ТСЖ и приносящая доход деятельность



И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

На мероприятиях, проводимых с председателями правлений ТСЖ, зачастую из зала можно услышать множество нелепостей относительно учета доходов. Этими обстоятельствами в  значительной степени и вызвано написание данной статьи. Рассмотрим вопрос в ретроспективе.

Для начала следует напомнить, что ТСЖ является некоммерческой организацией (п. 4 ч. 3 ст. 50 ГК РФ, ч. 1 ст. 135 ЖК РФ). Таким образом, в отношении ТСЖ применяются нормы  законодательства, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, за исключением норм Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ч. 3 ст. 1 этого закона).

Согласно Федеральному закону от 05.05.2014 № 99-ФЗ с 1 сентября 2014 г.

ТСЖ могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (ч. 4 ст. 50 ГК РФ). ТСЖ, уставом которого предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должно иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (ч. 5 ст. 50 ГК РФ). На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ размер уставного капитала ООО должен быть не менее чем 10 000 рублей. Необходимо отметить, что товарищества собственников жилья, созданные 5 мая 2014 г. и позже, должны были сразу иметь указанное имущество, а все остальные ТСЖ должны иметь таковое на 1 января 2015 г. (ч. 13 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Весьма интересным фактом является то, что законодатели не дают определения понятия деятельности, приносящей доход, для целей применения ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ГК РФ. В этой связи, в случае необоснованных претензий налоговых органов к ТСЖ по налогообложению такого дохода, можно настаивать на том, что отсутствие определения такого понятия, как «деятельность, приносящая доход», порождает неустранимые сомнения в виновности товарищества, привлекаемого к ответственности, которые на основании ч. 6 ст. 108 НК РФ толкуются в его пользу.

Теперь рассмотрим учетную сторону вопроса.

ТСЖ, собирающиеся наряду с деятельностью по управлению многоквартирным домом осуществлять деятельность, приносящую доход, созданные 5 мая 2014 г. и позже, – сразу, а созданные до этой даты – заключительными оборотами 2014 г. должны были отразить сумму в 10 000 руб. по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76–16 «Расчеты по созданию достаточного имущества, для осуществления приносящей доход деятельности» и кредиту счета 86 «Целевые поступления», субсчет 86–6 «Поступления с целью создания достаточного имущества, для осуществления приносящей доход деятельности».

В бухгалтерском учете составляется проводка:

Дебет 76–16 Кредит 86–6–10 000 руб. – отражена стоимость достаточного имущества, для осуществления приносящей доход деятельности, ожидаемый к получению.

Примечание
Когда следует сделать вторую проводку, например, дебет 51 «Расчетные счета» кредит 76–16, законодателями не определено, главное, что сделана первая проводка, обозначившая в учете «достаточное имущество». Ниже будет приведен пример, в котором для составления второй проводки будет использована полученная прибыль.

В последующем на общем собрании собственников помещений необходимо определить источник формирования достаточного имущества для осуществления приносящей доход деятельности. Например, таким источником могут послужить взносы собственников помещений или предполагаемая к получению прибыль.

Далее рассмотрим осуществление приносящей доход деятельности на примере.

Допустим, в начале месяца собственник нежилого помещения (не является членом ТСЖ), находящегося в многоквартирном доме, не управляемом товариществом собственников жилья, обратился в правление ТСЖ с просьбой отремонтировать данное помещение, в котором будет открыт магазин. Согласно заключенному договору заказчик (собственник помещения)  перечисляет на банковский счет подрядчика (ТСЖ) предварительную оплату в размере 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.) на приобретение материалов.

Договорная стоимость ремонта составляет 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Окончательный расчет в сумме 94 400 руб. (118 000 – 23 600) производится после подписания сторонами акта выполненных работ. Заработная плата работников, осуществляющих ремонт помещения, составила 50 000 руб.

По всем видам деятельности ТСЖ находится на общем режиме налогообложения. По приносящей доход деятельности ТСЖ согласно абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. Все работы завершены в течение месяца. Иной приносящей доход деятельности товарищество в течение календарного года не осуществляло. Выполнение работ по ремонту помещений является одним из видов деятельности, предусмотренных уставом ТСЖ.

Поступившая от заказчика предоплата не включается в состав доходов, формирует кредиторскую задолженность ТСЖ и отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (пп. 3, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

При получении от заказчика денежных средств ТСЖ обязано исчислить НДС с поступившей предоплаты по ставке 18/118 (абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). В учете производятся бухгалтерские записи по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76–19 «Налог на добавленную стоимость с предварительных оплат» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68–1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Приобретенные для ремонта помещения материалы отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; причитающийся поставщику НДС учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19–3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» и кредиту счета 60. НДС, предъявленный поставщиком материалов, принимается к вычету на основании счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований законодательства, при наличии соответствующих первичных документов и при условии, что материалы приняты к учету и предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 169, подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Принятый к вычету НДС,  предъявленный продавцом материалов, отражается по дебету субсчета 68–1 и кредиту субсчета 19–3.

Затраты ТСЖ на проводимый ремонт помещения признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», субсчетов 69–1 «Расчеты по социальному страхованию», 69–2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69–3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» (пп. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При этом взносы начисляются по тарифам, указанным в п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

На дату завершения ремонта помещения ТСЖ после подписания акта приемки выполненных работ признает доход от обычных видов деятельности в размере договорной суммы (пп. 5, 6, 12 ПБУ 9/99). Данная операция отражается по дебету счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи», субсчет 90–1 «Выручка». При этом расходы по ремонту помещения, учтенные на счете 20, относятся в дебет счета 90, субсчет 90–2 «Себестоимость продаж». На дату сдачи-приемки выполненных ремонтных работ у товарищества снова наступает момент определения налоговой базы по НДС (п. 14 ст. 167 НК РФ). Таким образом, ТСЖ исчисляет и отражает сумму НДС по дебету счета 90, субсчет 90–3 «Налог на добавленную стоимость», и кредиту субсчета 68–1. Налоговая P—ЅБґ©ќбаза при этом определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ и, в данном случае, равна сметной стоимости ремонта помещения за вычетом НДС. Одновременно НДС, исчисленный с поступившей предоплаты, принимается к вычету на основании п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, с отражением по дебету субсчета 68–1 и кредиту субсчета 76–19.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90–2, 90–3 и кредитового оборота по субсчету 90–1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от выполнения работ (продаж) за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.

Начисленный по окончании месяца авансовый платеж по налогу на прибыль отражается ТСЖ по дебету счета 99 и кредиту счета 68, субсчет 68–4 «Расчеты по налогу на прибыль».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сформированное на основании решения общего собрания собственников помещений за счет прибыли отчетного года достаточное имущество для осуществления приносящей доход  деятельности необходимо отразить по дебету счета 84 и кредиту субсчета 76–16.

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет 51 Кредит 62 – 23 600 руб. – получена предоплата на приобретение материалов для ремонта помещения;
Дебет 76–19 Кредит 68–1 – 3600 руб. – исчислен НДС с суммы полученной предоплаты;
Дебет 10 Кредит 60 – 20 000 руб. – оприходованы приобретенные для ремонта помещения материалы;
Дебет 19 Кредит 60 – 3600 руб. – отражена причитающаяся поставщику материалов сумма НДС;
Дебет 68–1 Кредит 19 – 3600 руб. – принята к вычету сумма НДС, причитающаяся поставщику материалов;
Дебет 60 Кредит 51 – 20 000 руб. – оплачены поставщику приобретенные для ремонта помещения материалы;
Дебет 20 Кредит 10 – 20 000 руб. – отражены в составе затрат на производство приобретенные для ремонта помещения материалы;
Дебет 20 Кредит 70 – 50 000 руб. – начислена заработная плата работникам, осуществляющим ремонт помещения;
Дебет 70 Кредит 68–3 – 6500 руб. (50 000 × 13%) – из начисленных заработков удержан НДФЛ;
Дебет 20 Кредит 69–1 – 1550 руб. (50 000 × (2,9% + 0,2%)) – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет 20 Кредит 69–2 – 11 000 руб. (50 000 × 22%) руб. – начислены страховые взносы на пенсионное обеспечение;
Дебет 20 Кредит 69–3 – 2550 руб. (50 000 × 5,1%) руб. – начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
Дебет 62 Кредит 90–1 – 118 000 руб. – признана выручка от выполнения работ по ремонту помещения;
Дебет 90–2 Кредит 20 – 85 100 руб. – расходы на ремонт помещения учтены в себестоимости продаж;
Дебет 90–3 Кредит 68–1 – 18 000 руб. – начислена сумма НДС с выручки от выполнения работ по ремонту помещения;
Дебет 68–1 Кредит 76–19 – 3600 руб. – принята к вычету сумма НДС, исчисленная с полученной предоплаты;
Дебет 90–9 Кредит 99 – 14 900 руб. – отражен финансовый результат от реализации выполненных работ по ремонту помещения;
Дебет 99 Кредит 68–4 – 2980 руб. (14 900 × 20%) – исчислен авансовый платеж по налогу на прибыль;
Дебет 51 Кредит 62 – 94 400 руб. – поступила от заказчика согласно договору оставшаяся сумма за выполненные работы по ремонту помещения;  
Заключительные записи декабря:
Дебет 99 Кредит 84 – 11 920 руб. (14 900 – 2980) – отражена сумма прибыли отчетного года;
Дебет 84 Кредит 76–16 – 10 000 руб. – сформировано за счет прибыли отчетного года достаточное имущество для осуществления приносящей доход деятельности.

Подытоживая, можно констатировать, что учет в ТСЖ приносящей доход деятельности  практически не отличается от организации и ведения учета в коммерческой организации.

Необходимо только помнить о достаточности имущества, позволяющего товариществам собственников жилья осуществлять такого рода деятельность.

12.07.2017

Также по этой теме: