважительности причин и может не согласиться с решением, принятым в организации. В таком случае свою позицию придется защищать в судебных органах.
В соответствии с положениями части второй ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ при отражении в больничном листке фактов нарушения режима (код «23») или несвоевременной явки на осмотр (код «24») снижение пособия производится со дня, когда было допущено соответствующее нарушение. Однако, как отмечено в том же постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, закон не содержит предписания о том, что соответствующее нарушение влечет за собой снижение размера пособия со дня, когда было допущено такое нарушение, на весь период временной нетрудоспособности. Фактически снижение может производиться только за то посещение (период), когда работник нарушил режим или не явился на осмотр. За все остальные календарные дни периода болезни работник вправе рассчитывать на получение пособия в законодательно оговоренном размере.
Пример 20
Предположим, что работнику организации был выдан листок нетрудоспособности за период с 1 по 10 марта 2017 г.
10 марта 2017 г. работник на осмотр к врачу не пришел. 12 марта 2017 г. при продлении листка нетрудоспособности врачом была проставлена отметка «24» (несвоевременная явка на прием к врачу) в строке «Отметки о нарушении режима».
В дальнейшем листок нетрудоспособности оформлялся в период с 12 марта по 16 марта и с 17 марта по 20 марта 2017 г. включительно.
Пособие по временной нетрудоспособности работнику по решению организации может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 9 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период;
2) за 10 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
3) за 11 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
4) за период с 12 по 16 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период (в данном случае отметка о нарушении режима не должна сказаться на назначении пособия, так как работник в указанный период нарушений не допускал);
5) за период с 17 по 20 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период.
К уважительным причинам, по которым работник не мог явиться на осмотр к врачу в оговоренную дату, можно отнести, в частности, необходимость устранения коммунальной аварии, смерть близкого родственника, инвалидность, другое тяжелое состояние здоровья, сочетающиеся с невозможностью получения помощи родственников, другие обстоятельства.
При всем этом необходимо учитывать, что ФСС России вправе самостоятельно оценивать выявленные организацией причины неявки на осмотр и (или) нарушения режима. В связи с этим мнение проверяющих фонда могут не совпадать, а потому организация должна быть готова к защите своих интересов и интересов работника в судебных органах. По этой причине многие работодатели не считают нужным спорить, прибегая к автоматическому снижению пособия на основании представленного работником листка нетрудоспособности.
Продление «больничного» на дни болезни ребенка или другого члена семьи
Как отмечено в письме Роструда от 1 июня 2012 г. № ПГ/4629-6-1, в качестве основания для продления ежегодного оплачиваемого отпуска может рассматриваться в том числе болезнь члена семьи. В отдельных случаях ежегодный оплачиваемый отпуск может продлеваться и в случае, если работником будет представлен больничный лист по уходу за ребенком или другим членом семьи.
Такого рода разъяснения вытекают из положений ст. 124 ТК РФ, согласно которым ежегодный оплачиваемый отпуск должен продлеваться и в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами организации. А потому если в локальных актах организации указано на необходимость продления отпуска на количество дней болезни ребенка (другого члена семьи), действия в части продления отпуска будут правомерны.
При всем этом необходимо учитывать, что по правилам оформления больничных листков такой документ по уходу за больным ребенком (другим членом семьи) за период ежегодного оплачиваемого отпуска сотрудника оформляться не может. На это, в частности, указано в п. 41 Порядка № 624н.
В связи с изложенным оплачивать период болезни за те дни, когда работник первоначально находился в отпуске, нельзя согласно правилам оформления документов, подтверждающих период временной нетрудоспособности. При этом не имеет значения, предусмотрено ли продление отпуска на дни болезни ребенка (другого члена семьи) локальными документами организации или нет. Получается, что продление отпуска на дни болезни ребенка (другого члена семьи) возможно только за счет самого работника.