Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №6 год - 2020
А. Н. Беляев
Согласно решению Президента Российской Федерации, введенный режим нерабочих оплачиваемых дней был прекращен с 12 мая 2020 г. В текущий период времени были приняты и другие решения.
Отнесение к нерабочим оплачиваемым дням периода с 6 по 8 мая включительно
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. № 294 в период с 6 по 8 мая 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Таким образом, с учетом ранее принятых решений режим нерабочих оплачиваемых дней был распространен на период с 30 марта по 30 апреля 2020 г., а также с 6 по 8 мая 2020 г. В свою очередь, дни с 1 по 5 мая, а также с 9 по 11 мая в соответствии с действующим законодательством являются выходными или нерабочими праздничными днями.
За указанные дни с 6 по 8 мая 2020 г. не привлеченным к исполнению своих трудовых обязанностей работникам необходимо сохранить их текущую заработную плату, оговоренную заключенным с ним трудовым договором. Подробно вопросы исчисления заработной платы за нерабочие оплачиваемые дни были рассмотрены в предыдущем номере журнала 1.
Особенности исчисления заработной платы с 12 мая
Порядок продления с 12 мая 2020 г. действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был определен Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316.
Согласно данному Указу, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить определение необходимых ограничительных мер, включая приостановление (ограничение) деятельности находящихся на их территории организаций и индивидуальных предпринимателей.
Особо в п. 3 Указа оговорено, что в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций и иных работодателей, за работниками таких организаций сохраняется заработная плата.
Таким образом, фактически режим нерабочих оплачиваемых дней с 12 мая 2020 г. продлевается по решению руководителей субъектов Российской Федерации.
В случае приостановления деятельности отдельных организаций, за работниками таких работодателей необходимо сохранить текущий заработок*.
Как и ранее, положения о нерабочих оплачиваемых днях не распространяются на отдельные организации и их работников, которые должны осуществлять свою деятельность на постоянной основе (без учета решений губернаторов), среди них:
– непрерывно действующие организации, организации, имеющие оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса;
– медицинские и аптечные организации;
– организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
– организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
– организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
– организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам).
Режим нерабочих оплачиваемых дней в отдельных моментах отличается от такого же режима, который вводился по Указам Президента Российской Федерации в период с 30 марта по 8 мая 2020 г., а с учетом выходных и нерабочих праздничных дней, – до 11 мая 2020 г. включительно.
В частности, действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможности дальнейшего (с 12 мая 2020 г.) переноса сроков уплаты налогов и страховых взносов, а также представления отчетности в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды.
В порядке исключения, ФСС России в информационном письме (б/н) указал на возможность представления организациями, деятельность которых приостановлена по решению региональных властей, документов для подтверждения основного вида экономической деятельности не позднее первого рабочего дня после возобновления деятельности таких организаций.
В свою очередь, страхователи, осуществляющие несколько видов экономической деятельности, для которых были установлены нерабочие дни с 15 апреля 2020 г. по 11 мая 2020 г,, деятельность которых была приостановлена после 11 мая 2020 г., не представившие ранее документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а также не представившие их в день возобновления деятельности, будут отнесены территориальными органами ФСС России к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этих страхователей в Едином государственном реестре юридических лиц. Территориальные органы ФСС России в двухнедельный срок направят страхователям, отвечающим вышеуказанным критериям, уведомление об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа.
Удаленный режим работы как отдельный вид организации трудового процесса
Письмом Минтруда России от 23 апреля 2020 г. № 14-2/10/П-3710 доведены Рекомендации по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 1.
Согласно данному документу, удаленная работа рассматривается как отдельная (в том числе от дистанционной) форма занятости работающих лиц. Можно ожидать, что соответствующие положения в ближайшее время могут найти отражение и в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Для применения удаленного режима работы достаточно издания приказа о временном (на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции) переходе сотрудников на удаленную работу на дому.
С таким приказом необходимо ознакомить работников.
В отличие от этого, для применения режима дистанционной работы с соответствующими сотрудниками необходимо заключать дополнительное соглашение к заключенному с ними трудовому договору. И в данном случае предусматривается взаимодействие путем обмена электронными документами, где используются усиленные квалифицированные электронные подписи сторон трудовых отношений.
При удаленной занятости способы обмена информацией (в том числе о производственных заданиях и их выполнении) могут быть разными, в том числе по электронной почте, посредством телефонной связи, мессенджерами и т. д. Применение электронных документов и электронных цифровых подписей в данном случае не является обязательным.
