Понятия «финансовый план», «бюджет», «смета»



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2007


финансовый директор
РОО «Центр поддержки некоммерческих организаций»,
г. Москва

М.Л. Макальская
канд. экон.наук,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

Финансовое управление, менеджмент, бюджет, планирова ние... Понятия, которые мы встречаем и употребляем каждый день, не задумываясь, не отдавая себе отчета в том, что это иностранные слова, так называемый профессиональный сленг, который легко воспринимается коллегами, но может быть не однозначно понят сторонними слушателями.
Например, когда в требованиях к составлению отчетности или правилах написания заявки встречаются словосочетания «бюджет проекта» или «смета проекта», мы однозначно пони маем, что, хотя слова разные, обозначают они по сути одно и то же. Нередко в текстах попадается слово «смета», а как уточнение в круглых скобках — «финансовый план».
Для целей финансового управления целесообразно разделять значения слов «смета», «бюджет», «финансовый план».
Смета — расчет затрат на мероприятие, процесс.
Бюджет — таблица доходов и расходов на определенный период, например год. Доходная часть бюджета показывает все возможные источники финансовой поддержки, имеющиеся в наличии у организации в указанный период.
Расходная часть бюджета группирует затраты в легко опре деляемые категории — статьи расхода.
Разница между расходами и доходами показывает экономию или дефицит бюджета.
Рассмотрим пример бюджета НКО.

Финансовый план включает в себе решения и политику организации в отно шении вида, уровня и приоритетов про граммных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения, касающиеся распределения, как всегда ограниченных, ресурсов. Бюджет является обязательным элементом финансового плана. Но кроме бюджета, финансовый план состоит из следующих разделов:

  • Обзорный раздел (резюме)
  • Описание организации
  • Описание отрасли
  • Описание деятельности (услуг)
  • Описание клиентской группы
  • Описание механизмов предоставле ния услуг
  • Календарный план
  • Финансы (источники доходов и на правление расходов).

Финансовый план является результа том процесса финансового планирова ния. Процесс планирования может быть представлен в виде цикла:

Определение общей стратегии – это результат стратегического планирования, в результате которого уже определены приоритеты и сформирован общий стратегический план программной де ятельности.
Анализ внешней среды — это выясне ние ситуации, в которой находится орга низация в данный момент, и факторов, которые оказывают влияние на выбор финансовых возможностей организации, таких как политическая, экономическая ситуация, политика доноров, спонсоров, финансирующих агентств, ожидания целевых групп, налоговая политика государства и т.д.

Анализ внутренних возможностей организации — это наличие трудовых, временных, технических ресурсов внутри самой организации, соответствие вы бранной стратегии целям и задачам по уставным документам, выявление узких мест и возможность более эффективного использования имеющихся резервов.

Постановка финансовых целей и за дач — это выбор способов финансирова ния деятельности с учетом оптимальных на данный момент вариантов.
Написание общего бюджета организа ции – это следующий шаг планирования, на котором определяются источники финансирования и общие направления расходования средств.
Написание оперативных бюджетов — это более детальная проработка крат косрочных бюджетов и смет отдельных проектов и мероприятий, составление календарных планов и бюджетов денеж ных потоков.
Финансовый контроль и анализ фи нансового состояния — это заклю чительный этап цикла финансового планирования, на котором контролиру ется выполнение поставленных задач, определяется уровень, которого НКО достигла, анализируются положительные и отрицательные результаты и факторы, которые повлияли на эти результаты, вы являются узкие места и делаются выводы для последующего планирования.

Также по этой теме: