Пособия по социальному страхованию с учетом действующего законодательства




Е. П. Никодимова


Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Положение о порядке расчета пособий).


При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).


Выплата заработной платы и ежемесячного пособия по уходу за ребенком
В соответствии с частью второй ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.


До 2017 г. максимальная продолжительность рабочего времени сотрудника для того, чтобы он мог одновременно получать заработок и пособие, была на 1 час менее нормы. Такой подход подтверждался многочисленной судебной практикой, согласно которой под неполным рабочим временем следовало понимать любое время, сокращенное хотя бы на 1 час в неделю (см., в частности, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № ВАС-4041/13).


Отмечалось, что Трудовым кодексом не установлено, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня (смены), чтобы указанный режим можно было отнести к режиму неполного рабочего времени.


В 2017 г. судебная практика по данному вопросу была скорректирована. В частности, как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728, в ситуации незначительного сокращения рабочего времени (5 минут в неделю) пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.


В другом определении Верховного Суда от 1 декабря 2017 г. № 309-КГ1717691 заявлено, что применение режима сокращенного рабочего времени 7 час. 48 мин. в день (39 часов в неделю) не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.


В обоих случаях территориальные отделения ФСС России не зачли произведенные организациями выплаты в виде пособия по уходу за ребенком при расчетах по социальному страхованию, и подтвердили свою правоту в судебных органах.


Со своей стороны Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 г. № 329-О поддержал работодателя, который отказался устанавливать неполное рабочее время (7 час. 30 мин. в день) работнику (мужчине), который в установленном порядке оформил отпуск по уходу за ребенком.


Как отметил ФСС России в письме от 19 января 2018 г. № 02-08-01/17-0413832 л, осуществляющий уход за малолетним ребенком родитель в соответствии с ТК РФ имеет право прервать трудовую деятельность на время ухода за ребенком и оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 256 ТК РФ). За период такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет в соответствии гражданам, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.


Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и неработающим гражданам. Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих родителей это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до полутора лет. То есть ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью.


Вместе с тем ст. 256 ТК РФ предусмотрено, что во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.


Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения).


При этом большая часть времени работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за ребенком, а не трудовой деятельности.


Поскольку, как указывалось ранее, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.


Необходимо отметить, что максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована.


Такое время, в соответствии со ст. 93 ТК РФ, устанавливается по соглашению сторон трудового договора в каждом конкретном случае. При этом согласно новой редакции части второй указанной статьи ТК РФ (в редакции Федерального закона от 18 июня 2017 г. № 125-ФЗ) по заявлению одного из родителей неполное рабочее время устанавливаться должно на удобный для работника срок в соответствии с его пожеланиями.


В письме ФСС России отмечается, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени исчисляется в часах (в расчете на неделю). Соответственно, при установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть установлено в часах.


Вместе с тем, Фонд указывает на то, что сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728.


Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.


В настоящее время организациям необходимо учитывать мнение своего территориального органа ФСС России в отношении того, на сколько часов минимум должно сокращаться время сотрудника, занятого на работе в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени, для того, чтобы выплачивать одновременно заработную плату и пособие по уходу за ребенком.


С учетом сложившейся в последнее время практики возможны следующие варианты сокращения рабочего времени:
1) не менее чем на 16 часов при 40-часовой рабочей неделе, что составляет 40% «нормативной» продолжительности рабочего времени, это позволяет расценивать пособие по уходу за ребенком именно как компенсацию утраченного месячного заработка сотрудника (составляет тем же 40% исчисленного по установленным правилам месячного среднего заработка);
2) не менее чем на 5 часов в неделю или не менее чем на 1 час в день (данный вариант основан на том, что время в каждый из дней сокращаться должно на часы, а не минуты);
3) не менее чем на 10 часов в неделю или не менее чем на 2 часа в день (как отметил ФСС России, сокращение на 1 час или 60 минут не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком).


При всем этом зачастую организации и (или) их сотрудники продолжают получать письменные разъяснения от территориальных органов ФСС России о возможности сокращения рабочего времени хотя бы на 1 час в неделю.


На сегодняшний день рассматриваемый вопрос законодательно не урегулирован.