Таким образом, под удаленной работой следует понимать выполнение оговоренной договором трудовой функции вне места нахождения работодателя (рабочего места сотрудника), как правило, на непостоянной основе или на определенный период времени.
В полной мере при таком режиме рабочего времени может предусматриваться выплата работникам денежной компенсации за использование работником своего личного имущества при выполнении трудовых обязанностей (компьютер, программное обеспечение и т. д.), а также компенсация расходов на оплату услуг связи, интернет и т. д. Основой для этого являются положения ст. 188 ТК РФ. Тогда как в рамках дистанционной занятости выплата компенсации предусматривается на основании ст. 312.3 ТК РФ.
Для организации удаленной работы рекомендуется определить списки соответствующих работников, а также порядок организации работы (график, порядок обмена информацией и т. д.).
Следует учитывать, что в удаленном формате не может осуществляться работа с информацией ограниченного доступа, документами, имеющими различные ограничительные пометки («для служебного пользования» или гриф секретности «секретно», «совершенно секретно», «особой важности»), включая документы по мобилизационной подготовке и иные аналогичные документы, допуск к которой федерального государственного гражданского служащего должен осуществляться с соблюдением требований к работе с соответствующей информацией.
В органах власти применение формы удаленной работы предусматривается на основании письменного заявления сотрудника, форма которого приведена в письме Минтруда России от 18 марта 2020 г. № 19-0/10/П-2382.
Пособия по государственному социальному страхованию
В период с 9 по 30 апреля 2020 г. предусматривалось централизованное оформление больничных листов на работников из числа лиц в возрасте 65 лет и старше. Это предусматривалось постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 402, которым были утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.
Первоначально больничные листы «по карантину» оформлялись единовременно на 14 дней с 6 по 19 апреля. Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. № 517 оговаривалась возможность оформления листка нетрудоспособности единовременно с 20 по 30 апреля.
Для оформления указанным лицам больничных листков работодателям следовало передать в территориальные отделения ФСС России сведения, необходимые для исчисления пособий по государственному социальному страхованию. Такие сведения необходимо было сформировать по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФСС России от 24 ноября 2017 г. № 579. Имеется в виду форма реестра сведений, используемая при выплате пособий через территориальные отделения Фонда социального страхования.
В мае 2020 г. принято решение (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 683) дополнительно оформить на работников в возрасте 65 лет и старше больничные по карантину единовременно на 18 календарных дней в период с 12 по 29 мая 2020 г. Для этого, опять же, работодателям необходимо сформировать и передать в ФСС России новый реестр сведений, необходимых для исчисления пособий по государственному социальному страхованию.
В указанных случаях пособие за все календарные дни оплачивается централизованно непосредственно региональными отделениями ФСС России. В полной мере это касается и регионов, которые до настоящего времени не перешли на выплату пособий через указанный внебюджетный фонд, включая Москву, Московскую область, Петербург, Ленинградскую область и т. д.
Для оформления больничных по карантину рассматриваемой категории работников необходимо, чтобы возраст 65 лет наступил соответственно по состоянию на 9 апреля, 19 апреля и 12 мая 2020 г. Не формируются реестры на тех работников, которые заняты на дистанционном (удаленном) режиме работы, а также на тех, кто находится в ежегодном оплачиваемом отпуске. Согласно дополнительному требованию, сведения не направляются на работников в возрасте 65 лет и старше, которые находятся в отпуске без сохранения заработной платы, в простое, а также по некоторым иным причинам (заболевание, травма, уход за больным членом семьи и т. д.).
В период оформляемых больничных не включены дни с 6 по 8 мая 2020 г., которые по Указу Президента Российской Федерации в установленном порядке отнесены к нерабочим оплачиваемым дням. За указанные дни не привлеченным к исполнению трудовых обязанностей сотрудникам «65 лет +» необходимо сохранить их текущую заработную плату, определенную заключенным с ним трудовым договором.
Работники с хроническими видами заболеваний
Региональными документами предусматривается необходимость освобождения от исполнения трудовых обязанностей не только работников в возрасте 65 лет и старше, но также сотрудников, имеющих хронические заболевания. Исключение составляют отдельные сотрудники, нахождение которых на рабочих местах представляется жизненно необходимым. В отдельных случаях аналогичная норма определена и в отношении работников указанного выше возраста.
При всем этом, в отличие от пожилых граждан, для работников с хроническими болезнями не предусмотрено централизованное оформление и оплата больничных по карантину (код заболевания «3»). Соответственно, возникает вопрос, каким образом рассматриваемой категории сотрудников оплачивать период с 30 марта 2020 г., если они не посещают свои рабочие места.
В случае занятости на условиях удаленной (дистанционной) работы, оплата труда должна производиться согласно фактически выполняемой работе. При этом основанием для снижения оговоренной трудовым договором заработной платы может служить только выполнение не всего круга трудовых обязанностей.
Как отмечено в письме Роструда от 9 апреля 2020 г. № 0147-03-5, перевод работников на дистанционный труд – это изменение характера и режима труда. Условия оплаты труда при изменении режимов сохраняются при сохранении продолжительности рабочего времени и норм труда. Если работник трудится полное время и выполняет объем работы, оснований для снижения зарплаты нет.
Если работник с хроническим заболеванием занят в организации, которая должна приостановить свою деятельность, и не может быть переведен на удаленный (дистанционный) режим работы, за ним необходимо сохранить текущую заработную плату, оговоренную заключенным с ним трудовым договором. При установлении сдельной оплаты труда таким сотрудникам предусматривается выплата оговоренного ст. 112 ТК РФ дополнительного вознаграждения.
В случае занятости рассматриваемой категории работников у работодателя, который не приостановил свою деятельность и на которого предусмотренный Указами Президента РФ режим нерабочих оплачиваемых дней не распространяется, возникает целый ряд вопросов об оплате труда.
Если в региональных документах предусматривается нахождение лиц с хроническими заболеваниями на карантине, они вправе требовать оформления им больничного по карантину (код заболевания «03»). Но имеется в виду общий порядок оформления путем обращения в лечебные учреждения (в том числе дистанционно посредством телефонной связи). Оплату данного листка нетрудоспособности (в том числе оформленного в электронном виде) работодатель с первого дня производит из средств социального страхования, уменьшая предусмотренные к уплате страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В случае оплаты пособий через территориальные отделения ФСС России (в условиях так называемого «пилотного проекта»), в названный внебюджетный фонд передаются данные для исчисления и выплаты пособия начиная с первого дня карантина.
В случае отказа лечебных учреждений от оформления больничных по карантину, в отношении работника с хроническим заболеванием можно ставить вопрос о введении простоя. Объясняется это тем, что для таких работодателей (на которых Указы Президента РФ не распространяются) режим нерабочих оплачиваемых дней нормативными документами не предусматривается. В этом и заключается один из недостатков «карантинных» актов Президента.
Необходимо было в соответствующих Указах Президента Российской Федерации руководителям тех организаций, на которые эти документы не распространяются, и деятельность которых никем (включая Президента) приостанавливаться не может, предоставить право определять перечень работников, которые не привлекаются в период ограничительных мер на соответствующих территориях к исполнению своих трудовых обязанностей. К сожалению, такими полномочиями руководители организаций непрерывного производства, медицинских, торговых и прочих организаций, не наделены. Такими правами, согласно Указам, обладают только федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации средств массовой информации.
Вместе с тем, в письме Минтруда России от 27 марта 2020 г. № 14-4/10/П-2741 заявлено о том, что «режим нерабочих дней не распространяется на работников, обеспечивающих непрерывность производственно-технологического цикла в отраслях, перечисленных …Работодатели вправе по согласованию с работниками определять необходимость участия конкретного работника в непрерывном производственном процессе».
По возможности (при наличии на это соответствующих средств), рекомендуется за работниками с хроническими заболеваниями, занятыми у тех работодателей, которые должны продолжать свою деятельность, сохранять текущую заработную плату на тех же условиях, что предусмотрены для работников тех организаций, которые должны приостановить свою деятельность.
Временные правила работы вахтовым методом
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. № 601 приняты Временные правила работы вахтовым методом (далее по тексту статьи – Временные правила), которые могут применяться до 31 декабря 2020 г.
Документом определено, что в случае возникновения трудностей со сменой вахтового персонала, работодатель вправе менять порядок вахтовой работы, учитывая при этом мнение профсоюзного органа. При этом должны быть выполнены следующие условия:
1) учетный период не должен превышать одного года;
2) нормальная продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать установленную трудовым законодательством Российской Федерации нормальную продолжительность рабочего времени;
3) допускается увеличение максимальной продолжительности вахты не более чем на 3 месяца по сравнению с установленной ст. 299 ТК РФ максимальной продолжительностью вахты при соблюдении продолжительности ежедневной работы (смены) не более 12 часов, продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом перерывов для приема пищи не менее 12 часов, продолжительности еженедельного отдыха в текущем месяце не менее числа полных недель этого месяца;
4) дни междувахтового отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором;
5) переработка рабочего времени, связанная с увеличением продолжительности вахты, превышающая норму рабочего времени, установленную на учетный период, оплачивается как сверхурочные работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Увеличение продолжительности вахты допускается с письменного согласия работника. Для этого достаточно заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору.
Напомним, что согласно ТК РФ по общим правилам продолжительность вахты не может превышать 1 месяца. И только в исключительных случаях на отдельных объектах вахты она может быть увеличена до 3 месяцев с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
С учетом положений Временных правил продолжительность вахты до конца текущего 2020 г. может быть увеличена до 4–6 месяцев. Обусловлено это трудностями со сменой вахтового состава.
В том случае, если отдыхающая смена своевременно (согласно первоначальному графику) прибыть к месту работы не может, время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
При введении временной изоляции (обсервации) для прибывшей в вахтовый поселок смены (место вахтовой работы), 14-дневный период изоляции включается во время нахождения сотрудников в пути с оплатой за каждый день не ниже дневной тарифной ставки (части оклада, должностного оклада). Согласно ст. 302 ТК РФ такие выплаты относятся к компенсационным, и потому они не должны облагаться НДФЛ и страховыми взносами.
Как период самоизоляции должен учитываться при исчислении среднего заработка
Согласно п. 5 Положения об особенностях Порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922) при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формально Указы Президента о введении и дальнейшем продлении режима нерабочих оплачиваемых дней к законодательству Российской Федерации не относятся. Однако необходимо понимать, что фактически именно эти документы
регулируют по причине отсутствия соответствующих положений в ТК РФ регулируют данные вопросы.
С учетом того факта, что работники не заняты в период рассматриваемых дней (не работают), а за ними сохраняется заработная плата, период нерабочих оплачиваемых дней должен быть исключен из расчетного периода при дальнейшем исчислении среднего заработка. Также должны быть исключены начисленные работникам за это время суммы заработной платы.
Необходимо также учитывать, что приведенные выше положения о расчете среднего заработка не предполагают применения принципа о том, что если начислена именно заработная плата (а не средняя заработная плата), то такая сумма должна учитываться при исчислении средней заработной платы. Принцип несколько иной. Работает сотрудник – период и начисленные суммы принимаются для расчета среднего заработка, не работает – не принимаются.
Необходимость исключения нерабочих оплачиваемых дней при расчете средней заработной платы обусловлена также тем, что в указанный период заработок работника может быть ниже. В частности, за счет негарантированной трудовым договором премии по итогам работы, а также за счет дополнительного вознаграждения сдельщикам, которое не обязательно должно составить сумму, исчисленную из фактического заработка работника за какой-то предыдущий период времени.
Следовательно, если период нерабочих оплачиваемых дней учесть при расчете среднего заработка, это негативно может сказаться на сумме отпускных, заработка за время командировки и т. д.
Дополнительные выплаты медицинскому персоналу
С апреля 2020 г. предусмотрены дополнительные стимулирующие выплаты медицинскому персоналу, занятому оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также лицам из групп риска заражения указанной инфекцией. При этом следует разделять такие дополнительные выплаты.
В отдельных случаях выплаты предусматриваются по решению самих учреждений здравоохранения и (или) региональных властей. В отношении таких доплат необходимо руководствоваться положениями нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и (или) локальных нормативных актов учреждений
В частности, в Москве предусмотрено материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера, оговоренное постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 г. № 517-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 г. № 340-ПП и от 6 апреля 2020 г. № 343-ПП». Указанные выплаты составили:
1) для работников медицинских организаций, непосредственно оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, и работников лабораторий медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, проводящим исследования биологических материалов этой категории пациентов, работников патологоанатомических отделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы:
– врачам – 70 000 руб. в месяц;
– среднему медицинскому персоналу – 50 000 руб. в месяц;
– младшему медицинскому персоналу (прочему персоналу) – 30 000 руб. в месяц;
2) для работников Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им А. С. Пучкова» и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы», оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, и неотложную медицинскую помощь пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию и осуществляющих их медицинскую эвакуацию:
– врачам – 50 000 руб. в месяц;
– среднему медицинскому персоналу – 30 000 руб. в месяц;
3) для работников амбулаторных КТ-центров медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, организованных на основании решений Департамента здравоохранения г. Москвы, а также работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, осуществляющих выявление заболевших и медицинское наблюдение на дому (по месту пребывания) за состоянием здоровья таких пациентов:
– врачам – 70 000 руб. в месяц;
– среднему медицинскому персоналу – 50 000 руб. в месяц.
Две другие дополнительные выплаты определены документами Правительства Российской Федерации, предусматривающими софинансирование расходов на доплаты за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты для одной из федеральных выплат (для целей данной статьи – «правительственная» выплата) предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415. Выделяемые по указанному документу средства направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в следующих размерах (в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 г., по данным Росстата):
– врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, – 80%;
– среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшерам скорой медицинской помощи, медицинским сестрам, медицинским сестрам-анестезистам), – 40%;
– фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи – 20%;
– врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), – 80%;
– среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, – 40%;
– младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, – 20%;
– врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), – 100%;
– среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, – 50%;
– младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, – 30%.
Выплаты предусматриваются локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (органом местного самоуправления). Данным документом устанавливаются:
а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Регионы вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления «правительственной» выплаты разъяснен в письме Минздрава России от 6 мая 2020 г. № 16-3/И/2-5951. В частности, они осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373.
Выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе:
– врачам-рентгенологам;
– врачам-патологоанатомам;
– врачам-эпидемиологам;
– помощникам врачей-эпидемиологов;
– медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий, в том числе специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием;
– среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными выше врачами-специалистами.
В соответствии с постановлением Правительства № 415 перечень должностей медицинских работников, которым осуществляется выплата стимулирующего характера, устанавливается локальным нормативным актом медицинской организации. Вместе с тем, такой перечень также может быть утвержден по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В целях контроля за осуществлением расходов уточнение и фиксация конкретного перечня медицинских работников, которым осуществляются стимулирующие выплаты, могут также быть предусмотрены в соглашении между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинской организацией.
Правилами выплата стимулирующего характера предусмотрена врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, при этом ограничения перечня конкретных врачей-специалистов в составе выездных бригад скорой медицинской помощи не установлено. Таким образом, при профилизации бригады для оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией указанная выплата может устанавливаться также врачам анестезиологам-реаниматологам, врачам-педиатрам и другим, осуществляющим такую медицинскую деятельность.
При этом в соответствии с п. 1.3 приложения № 2 к приказу Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Выплаты осуществляются за фактически отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте по уважительным причинам: в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ограничения по выплате стимулирующего характера в отношении совместителей, в том числе внешних, не установлены.
Правилами не определен период, на который устанавливается выплата стимулирующего характера. В связи с этим рекомендовано устанавливать выплату на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска.
Вторая федеральная выплата получила наименование «президентской», и средства для ее осуществления предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484. За счет указанных средств (софинансирование федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) производятся выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах:
– оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 50 тыс. руб. в месяц, среднему, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи – 25 тыс. руб. в месяц;
– оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 80 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу – 50 тыс. руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу – 25 тыс. руб. в месяц.
Выплаты устанавливаются в локальном нормативном акте медицинской организации, согласованном с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны труда, в котором первоначально должны быть оговорены следующие положения:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью за фактически отработанное время, но не выше установленных размеров;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
С учетом изменений, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 678 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19», осуществление «президентской» дополнительной выплаты отныне увязывается с фактом участия в оказании помощи больным с инфекцией. Размер выплаты оговаривается в определенной сумме без ее возможной корректировки за фактически отработанное время.
Как отмечено в письме Минздрава России от 17 мая 2020 г. № 16-3/И/1-3061, стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ начисляются медицинскому и иному работнику в установленном размере, являются единовременными, выплачиваются в полном размере, если бы сотрудник отработал в соответствии с установленным графиком независимо от количества смен и (или) часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией.
В письме также дано уточнение, что выплата полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н.
В условиях пандемии руководитель медицинской организации вправе утвердить временное штатное расписание, и при необходимости (в том числе при перепрофилировании) осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников. Должности всех медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, должны быть включены в перечень должностей медицинских работников, имеющих право на выплаты стимулирующего характера. Именно такой перечень и определяется локальным нормативным актом медицинской организации.
Ко всем рассмотренным выплатам стимулирующего характера медицинским работникам применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Учитываются все дополнительные стимулирующие выплаты и при расчете среднего заработка, на что также указано в письме Минздрава России от 6 мая 2020 г. № 16-3/И/2-5951.
Дополнительные выплаты производятся в установленные в медицинской организации сроки выплаты заработной платы. Исходя из информационного письма Минздрава России от 29 апреля 2020 г. «О стимулирующих выплатах медицинским работникам в связи с распространением коронавирусной инфекции», федеральные выплаты предусматриваются в течение апреля, мая и июня 2020 г.
Федеральным законом от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» «президентские» выплаты освобождены от обложения НДФЛ.
Как следует из п. 81 ст. 217 НК РФ, от обложения НДФЛ освобождены доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета. Исходя из наименования приведенной выплаты (не соответствует
ни одной из установленных выплат) трудно предположить, о какой выплате идет речь. Но с учетом письма Минфина России от 15 мая 2020 г. № 03-04-07/39728 обе федеральные дополнительные выплаты освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 81 ст. 217 НК РФ.
Все дополнительные выплаты включаются в базу для исчисления страховых взносов на обязательное страхование, включая взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Необходимо также учитывать, что до 1 января 2021 г. приостановлено проведение аттестации медицинских и фармацевтических работников на получение квалификационной категории (приказ Минздрава России от 30 апреля 2020 г. № 394н).
С учетом высказываний министра здравоохранения на видеоконференции с президентом срок действия квалификационных категорий, которые истекают в 2020 г., будет продлен на 1 год. Соответственно, будут сохранены все дополнительные выплаты за наличие категории.
Дополнительные гарантии медицинскому персоналу
Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 установлено предоставление дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников. В частности, установлена единовременная страховая выплата врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию.
Выплата производится ФСС России сверх выплат, предусмотренных законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Единовременная страховая выплата производится:
1) в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей – в размере 2 752 452 руб. выгодоприобретелям в равных долях;
2) в случае причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, – в размере 68 811 руб.;
3) в случае стойкой утраты медицинским работником трудоспособности в результате развитая осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей:
– инвалиду I группы – в размере 2 064 339 руб.;
– инвалиду II группы – в размере 1 376 226 руб.;
– инвалиду III группы – в размере 688 113 руб.
Страховыми случаями, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата, являются:
а) смерть медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей;
б) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности;
в) установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей.
Перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 313, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 1272-р.
Временное положение о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 695.
Как отмечено в письме Роструда от 10 апреля 2020 г. № 550-ПР, случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей подлежат расследованию как профессиональные заболевания органами Роспотребнадзора с оформлением соответствующего акта и направлением одного экземпляра с материалами расследования в ФСС России.
Дополнительные выплаты работникам организаций социального обслуживания
Президентом Российской Федерации в мае 2020 г. анонсированы специальные федеральные доплаты к заработной плате за особые условия труда работникам стационарных организаций социального обслуживания, деятельность которых осуществляется в сменном (двухнедельном) режиме, в следующих размерах:
а) врачам – 40 тыс. руб. за смену, а в случае работы непосредственно с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 60 тыс. руб. за смену;
б) среднему медицинскому персоналу, социальным и педагогическим работникам, административному персоналу – 25 тыс. руб. за смену, а в случае работы непосредственно с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 35 тыс. руб. за смену;
в) младшему медицинскому персоналу – 15 тыс. руб. за смену, а в случае работы непосредственно с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 20 тыс. руб. за смену;
г) техническому персоналу – 10 тыс. руб. за смену, а в случае работы непосредственно с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 15 тыс. руб. за смену.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 681. Средства предоставляются стационарным организациям социального обслуживания, организациям социального обслуживания, в которых созданы стационарные отделения, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в случае введения ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы стационарной организации социального обслуживания. Под особым режимом в данном случае понимается временная изоляция (обсервация) проживания в организации социального обслуживания получателей социальных услуг, работников организации социального обслуживания исходя из длительности рабочей смены не менее 14 календарных дней.
В постановлении Правительства Российской Федерации уточнено, что выплата производится в следующих размерах за работу в течение одной рабочей смены (представлено в таблице):
Для указанных сотрудников будет введен сменный режим работы – 14 календарных дней, причем даже если сотрудник заболеет и покинет учреждение раньше завершения своей смены, он все равно сможет рассчитывать на полную доплату.
Локальными нормативными актами организации социального обслуживания должны быть установлены:
а) ограничительные мероприятия, предусматривающие сменный режим работы в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении с установлением длительности смены не менее 14 календарных дней, работа в которой дает право на установление выплат стимулирующего характера работникам;
б) перечень должностей работников стационарной организации социального обслуживания, стационарного отделения, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера согласно занимаемой должности, дифференцированный согласно приведенным условиям, в случае выявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Регионы вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета данного субъекта Российской Федерации.
Доплата будет производиться за период с 15 апреля по 15 июля 2020 г. ежемесячно.