Новые положения действующего законодательства в практической деятельности организаций




И. В. Самойлов


Среди принятых в последнее время изменений рекомендуется отдельное внимание обратить на следующие из них.


Гарантии работникам предпенсионного возраста при прохождении диспансеризации
В соответствии с положениями ст. 185.1 ТК РФ работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на 1 рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.


При этом работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение 5 лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на 2 рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.


Соответствующие изменения приняты с 2019 г. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».


Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.


Со своей стороны организации не вправе требовать от работников представления документов, подтверждающих прохождение диспансеризации.


Уточнить статус лица (об отнесении к лицу предпенсионного возраста) можно
в следующем порядке:
– по данным кадровых подразделений;
– с письменного согласия самих граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между органами Пенсионного фонда и работодателями (п. 11 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»);
– на основании сведений, представленных самими гражданами предпенсионного возраста и полученными ими в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы по своим обращениям (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием нформационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему «Личный кабинет застрахованного лица», а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).


Необходимо также учитывать, что согласно положениям Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» необоснованный отказ в приеме на работу по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, по тем же мотивам, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб.


Направления использования средств социального страхования
В соответствии с положениями действующего законодательства организации могут направлять средства государственного социального страхования на иные цели, оговоренные федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год. К таким расходам, в частности, относятся расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер по травматизму и профессиональным заболеваниям.


В 2019 г. расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 431-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» осуществляются в пределах до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных организацией в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.


Новизной является норма о том, что объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.


Если организация с численностью работающих до 100 человек не осуществляла два последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году.


Напомним, что Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются Минтрудом России. В настоящее время применяются Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом Минтруда России от 3 декабря 2018 г. № 764н).


С учетом последних изменений за счет средств социального страхования могут оплачиваться расходы на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.


В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер указанных мероприятий, учреждение должно располагать следующими обосновывающими документами:
– копией справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (ф. № 070/у) (далее – справка по форме № 070у), при отсутствии заключительного акта;
– списками работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в справке по форме № 070у, при отсутствии заключительного акта;
– копией документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
– письменным согласием работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных.


Своевременность расчетов по оплате труда
Согласно части 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата работникам должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. При этом конкретная выплата заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.


Нарушение установленных сроков (в том числе периодичности через каждые 15 календарных дней) выплаты заработной платы может повлечь за собой не только выплату соответствующей денежной компенсации (ст. 236 ТК РФ), но и привлечение организации и (или) его должностных лиц к предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ административной ответственности.


При всем этом, по мнению Минтруда России, высказанному в письме от 12 ноября 2018 г. № 14-1/ООГ-8602, выплата заработной платы ранее установленного срока не ухудшает положения работников. В связи с этим при выплате заработной платы за декабрь в декабре текущего года учреждения вправе требовать не применять соответствующие санкции за несоблюдение в дальнейшем 15-дневного периода для перечисления следующих сумм.


В свою очередь, согласно части 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за 3 дня до его начала. В частности, при уходе работника в отпуск в понедельник «отпускные» должны быть выплачены не позднее четверга (за 72 часа до 00 час. 00 мин. понедельника) предыдущей недели. Именно на данные положения обращено внимание в письме Минтруда России от 5 сентября 2018 г. № 14-1/ООГ-7157.


При увольнении работников выплата всех причитающихся им от работодателя сумм производится в день увольнения работника. Таковы требования ст. 140 ТК РФ. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан не позднее дня увольнения выплатить не оспариваемую им сумму.


Выплата пособий по социальному страхованию производится работникам в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Таковы положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». При этом согласно складывающейся в последнее время практике выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком должна производиться в ближайшую после изданного приказа (распоряжения) о назначении пособия дату выплаты заработной платы, принятую в данном учреждении.


Обязательность выплаты премии уволенным работникам
Согласно изданным в начале 2018 г. отдельным разъяснениям (см. письмо Минтруда России от 14 марта 2018 г. № 14-1/ООГ-1874), если премия начислена работнику согласно приказу о премировании, принятому до его увольнения, то она должна быть выплачена.


В случае же если приказ о премировании работников организации был издан после увольнения данного работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях.


Из приведенных разъяснений следует, что фактически уволенных работников можно не представлять к премированию по итогам работы за месяц, квартал, год. Такого рода вывод представляется спорным и необоснованным.


Право на получение премии по итогам работы работник приобретает согласно положениям локальных документов организации и при условии выполнения оговоренных показателей и условий. При этом определить право увольняемого работника на премию на дату увольнения зачастую невозможно.


Судебная практика исходит из того, что отказ от выплат оговоренных премий уволенным работникам по причине их увольнения следует относить к случаям их дискриминации.


В частности, как отмечено в апелляционном определении Новосибирского областного суда от 7 августа 2018 г. № 33-7507/2018, «прекращение трудового договора не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе в части стимулирующих выплат за фактически отработанное время». По этой причине суд пришел к выводу о взыскании с бывшего работодателя в пользу истцов премии по итогам работы за год.


Суд также указал на то, что включение в Положение о премировании сотрудников по итогам работы за год условия, при котором работник, отработавший неполный год, вправе претендовать на начисление премии пропорционально отработанному времени, только при наступлении определенных условий (в частности, увольнение по причине выхода на пенсию) носит дискриминационный характер по отношению к иным работникам, так как работодатель не может своими действиями создавать условия, при которых увольнение по иным основаниям, кроме выхода на пенсию, будет приводить к негативным для работника последствиям, в том числе в виде лишения последнего права на премию за отработанный им период.


Основаниями для такого решения суда послужили также:
– непредставление доказательств, свидетельствующих об отсутствии личного вклада истцов в выполнение работы;
– отсутствие доказательств тому, что имелись основания, связанные с деловыми качествами истцов, исключающими начисление премии по итогам работы за год.


Таким образом, прекращение трудового договора по общему смыслу закона не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе в части стимулирующих выплат, за фактически отработанное время.


В последних письмах Минтруда России (см. от 3 августа 2018 г. № 14-1/ООГ-6309) уже указывается на необходимость осуществления всех выплат по оплате труда (включая премии) до даты увольнения работника.


Уточнения в части уголовной ответственности
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 533-ФЗ внесены изменения в ст. 145.1 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.


Напомним, что частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до одного года.


Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.


В свою очередь, полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.


Согласно принятым изменениям лицо, впервые совершившее указанное выше преступление, отныне освобождается от уголовной ответственности, если в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

25.10.2023

Также по этой теме: