Совершенствование механизма передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной (муниципальной) собственности
Совершенствование механизма передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной (муниципальной) собственности
В соответствии с действующим законодательством имуществорелигиозногоназначения, находящееся в государственной (муниципальной)
собственности, может передаваться религиозныморганизациям
в безвозмездное пользование или (на безвозмездной основе) в собственность.
В настоящее время механизм передачирелигиозныморганизациямимуществарелигиозногоназначения регулируется Федеральным
законом «О свободе совести и о религиозныхобъединениях»,
ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации»; Указами Президента РФ от 30.11.92. № 1487 (далее
— ФЗ «Об объектах культурного наследия»); от 26.11.94. № 2121; от 5.05.97.
№ 452; Постановлением Правительства РФ от 30.06.01. № 490 «О порядке передачирелигиозныморганизациямнаходящегося в федеральнойсобственностиимуществарелигиозногоназначения»,
а также распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 9 ноября
2001 № 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передачерелигиозныморганизациямнаходящегося в федеральнойсобственностиимуществарелигиозногоназначения».
Большинство религиозныхорганизаций Русской православной
церкви обладают имуществомрелигиозногоназначения
на праве безвозмездного пользования. Приобрести указанное имущество
в собственностьрелигиозныеорганизации, как правило,
не могут в силу следующих причин.
Во-первых, значительное число объектов религиозного назначения составляют исключительную
собственность Российской Федерации и поэтому не могут быть переданы в собственность
граждан и юридических лиц, в том числе религиозных организаций.
К числу таких объектов относятся памятники истории и культуры федерального
значения; особо ценные объекты; музейные предметы и коллекции, включенные в
государственную часть Музейного фонда или в государственную часть Архивного
фонда; недвижимое и относящееся к нему движимое имущество, закрепленное за государственными
унитарными предприятиями (государственными учреждениями).
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия приватизация
объектов культурного наследия федерального значения приостановлена впредь до
принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия,
находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность
субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. До сих пор такой
закон не принят, и поскольку, используя аналогию закона, государственные органы
применяют положение п. 2 ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия» к процессу
безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций памятников истории
и культуры, данный процесс фактически блокирован.
В-третьих, в соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного
и муниципального имущества» порядок безвозмездной передачи в собственность религиозных
организаций имущества религиозного назначения должен определяться специальным
федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует. В этой связи
Минэкономразвития РФ подготовило и согласовало с Минфином РФ и Минкультуры РФ
концепцию проекта федерального закона «О передаче в собственность религиозных
организаций находящихся в государственной или муниципальной собственности культовых
зданий и сооружений». Данная концепция в силу отрицательного заключения Минюста
РФ не включена в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации на 2005 г.
Существующий порядок передачи имущества религиозного назначения в безвозмездное
пользование религиозных организаций также нуждается в усовершенствовании. Так,
в настоящее время Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом
разработан проект типового договора безвозмездного пользования объектом культурного
наследия. Данный проект необходимо доработать, поскольку он не в полной мере
учитывает интересы религиозных организаций.
В связи с изложенным представляется целесообразным:
В статью 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия» внести дополнение, согласно
которому положение п. 2 данной статьи не распространяется на безвозмездную
передачу в собственность религиозных организаций находящихся в государственной
(муниципальной) собственности объектов культурного наследия религиозного назначения.
Пересмотреть перечень памятников истории и культуры, составляющих исключительную
федеральную собственность, исключив из данного перечня, в частности, объекты,
закрепленные за музеями, ГУОП и иными государственными унитарными предприятиями
и учреждениями.
Продолжить работу над концепцией проекта Федерального закона «О передаче
в собственность религиозных организаций находящихся в государственной или
муниципальной собственности культовых зданий и сооружений» с учетом следующих
замечаний:
согласно концепции законопроект распространяет свое действие на узкий
круг объектов религиозного назначения, а именно на находящиеся в безвозмездном
пользовании религиозных организаций культовые здания и сооружения, построенные
в целях совершения и обеспечения богослужений;
перечень объектов, подлежащих передаче в собственность религиозных организаций
на основании данного законопроекта, следует расширить, включив в него
не только культовые здания и сооружения, но также иное движимое и недвижимое
имущество религиозного назначения. При этом законопроект должен охватывать
не только специально построенные для осуществления богослужебной деятельности
здания и сооружения, но также и то недвижимое имущество религиозного назначения,
которое было построено не для богослужебных целей, однако в настоящее
время используется религиозными организациями для осуществления богослужебной
и иной религиозной деятельности, в том числе профессионального религиозного
образования;
законопроект должен распространять свое действие не только на имущество,
принадлежащее религиозным организациям на правах безвозмездного пользования,
но также и на вновь выявленные памятники истории и культуры;
в концепции законопроекта следует также предусмотреть возможность передачи
в собственность религиозных организаций имущества, закрепленного за государственными
и муниципальными музеями и иными учреждениями и предприятиями.
Доработать разработанный Федеральным агентством по управлению федеральным
имуществом проект типового договора безвозмездного пользования объектом культурного
наследия с учетом следующих замечаний:
а) проект предусматривает неправомерные основания досрочного расторжения
договора по инициативе Федерального агентства: в случае если пользователь-религиозная
организация препятствует доступу представителей Федерального агентства или
Минкультуры РФ к памятнику истории и культуры; в случае если сохранность
монументальной живописи не может быть гарантирована при использовании памятника.
Однако в силу п. 2 ст. 56 ФЗ «Об объектах культурного наследия» договор
безвозмездного пользования объектом культурного наследия заключается в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс).
Вышеперечисленные основания расторжения договора безвозмездного пользования
объектом культурного наследия не предусмотрены п. 1 ст. 698 Гражданского
кодекса, определяющим исчерпывающий перечень таких оснований;
б) проект рассматривает в качестве одностороннего отказа религиозной организации
от договора невыполнение религиозной организацией ряда договорных обязательств
(например, использование памятника не в соответствии с его целевым назначением;
неосуществление в двухнедельный срок государственной регистрации требований
к сохранению памятника; невыполнение всех установленных договором и законом
требований к использованию памятника, гарантирующих его сохранность). Данное
положение проекта противоречит Гражданскому кодексу РФ. Согласно п. 2 ст.
699 Гражданского кодекса односторонний отказ пользователя от договора осуществляется
добровольно путем извещения собственника о таком отказе за один месяц. Таким
образом, п. 2 ст. 699 Гражданского кодекса не позволяет трактовать невыполнение
пользователем своих договорных обязанностей в качестве одностороннего отказа
пользователя — религиозной организации от договора;
в) в проекте предусмотрен достаточно жесткий механизм контроля территориальных
органов Федерального агентства и Минкультуры РФ за соблюдением религиозной
организацией условий договора. Так, согласно проекту контрольные проверки
состояния памятника должны осуществляться не чаще одного раза в полгода.
Однако, ст. 39 ФЗ «Об объектах культурного наследия» устанавливает иную
периодичность осмотра — 1 раз в пять лет, что совершенно не учтено в проекте
договора;
г) согласно проекту Федеральное агентство вправе делегировать контрольные
функции иным «специалистам», при этом не поясняется, в какой именно области
знаний должны специализироваться привлекаемые лица и из каких организаций
они привлекаются.