Бывают случаи, когда организации, имеющие в разных регионах страны обособленные подразделения, получают противоречивые ответы от своих отделений ФСС России.


Как представляется, до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон № 255-ФЗ и Федеральный закон № 81-ФЗ на рассматриваемый вопрос четкого ответа дать нельзя.


Новые размеры пособий на детей с 1 февраля 2018 года
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.


С учетом указанных индексаций суммы пособий в соответствующие периоды составляли (составляют):



В 2018 г. коэффициент индексации пособий с 1 февраля составил 1,025, что установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году».


Значение пособия по погребение по периодам составляло: с 1 января 2009 г. – 4000 руб.; с 1 января 2011 г. – 4260 руб.; с 1 января 2012 г. – 4515 руб. 60 коп.; с 1 января 2013 г. – 4763 руб. 96 коп.; с 1 января 2014 г. – 5002 руб. 16 коп.; с 1 января 2015 г. – 5277 руб. 28 коп.; с 1 февраля 2017 г. – 5562 руб. 25 коп., с 1 февраля 2018 г. – 5701 руб. 31 коп. С 1 февраля 2016 г. индексация данного пособия не предусматривалась.


В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента (коэффициента). Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется.


Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.) составлял: с 1 января 2010 г. – 8241 руб. 64 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2011 г. – 8777 руб. 35 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2012 г. – 9303 руб. 99 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2013 г. – 9815 руб. 71 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2014 г. – 10 306 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 января 2015 г. – 10 873 руб. 36 коп. (плюс районный коэффициент); с 1 февраля 2016 г. – 11 634 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент); с 1 февраля 2017 г. – 12 262 руб. 76 коп. (плюс районный коэффициент); с 1 февраля 2018 г. – 12 569 руб. 33 коп. (плюс районный коэффициент).


Новая максимальная сумма пособия по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
С 8 апреля 2013 г. суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием ограничены из расчета не более определенной величины в целом за календарный месяц. Соответствующие изменения в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ.


В частности, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного страхования.


В свою очередь, размер дневного пособия не может превышать значения, которое определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность.


В 2017 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составлял 72 290 руб. 40 коп. Именно данная величина зафиксирована в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».


Из расчета данной величины максимальная сумма дневного пособия в рамках рассматриваемого вида социального страхования составляла:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 9327 руб. 79 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/31);
– для календарного месяца в 30 календарных дней –9638 руб. 72 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/30);
– для календарного месяца в 28 календарных дней – 10 327 руб. 20 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/28).


Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принятый порядок индексации пособий был уточнен.


Отныне согласно пп. 11 и 12 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 72 290 руб. 40 коп., но данная величина подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.


При этом коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


С 1 февраля 2018 г. коэффициент индексации составил 1,025 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 74).


Применительно к соответствующим годам максимальная величина пособия составляет (составляла):



Напомним также, что исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. Плюс к этому для оплаты пособия необходимо дополнительно наличие акта о несчастном случае (ф. № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.


Данный вывод следует из части второй ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ. Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом опять же нормы законодательства о порядке исчисления пособия (имеются в виду положения Федерального закона № 255-ФЗ) не должны противоречить положениям Федерального закона № 125-ФЗ.


Согласно части первой ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной  нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям на производстве.


Далее согласно части второй ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с установленными правилами (до 2017 г. – в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а с 1 января 2017 г. – в соответствии с положениями гл. 34 части второй НК РФ).


Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться несколько в ином порядке. А именно при исчислении пособий должна учитываться сумма выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.


Исходя из этого если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работника, в том числе превышающую предельную базу.


Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Следовательно, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.


При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям на производстве ограничить все же необходимо. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы не более соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Специальной справки для целей исчисления пособия по несчастному случаю на производстве законодательством не предусмотрено.


В связи с этим более чем установленная величина предельной базы для начисления обычных страховых взносов в ФСС России за каждый календарный год из справок принять для расчета «больничного» в связи с несчастным случаев на производстве или профессиональным заболеванием не получится.


Как неявка на врачебный осмотр влияет на размер пособия
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ одним из оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.


При этом действующим законодательством не предусмотрено исключение периода неявки на врачебный осмотр из общего периода освобождения от работы. На это со ссылкой на положения Федерального закона № 255-ФЗ и Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) указано в письме ФСС России от 29 декабря 2017 г. № 02-03-11/22-03-32521.


Частью 2 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что при наличии указанного основания пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.


В соответствии с указанной нормой исключение дней неявки из периода временной нетрудоспособности (исходя из данных таблицы «Освобождение от работы» листка нетрудоспособности) не позволит реализовать право гражданина на назначение и выплату ему пособия по временной нетрудоспособности.


Таким образом, если гражданин при очередном врачебном осмотре признан нетрудоспособным, период неявки должен включаться в общий период освобождения от работы с проставлением кода «24», даты нарушения и подписи лечащего врача.


Соответственно, приходящиеся на такие периоды любые календарные дни оплате в виде пособия подлежат.


В части суммы оплаты пособия необходимо учитывать право организации на принятие решения о неснижении размера пособия в случае наличия у работника уважительных причин неявки на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.


Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 9 декабря 2011 г. № ВАС-14379/11, если причины неявки работника на очередной осмотр врача были признаны созданной в организации комиссией уважительными, оснований к переоценке данных решений у ФСС России нет.


Необходимо учитывать, что положения п. 2 части первой ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ не содержат предписания о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, и на весь период нетрудоспособности. Если у работника и не было уважительных причин для пропуска явки на врачебный осмотр, то на последующие дни периода временной нетрудоспособности это никак повлиять не должно (при условии посещения врача в установленные даты). Это следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 14379/11.


Электронные «больничные»
В соответствии с применяемой с 1 июля 2017 г. новой редакцией п. 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме бумажного документа или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.


Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


Таким образом, для применения листка нетрудоспособности в электронном виде необходимо выполнение следующих трех условий:
1) работник дает согласие в письменной форме;
2) медицинская организация оформляет больничные листы в электронном виде;
3) работодатель является участником системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.


Как отмечено в письме ФСС России от 11 августа 2017 г. № 02-09-11/22-05-13462, законом обязанность работодателя участвовать в формировании электронного листка нетрудоспособности не установлена. Соответственно, в случае технической неготовности работодателя по формированию электронного листка нетрудоспособности медицинская организация вправе заменить сформированный электронный листок нетрудоспособности на «больничный», оформленный на бумаге.


При всем этом позиция ФСС России по рассматриваемому вопросу в последнее время стала жестче.


Исходя из разъяснений, приведенных в письме от 29 ноября 2017 г. № 02-1109/22-03-4326П, право выбора формы листка нетрудоспособности остается за застрахованным лицом – по его желанию может быть выдан листок нетрудоспособности как в бумажном виде, так и в форме электронного документа.


Работодатель после получения информации от работника о номере листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа, должен представить сведения по страховому случаю в ФСС России в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе сведения по расчету пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.


С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1567 «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа» передача информации организациями может осуществляться с использованием информационных систем, применяемых ими для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого ФСС России на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия, а также с использованием «личного кабинета», размещаемого на официальном сайте ФСС России в сети «Интернет».


Достоверность информации, размещаемой в системе «Соцстрах», должна подтверждаться посредством использования усиленной квалификационной электронной подписи в соответствии с Федеральный законом «Об электронной подписи».


Согласно п. 13 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1567 Правил организации-страхователи должны представлять информацию для формирования электронного «больничного» с учетом сроков, установленных для назначения и выплаты страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Имеются в виду положения п. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ о необходимости назначения пособий в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами.


По мнению Роструда, высказанному в письме от 1 декабря 2017 г. № ТЗ/615103-5, при предъявлении застрахованным лицом листка нетрудоспособности, в том числе в форме электронного документа, в соответствии со ст. 22 и 183 ТК РФ у работодателя возникает обязанность по выплате работнику (в том числе надомнику) пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. За нарушение требований трудового законодательства работодатель несет ответственность, предусмотренную КоАП РФ.


Таким образом, на сегодняшний день требование о применении электронных «больничных» со стороны ФСС России и трудовой инспекции ужесточены.


В случае отказа работодателя от назначения пособия на основании обращения работника со ссылкой на «больничный» в электронном виде, он может быть привлечен к ответственности за нарушение положений трудового законодательства.

05.10.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста