Заработная плата работников государственного сектора




И. В. Самойлов


В соответствии с положениями ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
1) в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;


2) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;


3) в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Фактически на сегодняшний день в бюджетной сфере и в отношении сотрудников государственных (муниципальных) учреждений применяются различные системы оплаты труда, основывающиеся на положениях соответствующих нормативных правовых актов.


Можно выделить следующие категории сотрудников (специалистов), оплата труда которых строится по специальным (только им присущим) правилам:
1) работники федеральных государственных учреждений – оплата труда осуществляется в соответствии с положениями ТК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда, которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в редакции изменений и дополнений, последние из которых датированы 19 января 2019 г.);


2) работники государственных учреждений субъектов Российской Федерации, а также муниципальных учреждений – оплата труда осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также ежегодно издаваемыми Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на соответствующий год (на 2019 г. такие рекомендации утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол № 12);


3) государственные гражданские служащие – оплата труда осуществляется в виде денежного содержания (в отношении федеральных служащих – в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений), Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции изменений и дополнений), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» и иных (включая внутриведомственные) нормативных правовых актов; в отношении служащих субъектов Российской Федерации – в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и нормативными актами субъектов Российской Федерации);


4) муниципальные служащие – оплата труда осуществляется в виде денежного содержания на основе Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и муниципальных правовых актов;


5) работники федеральных государственных органов, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы – оплата труда осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» (в редакции изменений и дополнений) и иными (включая внутриведомственные) нормативными правовыми актами;


6) гражданский персонал учреждений отдельных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства – оплата труда строится на основе положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» (в редакции изменений и дополнений) и ведомственных нормативных правовых актов;


7) работники отдельных федеральных государственных учреждений – оплата труда осуществляется в соответствии с положениями отдельных постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.


Оплата труда отдельных категорий сотрудников (судьи, депутаты, прокурорские работники и др.) осуществляется в специальном порядке на основании положений отдельных федеральных законов и иных нормативных правовых актов.


Повышение заработной платы работников бюджетной сферы
В соответствии с положениями ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. При этом государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.


Как отмечено в письме Минтруда России от 11 октября 2016 г. № 14-1/ООГ-9076, в настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации не предусматривает единой для всех работников индексации заработной платы. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).


Таким образом, фактически обязательной ежегодной индексации заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений (впрочем, как и для работников иных организаций) действующее трудовое законодательство не предусматривает.


В 2019 г. индексация заработной платы работников федеральных государственных учреждений запланирована на конец года. Последнее повышение проведено с 1 января 2018 г. на 4% (Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. № 594; постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1456, от 21 декабря 2017 г. № 1598; распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 2716-р).


Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 415-р федеральным государственным органам и федеральным государственным учреждениям – главным распорядителям средств федерального бюджета предписано принять меры по увеличению с 1 октября 2019 г. на 4,3% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда.


Речь идет о выделении дополнительного объема финансирования на оплату труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.


В каждом отдельном случае порядок индексации заработной платы устанавливает администрация учреждения. Среди возможных вариантов – увеличение окладов (должностных окладов, ставок заработной платы), установление дополнительных стимулирующих выплат и т. д.


Применительно к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений правила и порядок индексации заработной платы определяются положениями соответствующих нормативных правовых актов (закон о бюджете субъекта Российской Федерации, решения местных органов власти и др.).


Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований (п. 29 Единых рекомендаций на 2019 г.).


Соответствующими нормативными правовыми актами, определяющими правила оплаты труда специалистов бюджетной сферы, определяется перечень осуществляемых в пользу сотрудников выплат, порядок их исчисления и выплаты, а также регламентируются иные вопросы, связанные с оплатой труда.


Условия оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и новые ограничения в уровне заработной платы
Условия оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в редакции изменений и дополнений).


Отдельные изменения в указанный нормативный документ в последнее время внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. № 17 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».


Принятыми изменениями предусматривается условие о непревышении расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников подведомственных федеральных учреждений над расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы. Такого рода условия должны быть предусмотрены в положениях (примерных положениях) об оплате труда, утверждаемых соответствующими федеральными государственными органами.


Соответствующие изменения в первую очередь должны затронуть учреждения, осуществляющие исполнение государственных функций, наделенных в случаях, предусмотренных федеральными законами, полномочиями по осуществлению государственных функций, возложенных на указанные федеральные государственные органы, а также обеспечивающих деятельность указанных государственных органов (административно-хозяйственное, информационно-техническое и кадровое обеспечение, делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность). Распространяются принятые изменения также на федеральные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации.


