Использование управляющей компании при организации паломничества и религиозного туризма



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2008


Е.А. Никишина,
канд. экон. наук,
ст. бухгалтер Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,

М.Л. Макальская,
канд. экон. наук,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

 

Сегодня все большее число владельцев современных отелей мира привлекают управляющие компании для организации работы гостиницы. Собственник полагается на многолетний опыт управляющей компании в области гостиничного бизнеса, рассчитывая на то, что этот шаг приведет к более эффективной деятельности предприятия. Такая практика получила распространение и в России. Например, большинство пятизвездочных гостиниц в Москве и Санкт-Петербурге управляются такими компаниями.

Монастыри, принимающие большое количество паломников и имеющие для их размещения комплексы православных гостиниц (домов паломника), тоже могут использовать для управления ими управляющие компании. Особенно это целесообразно делать в том случае, если наряду с непредпринимательской деятельностью предполагается ведение предпринимательской деятельности.
К непредпринимательской деятельности православных гостиниц относится обеспечение паломников бесплатным жильем.

В этом случае расходы гостиницы компенсируются пожертвованиями. Для их получения целесообразно иметь при гостинице ящик для сбора пожертвований. Можно отдельного ящика для этих целей и не иметь. Паломничество это уставная деятельность религиозной организации, поэтому на ее организацию можно использовать любые пожертвования, поступившие на уставную деятельность монастыря как через общий ящик для сбора пожертвований, так и через кассу монастыря или его расчетный счет.
Православные гостиница могут вести и предпринимательскую деятельность, она не запрещена для некоммерческих организаций. Главное ее условие – использование дохода на уставную деятельность. Ведение предпринимательской деятельности православной гостиницей целесообразно в том случае, если объект паломнического поклонения привлекателен и для туристов.
Обычно туристы предъявляют больше требований к уровню их обслуживания православными гостиницами и готовы платить за это согласно условиям рынка, т.е. по ценам и тарифам обычных отелей.
Предпринимательская деятельность православных гостиниц должна учитываться обособленно.
В данной статье описаны правовые аспекты отношений и система договоров между
монастырем и управляющей компанией.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ обращаем на то, что:

не предполагается передачи имущества гостиниц в собственность или в аренду управляющей компании;
отсутствуют отношения доверительного управления имуществом, поскольку нет передачи имущества;
не передаются полностью функции управления единоличных исполнительных органов (подразделений Монастыря – гостиничной и паломнических служб);
управляющая компания не принимает гостиницу для управления, а лишь принимает обязательства, что комплекс, для управления которого она нанята, будет функционировать как гостиница и предоставлять гостиничные услуги и что будет делать это эффективно и в соответствии с требованиями владельца (Монастыря).

В рассматриваемом примере православные гостиницы находятся в собственности Монастыря или на условиях безвозмездного пользования.
Для управления православными гостиницами предусматривается создание отдельного юридического лица со 100%-ным вкладом Монастыря в уставной капитал данной организации.
Данная некоммерческая организация будет действовать на основании договоров с владельцем православных гостиниц (Монастырем). Одним из основных договоров будет являться соглашение об управлении.

При условии, что годовое поступление средств в данную организацию будет составлять менее 100 млн руб. и она будет иметь менее 100 работников, некоммерческая организация может использовать упрощенную форму налогообложения.
Управляющей компанией может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация. В рассматриваемом примере выбрана некоммерческая организация, имеющая организационно-правовую форму АНО (автономная некоммерческая организация).
Создание АНО в качестве управляющей может быть оправдано следующими ее особенностями:

цели некоммерческой организации, созданной для управления православными гостиницами, должны совпадать с целями самих гостиниц;
организация должна быть «закрытой», т.е. не имеющей членов;
среди основных учредителей не должны присутствовать коммерческие организации;
АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с целями создания и не может распределять (использовать) полученную прибыль между участниками;
учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное в собственность этой организации, и не могут забрать его при выходе.

Успех сотрудничества владельца (Монастыря) и управляющей компании во многом зависит от «проработанности» условий договора. На практике соглашения об управлении гостиницей являются смешанными договорами и включают в себя условия как минимум двух договоров. Чаще всего, используя соглашение об управлении гостиницей, стороны включают в него условия агентского договора и договора возмездного оказания услуг.

Статью полностью читайте в журнале.

Далее в статье:

Система договорных отношений
Схема финансовых взаимоотношений
Особенности правоотношений при эксплуатации
Система учета и ответственность
Особенности, связанные со спецификой Монастыря – владельца гостиницами – как религиозной организации

Границы административного вмешательства (пределы централизации)

Необходимо решить, какие из перечисленных ниже функций оказываются самой управляющей компанией (централизованы), а какие могут быть делегированы самим гостиницам, в том числе:

бухгалтерский учет и финансы;
кадровые услуги;
закупки;
продажи и маркетинг;
технические услуги.

В зависимости от этого определяются штат управляющей компании и штат сотрудников паломнической службы Монастыря.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста