Развитие благотворительной деятельности компаний как фактор улучшения финансирования НКО



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2010


Борис О.А.,
канд. экон. наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Северо-Кавказский
Государственный технический  университет»;

Парахина В.Н.,
д-р экон. наук,
проф., зав. Кафедрой менеджмента
ГОУ ВПО «Северо-Кавказский
Государственный технический университет»

Благотворительная деятельность является важнейшим источником финансирования социальных проектов и деятельности НКО.

Однако есть целый ряд причин, по которым предприниматели, особенно малые и средние, готовы жертвовать периодически, раз от разу, но не готовы это делать на постоянной, системной, разумной основе. Прежде всего, благотворительность от ума, рациональная благотворительность воспринимается предпринимателем как несвобода, как насилие общества над ним, как несправедливость [1].

Одна из причин — это отсутствие устойчивого дохода. Сегодня у предпринимателя есть деньги, а завтра их нет. Ответственность за семью и тех людей, которые поверили в бизнесмена и работают с ним, заставляет его быть очень осторожным.

Следующая причина — сложившийся стереотип в предпринимательской среде, что  благотворительность есть дело сугубо личное. Благотворитель воспринимает себя как благодетель, он хочет получать удовольствие от видения счастливых лиц облагодетельствованных. Творить добро абстрактно, во имя общественной пользы, из понимания особенностей функционирования политической си стемы пока предприниматель не готов.

Когда стало понятно, что заниматься распре делением финансовых и материальных благотворительных пото ков должны профессионалы, в современном бизнес-сообществе возникла идея благотворительного аутсорсинга. Должна быть новая спираль отношений в системе предприниматель — благотворительный фонд — некоммерческая организация – целевая группа, основанная на четких договорных и доверительных отношениях, абсолютно прозрачная и доступная контролю.

Большинство представителей НКО и бизнеса отмечают необходимость морального поощрения благотворителей,недопустимость «добровольно-принудительной» благотворительности, когда органы власти на тех или иных условиях вынуждают бизнес жертвовать деньги.

Старый российский опыт благотворительности, несмотря на его многочисленные примеры, все-таки не приобрел массового характера, и это стало одной из причин, которая привела страну к социальному взрыву. Благотворительность от ума, конечно, основывается на щедрой душе и доб ром сердце. Она очень сложна для восприятия, для продвижения, особенно в предпринимательской среде, но у нее нет альтернативы. Рациональная благотворительность должна, по всей видимости, основываться на исходных положениях, присущих реальной российской действительности [1].

Наблюдается всё большая дифференциация российского общества. При максимально допустимом разрыве в доходах средне бедных и средне богатых в 12 раз, в России этот разрыв в 2006 г. достиг 25,3 раза. Особенностью процесса формирования класса собственников у нас стране в последние пятнадцать лет является его нелегитимность (т. е. несогласие с этим процессом большинства населения страны), богатство богатых не есть только их личная заслуга, как и бедность бедных, не есть только их вина. Никто не имеет права требовать от состоятельных граждан участия в благотворительности, и непонимание даже представителями интеллектуальной элиты, почему не только просят, но и требуют, – источник весьма опасного социального конфликта. Что «бедность не порок», на Руси понимали всегда, но теперь разделение на бедных и богатых произошло так быстро, что перераспределение совокупного богатства общества воспринимается как естественный и необходимый процесс. Необходимо, чтобы этот процесс проходил на ненасильственной основе, а на основе добровольной, системной и разумной благотворительности.

В настоящее время в России и по всему миру каждый год на праздники происходит обмен бизнес-сувенирами, сотни тысяч долларов тратятся на приобретение еженедельников и календарей. Однако «сувенирным» бюджетам есть лучшее применение: их можно направить на помощь людям, которые испытывают потребность в самых обыкновенных вещах — теплой одежде, обуви, новых игрушках.

По данным исследования компании «Комкон», около 60% сто личных бизнес-структур приобретают подарки и сувениры для своих клиентов, партнеров и журналистов. Анализ полученной информации показал, что 20% компаний ежегодно тратят около 250 тыс руб. на подарки для партнеров и клиентов, 40% – от 100 тыс. до 50 тыс. руб. Таким образом, ежегодный  «сувенирный» бюджет столичного бизнес-сообщества составляет около 650 млн долл. Лишь 7% опрошенных представителей бизнес-структур практикуют направление средств на благотворительность. Почти четверть опрошенных не отрицают возможности присоединения их организаций к инициативе «Благотворительность вместо сувениров». Перераспределение  национального богатства происходит в любой стране, и это является основой стабильности устройства общества, его политической системы. В США отдельные банки направляют на благотворительность до 40 % своей прибыли. Есть три пути перераспределения национального богатства — с помощью государства, через благотворительность и криминальный путь   Возможности государства, особенно сильного государства, через эффективно действующую налоговую систему значительны, но не безграничны. Поэтому только сильная государственная политика в этом вопросе и благотворительность от ума, осознание ее необходимости и есть то, что способно сделать страну социально стабильной, солидарной и сплоченной, счастливой и благополучной [1].

Основная разница между корпоративной благотворительностью России и западных стран лежит в области налогообложения. В Российской Федерации у компании, жертвующей средства на различные социальные проекты, нет никаких льгот, т. е. все программы оплачиваются из чистой прибыли. Кроме того, для ведения благотворительной деятельности у компании отсутствует возможность создать полноценный корпоративный фонд, который профессионально инвестирует средства доноров и тратит на благотворительность инвестиционный доход, не облагающийся налогом на прибыль, – одна их самых актуальных проблем в данной сфере.

Однако отсутствие льготного налогообложения не главная проблема. Большей проблемой является отсутствие развитой инфраструктуры в благотворительности, профессиональных партнеров среди НКО в регионах. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», хотя и затрагивает непосредственно корпоративную и частную благотворительность, несколько сузил возможности общественных организаций при получении грантов от зарубежных фондов [2].

По нашему мнению, оценить уровень значимости благотворительной цели для организации можно по доле ее социальных инвестиций на безвозмездной основе, т. е. по проценту прибыли корпорации, используемой на благотворительные цели (основанному на изучении опыта социально ответственных компаний, в среднем они должны составлять не менее 0,5% чистой прибыли, оптимально – 1%). Для этого возможно создание корпоративного благотворительного фонда, который не зависит от изменений финансового состояния компании, и по итогам его использования должен составляться социальный отчет.

Для диагностики этого социального направления каждого предприятия необходимо выделить типы благотворительности, их преимущества и недостатки, а также соответствующие модели управления этими процессами (рис.1).

Проанализировав данные рисунка 1, можно сделать вывод, что довольно сложно определить значимость благотворительной социальной цели для организации. Так, например, первый тип благотворительности – это денежное пожертвование, сделанное в ответ на обращение нуждающихся в помощи. Его недостатком является то, что компании, как правило, жертвуют денежные средства, руководствуясь субъективными, случайными, спонтанными приоритетами своих владельцев или тех, кто распоряжается благотворительным бюджетом. Вместе с тем положительным моментом является решение конкретных проблем, носящих адресный характер [2].

Основными формами определения наличия в организации благотворительной цели в виде денежных пожертвований являются ее сумма, освещение в средствах массовой информации и социальный отчет (см. рис. 1). Следует отметить высшую ступень проявления благотворительности в организациях – это стратегическая благотворительность, реализующаяся через проектный подход или программы освоения социальных инвестиций и нацеленная на решение долгосрочных задач. Этот тип выражения благотворительной социальной цели управления стратегическими изменениями еще не слишком развит в России, но уже получил широкое распространение за рубежом.

Опыт зарубежных компаний показывает, что функционирование организации с четко определенной благотворительной социальной целью позволит предприятию получить следующие результаты: улучшение имиджа компании на местном и национальных уровнях; освещение деятельности в средствах массовой информации; улучшение  взаимоотношений с инвесторами; ассоциирование с высококачественным и престижным предприятием; привлечение новых клиентов; привлечение новых работников; больший объем продаж; укрепление позиций на рынке; улучшение внутрифирменных взаимоотношений и т. д. [2].

Благотворительная деятельность российских корпораций связана с необходимостью преодоления многих серьезных препятствий:

  1. низкие репутация, имидж благотворительных организаций;
  2. негибкое отношение власти к благотворительным организациям;
  3. высокие налоги, которые приходится платить не только жертвователю, но и получателю помощи [3].

Большую роль в повышении имиджа благотворительной деятельности и роста ее привлекательности для корпораций играет политика власти.

Основной краевой документ, регулирующий благотворительную деятельность в Ставропольском крае, – это Закон Ставропольского края от 20 ноября 2003 г. № 43-кз «О государственной поддержке благотворительной деятельности на территории Ставропольского края». Данный Закон в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами государственной власти Ставропольского края мер государственной поддержки благотворительной деятельности, и направлен на создание благоприятных условий участникам благотворительной деятельности.

Под государственной поддержкой благотворительной деятельности понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ставропольского края и направленных на обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности участников благотворительной деятельности. Приоритетные направления государственной поддержки благотворительной деятельности на территории Ставропольского края определяются Правительством Ставропольского края в соответствии с программой социально-экономического развития Ставропольского края. Финансирование приоритетных направлений государственной поддержки благотворительной деятельности на территории Ставропольского края осуществляется за счет средств, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год.

Государственная поддержка благотворительной деятельности осуществляется в соответствии с принципами: равенства прав участников благотворительной деятельности; признания самостоятельности участников благотворительной деятельности и их права на участие в определении мер государственной поддержки благотворительной деятельности; содействия органов государственной власти Ставропольского края физическим и юридическим лицам в получении негосударственной поддержки благотворительной деятельности.

Существуют различные формы взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края и участников благотворительной деятельности.

1. Взаимодействие органов государственной власти Ставропольского края и участников благотворительной деятельности. Оно, в свою очередь, осуществляется в следующих формах:

  • взаимное информирование органов государственной власти Ставропольского края и участников благотворительной деятельности о своей деятельности по вопросам, касающимся  благотворительности;
  • рассмотрение и обсуждение проектов соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, предложений по внесению изменений в действующие законы и иные нормативные правовые акты, в том числе подготовленные участниками благотворительной деятельности;
  • обсуждение намечаемых мер финансовой поддержки участников благотворительной деятельности органами государственной власти Ставропольского края и механизмов ее осуществления;
  • рассмотрение и обсуждение проектов краевых целевых программ, механизмов привлечения участников благотворительной деятельности к их разработке и реализации, условий проведения конкурсов на размещение государственного заказа среди участников благотворительной деятельности; финансирование программ и проектов, разрабатываемых благотворительными организациями;
  • анализ результатов деятельности участников благотворительной деятельности по разработке и реализации краевых целевых программ;
  • обсуждение актуальных проблем осуществления благотворительной деятельности в Ставропольском крае;
  • в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству Ставропольского края.

2. В целях координации взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края и участников благотворительной деятельности создается совет по поддержке благотворительной деятельности, в состав которого входят три представителя от Государственной Думы Ставропольского края, три представителя от Правительства Ставропольского края, представители от благотворительных организаций, общественных организаций, общественные деятели (не менее половины членов совета). Государственная поддержка участников благотворительной деятельности осуществляется в следующих формах:

  • финансирование в пределах средств, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, благотворительных программ, прошедших конкурсный отбор в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края;
  • размещение на конкурсной основе государственных законов, имеющих социальную и народнохозяйственную значимость, среди участников благотворительной деятельности в соответствии с законодательством Ставропольского края;
  • предоставление возможности безвозмездного пользования информационными ресурсами в порядке, определяемом соответствующими органами государственной власти Ставропольского края;
  • оказание государственной поддержки благотворительной деятельности в иных формах, не противоречащих законодательству.

В соответствии с краевым законодательством лицам, осуществляющим благотворительную деятельность, предоставляются следующие льготы.

В соответствии с федеральным налоговым законодательством и с законодательством Ставропольского края юридическим и физическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность по приоритетным направлениям, предоставляются следующие налоговые льготы:

  • совокупный доход, полученный физическим лицом в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму средств в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • сумма налога на имущество предприятий в части, зачисляемой в бюджет Ставропольского края, уменьшается на 50 процентов от суммы средств, переданных юридическими лицами на благотворительные цели, но не более 50 процентов от суммы налога, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края;
  • на суммы средств, полученных благотворительными организациями, осуществляющими деятельность по приоритетным направлениям, не начисляются налоги, подлежащие зачислению в бюджет Ставропольского края.

Участники благотворительной деятельности на период деятельности могут получать в пользование имущество, находящееся в краевой собственности, в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.

Органы государственной власти Ставропольского края могут в определяемом ими порядке устанавливать льготы участникам благотворительной деятельности при пользовании имеющимся в распоряжении указанных органов имуществом [4].

В настоящий момент в Ставропольском крае доступны координаты около 1000 благотворительных организаций. Среди них: межрегиональный общественный благотворительный фонд «Выбор», благотворительные организации по защите многоденыхсемей, Ставропольская краевая детско-юношеская общественная организация «Набат», Ставропольское краевое отделение общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд», краевой фонд «Возрождение казачества», городские, районные и региональные отделения РБФ «Нет алкоголизму и наркомании», «Красный крест», многочисленные союзы ветеранов и др.

В связи с современным развитием всемирной сети Интернет некоторые из этих общественных организаций также представлены веб-сайтами. Так, например, Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница» – volnitsa.org. Это общественная благотворительная организация, основанная в 2000 г., объединяет инвалидов и родителей детей-инвалидов г. Ставрополя и оказывает им информационную, социально-правовую, финансовую, психологическую и прочую практическую помощь.

Существует законодательство, регулирующее благотворительную деятельность в Российской Федерации и Ставропольском крае, однако оно задает форматы и рамки этой деятельности, но не носит системного характера.

Нами предлагается несколько направлений, которые позволят повысить эффективность благотворительной деятельности в Ставропольском крае. По нашему мнению, этого можно достичь:

во-первых, через сотрудничество между министерствами Ставропольского края и Российской Федерации, что, в свою очередь, приведет к:

  • изменениям в законодательстве, касающемся благотворительной деятельности, которые будут направлены на устранение существующих несоответствий и пробелов;
  • созданию правовых основ для стимулирования корпоративной и частной благотворительности;
  • поддержке разрабатываемого Минэкономразвития России проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части совершенствования налогообложения НКО, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля), как формирующего необходимые условия для развития благотворительности и некоммерческого сектора.
  • организации на региональном уровне широкой информационно-просветительской кампании по применению закона о целевом капитале при поддержке местной администрации и Общественной палаты РФ.

Во-вторых, необходимо создать оперативную службу информационно-методичес кой поддержки по применению закона при активном участии специалистов из профильных государственных органов и экспертов в области развития благотворительности [5].

В-третьих, образование попечительских советов или рабочих групп из представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов благотворительного сообщества, ученых и практиков на принципиально новой нормативно-правовой базе. Одной из приоритетных задач таких попечительских советов могут являться, например, комплексное и системное содействие по семейному устройству детей сирот, их дистанционное образование и пр. [6].

В-четвертых, для того чтобы все усилия государства, местных властей, НКО и краевого бизнес-сообщества не были потрачены зря, необходимо усовершенствовать культуру широкого оповещения населения. Однако в то же время СМИ будут более активно писать о благотворительной деятельности, когда она станет более значимым общественным явлением [7].

Итак, благотворительная деятельность станет значимым явлением в улучшении финансирования НКО, если бизнес-сообщество будет ощущать одобрение общественности и поддержку власти ее благотворительных инициатив. Для этого необходимо создание попечительских советов, более широкое освещение населения о поддерживаемых предпринимателями социальных проектах, а также совершенствование механизмов правовой, информационно-методической поддержки благотворительности.

Литература
1. Корпоративная социальная ответственность перед обществом: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С.Е. Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
2. Забулонов А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1.
3. Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества // Сб. материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций и местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ. – М., 2003.
4. Закон Ставропольского края от 20 ноября 2003 г. № 43-кз «О государственной поддержке благотворительной деятельности на территории Cтавропольского края».
5. I Всероссийский форум «Благотворительность в российских регионах: проблемы и перспективы развития»// Новости благотворительности : 28.06.2007 // sbornet.ru/news/show-89.htm
6. Новые стандарты благотворительности // rusarticles.com/pedagogikastatya/novye-standarty-blagotvoritelnosti-336230.html
7. Материалы круглого стола «Социальная ответственность бизнеса, благотворительность и российские СМИ» asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/5AE323208B7559AAC3257112005392FB

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста