Некоммерческий сектор культуры и искусства: проблемы конкурентоспособности продуктов художественного творчества



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2009


канд. экон. наук,
доцент,
проректор НОУ
«ВШПП»

Становление в России рыночных отношений привело к развитию конкуренции практически во всех отраслях экономики, в том числе и в социально-культурном секторе сферы услуг, к которому относятся культура и искусство. Но может ли идти речь о конкуренции между творцами художественных произведений в некоммерческом секторе культуры и искусства? Можно ли утверждать, что рыночные условия хозяйствования открывают новые возможности для художественного творчества? Это весьма сложный и дискуссионный вопрос, на который нет и, на наш взгляд, не может быть однозначного ответа.
С одной стороны, не вызывает сомнений, что рынок, благодаря механизмам конкуренции, стимулирует усиление состязательных, новаторских элементов в процессе создания
общественных благ, ориентированных на платежеспособный спрос потребителей. Но, с другой стороны, общеизвестно, что сам по себе рынок не способен отделить произведения, имеющие невысокую художественную ценность, от подлинных шедевров художественного творчества. Проще говоря, рынок может переварить абсолютно все, ибо живет расчетами, а не эмоциями. К тому же современный рынок – это, как правило, рынок массовой продукции, где продукты духовной культуры, к сожалению, находятся на периферии. К творческой состязательности в культуре и искусстве мало подходит распространенный термин «конкуренция», под которым понимают «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [1]. Парадокс состоит в том, что в процессе создания художественных произведений никакой «борьбы с конкурентами» не происходит: творец чаще всего «борется» с самим собой. Что же касается рыночной конкурентоспособности произведений искусства как продуктов художественного творчества, то здесь вполне применима такая трактовка, как «способность объекта выдерживать
конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [2].

Поскольку на рынке произведения искусства предлагаются в качестве общественных или индивидуальных благ, то отношения рыночной конкурентоспособности строятся не только на основе их эстетической ценности, но и с учетом стоимости услуг по их реализации. Здесь, однако, следует иметь в виду, что, во-первых, произведения искусства не имеют меновой стоимости, и поэтому их нельзя трактовать как товары, пусть и особого рода, и, во-вторых, нельзя ставить знак равенства между творческой конкурентоспособностью художников и креативностью менеджеров, продюсеров, промоутеров, агентов и т. п., которые реализуют продукты их творческой деятельности на рынке.
Для оценки конкурентоспособности творческой деятельности в сфере культуры и искусства необходимо иметь в виду и тот факт, что творческая составляющая ее продуктов существует, как выразился бы Гегель, «в себе и для себя» и носит неосязаемый характер в том смысле, что ее нельзя выделить из продуктов художественного творчества и продемонстрировать отдельно от них. Эта составляющая может быть оценена только в рамках качественных характеристик представленных на суд потребителей художественных произведений.
Творческая деятельность неотделима от своего субъекта и, как правило, несет печать
индивидуальности творческой личности. Она процессуальна, в то время как для потребителей продуктов художественного творчества (за немногими исключениями) важен не сам творческий процесс, а его результат. Правда, говоря о творчестве как о процессе, следует констатировать, что в современном искусстве «временной период творческой деятельности постоянно убыстряется, сжимается, дигитализируется» [3].
При рассмотрении проблемы конкурентоспособности художественного творчества исключительно важными являются три особенности ее проявления в рыночных условиях. Во-первых, как уже было сказано, никакой личностной конкуренции между творцами на рынке не происходит. Если и имеет место соперничество между ними, то оно носит исключительно творческий или психологический характер. Так, например, известно, что Ференц Лист соперничал с Николло Паганини в отточенном мастерстве солирования на музыкальных инструментах, но нельзя говорить о какой-то личностной конкуренции между ними и тем более о конкурентоспособности их талантов в рамках эпитетов «лучше»-«хуже». И дело, естественно, вовсе не в том, что Паганини играл на скрипке, а Лист – на фортепиано.
Во-вторых, подчеркнем еще раз, творческая составляющая произведений искусства проявляется и оценивается на рынке исключительно с точки зрения их художественного качества. В современной литературе не утихают споры о том, существуют ли какие-то надежные критерии или масштабы такой оценки. Оспариваются не только очевидные утверждения, что сами творцы лучше, чем кто-либо, могут оценить качество продуктов художественного творчества, но и объективность такого рода оценок со стороны того или иного художественного сообщества. Одновременно в художественном сообществе вызывают справедливые протесты суждения некоторых представителей экономики культуры, базирующиеся на идее о том, что если произведение искусства потребляемо и за него платят деньги, значит, оно качественно. Среди художников в целом существует стойкое мнение, что меру таланта и эстетической ценности художественных произведений нельзя измерить суммой денег, которые готов отдать за них потребитель.

Возможна ли вообще относительно объективная оценка качества и, следовательно, творческой конкурентоспособности художественных произведений? В данном вопросе существует более или менее надежный критерий оценки, доказавший свое право на использование, например, в науковедении. Как известно, оценка научных достижений тех или иных авторов осуществляется в этой области знаний через призму частоты ссылок на их работы. Такой критерий с оговорками применим и к сфере искусства: произведение искусства качественно, если оно с успехом и в достаточно обозримом временном интервале прошло через «сито» художественной и потребительской экспертизы. Иными словами, если о произведении долгое время говорят и спорят, то оно талантливо и эстетически ценно.
В-третьих, для проявления конкурентоспособности творческой деятельности в условиях рынка необходимо наличие ряда условий, без которых созданные творцами или творческими группами произведения искусства не способны обнаружить своих конкурентных преимуществ. В отсутствие этих условий продукты творческой деятельности имеют мало шансов заявлять о своих конкурентных преимуществах. О каких условиях здесь идет речь? Их по меньшей мере четыре.

Первое – материально-техническое оснащение творческого процесса (например, наличие холстов, мастерских для художников, специализированного компьютерного программного обеспечения для композиторов и т. п.). Иными словами, чтобы замысел творца реализовался и стал в итоге произведением искусства, он должен найти свое материальное воплощение. Художественные произведения, которые созданы в наилучших материально-технических условиях, вполне могут претендовать на конкурентные преимущества. Однако многие ученые указывают на очевидные противоречия, кроющиеся здесь. С одной стороны, действительно, чтобы создавать высокохудожественные произведения, творец должен находиться в более или менее привилегированных социальных, бытовых и финансовых условиях, но, с другой – самые прекрасные условия ни в коей мере не смогут предопределить качество
продукта художественного творчества. В частности, создав художнику наилучшие материальные условия, но ограничив его свободу, вынудив его работать исключительно на
заказ, можно легко свести его творчество к деятельности обыкновенного ремесленника.
Кроме того, конкурентоспособность творческой деятельности во многом зависит от организации (самоорганизации) и управления (самоуправления) творческим процессом, включая его временные и пространственные параметры и учитывая его индивидуальный или коллективный характер. В этом заключается второе, немаловажное условие достижения успеха. Творческая деятельность, быть может, как никакая другая, в силу своей природной спонтанности и непредсказуемости, а также по причине сложности для творцов самостоятельно выходить на рынок и транслировать в социум творческие продукты, особо нуждается в организации и управлении. И здесь огромная роль принадлежит некоммерческим организациям культуры и искусства.
В-четвертых, чтобы продукты творческой деятельности с точки зрения их качества стали предметом оценки, они должны получить известность. Поэтому их конкурентоспособность зависит от наличия у творцов и творческих групп рекламно-информационного ресурса и особенно возможности представления произведений искусства в средствах массовой информации. Иными словами, продукты художественного творчества существуют, когда о них знают.
И наконец, в-пятых, для того, чтобы произведения искусства приобрели характер публичного потребления, необходимы специалисты, способные раскрыть их конкурентные преимущества на художественном рынке и способствовать их спросу.

Статью полностью читайте в журнале №3 2009.


Также по этой теме: