Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №8 год - 2018
А. Н. Беляев
К расчету среднего заработка работники бухгалтерских служб прибегают при определении сумм заработной платы за время предоставленных работникам ежегодных оплачиваемых и учебных отпусков, за время нахождения сотрудников в служебных командировках, в случае оплаты периода временной нетрудоспособности, исчисления размеров возмещения ущерба и в других случаях, когда за штатными работниками сохраняется средний заработок, или же выплаты в пользу физических лиц основываются на средней заработной плате.
Случаи выплаты среднего заработка определяются положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, постановлениями Правительства Российской Федерации, отраслевыми и иными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями).
В каждом конкретном случае средний заработок определяется в соответствии с нормативным актом, регулирующим порядок его исчисления.
В соответствии с п. 1 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее по тексту – Положение об исчислении среднего заработка), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, его нормы применяются для всех случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных ТК РФ (1).
Наряду с этим необходимо учитывать, что некоторые случаи сохранения за работниками и (или) выплаты им среднего заработка предусмотрены не ТК РФ, а отдельными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или другими нормативными правовыми актами.
Данная статья посвящена отдельным вопросам исчисления среднего заработка на предприятиях и учреждениях государственного сектора.
(1 ) Порядок исчисления среднего заработка в соответствии с положениями ТК РФ был ранее рассмотрен на страницах журнала (см. «ЗП» № 4–7/2018 г.).
Порядок исчисления среднего месячного заработка отдельных категорий работников
В соответствии со ст. 145 ТК РФ определены особенности оплаты труда отдельных категорий работников, занятых в государственном секторе и (или) в организациях с государственным участием. Имеются в виду руководители, их заместители, главные бухгалтера следующих структур:
– государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
– государственных или муниципальных учреждений;
– государственных или муниципальных унитарных предприятий;
– государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Условия оплаты труда данных категорий лиц определяются трудовыми договорами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
При этом общая величина заработной платы рассматриваемой категории лиц не может превышать установленную величину. Для этого Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» введено понятие предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров вышеуказанных учреждений, предприятий, фондов и других структур, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений, предприятий, фондов (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
– для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
– для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации – нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, начиная с 1 января 2017 г. в отношении указанных лиц введен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы по отношению к показателю среднемесячной заработной платы работников учреждения.
Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений, предприятий, фондов и иных структур, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом в части федеральных структур постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1349 уточнено, что в такие перечни включаются федеральные учреждения, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей особые значимость, масштабность, а также уникальность.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы в части федеральных учреждений определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, нормативным актом федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся соответствующие федеральные учреждения, в кратности от 1 до 8. Таковы положения п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в редакции изменений и дополнений).
Проекты соответствующих актов, содержащие предельные уровни соотношений среднемесячной заработной платы в кратности 1 к 15 и выше, подлежат начиная с конца 2017 г. согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федеральных учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входит координация
вопросов деятельности Росимущества.
При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы, в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.
Без учета общеустановленного предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда данных лиц могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р.
Одновременно с этим новой редакцией п. 3 ст. 278 ТК РФ предусмотрено такое дополнительное основание для расторжения заключенного с руководителем учреждения, как «несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия».
Таким образом, если в отношении заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера учреждения, предприятия, фонда, госкорпорации будет допущено превышение определенного уровня заработной платы, руководитель данной структуры может быть уволен с работы.
В свою очередь, в случае превышения оговоренного уровня оплаты руководителя учреждения (предприятия, фонда) должностные лица учредителя (распорядителя) могут быть привлечены к установленной дисциплинарной ответственности.
Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений. Таковы требования ст. 349.5 ТК РФ. Иное может быть предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Первый раз расчет среднемесячной заработной платы следовало осуществлять по итогам 2017 г. (см. информационное сообщение Минтруда России от 3 марта 2017 г. б/н).
В п. 27 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2018 г. (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол № 11) отражено, что информация о рассчитанной за 2017 г. среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений должна быть размещена в сети «Интернет» не позднее 15 мая 2018 г.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, указанных в части первой настоящей статьи, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1521. В частности, соответствующая информация представляется должностными лицами для размещения в сети «Интернет» на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. Указанная информация может по решению учредителя размещаться в сети «Интернет» и на официальных сайтах учреждений.
Соотношение среднемесячной заработной платы рассматриваемой категории лиц рассчитывается за календарный год. При этом такое соотношение определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.
Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об исчислении среднего заработка. Изменения в данный документ в этой части внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339.
В соответствии с п. 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы среднемесячная заработная плата работников учреждений определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы (включая выплаты, предусмотренные п. 2 данного Положения) таких работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность таких работников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году). В данном случае определение среднесписочной численности указанных работников за соответствующий календарный год осуществляется в соответствии с методикой, используемой для целей федерального статистического наблюдения. В приведенном подсчете не должна учитываться заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.
В свою очередь, среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы (включая выплаты, предусмотренные п. 2 Положения) соответствующему работнику за календарный год на 12 (количество месяцев в году). Если работник состоял в трудовых отношениях с учреждением неполный календарный год, то среднемесячная заработная плата определяется исходя из фактически отработанных данным лицом полных календарных месяцев.
Расчет осуществляется отдельно по должностям руководителя, главного бухгалтера и по каждой должности заместителя руководителя.
В фактической начисленной заработной плате для определения среднемесячной заработной платы не учитываются выплаты, предусмотренные п. 3 Положения (выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, включая материальную помощь, оплату стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т. д.), а также компенсации, выплачиваемые при прекращении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.
В случаях выполнения руководителем, заместителями руководителя, главным бухгалтером работы по совмещению должностей (профессий) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы в фактически начисленной заработной плате учитываются суммы, начисленные как по основной должности (профессии), так и по совмещаемой должности (профессии), а также начисленные за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы. При работе по совместительству в фактически начисленной заработной плате учитываются только суммы фактически начисленной заработной платы по должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера.
Отдельные разъяснения по порядку исчисления среднемесячной заработной платы для применения вышерассмотренных положений были даны в информационном письме Минтруда России (б/н) «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
В частности, в расчет должны приниматься только суммы заработной платы, а именно суммы вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплаты по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные). Отметим, что к оплате труда не относятся суммы среднего заработка за отпуск, за время командировки и т. п.
При всем этом если в расчет не принять суммы среднего заработка, то величина среднего месячного заработка соответствующего лица будет искажена. С учетом данного факта на практике принято не учитывать только те выплаты, которые перечислены в п. 20 Положения об исчислении среднего заработка, – выплаты социального характера и компенсации при увольнении.
По мнению Минтруда России, ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность – замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Контроль за претворением в жизнь Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.
Методика расчета среднего заработка при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 были приняты Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее по тексту – Правила № 562). Данные Правила определяют порядок расчета денежного содержания за те периоды, за которые ранее за государственными служащими в установленном порядке сохранялся средний заработок.
Заметим, что принятые Правила № 562 регулируют вопросы исчисления денежного содержания только федеральных государственных гражданских служащих.
Вопросы исчисления денежного содержания гражданских служащих, занимающих должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами соответствующих органов государственного управления субъектов Российской Федерации. В свою очередь, в отношении муниципальных служащих принято применять Положение об исчислении среднего заработка.
Отдельные разъяснения по применению Правил даны в письме Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2007 г. № 3495-17.
Напомним, что в соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) денежное содержание гражданских служащих состоит из:
1) оклада месячного денежного содержания, включающего месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы (должностного оклада) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);
2) дополнительных выплат, включающих:
– ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
– ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
– ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
– ежемесячное денежное поощрение;
– премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
– материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
– единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
3) выплат в рамках районного регулирования оплаты труда, включающих:
– районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и (или) коэффициент за работу в высокогорных районах;
– процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
До 20 сентября 2007 г. указанные выплаты производились за фактически отработанное служебное время. За такие периоды, как нахождение в ежегодном оплачиваемом отпуске; профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации или стажировки; в служебной командировке и т. п., за гражданскими служащими сохранялся средний заработок.
С принятием Правил во всех случаях за гражданским служащим сохраняется денежное содержание. При этом за отдельные периоды оно исчисляется по специальным правилам, регламентированным Правилами № 562.
По отдельным должностям, а также за отдельные периоды денежное содержание также рассчитывается по специальным правилам. Например, по отдельным должностям гражданской службы устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В дополнение к денежному вознаграждению могут выплачиваться премии и ежемесячное (ежеквартальное) поощрение.
Размеры выплачиваемых в настоящее время должностных окладов, окладов за классный чин и ежемесячного денежного поощрения определяются в соответствии с положениями Указов Президента Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что размеры окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» неоднократно индексировались.
Размеры дополнительных выплат определяются представителями нанимателя в пределах утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и внутриведомственными нормативными правовыми актами.
Денежное содержание за период оплачиваемого отпуска
В соответствии со ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим предоставляются основные оплачиваемые отпуска и дополнительные оплачиваемые отпуска.
За период нахождения гражданского служащего в оплачиваемых отпусках за ним сохраняются следующие выплаты:
– оклад денежного содержания;
– ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
– ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
– ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
– ежемесячное денежное поощрение;
– премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск;
– материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Сложив воедино перечисленные суммы, получим месячное содержание гражданского служащего, учитываемое при расчете «отпускных». Непосредственно размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное количество календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Пример 1
Федеральному государственному гражданскому служащему с 23 сентября 2018 г. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 40 календарных дней.
Для исчисления денежного содержания за период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске необходимо:
1) исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение – 20 894 руб.;
2) учесть 1/12 начисленных за период с 1 сентября 2017 г. по 31 августа 2018 г. премий и материальной помощи (согласно установленному в ведомстве порядку материальная помощь выплачивается в размере двух окладов денежного содержания, а премии ежемесячно) – 1742 руб.;
3) исчислить учитываемое при расчете оплаты отпуска денежное содержание – 22 636 руб. (20 894 руб. + 1742 руб.);
4) определить сумму денежного содержания за время предоставленного оплачиваемого отпуска – 30 902 руб. (22 636 руб./29,3 × 40 календарных дней отпуска).
Изменения в части приведенного коэффициента (уменьшен до 29,3) приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 642 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Данный документ вступил в силу с 22 июля 2014 г. (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 14 июля 2014 г.).
Корректировки внесены в п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Если гражданский служащий в расчетном периоде работал меньше 12 месяцев (только принят на государственную службу и др.), премии и материальная помощь все равно должны приниматься к расчету как 1/12 начисленных сумм (см. письмо Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2007 г. № 3495-17). Если в расчетном периоде начислено две материальных помощи, они обе должны учитываться при расчете денежного содержания за отпуск.
Иные выплаты при расчете денежного содержания не учитываются. Это, в частности, относится и к выплачиваемым на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» ежемесячным надбавкам за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.
На исчисленное в установленном порядке денежное содержание за отпуск начисляются коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате за работу в отдаленных местностях. Данная норма созвучна с ранее применявшейся, согласно которой средний заработок рассчитывался в том числе с учетом начислений за расчетный период районных коэффициентов и процентных надбавок. Кроме того, согласно письму Минздравсоцразвития России от 13 октября 2006 г. № 5673-17 районный коэффициент и надбавка начисляются на все выплаты, включаемые в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих, включая суммы материальной помощи.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера.1 и предположим, что к заработной плате гражданского служащего выплачиваются районный коэффициент в размере 1,5 и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 40%.
Сумма денежного содержания за время предоставленного оплачиваемого отпуска составит 58 714 руб. (30 902 руб. × 1,9).
Необходимо учитывать, что при расчете выплат за отпуск учитывается материальная помощь, но не учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Однако вторая выплата, как правило, меньше по размеру, чем материальная помощь.
Средний заработок за время нахождения гражданских служащих в оплачиваемых учебных отпусках, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск. должен рассчитываться в таком же порядке, как при оплате ежегодных отпусков (см. письмо Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2007 г. № 3495-17).
Денежное содержание за период служебной командировки
В соответствии с п. 5 Правил № 562 за время служебной командировки за государственными гражданскими служащими сохраняется денежное содержание за весь период командировки как за фактически отработанное время.
При этом сохраняемое денежное содержание включает:
– оклад денежного содержания;
– ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
– ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
– ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
– ежемесячное денежное поощрение.
Сумму денежного содержания за время служебной командировки рекомендуется определять путем деления исчисленного денежного содержания на количество рабочих дней по графику работы в соответствующем календарном месяце и умножения на количество рабочих дней, приходящихся на время командировки.
Пример 3
С 1 по 10 октября 2018 г. гражданский служащий находился в служебной командировке. На данный период времени приходится 8 рабочих дней.
Для определения суммы денежного содержания за время командировки необходимо:
1) исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение – 20 894 руб.;
2) определить сумму денежного содержания за время служебной командировки – 7268 руб. (20 894 руб./23 рабочих дня в октябре × 8 рабочих дней, приходящихся на время командировки).
Из-за того, что при расчете денежного содержания за время служебной командировки не учитываются премии и единовременная выплата к отпуску, начисленная сумма может быть меньше среднего заработка.
На исчисленную в рассмотренном порядке сумму денежного содержания за время служебной командировки начисляются коэффициенты и процентная надбавка за стаж работы в отдаленных местностях.
Денежное содержание за период профессиональной подготовки и повышения квалификации
В соответствии с п. 5 Правил № 562 на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки за гражданским служащим сохраняется денежное содержание как за фактически отработанное время.
Расчет денежного содержания должен производиться в порядке, аналогичном порядку расчета оплаты труда за время служебной командировки.
Денежное содержание за период урегулирования конфликта интересов
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы, что означает не допускать к исполнению должностных обязанностей, гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов, а также на период проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от должности. Отстранение может происходить также для проведения проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Рассчитывается денежное содержание в данном случае в таком же порядке, что и выплата за служебную командировку.
Денежное содержание за период служебной проверки
Служебная проверка проводится с целью определить были ли допущены гражданским служащим проступки и нарушения, за которые к нему могут быть применены предусмотренные дисциплинарные взыскания.
При этом по решению представителя нанимателя сам гражданский служащий на время проведения служебной проверки может быть временно отстранен от замещаемой должности с сохранением за этот период денежного содержания.
На это указано в ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ.
Расчет денежного содержания за период служебной проверки осуществляется в таком же порядке, как расчет оплаты за время служебной командировки.
Денежное содержание при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей
В соответствии с п. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в случае расторжения служебного контракта по следующим основаниям:
– отсутствие на службе в течение более 4 месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);
– сокращение должностей гражданской службы в государственном органе;
– упразднение государственного органа.
Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по таким основаниям, как сокращение должностей в государственном органе и упразднение государственного органа, помимо указанной компенсации дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя
государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
В указанных случаях выходное пособие не выплачивается.
Компенсация выплачивается также при расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случае отказа от предложенной должности гражданской службы в порядке ротации по соответствующим основаниям.
Как установлено в п. 8 Правил № 562, месячное денежное содержание для расчета указанной суммы исчисляется исходя из следующих установленных гражданскому служащему на дату расторжения служебного контракта сумм:
– оклада денежного содержания;
– ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
– ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
– ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
– ежемесячного денежного поощрения;
– 1/12 суммы премий за выполнение особо важных и сложных заданий, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта;
– 1/12 суммы материальной помощи, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта;
– 1/12 суммы единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания премии и материальная помощь также учитываются в размере 1/12 выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что с 15 октября 2018 г. гражданский служащий увольняется со службы в связи с реорганизацией государственного органа. При увольнении ему должна быть выплачена компенсация в размере 4-месячного денежного содержания.
Для исчисления компенсации необходимо:
1) исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение – 20 894 руб.;
2) учесть 1/12 начисленных за период с 1 октября 2017 г. по 30 сентября 2018 г. премий, материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску (согласно установленному в ведомстве порядку материальная помощь выплачивается в размере двух окладов денежного содержания, а премии ежемесячно) – 2442 руб.;
3) исчислить учитываемое при расчете оплаты отпуска денежное содержание – 23 336 руб. 16 коп. (20 894 руб. + 2442 руб.);
4) определить сумму компенсации – 93 344 руб. (23 336 руб. × 4).
Денежное содержание в случае прекращения служебного контракта в соответствии с Законом о государственной гражданской службе
Заключенный с гражданским служащим контракт может быть расторгнут в том числе вследствие нарушения обязательных правил при его заключении. Данное основание (оно закреплено в п. 11 части первой ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ) применимо в случае, если нарушение соответствующих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим своей должности и прохождения гражданской службы.
По рассматриваемому основанию заключенный служебный контракт прекращается, в частности, в следующих случаях:
– при заключении служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;
– при заключении служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
– в случае отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Законом № 79-ФЗ или иным нормативным правовым актом;
– в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В случае увольнения гражданского служащего по рассматриваемому основанию, ему наряду с денежным содержанием за последний месяц работы должно быть выплачено месячное денежное содержание. Однако условием для выплаты месячного денежного содержания является нарушение правил заключения контракта другими лицами, а не государственным служащим. Если выявится вина в нарушении правил заключения контракта (подлог документов и др.) гражданского служащего, месячное денежное содержание не выплачивается.
Исходя из п. 8 Правил № 562 рассчитывается денежное содержание по тем же правилам, что рассмотрены в предыдущем разделе (при выплате 4-месячного денежного содержания при увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей). То есть при расчете суммы выплаты необходимо также учесть 1/12 единовременных выплат к отпуску, начисленных в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу увольнения.
Денежное содержание за период безвестного отсутствия гражданского служащего
В соответствии с п. 6 Правил № 562 на период безвестного отсутствия до признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, за гражданским служащим сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода. Однако денежное содержание не начисляется и не выплачивается.
Выплата сумм за период временной нетрудоспособности и прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения
За период временной нетрудоспособности, а также за период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданским служащим по общеустановленным правилам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Назначается, рассчитывается и выплачивается пособие в общеустановленном порядке в соответствии с положениями Федерального закона № 255-ФЗ.
По мнению автора, в полной мере данные правила касаются и пособия по беременности и родам.
Индексация (увеличение) денежного содержания, приходящегося на периоды отсутствия гражданского служащего на службе
В соответствии с п. 11 Правил № 562 в случае, если в период сохранения за гражданским служащим денежного содержания (за отпуск, за время служебной командировки и др.) произошло увеличение (индексация) оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода.
При этом необходимо учитывать, что действующим законодательством не предусмотрена индексация пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.