Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
издало приказ от 24 ноября 2004 г. № 280, содержащий разъяснение, касающиеся
порядка включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей
в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов.
В целях оказания методической помощи своим территориальным органам Пенсионный
фонд РФ направил в отделения и управления ПФР в федеральных округах письмо
от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 "Об оценке пенсионных прав граждан из
числа священнослужителей".
Прокомментировать эти документы мы попросили юрисконсульта Московской Патриархии,
к.ю.н. Чернегу К. А.
1. Какие изменения в пенсионные права священнослужителей внес приказ № 152?
В период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 религиозные
организации не имели прав юридического лица. В этой связи время работы (служения)
в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах до вступления
в силу вышеупомянутого закона не включалось в трудовой стаж священнослужителей
и иных работников религиозных организаций. В настоящее время издан приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
24 ноября 2004 г. № 280, согласно которому "периоды работы священнослужителей
в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления
в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 "О свободе вероисповеданий"
засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов
документами в общеустановленном порядке."
2. На какие категории граждан распространяется приказ?
Приказ распространяется на священнослужителей, которые в период до вступления
в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 "О свободе вероисповеданий"
(далее - Закон "О свободе вероисповеданий") работали в религиозных
организациях (например, приходах, духовных семинариях) и (или) участвовали
в совершении религиозных обрядов.
Понятие "священнослужитель" не раскрыто в нормах действующего
законодательства; оно содержится во внутренних документах (установлениях)
религиозных организаций. Согласно ст. 15 Федерального закона "О свободе
совести и о религиозных объединениях" государство уважает внутренние
установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат
законодательству РФ. В этой связи разъяснение понятия "священнослужитель"
составляет прерогативу Московской Патриархии.
3. Какие документы необходимо представить в отделение ПФР
для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей
в религиозных организациях и участия
в совершении религиозных обрядов
до вступления в силу Закона РСФСР
от 25 октября 1990 года № 267-1
"О свободе вероисповеданий"?
Для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных
организациях и участия в совершении религиозных обрядов до 25 октября 1990
года в отделения ПФР по месту жительства пенсионера необходимо представить
документы, подтверждающие в установленном порядке их работу в религиозных
организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды
до 25 октября 1990 г
.
К таким документам относится выписка из трудовой книжки. Однако в случае
отсутствия в трудовой книжке записи о работе в религиозной организации в
указанный период (такие записи, как правило, не делались) необходимо представить
в отделение ПФР справку, образец которой прилагается к письму ПФР от 18.04.2005.
№ ЛЧ-25-26/3935 (Письмо ПФР с образцом справки приведены после ответа на
вопросы). Справка выдается епархиальным управлением и подписывается секретарем
епархиального управления.
Кроме того, в отделение ПФР можно представить (при наличии) справку о зарплате
священнослужителей в период до 25 октября 1990 г. Согласно вышеуказанному
письму ПФР представленный заработок может быть принят для уточнения величины
расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г.
4. Допустим ли перерасчет уже начисленной некоторым священнослужителям
пенсии?
Согласно письму ПФР от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 зачет в общий трудовой
стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия
их в совершении религиозных обрядов до 25 октября 1990 г. является основанием
для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного
капитала по состоянию на 1 января 2002 г.
5. На каких нормах Закона РФ
"О трудовых пенсиях" базируется приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 280?
Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить об одном документе
15-летней давности. Речь идет об указании Министерства социальной защиты
населения РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У.
Это указание, подобно приказу Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 280, предусматривало,
что "лицам, работающим в религиозных организациях, включая священнослужителей,
время их работы включается в стаж для назначения пенсий на общих основаниях,
в том числе за период до принятия Закона "О свободе вероисповеданий"
(до 25.10.1990).
Однако на основании постановления Министерства труда и социального развития
РФ от 20 июня 1997 г. № 32 данное указание Министерства социальной защиты
населения РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У было отменено. При этом в
соответствующем письме Руководителя Департамента по вопросам пенсионного
обеспечения Минтруда России от 6.06.2001. было отмечено, что "периоды
работы священнослужителей в религиозных организациях до 25.05.1990 не могут
быть засчитаны в трудовой стаж, поскольку до указанной даты священнослужители
не подпадали ни под одну из названных в ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 "О
государственных пенсиях в РФ" "категорий работников, подлежащих
государственному социальному страхованию".
Таким образом, отказывая в зачете соответствующих периодов работы священнослужителей
в их общий трудовой стаж, Департамент пенсионного обеспечения Минтруда России
ссылался на отсутствие необходимой нормы в Законе "О государственных
пенсиях в Российской Федерации".
Нужно иметь в виду этот печальный опыт, ведь и нынешний приказ Министерства
здравоохранения и социального развития РФ не основан на конкретной норме
Закона РФ "О трудовых пенсиях".
В этой связи РПЦ будет добиваться внесения в Закон РФ "О трудовых пенсиях"
прямого указания на зачет в общий трудовой стаж священнослужителей периодов
их работы в религиозных организациях и (или) участия в совершении религиозных
обрядов до вступления в силу Закона "О свободе вероисповеданий".
Полагаю, что соответствующие изменения целесообразно внести в статью 11
Закона, предусматривающую исключительные случаи зачета в страховой стаж
периодов осуществления некоторых видов деятельности, не относящихся к трудовой.