Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №10 год - 2020
Е. П. Никодимова
Обратим внимание на отдельные из изменений, которые произошли в последнее время в области оплаты труда.
Новый порядок выдачи «больничных»
Приказом Минздрава России от 1 сентября 2020 г. № 925н утвержден новый Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа (далее по тексту статьи – новый Порядок). Положения документа подлежат применению с 14 декабря 2020 г. Фактически документ будет применяться в течение одного года, так как с 2022 г. запланировано оформление листков нетрудоспособности исключительно в электронной форме.
Напомним, что в настоящее время применению подлежит Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н (далее – прежний Порядок).
Новый порядок оговаривает вопросы оформления листка нетрудоспособности не только на бумаге, но и в форме электронного документа. Последний вариант, как на это указано в законодательстве и Порядке, возможен только с письменного согласия пациента.
В соответствии с п. 14 нового Порядка допускается оформление листка нетрудоспособности в бумажной форме, являющегося продолжением листка нетрудоспособности в виде электронного документа, а также формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа, являющегося продолжением листка нетрудоспособности на бумаге. Таким образом, сочетание последовательности может быть любым.
Исключительно только на бумаге подлежат оформлению и выдаче листки нетрудоспособности:
– женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращением полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, прекращением статуса адвоката, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их в установленном порядке безработными (п. 1 нового Порядка);
– лицам, признанным безработными и состоящим на учете в государственных учреждениях службы занятости населения в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка (п. 2 нового Порядка), – больничный выдается для подтверждения периода нетрудоспособности и наличия уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости;
– при заболевании двоих детей одновременно (п. 44 нового Порядка). При заболевании более двоих детей одновременно выдается второй листок нетрудоспособности на бумаге по уходу за ними.
Выдаваться больничные согласно новым правилам могут в том числе священнослужителям, а также лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду. Как и ранее, листки нетрудоспособности выдаются лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Право выдавать документы о временной нетрудоспособности сохранено за лечащими врачами медицинских организаций. Исключение составляют врачи структурного подразделения медицинской организации, оказывающего скорую (в том числе скорую специализированную) медицинскую помощь. Фельдшеры медицинских организаций выдают больничные только в случаях возложения на них отдельных функций лечащего врача.
Зубные врачи медицинских организаций вправе оформлять и выдавать листки нетрудоспособности только при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации врача-стоматолога.
Медицинские учреждения должны иметь лицензию на работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Особенности оформления и выдачи листка нетрудоспособности на бумаге. В таких случаях листки нетрудоспособности выдаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Особенности оформления листка нетрудоспособности в электронном виде. Информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Данные вопросы регулируются в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1567.
В указанных случаях больничный оформляется не только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, но и на основании СНИЛС гражданина.
В последнее время лечебные учреждения указывают работающим лицам на возможность оповещения работодателя об оформлении больничного без указания его номера. При этом ФСС России указывает на возможность отказать работнику, который не довел информацию о номере электронного документа.
Особенности оформления листков нетрудоспособности лицам из числа совместителей. Как и ранее, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких страхователей и в двух календарных годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), был занят у тех же страхователей, выдается несколько листков нетрудоспособности на бумаге по каждому месту работы. При формировании электронного документа он является единым (одним) и номер представляется по каждому месту работы.
Действующим законодательством не оговорено, что в указанном случае два года должны быть полными. Достаточно, чтобы в предшествующем календарном году весь период времени сотрудник был занят у тех же работодателей, и в каком-то отдельном периоде позапрошлого года.
Пример 1
Предположим, что работник в 2020 г. занят в организации «А» (основное место работы) и «Б» (внешнее совместительство).
В случае если в указанных организациях работник был занят в течение всего 2019 г., а также в отдельный период 2018 г. (допустим, в организации «А» с марта по декабрь 2018 г., а в организации «Б» – с ноября по декабрь 2018 г.), он вправе требовать от врача оформления двух больничных на бумаге или одного больничного в электронной форме. Данные о номере электронного документа передаются работником обоим работодателям.
Если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких страхователей, а в двух календарных годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), был занят у других страхователей (другого страхователя), выдается (формируется) один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору гражданина.
В случае если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких страхователей, а в двух календарных годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам) был занят как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), выдается несколько листков нетрудоспособности на бумаге или формируется один листок нетрудоспособности в форме электронного документа для представления его номера по каждому месту работы, либо выдается (формируется) один листок нетрудоспособности для представления его по одному из последних мест работы по выбору гражданина.
Дата формирования (выдачи) листка нетрудоспособности. В амбулаторных условиях больничный формируется (выдается) в день признания его временно нетрудоспособным, то есть фактически в день обращения. До декабря 2020 г. согласно ранее применявшимся правилам документ по желанию гражданина выдается в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.
В случае обращения за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по желанию гражданина дата освобождения от работы может быть указана со следующего календарного дня.
При выписке гражданина после оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) документ о нетрудоспособности выдается (формируется) в день выписки из медицинской организации.
Сохранены правила оформления документов при направлении гражданина за получением медицинской помощи в другую медицинскую организацию. В таком случае закрытие листка производит медицинская организация, в которую гражданин был направлен (обратился) за получением медицинской помощи. При продолжении временной нетрудоспособности данной медицинской организацией выдается (формируется) листок нетрудоспособности, являющийся продолжением ранее выданного (сформированного) листка нетрудоспособности.
Больничный оформляется на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
Не допускается выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни единолично лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом).
Выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому. Таковы положения п. 9 нового Порядка (до декабря 2020 г. – п. 14 прежнего Порядка).
Особенности оформления (формирования) и выдачи больничных при заболеваниях, профессиональных заболеваниях и травмах. Как и ранее, лечащий врач единолично выдает (формирует) листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно, а фельдшер либо зубной врач – до 10 календарных дней включительно. При сроках нетрудоспособности, превышающих указанные периоды, листок нетрудоспособности выдается (формируется) и продлевается по решению врачебной комиссии. Таким образом, любое продление начиная с 16-го (11-го) календарного дня в компетенции именно врачебной комиссии, как это происходит и в настоящее время.
Листок нетрудоспособности не выдается (не формируется) гражданам:
– обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности;
– проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению военных комиссариатов;
– находящимся под стражей или административным арестом;
– проходящим профилактические, периодические, предварительные, предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров, диспансеризацию и диспансерное наблюдение, в том числе в центрах профпатологии субъекта Российской Федерации;
– с хроническими заболеваниями вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, принимающим различные процедуры, манипуляции и медицинские вмешательства в амбулаторных условиях;
– обучающимся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях.
В указанных случаях по просьбе гражданина выдается выписка из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях или из истории болезни стационарного больного, либо иной медицинской документации, подтверждающей факт получения гражданином медицинской помощи.
В случае заболевания (травмы, отравления) обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, для освобождения от учебы выдается справка.
Сохранено правило (п. 28 нового Порядка), согласно которому при наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет листок нетрудоспособности выдается (формируется) со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.
Особенности оформления (формирования) и выдачи больничных по уходу за больным членом семьи. По уходу за больным членом семьи выдается (формируется) листок нетрудоспособности медицинским работником одному из членов семьи, иному родственнику, опекуну или попечителю, фактически осуществляющему уход.
Выдача в данном случае больничных иным лицам, включая гражданского супруга, правилами не предусмотрена.
Периоды, за которые подлежат оформлению больничные по уходу за больным членом семьи, уточнены, они представлены в таблице (п. 41 нового Порядка, п. 35 прежнего Порядка).
По-прежнему при необходимости по уходу за больным членом семьи могут выдаваться (формироваться) листки нетрудоспособности попеременно разным лицам, осуществляющим уход, в пределах установленных сроков.
При формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа по каждому заболевшему члену семьи указываются периоды осуществления ухода за ним, условия оказания медицинской помощи, полные фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, код причины нетрудоспособности, родственная (семейная) связь, СНИЛС члена семьи (указывается при наличии), за которым фактически осуществляется уход, а также из медицинской информационной системы медицинской организации, в которой формируется листок нетрудоспособности, в автоматическом режиме указывается код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, действующей редакции (за исключением случаев оказания медицинской помощи по профилям «онкология», «детская онкология», «дерматовенерология», «психиатрия-наркология», медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), при психических расстройствах и расстройствах поведения, а также медицинской помощи больным туберкулезом).
Без изменений сохранены случаи, когда не выдается (не формируется) листок нетрудоспособности по уходу (п. 46 нового Порядка):
– за больным членом семьи старше 15 лет при лечении в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
– за хроническими больными в период ремиссии;
– в период ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы;
– в период отпуска по беременности и родам;
– в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Впервые в п. 47 нового Порядка оговорено, что в случаях, когда один из членов семьи, иной родственник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и другому члену семьи, иному родственнику требуется освобождение от работы по уходу за другим больным ребенком, листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком выдается (формируется) в соответствии с общеустановленными правилами.
При заболевании ребенка в период, когда лицо, осуществляющее уход, не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, отпуск без сохранения заработной платы), листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (в случае когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается (формируется) со дня, когда лицо, осуществляющее уход, должно приступить к работе.
Особенности оформления (формирования) и выдачи больничных по карантину. С декабря 2020 г. выдача (формирование) таких документов будет производиться в случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы. Такой больничный выдается (формируется) врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия – лечащим врачом (фельдшером).
Согласно недавно применявшимся правилам, больничный по карантину мог оформляться только при временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, или граждан, выявленных как бактерионосители.
Одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи выдается (формируется) листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим дошкольную образовательную организацию, или за членом семьи, признанным в установленном порядке недееспособным, в случае введения главными государственными санитарными врачами и их заместителями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ограничительных мероприятий (карантина) в организации, которую посещает (в которой находится) ребенок или член семьи, признанный в установленном порядке недееспособным. В указанном случае листок нетрудоспособности выдается (формируется) лечащим врачом (фельдшером), осуществляющим оказание медицинской помощи ребенку (члену семьи, признанному в установленном порядке недееспособным), на весь период ограничительных мероприятий (карантина).
Гражданам, являющимся работниками отдельных профессий, производств и организаций, в отношении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, предусматривающие исследования на гельминтозы, при наличии у них гельминтоза выдается (формируется) листок нетрудоспособности на весь период дегельминтизации.
Особенности работы с электронными больничными. В случае формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, организация должна запросить сведения о сформированном листке нетрудоспособности в форме электронного документа в информационной системе «Соцстрах» по номеру СНИЛС своего работника и представленному им номеру листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Таковы положения п. 72 нового Порядка. Следовательно, при непредставлении номера документа работодатель вправе отказать работнику в оформлении данного страхового случая.
Для исправления ошибок, допущенных в разделе «ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ» при заполнении листка нетрудоспособности на бумаге, ошибочная запись аккуратно зачеркивается, правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности на бумаге, подтверждается записью «исправленному верить», подписью и печатью страхователя (печать проставляется при ее наличии). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
При наличии ошибок в разделе «ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ» при внесении сведений в листок нетрудоспособности в форме электронного документа организация вносит соответствующие изменения и повторно направляет сведения в ФСС России.
Повторное направление сведений с указанием причины внесения изменений в сформированный листок нетрудоспособности в форме электронного документа подтверждается усиленными квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера и руководителя страхователя.
Особенности финансового обеспечения предупредительных мер в 2020 году
Приказом Минтруда России от 23 июня 2020 г. № 365н внесены изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Ранее они утверждены приказом данного министерства от 10 декабря 2012 г. № 580н.
Согласно принятым изменениям, в 2020 г. в условиях реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), организации вправе обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2020 г. Ранее с соответствующим заявлением нужно было обращаться до 1 августа текущего года.
На 2020 г. расширен перечень предупредительных мер путем включения мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данные мероприятия реализуются в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
В частности, за счет рассматриваемого источника могут быть оплачены следующие расходы организаций: а) приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа – респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (средства защиты);
б) приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников (далее – дезинфицирующие средства) и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками (дозирующие устройства);
в) приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха,
и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей; г) приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;
д) проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
Оплата расходов может производиться для всех работников независимо от условий труда на их рабочих местах. При этом проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 осуществляется только в рамках тестирования работников на COVID-19.
Как и ранее, объем средств, направляемых на указанные цели, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Изменения в Правила предусматривают неприменение к средствам профилактики и защиты от коронавирусной инфекции требования об исключительно отечественном происхождении и предоставлении по ним копий заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданных Минпромторгом России.
Для обоснования финансового обеспечения мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) страхователь представляет перечень мероприятий, разработанный с учетом рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди работников, данных Роспотребнадзором.
Кроме того, в части расходов на приобретение средств индивидуальной защиты должен быть представлен перечень приобретаемых средств с указанием их количества, стоимости и количества работников, обеспеченных указанными средствами в соответствии с нормами выдачи, рекомендованными Роспотребнадзором.
Согласно требованиям Роспотребнадзора к организации лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), лабораторные работы могут проводиться исключительно в лабораториях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных II степени потенциальной опасности (патогенности) (письмо Роспотребнадзора от 6 марта 2020 г. № 02/3739-2020-32).
Стимулирующие выплаты другим категориям специалистов за работу по выявлению, предупреждению и устранению COVID-19
В первую очередь дополнительные стимулирующие выплаты за работу в рамках выявления, предупреждения и устранения последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 были предусмотрены для следующих категорий лиц:
1) медицинским и иным работникам (в частности, водителям скорой помощи), непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484) – в размере от 25 тыс. до 80 тыс. руб. в месяц независимо от количества отработанных смен (часов);
2) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения данной инфекцией (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415) – в размере от 20 до 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем регионе страны за 9 месяцев 2019 г. по данным Росстата за фактически отработанное в соответствующих условиях труда время.
Первая выплата (за выполнение особо важных работ) устанавливается медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Производится в полном размере независимо от количества отработанных смен и (или) часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Полагается в полном размере также медицинским и иным работникам, работающим неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
Вторая выплата (за работу в особых условиях) полагается медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе:
– врачам-рентгенологам;
– врачам-патологоанатомам;
– врачам-эпидемиологам;
– помощникам врачей-эпидемиологов;
– медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий;
– среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными выше врачами-специалистами.
Выплата устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляется за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Производится также медицинским работникам поликлиник, оказывающим медицинскую помощь пациенту с диагнозом COVID-19.
Период осуществления вышерассмотренных выплат – с апреля по август 2020 г., и недавно они были продлены на сентябрь 2020 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. № 1381).
В дальнейшем стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку были установлены работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп заражения данной инфекцией (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 681).
Такие выплаты предусматриваются медицинскому персоналу, социальным работникам, а также техническому персоналу учреждений. Размер выплат от 10 тыс. до 60 тыс. руб.
Право на выплату сохраняется в полном объеме при выявлении у работника стационарной организации социального обслуживания, стационарного отделения в период выполнения им работы в рабочую смену новой коронавирусной инфекции, иного заболевания, вынужденного прерывания работы в рабочую смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в целях соблюдения режима изоляции.
В случае если работник прерывает рабочую смену по собственному желанию, выплата стимулирующего характера работнику осуществляется за фактически отработанные дни. Если длительность рабочей смены фактически составила более 14 календарных дней, выплата стимулирующего характера осуществляется за 14 календарных дней в полном объеме, за последующие дни в рабочей смене (более 14 календарных дней) – за фактически отработанные дни.
Выплаты работникам сферы социального обслуживания предусмотрены в период с 15 апреля по 15 октября 2020 г. (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 г. № 1392).
Дополнительные выплаты стимулирующего характера установлены также сотрудникам Роспотребнадзора и подведомственных ему организаций, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции. На указанные цели дополнительные ассигнования выделялись распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 648-р и от 8 апреля 2020 г. № 920-р.
В августе 2020 г. схожие с рассмотренными выплаты были установлены медицинским работникам, военнослужащим, сотрудникам национальной гвардии и органов внутренних дел, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также сотрудникам Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ).
Соответствующие положения закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. № 1312.
Выплаты установлены лицам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Размер выплат от 20 до 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 г. по данным Росстата. Период осуществления выплат – с 1 апреля 2020 г., но не ранее даты регистрации на территории региона подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции. При этом исчисляться доплаты должны за фактически отработанное время, время исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей).
Согласно п. 81 ст. 217 НК РФ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из разъяснений Минфина России (см., в частности, письмо от 14 августа 2020 г. № 03-04-07/71670), не должны облагаться НДФЛ любые стимулирующие выплаты за работу с заболевшими COVID-19 или лицами из групп риска заражения. Главное условие – финансирование сумм за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации, и если оно установлено на основании соответствующих нормативных правовых актов.
Выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний
Приказом Минздрава России от 7 июля 2020 г. № 682н утверждены Порядок и условия осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
На указанные цели средства выделяются из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования из расчета 1 тыс. руб. за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден результатами соответствующих диагностических инструментальных и (или) лабораторных исследований (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. № 1940). Указанная сумма распределяется в следующей пропорции:
а) 500 руб. – врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу-терапевту цехового врачебного участка, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-педиатру (врачу-педиатру участковому), фельдшеру фельдшерского здравпункта (фельдшерско-акушерского пункта), ответственному за организацию и проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, за исключением руководителя медицинской организации;
б) 500 руб. – следующим медицинским работникам:
– медицинскому работнику, назначившему диагностические исследования в ходе и (или) по результатам проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации;
– медицинскому работнику, выполнившему своевременно диагностические исследования, по результатам которых установлен диагноз онкологического заболевания;
– медицинскому работнику, осуществившему своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием.
Размер денежной выплаты медицинскому работнику устанавливается обратно пропорционально общему числу этих медицинских работников с округлением до целого рубля по правилам математического округления.
Медицинские организации обязаны вести раздельный аналитический учет средств на осуществление денежных выплат, а также представляют в фонды отчетность. Отчетная форма и порядок ее представления определены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29 января 2020 г. № 23.
Механизм осуществления денежных выплат за выявление онкологических заболеваний раскрыт в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20 августа 2020 г. № 11534/26-4/и.
При определении средств, которые должны быть доведены до учреждений, учитываются также суммы НДФЛ, районного коэффициента, а также части суммы, необходимой для оплаты отпускных.
Размер выплаты медицинскому работнику (Рвм) – 500 руб. × Рк (с округлением до целого рубля);
Рв = ((Рвм/0,87) + От) × 1,302 (с округлением до 2 знаков после запятой), где 500 руб. – размер средств для выплаты медицинскому работнику, ответственному за организацию и проведение диспансеризации в соответствии с подп. «а» п. 8 Правил;
0,87 – коэффициент, отражающий долю размера денежной выплаты после взимания налога на доходы физических лиц по ставке 13%;
Рк – районный коэффициент;
От – сумма средств, необходимых с учетом денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам на оплату ежегодного отпуска. От = ((Рвм/0,87)/(12 × 29,3)) × 35;
1,302 – коэффициент, отражающий размер начислений на выплаты по оплате труда.
Пример 2
Расчет суммы для медицинской организации, в которой работает медицинский работник, ответственный за проведение диспансеризации (в расчете на одного работника).
Пример расчета для медицинской организации, расположенной в регионе с Рк = 1,1:
Размер выплаты медицинскому работнику (Рвм) = 500 × 1,1 = 550 руб.;
От = ((550 руб./0,87)/(12 × 29,3)) × 35 = 62,93 руб.;
Рв = ((550 руб./0,87) + 62,93 руб.) × 1,302 = 905,04 руб.
Пример 3
Расчет для медицинских организаций, в которых работают медицинские работники, назначившие и выполнившие своевременно диагностические исследования, по результатам которых установлен диагноз онкологического заболевания, осуществившие своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием (при условии, что назначили и выполнили диагностические исследования, а также установили диспансерное наблюдение три разных медицинских работника из разных медицинских организаций).
500 руб./3 медицинских работника = 166,67 руб.
Размер выплаты медицинскому работнику (Рвм) = 166,67 × 1,1 = 183 руб.;
От = ((183 руб./0,87)/(12 × 29,3)) × 35 = 20,94 руб.;
Рв = ((183 руб./0,87) + 20,94 руб.) × 1,302 = 301,13 руб.
Новые формы первичной учетной документации для организаций государственного сектора
В соответствии с приказом Минфина России от 15 июня 2020 г. № 103н утверждены следующие новые формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, подлежащих применению органами власти, организациями и учреждениями государственного сектора. Соответствующие изменения внесены в приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Утвержденные формы подлежат применению субъектами учета согласно принятой ими учетной политике и по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2021 г. Таким образом, обязательными к применению они являются начиная со следующего года.
Новые формы первичных учетных документов представлены в таблице.
Указанные формы подлежат применению в электронной форме при осуществлении централизуемых полномочий.
Решение о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) применяется для оформления в электронном виде решения работодателя (представителя нанимателя или уполномоченного им лица) о направлении работника (подотчетного лица) в служебную командировку на территории Российской Федерации для выполнения служебного задания (служебного поручения) и расчета размера финансового обеспечения возмещаемых расходов, связанных со служебной командировкой (далее – командировочные расходы).
Решение о командировании (ф. 0504512) в электронном виде заполняется работником (подотчетным лицом) или лицом, уполномоченным на его заполнение.
В заголовочной части Решения о командировании (ф. 0504512):
– по строке «Особый статус (условия)» отражается информация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации изменяет обычные условия командирования, влияющие на нормативы, по которым осуществляется расчет расходов по командированию в связи с особым статусом работника при направлении в командировку;
– по строке «Документ-основание» указывается наименование документа, на основании которого работник (подотчетное лицо) направляется в командировку (например, план-график командировок) с указанием даты и номера такого документа.
В таблице «Место и сроки командирования» подраздела 1.1 «Служебное задание на командирование» раздела 1 «Условия командирования» отражаются сроки командирования работника (подотчетного лица), место назначения командирования, в соответствии с которыми формируется приказ руководителя о командировании работника (подотчетного лица). Указанная таблица подписывается ответственным лицом кадровой службы простой электронной подписью.
Информация, указанная в подразделах 1.1–1.3 раздела 1 «Условия командирования» и в разделе 2 «Обоснование командировочных расходов», подписывается работником (подотчетным лицом) или уполномоченным лицом, руководителем структурного подразделения, формирующим задание по командировке, простой электронной подписью.
Планируемые расходы работника (подотчетного лица) рассчитываются на основании нормативов, установленных законодательством Российской Федерации для категории, к которой относится работник (подотчетное лицо) в соответствии с занимаемой должностью.
Подраздел 2.2 «Обоснование расходов, отличных от установленных нормативов» формируется в случае, если планируемые расходы по командировке отличаются от установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации норматива расхода на командировку, предусмотренного для данной категории подотчетных лиц, и возмещаемых при условии, что они произведены с разрешения или ведома работодателя (представителя нанимателя) или уполномоченного им лица.
Справочная информация о суммах задолженности по ранее выданным работнику денежным средствам под отчет, с указанием общей суммы задолженности, суммы задолженности по которой работником представлены отчеты о расходах подотчетного лица (авансовые отчеты), не утвержденные на дату формирования справочной информации руководителем учреждения или уполномоченным им лицом, в том числе просроченная задолженность подотчетного лица, указывается должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами. Справочная информация о задолженности подписывается лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами или иным уполномоченным лицом, простой электронной подписью.
В разделе 3 «Финансовое обеспечение» отражается информация о финансовом обеспечении работника (подотчетного лица), направляемого в командировку, в разрезе кодов бюджетной классификации, операций сектора государственного управления (КОСГУ), вида финансового обеспечения (деятельности) (КФО) и финансовых годов, в соответствии с которыми принимаются бюджетные и денежные обязательства. Информация данного раздела подписывается руководителем финансово-экономического подразделения (уполномоченным лицом) простой электронной подписью.
Решение о командировании (ф. 0504512) согласовывается руководителем учреждения, осуществляющим в соответствии с переданными полномочиями оплату расходов по командировке работнику, состоящему в штате другого учреждения, передавшего такие полномочия и направившего работника в командировку, и подписывается ЭЦП. Утверждается документ руководителем учреждения, направившим работника в командировку, и подписывается ЭЦП.
В свою очередь, Изменение Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513) применяется для оформления в электронном виде изменения решения работодателя (представителя нанимателя или уполномоченного им лица) о направлении работника (подотчетного лица) в служебную командировку на территории Российской Федерации для выполнения служебного задания (служебного поручения) и изменения расчета размера финансового обеспечения возмещаемых расходов, связанных со служебной командировкой по ранее утвержденному Решению о командировании (ф. 0504512) работника (подотчетного лица), направляемого в командировку на территории Российской Федерации.
Форма имеет три типа изменений: корректирующий – формируется в связи с изменениями условий командирования (изменение маршрута, срока командирования), финансовый – при изменении итоговой суммы Решения о командировании (ф. 0504512) без изменения условий командирования, аннулирующий – при условии отмены командирования.
Порядок заполнения, подписания и утверждения Изменения решения о командировании (ф. 0504513) аналогичен порядку заполнения, подписания и утверждения Решения о командировании (ф. 0504512). При этом изменение финансового обеспечения в связи с изменением Решения о командировании отражается в графе 6 раздела 3 «Финансовое обеспечение» формы.
Решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (ф. 0504517) применяется для формирования в электронном виде расчета размера финансового обеспечения возмещаемых расходов по компенсации оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, установленных законодательством Российской Федерации для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
Решение о компенсации (ф. 0504517) в электронном виде заполняется работником учреждения (подотчетным лицом), которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена компенсация проезда в отпуск и обратно, по строкам и графам, открытым для заполнения (из справочника и вручную).
В строке «Документ-основание» указывается приказ на отпуск или график отпусков, дата и номер документа-основания.
Информация, указанная в разделе 1 «Заявление о компенсации расходов», подписывается подотчетным лицом простой электронной подписью.
Справочная информация о ранее выданных суммах аванса, в том числе по просроченным суммам аванса, указывается должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами. Справочная информация о задолженности подписывается лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами, или иным уполномоченным лицом простой электронной подписью.
В разделе 2 «Финансовое обеспечение» отражается информация о финансовом обеспечении расходов по компенсации проезда в отпуск и обратно подотчетного лица в разрезе кодов бюджетной классификации, КОСГУ, КФО и финансовых годов, в соответствии с которыми принимаются бюджетные и денежные обязательства.
Информация, указанная в разделе 2 «Финансовое обеспечение», заполняется и подписывается руководителем финансово-экономического подразделения (уполномоченным лицом) простой электронной подписью.
Решение о компенсации (ф. 0504517) утверждается руководителем учреждения, в котором работает работник (подотчетное лицо), и подписывается электронной цифровой подписью.
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) формируется в виде электронного документа и применяется для учета расчетов с подотчетными лицами на основании соответствующих электронных документов: Решения о командировании (ф. 0504512), Изменения Решения о командировании (ф. 0504513), Решения о командировании (ф. 0504515), Изменения Решения о командировании (ф. 0504516), Решения о компенсации (ф. 0504517), в соответствии с которыми принято решение о выдаче денежных средств подотчетному лицу (аванса) для целей, отраженных в указанных документах.
Информация Отчета (ф. 0504520) заполняется подотчетным лицом (уполномоченным лицом) на основании документа-основания, в соответствии с которым принято решение о выдаче денежных средств подотчетному лицу (аванс).
Уведомление о поступлении отчета к проверке формируется на основании представленных подотчетным лицом документов-оснований и подписывается ответственным лицом учреждения (ответственным за принятие документов-оснований и проверку на их соответствие прикрепленным скан-копиям, созданным в электронном формате), в котором работает работник (подотчетное лицо).
В строке «Приложение» подраздела 1.2 «Отчет о расходах на закупку товаров, работ, услуг малого объема» раздела 1 «Авансовый отчет» подотчетным лицом указывается количество документов, подтверждающих произведенные им расходы, и количество листов принимаемых документов.
Раздел 2 «Отчет о выполненной работе в командировке» формируется при направлении работника (подотчетного лица) в командировку, в котором работник (подотчетное лицо) указывает цель служебной командировки в соответствии с принятым решением о командировании, и результаты выполненной работы.
Раздел 3 «Обоснование расходов, отличных от установленных нормативов» формируется:
– при наличии отклонения расходов, фактически произведенных подотчетным лицом в командировке, от расходов, предусмотренных в соответствующем решении о командировании, с обоснованием подотчетным лицом возникших отклонений расходов;
– при наличии отклонения расходов, фактически произведенных подотчетным лицом при проезде в отпуск и обратно, провозе багажа, от расходов, предусмотренных в Решении о компенсации (ф. 504517). Отклонения расходов, фактически произведенных подотчетным лицом при проезде в отпуск и обратно, провозе багажа, от расходов, предусмотренных в Решении о компенсации (ф. 0504517), допускаются только в пределах норматива, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на указанные расходы.
Информация, отраженная в разделе 2 «Отчет о выполненной работе в командировке» и разделе 3 «Обоснование расходов, отличных от установленных нормативов» Отчета (ф. 0504520), подписывается подотчетным лицом и руководителем структурного подразделения простой электронной подписью.
В разделе 4 «Обязательства» отражается информация о принятых расходах подотчетного лица, а также информация о корректировке денежных обязательств, ранее принятых в соответствии с решениями о командировании, Решением о компенсации (ф. 0504517).
В подразделе 4.2 «Принятые денежные обязательства» отражается информация об увеличении (уменьшении) ранее принятых бюджетных (денежных) обязательствах.
Информация, указанная в разделе 4 «Обязательства», подписывается руководителем финансово-экономического подразделения (уполномоченным лицом).
При составлении Отчета (ф. 0504520) не формируются:
– подраздел 1.2 «Отчет о расходах на закупку товаров, работ, услуг малого объема» раздела 1 «Авансовый отчет» в части командировочных расходов;
– разделы 2 «Отчет о выполненной работе в командировке», 3 «Обоснование расходов, отличных от установленных нормативов» и 4 «Обязательства» в части расходов на закупку товаров, работ, услуг малого объема;
– подраздел 1.2 «Отчет о расходах на закупку товаров, работ, услуг малого объема» раздела 1 «Авансовый отчет» и раздел 2 «Отчет о выполненной работе в командировке» в части расходов по компенсации проезда в отпуск и обратно.
Отчет (ф. 0504520) утверждается руководителем учреждения, в котором работает работник (подотчетное лицо), и подписывается электронной цифровой подписью.
Дополнена также форма «Расчетная ведомость» (ф. 0504402). В заголовочной части данного документа подлежит формированию резолютивная часть, предусматривающая его подписание руководителем учреждения и главным бухгалтером (иным уполномоченным лицом).
Эта форма (ф. 0504402) применяется для отражения начислений по заработной плате работников в течение месяца и сумм, причитающихся к выплате при окончательном расчете, стипендий, пособий, в том числе при безналичном перечислении причитающихся выплат, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражения удержаний из сумм начислений (налогов, страховых взносов, удержаний по исполнительным листам и иных удержаний).
В свою очередь, «Платежная ведомость (ф. 0504403) применяется в случаях начисления заработной платы (оплаты труда), иных выплат с оформлением Расчетной ведомости (ф. 0504402).
Среди новых форм регистров бухгалтерского учета, которые будут применяться с 2021 г., выделяются следующие:
Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами (ф. 0504094) применяется для формирования в электронном виде сведений о командировочных, компенсационных, иных выплатах физическим лицам (за исключением выплат, связанных с оплатой труда, выплат по договорам гражданско-правового характера), доходов, полученных ими в натуральной форме, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами).
Ведомость формируется на основании Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520), приказа (решения) руководителя, договора дарения, ведомости выдачи подарков, иных документов, подтверждающих полученные доходы.
Ведомость дополнительных доходов (ф. 0504094) подписывается работником бухгалтерского подразделения, ответственным за ее составление, простой электронной подписью и работником бухгалтерского подразделения, ответственным за проведение контроля, электронной цифровой подписью.