Расчетный среднемесячный уровень оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, федерального государственного органа определяется путем деления установленного объема бюджетных ассигнований на оплату труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, федерального государственного органа (без учета объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) на установленную численность федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, федерального государственного органа и деления полученного результата на 12 (количество месяцев в году). Данный показатель подлежит доведению федеральным государственным органом до руководителя соответствующего подведомственного федерального учреждения.


В свою очередь, расчетный среднемесячный уровень заработной платы работников подведомственного федерального учреждения определяется путем деления установленного объема бюджетных ассигнований на оплату труда работников подведомственного федерального учреждения (без учета объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на оплату труда работников подведомственного федерального учреждения, в отношении которых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации установлены специальные требования к уровню оплаты их труда) на численность работников подведомственного федерального учреждения в соответствии с утвержденным штатным расписанием (без учета численности работников, в отношении которых установлены специальные требования к уровню оплаты их труда) и деления полученного результата на 12 (количество месяцев в году).


Сопоставление расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников подведомственных федеральных учреждений осуществляется с расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, центрального аппарата федерального государственного органа.


Сопоставление расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников филиалов подведомственных федеральных учреждений осуществляется с расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, территориальных органов федерального государственного органа (при их наличии) и с расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, центрального аппарата федерального государственного органа при отсутствии территориальных органов у федерального государственного органа.


При расчете среднемесячного уровня заработной платы работников филиалов подведомственных федеральных учреждений не учитывается заработная плата и численность работников филиалов, расположенных за пределами территории Российской Федерации.


Разъяснения по применению принятых изменений вправе давать Минфин России (п. 11.1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 в редакции принятых изменений).


Заработная плата отдельных категорий работников регулируется в несколько ином порядке на основании отдельных постановлений Правительства Российской Федерации.


В последнее время в рамках перехода на систему «эффективного» контракта производится внесение изменений в доведенные учредителями примерные положения об оплате труда работников учреждений с учетом введения увязанных с целевыми показателями развития отраслей показателей и критериев оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностей регулирования оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений, регламентации оплаты труда руководителей учреждений.


Переход на видоизмененную систему оплаты труда осуществляется одновременно с реформированием соответствующих отраслей и выполнением показателей их развития, определенных нормативными документами.


Условия оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений
В соответствии с действующим законодательством системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений устанавливаются действующими в них коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.


Положения указанных документов принимаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


При формировании систем оплаты труда учреждения должны учитывать положения ежегодно издаваемых на основании ст. 135 ТК РФ единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.


Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2019 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол № 12.


Согласно положениям Единых рекомендаций на 2019 г.:
1) необходимо обеспечить в 2019 г. уровень заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 г.;


2) учреждениям сферы образования рекомендовано обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02);


3) учреждения здравоохранения определяют в положении об оплате труда порядок установления стимулирующих выплат медицинским работникам, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период и новорожденным, а также участвующим в проведении профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни. В свою очередь, размер выплат устанавливается в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с утвержденными показателями и критериями;


4) оплата труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» осуществляется за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования;


5) тренерам и иным специалистам учреждений физической культуры и спорта рекомендовано устанавливать стимулирующие выплаты по результатам прохождения независимой оценки квалификации и получения соответствующего свидетельства. К ставкам заработной платы, окладам (должностным окладам) указанных лиц рекомендуется применять повышающие коэффициенты и (или) повышения за наличие квалификационной категории;


6) дополнительные стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу) предусматриваются тренерам, осуществляющим наставничество над тренерами, а также работникам, реализующим экспериментальные и инновационные проекты в сфере физической культуры и спорта;


7) тренер, ранее участвовавший не менее 2 лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях, имеет право на стимулирующую выплату в течение не менее 4 лет с момента достижения спортсменом результатов.


При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений регионального и муниципального подчинения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендовано использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный действующим законодательством для федеральных государственных учреждений.


С 2019 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать условия о непревышении расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников подведомственных учреждений над расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда государственных гражданских служащих (муниципальных служащих) и работников соответствующих органов власти (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. № 17).


Новые условия оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений,их заместителей и главных бухгалтеров
В соответствии со ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации). При этом начиная с 1 января 2017 г. в отношении указанных лиц введен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы по отношению к показателю среднемесячной заработной платы работников учреждения. Эти изменения приняты Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ.


Согласно части второй ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
– для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
– для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации – нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1349 уточнено, что в такие перечни включаются федеральные учреждения, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей особые значимость, масштабность, а также уникальность.


Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, нормативным актом федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся соответствующие федеральные учреждения, в кратности от 1 до 8. Таковы положения п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в редакции изменений и дополнений).


Проекты соответствующих актов, содержащие предельные уровни соотношений среднемесячной заработной платы в кратности 1 к 15 и выше, начиная с конца 2017 г., подлежат согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федеральных учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входит координация вопросов деятельности Росимущества.


При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.


Без учета общеустановленного предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда данных лиц могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р.


Одновременно с этим новой редакцией п. 3 ст. 278 ТК РФ предусмотрено такое дополнительное основание для расторжения заключенного с руководителем учреждения как «несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия».


Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений. Таковы требования ст. 349.5 ТК РФ. Иное может быть предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


В п. 27 Единых рекомендаций на 2019 г. отражено, что информация о рассчитанной за 2018 г. среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений должна быть размещена в сети «Интернет» не позднее 15 мая 2019 г.


В составе размещаемой на официальных сайтах информации запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, указанных в части первой настоящей статьи, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.


Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1521. В частности, соответствующая информация представляется должностными лицами для размещения в сети «Интернет» на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. Указанная информация может по решению учредителя размещаться в сети «Интернет» и на официальных сайтах учреждений.


Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год. При этом такое соотношение определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.


Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Изменения в данный документ в этойчасти внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339.


С конца 2018 г. выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений производятся не только с учетом показателя роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом (без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов), но и с учетом выполнения квоты по приему на работу инвалидов. Соответствующие решения закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 1338 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и в п. 24 Единых рекомендаций на 2019 г.


Плюс к этому постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2018 г. № 873 внесены изменения в Типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, согласно которым выплаты стимулирующего характера осуществляются с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждения и работы руководителя.


В показатели эффективности работы руководителя учреждения могут включаться в том числе:
– показатели об обеспечении достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации;
– показатели, которые должны быть достигнуты по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением (в случае проведения такой оценки);
– показатели, которые должны быть достигнуты по результатам выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением, в рамках компетенции руководителя (в случае проведения такой оценки).


Выступающий в роли работодателя соответствующий орган власти (иное лицо) обязано проводить оценку эффективности работы руководителя с учетом результатов независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг учреждением (в случае проведения такой оценки).


Правила исчисления среднемесячной заработной платы работников учреждения
В соответствии с п. 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922) среднемесячная заработная плата работников учреждений определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы (включая выплаты, предусмотренные п. 2 данного Положения) таких работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность таких работников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).


В данном случае определение среднесписочной численности указанных работников за соответствующий календарный год осуществляется в соответствии с методикой, используемой для целей федерального статистического наблюдения. В приведенном подсчете не должна учитываться заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.


В свою очередь, среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы (включая выплаты, предусмотренные п. 2 Положения) соответствующему работнику за календарный год на 12 (количество месяцев в году). Если работник состоял в трудовых отношениях с учреждением неполный календарный год, то среднемесячная заработная плата определяется исходя из фактически отработанных данным лицом полных календарных месяцев.


Расчет осуществляется отдельно по должностям руководителя, главного бухгалтера и по каждой должности заместителя руководителя.


В фактически начисленной заработной плате для определения среднемесячной заработной платы не учитываются выплаты, предусмотренные п. 3 Положения (выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, включая материальную помощь, оплату стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т. д.), а также компенсации, выплачиваемые при прекращении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.


В случаях выполнения руководителем, заместителями руководителя, главным бухгалтером работы по совмещению должностей (профессий) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы в фактически начисленной заработной плате учитываются суммы, начисленные как по основной должности (профессии), так и по совмещаемой должности (профессии), а также начисленные за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы. При работе по совместительству в фактически начисленной заработной плате учитываются только суммы фактически начисленной заработной платы по должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера.


Отдельные разъяснения порядка исчисления среднемесячной заработной платы для применения вышерассмотренных положений даны в информационном письме Минтруда России (б/н) «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».


В частности, в расчетах должны быть задействованы только суммы заработной платы, а именно суммы вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплаты по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные). Отметим, что к оплате труда не относятся суммы среднего заработка за отпуск, за время командировки и т. п.


При всем этом на практике в расчете не участвуют исключительно выплаты, поименованные в п. 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, – выплаты социального характера, а также компенсации при увольнении, включая компенсацию за неиспользованный отпуск. Объясняется это не только указанными моментами, но и тем, что корректировка периода времени, за который производится расчет среднего месячного заработка, документом не предусматривается.


По мнению Минтруда России, ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность – замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).


Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ, осуществляется соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратурой, Счетной палатой), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.


08.11.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста