Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день — продолжительность и порядок предоставления



Опубликовано в журнале "Консультант бухгалтера" №2 год - 2003


Вступившим в силу с 1 февраля 2002 года Трудовым кодексом РФ для работников, в отношении которых установлен режим ненормированного рабочего времени, как компенсация за возможное привлечение к выполнению трудовых обязанностей сверх нормальной (или сокращенной) продолжительности рабочего дня установлено предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

С принятием постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 года № 884, которым утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее по тексту — Правила предоставления дополнительного отпуска), в некотором смысле раскрыты принципы и правила, которым необходимо придерживаться при предоставлении дополнительных отпусков, в том числе и в коммерческих организациях.

Обращаясь к порядкупредоставления отпусков за ненормированный рабочий день, необходимопрежде всего обратиться к содержаниюрежима ненормированного рабочего времени.

Статья 101 ТК РФ под ненормированным рабочим днем определят особый режим работы, в соответствии скоторым отдельные работники могут по распоряжению работодателя принеобходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовыхобязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Из данного Кодексом понятияследует, что в условиях ненормированного рабочего времени работники непостоянно, а только в исключительных случаях, эпизодически могут бытьпривлечены к трудовым обязанностям. Не допускается привлекать работников квыполнению несвойственным им трудовых обязанностей, то есть обязанностей подругим должностям или обязанностей, выполнение которых должно производитьсяработниками с большим тарифным разрядом, или получающих более высокую заработную плату.

Особенностью режима ненормированного рабочего времениявляется тот факт, что работа сверхнормальной продолжительности рабочего времени производиться без дополнительнойоплаты за это, даже в одинарном размере. Единственной формой компенсации приэтом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.

Трудовой кодекс не содержитперечень должностей, в том числе типовых, в отношении которых можетустанавливаться режим ненормированного рабочего времени.

Согласноположений статьи 101 ТК РФ Переченьдолжностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливаетсяколлективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудовогораспорядка.

Если какие-либо должности вданный Перечень не включены, привлечение работников к работе сверх нормальнойпродолжительности рабочего времени должно считаться сверхурочной работой собязательной дополнительной оплатой. В частности, согласно статье 152 ТК РФтакая сверхурочная работа должна оплачиваться за первые два часа работы неменее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойномразмере. Как вариант, сверхурочная работа по желанию самого работника вместоповышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительноговремени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Учитывая, что за работу вусловиях ненормированного рабочего времени законодательством установленопредоставление дополнительного отпуска, то разработкаПеречня должностей работников с ненормированным рабочим днем должнапроизводиться с учетом того, что всем таким работникам должен быть установлендополнительный отпуск.

В соответствии с положениямистатьи 119 ТК РФ продолжительностьежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режимененормированного рабочего времени определяется коллективным договором илиправилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней.

Порядоки условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпускаработникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых изфедерального бюджета, согласно статье 119 ТК РФ устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъектаРоссийской Федерации, — органами власти субъекта Российской Федерации, а ворганизациях, финансируемых из местного бюджета — органами местногосамоуправления.

Утвержденныепостановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 года № 884 Правила именно и определяют Правила предоставлениядополнительных отпусков работникам бюджетных учреждений, финансируемых изсредств федерального бюджета.

Какпредставляется, в развитие положений постановления Правительства РФ № 884 органы власти субъектов Российской Федерации, а такжеорганы власти местного самоуправления обязаны разработать и издать Правила предоставлениядополнительных оплачиваемых отпусков работникам с ненормированным рабочим днем,занимающих должности в учреждениях, финансируемых из средств их бюджетов.

В бюджетных учреждениях всоответствии с пунктом 2 Правил предоставления дополнительного отпуска переченьдолжностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право надополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудовогораспорядка или иным нормативным актом организации.

Коммерческие организации вправеопределять правила и условия предоставления дополнительныхоплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени,разрабатывать Перечни должностей, в отношении которых может применяться режимненормированного рабочего времени, самостоятельно. При этом разработанные ипринятые правила и условия предоставления отпусков могут быть изданы отдельнымприказом по организации, а продолжительность отпусков согласно требованиямстатьи 119 ТК РФ должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннеготрудового распорядка.

При разработке правилкоммерческие организации вправе руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 года №884, постановлением Наркомтруда СССР от 13 февраля1928 года № 106, а также отраслевыми Перечнями работников с ненормированнымрабочим днем, утвержденными еще при бывшем СССР.

В перечень должностей работников сненормированным рабочим днем в бюджетных учреждениях согласно пункту 2 Правилпредоставления дополнительного отпуска включаются руководящий, технический ихозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня неподдается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своемуусмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится начасти неопределенной продолжительности.Тем самым Правилами в полной мере воспроизведены положения пункта 1постановления Наркомтруда СССР от 13 февраля 1928года № 106.

Коммерческие организации вправе расширить Перечень работниковс ненормированным рабочим днем, включив в него и прочиетиповые для них должности.

Согласно пункту 3 Правил предоставления дополнительногоотпуска продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникамс ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3-х календарных дней.

Конкретная продолжительность дополнительного отпуска посоответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудовогораспорядка бюджетного учреждения и зависит от объема работы, степенинапряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции запределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

При определениипродолжительности дополнительного отпуска бюджетные учреждения обязаны такжеучитывать положения следующих нормативных актов:

  1. Приказа Минфина РФ от 29 июля 2002 года № 154, согласно которому федеральным государственным служащим центрального аппарата и территориальных органов Минфина РФ дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются продолжительностью 12 календарных дней, а другим работникам центрального аппарата и территориальных органов Минфина РФ, не включенных в перечень государственных должностей федеральной государственной службы — 8 календарных дней.
  2. Приказа Росархива РФ от 27 мая 2002 года № 138-ИС, согласно которому дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются следующей продолжительности: заместителям Руководителя Федеральной архивной службы России, начальникам управлений и самостоятельных отделов и их заместителям — 14 календарных дней; начальникам отделов в управлениях, консультантам, главным специалистам — 12 календарных дней; ведущим специалистам, специалистам 1 и 2 категории — 10 календарных дней; другим работникам центрального аппарата Росархива России, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы, — 8 календарных дней.
  3. Приказа Минюста РФ от 8 февраля 2002 года № 33, согласно которому дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются: заместителям Министра, руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов и их заместителям — 14 календарных дней; начальникам отделов в департаментах, управлениях и их заместителям, советникам, помощникам Министра, консультантам, главным специалистам — 12 календарных дней; ведущим специалистам, специалистам 1 и 2 категории — 10 календарных дней; другим работникам центрального аппарата Министерства юстиции, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы — 8 календарных дней.
  4. Приказа Минкультуры РФ от 4 марта 2002 года № 299, согласно которому работникам аппарата Министерства культуры Российской Федерации предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 14 календарных дней.
  5. Приказа Судебного Департамента Верховного Суда РФ от 15 марта 2000 года № 36 «О продолжительности ежегодных отпусков работникам системы Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратов федеральных судов общей юрисдикции».

Из положений пункта 3 Правилпредоставления дополнительного отпуска вытекает, что в определениипродолжительности дополнительного отпуска свободны не только коммерческиеорганизации, но и бюджетные учреждения. В частности, данным пунктом неопределена максимально возможная продолжительность такого дополнительногоотпуска.

Однако следует учитывать, чтобюджетные учреждения обязаны при определении продолжительности дополнительногоотпуска за ненормированный рабочий день руководствоваться такжевнутриведомственными нормативными актами (отдельные из них приведены выше), атакже пунктом 7 Правил, согласно которому оплата дополнительных отпусков,предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится впределах фонда оплаты труда. Таким образом, если штатным расписанием (штатом)бюджетного учреждения не предусмотрено достаточное количество должностей длязамещения отсутствующих на время отпуска за ненормированный рабочий деньработников, в организации не имеется достаточное количество вакантныхдолжностей, что позволяет получить определенную экономию фонда заработной платыдля установления доплаты за время отсутствия работников, находящихся вдополнительном отпуске за ненормированный рабочий день, инаконец, в учреждении недостаточно средств для оплатывсего фонда заработной платы, то и предоставить дополнительные отпуска заненормированный рабочий день большой продолжительности оно возможности иметь небудет. И наоборот, закрепленная правилами внутреннего трудового распорядкапродолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий деньявляется обязательной, и потому предоставление таких отпусков в условияхнедостаточности средств приведет к занижению фондаматериального стимулирования бюджетного учреждения, ведь в любом случае расходыбюджетных учреждений на оплату труда не могут превысить фонд оплаты труда.

При установлении максимальной и при этом обоснованнойпродолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день организациям(особенно коммерческим) рекомендуется руководствоваться положениями пункта 8Правил «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных НароднымКомиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 года № 169, согласно которому сроктакого отпуска не может превышать 12 рабочих дней. Учитывая, что согласно статье 120 ТКРФ продолжительность отпусков выражается в календарных днях, то максимальнообоснованная продолжительность дополнительного отпуска за ненормированныйрабочий день составляет 14 календарных дней.

В любом случае коммерческие организации могут установить продолжительность отпуска и более 14календарных дней, но только не менее 3-х календарных дней.

При определениипродолжительности дополнительного отпуска организации также должны учитыватьпериодичность привлечения работников к выполнению своих трудовых обязанностейсверх нормальной продолжительности рабочего времени. Если такая работавыполняется редко, то и продолжительность отпуска должна быть не самой большой.Если же работник постоянно работает сверх установленной нормы, то ипродолжительность дополнительного отпуска должна быть достаточной.

Для обоснованностипродолжительности установленного дополнительного отпуска работодателиорганизуют учет времени фактически отработанного каждым работником в условияхненормированного рабочего дня. В бюджетных учреждениях такая обязанностьзакреплена в пункте 3 Правил предоставления дополнительного отпуска.

Однако следует учитывать, чтосогласно пункту 4 Правил право на дополнительный отпуск возникает у работниканезависимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочегодня. Это говорит о том, что если фактически работник отработает в течение годасверх установленной нормы рабочего времени 4 часа, а согласно порядку,принятому в организации, ему гарантировано предоставление дополнительногоотпуска продолжительностью 7 календарных дней, то эти дополнительные дниотпуска должны быть ему все равно предоставлены. И наоборот, еслипродолжительность дополнительного отпуска составляет 3-и календарных дня, аработник в течение года отработает 120 часов сверх установленной нормы рабочеговремени, то продолжительность отпуска все равно составит 3 календарных дня. Какпредставляется, при наличии таких несоответствий по итогам соответствующегогода работодатель обязан будет произвести корректировку продолжительностипредоставляемого дополнительного отпуска согласно данным об отработанном сверхустановленной нормы рабочем времени.

Во всяком случае, еслипродолжительность дополнительного отпуска будет намного ниже, чем фактическиотработанное работником сверх установленной нормы время, он вправе потребоватьот работодателя как минимум увеличения продолжительности дополнительногоотпуска, так как согласно статье 101 ТК РФ работник может привлекаться к «ненормированной»работе только эпизодически.

Если работник фактическипривлекается к выполнению работ сверх нормальной продолжительности рабочеговремени на условиях ненормированного рабочего дня, а дополнительный отпуск емуне предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности списьменного согласия работника может в соответствии со статьей 119 ТК РФ ипунктом 4 Правил предоставления дополнительного отпуска компенсироваться каксверхурочная работа. Если такого письменного согласия работника нет, то, какпредставляется, ему должен быть предоставлен дополнительный отпуск.

По мнению авторанастоящей публикации, компенсироваться в денежной форме в повышенном размередолжна также работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени, есливремя дополнительного отпуска намного меньше, нежели фактически отработанноесверхурочное время.

Правила оплаты труда запределами нормальной продолжительности рабочего времени определены в статье 152ТК РФ и рассмотрены выше. Следует также добавить, что конкретные размеры оплатыза сверхурочную работу определяются коллективным договором или трудовым договором и они не могут быть меньше, чем в полуторномразмере за первые два часа сверхурочной работы, и не менее чем в двойномразмере за последующие часы. Кроме того, в силу требований статьи 99 ТК РФсверхурочные работы не могут превышать для каждого работника 4-х часов втечение двух дней подряд и 120 часов в год.

В соответствии с пунктом 5Правил предоставления дополнительного отпуска дополнительный отпуск, предоставляемыйработникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основнымоплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегоднымидополнительными оплачиваемыми отпусками. Суммирование всех предоставляемыхотпусков предусмотрено также статьей 120 ТК РФ.

В бюджетном учреждении (район Крайнего Севера) согласноправилам внутреннего трудового распорядка предусмотрено предоставлениедополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий деньначальникам отделов и их заместителям продолжительностью 7 календарных дней.

Учитывая, что в районах Крайнего Северастатьей 321 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительного отпуска заработу в таких районах продолжительностью 24 календарных дня, общаяпродолжительность ежегодного отпуска определяется суммированием всех отпусков,как основного (продолжительностью не менее 28 календарных дней), так идополнительных за работу в районах Крайнего Севера и за ненормированный рабочийдень.

При продолжительности основного отпуска в 28 календарныхдней, общая продолжительность ежегодного отпуска составит 59 календарных дней(28 + 7 + 24).

Если работник имеет право на основной отпускпродолжительностью 30 календарных дней (например, он является инвалидом), общаяпродолжительность ежегодного отпуска составит 61 календарный день (30 + 7 +24).

Согласно положениям пункта 6Правил предоставления дополнительного отпуска в случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольненияправо на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовымзаконодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Данное утверждение говорит отом, что перенос отпуска на следующий год в соответствии с положениями статьи124 ТК РФ может иметь место только в исключительных случаях, когдапредоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятноотразиться на нормальном ходе работы организации, и только с согласияработника. Не предоставленный в текущем году дополнительный отпуск вобязательном порядке должен быть предоставлен в следующем году, — дальнейшееего перенесение не допускается.

Дополнительныйотпуск должен быть также перенесен на другой срок, если работнику своевременноне позднее чем за три дня до его начала (статья 136 ТКРФ) не была произведена оплата за время этогоотпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем задве недели до его начала.

В силу положений статьи 125 ТКРФ дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день может бытьпредоставлен работнику отдельно от основного и остальных дополнительныхотпусков, а в силу положений статьи 126 ТК РФ — заменен навыплату денежной компенсации. В последнем случае не допускается замена отпускаденежной компенсацией в отношении беременных женщин и работников в возрасте до18-и лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и(или) опасными условиями труда.

Работнику коммерческий организациисогласно положениям коллективного договора предусмотрено предоставлениеосновного отпуска продолжительностью 28 календарных дней и дополнительногоотпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью 14 календарных дней.

При составлении графика отпусков на соответствующий год,может быть предусмотрено единовременное предоставление отпуска продолжительностью42 календарных дня (28 + 14), или его разделение на две и более частей, одна изкоторых должна быть не менее 14 календарных дней.

В течение года работник вправе представить на имяработодателя заявление с просьбой о замене дополнительного отпуска на выплатукомпенсации. Работодатель вправе согласиться с таким предложением работника, новправе его и отвергнуть, предоставив отпуск в натуре (подтверждено письмомМинтруда РФ от 25 апреля 2002 года № 966-10).

Приувольнении работника, не использовавшего в текущем году часть или весьдополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, ему в соответствии состатьей 127 ТК РФ может быть выплачена денежная компенсация или «заработанная»часть отпуска предоставлена в натуре (за исключением случаев увольнения завиновные действия) с последующим увольнением, и при этом днем увольнения будетсчитаться последний день отпуска.

Из примера 2 работник организацииувольняется с 10 февраля 2003 года, отработав в текущем рабочем году 4 месяца14 дней. По правилам округления (до 15 дней отбрасывается, а 15 дней иболее округляется до целого числа месяцев), определенных Правилами об основныхи дополнительных отпусках, отработанное время составит 4 месяца.

Реализация прав работника на получение работником отпускаможет быть осуществлена путем выплаты денежной компенсации или предоставленияотпуска в натуре.

В первом случаекомпенсация подлежит выплате за 4 месяца, то есть ее размер составит 14среднедневных заработка ((28 + 14) / 12 календарных месяцев в году х 4отработанных месяца)).

Во втором случае продолжительность предоставляемого приувольнении отпуска должна быть определена с учетом последнего дня отпуска,который считается днем увольнения работника.

При первоначальных расчетах продолжительность отпускасоставит 14 календарных дней ((28 + 14) / 12 месяцев х 4 отработанных месяца). Однако, учитывая тот факт, что сама продолжительность отпуска сучетом отработанного в рабочем году времени (4 месяца 14 дней) уже составит 4месяца 28 календарных дней, то есть по правилам округления уже 5 месяцев, топродолжительность предоставляемого при увольнении отпуска составит 17,5календарных дней ((28 + 14) / 12 календарных месяца в году х 5 отработанныхмесяца), в том числе 5,8 календарных дней (14 дней отпуска / 12 х 5)дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

Расходына оплату предоставленных работникам дополнительных отпусков за ненормированныйрабочий день относятся в бюджетных учреждениях за счет расходов по сметерасходов, но как отмечалось выше, в пределах фонда оплаты труда, а вкоммерческих учреждениях — в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу наприбыль в соответствии с пунктом 7 статьи 255 ТК РФ, как расходы на оплатуотпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста