Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые организациями за счет собственных средств




М. А. Мосейчук


В соответствии с положениями ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту статьи – ТК РФ) наряду с законодательно установленными дополнительными отпусками организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если только иное не предусмотрено федеральными законами.


Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами организации.


При этом следует учитывать, что любые положения коллективного договора, в том числе касающиеся условий и порядка предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии с гл. 6 и 7 ТК РФ принимаются по соглашению работодателя и представительного органа работников. Локальные нормативные акты, касающиеся условий и порядка предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, в соответствии со ст. 8 ТК РФ утверждаются работодателем. Если издание таких нормативных актов в соответствии с положениями коллективного договора требует учета мнения представительного органа работников или согласования с данным органом, локальные нормативные акты могут быть приняты работодателем с соблюдением указанных процедур.


Коренным отличием дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных ТК РФ или федеральными законами, от дополнительных отпусков, введенных коллективным договором или локальным нормативным актом организации, является то обстоятельство, что они оплачиваются либо за счет средств, признаваемых в целях налогообложения прибыли, либо за счет средств целевого финансирования (это касается, в частности, дополнительных отпусков, предоставляемых лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).


Дополнительно (к нормам действующего законодательства) предоставляемые в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации отпуска в соответствии с п. 24 ст. 270 гл. 25 НК РФ оплачиваются из собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.


Фактически необходимость в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска возникает в том случае, если действующие нормативные правовые акты не предусматривают их предоставление (в том числе по причине «давности» таких документов) или определяют продолжительность предоставляемого отпуска, которая в определенных случаях является недостаточной.


За пример можно взять дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, предусмотренный ст. 118 ТК РФ. Указанный отпуск предоставляется отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы. По общим правилам перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия предоставления определяются Правительством Российской Федерации.


Поскольку соответствующий нормативный акт Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят, то дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы может предоставляться работникам только на условиях, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Следовательно, и оплачиваться дни такого отпуска могут только из средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.


Необходимо учитывать, что не предоставляются в настоящее время дополнительные отпуска сотрудникам за работу в многосменном режиме, ранее установленные п. 9 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». В части предоставления указанного дополнительного отпуска п. 9 указанного нормативного акта признан недействующим решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-353. Следовательно, право соответствующих категорий работников на рассматриваемый отпуск может быть закреплено только в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации.


Большое количество вопросов вызывает предоставление в настоящее время ранее распространенного дополнительного отпуска за выслугу лет в той или иной отрасли народного хозяйства. На практике налоговые органы настаивают на признании таких отпусков как не предусмотренных действующим законодательством и потому подлежащих оплате за счет собственных средств организации. Как возможный выход из указанной ситуации, можно действительно предусмотреть такие отпуска в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Хотя, по мнению автора, организации вправе со своей стороны исходя из положений ст. 423 ТК РФ настаивать на возможности применения ранее действовавшего законодательства (бывшего СССР), предусматривавшего предоставление таких дополнительных отпусков, если только соответствующие нормативные акты признаны недействующими.


Как указывалось выше, условия о порядке предоставления работникам дополнительных отпусков могут быть закреплены в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации.


В коллективном договоре может содержаться ссылка на то, что продолжительность и порядок предоставления соответствующим категориям работников дополнительных отпусков определяются отдельным локальным нормативным актом организации.


Проект соответствующего документа (коллективного договора и (или) локального нормативного акта) должен содержать перечень должностей руководителей, служащих и специалистов, а также профессий рабочих, выполнение трудовых обязанностей по которым гарантирует предоставление соответствующего дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность отпуска (в соответствии со ст. 120 ТК РФ – в календарных днях), а также условия предоставления отпусков.


Как отмечалось ранее, в качестве дополнительных отпусков могут быть отпуска, не предусмотренные действующим законодательством (например, за выполнение срочных работ, за достигнутые производственные результаты и др.), и предоставление увеличенной (по сравнению с действующими нормативными правовыми актами) продолжительности ежегодного или любого из дополнительных отпусков (в частности, увеличенная продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого за работу во вредных условиях труда или за работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях).


При определении продолжительности дополнительного отпуска необходимо учитывать нормы ст. 120 ТК РФ, согласно которой общая продолжительность предоставляемых ежегодных оплачиваемых отпусков определяется путем суммирования основного отпуска и каждого из установленных дополнительных отпусков.


Конкретная продолжительность любого из дополнительных отпусков не ограничивается пределами, но должна быть обоснованной.


Перечень сотрудников, имеющих право на получение того или иного дополнительного отпуска, определяется исходя из целей его введения, штатного расписания организации и классификаторов (справочников) профессий рабочих, должностей служащих (в частности, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 367 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)).


В рамках условий и (или) порядка предоставления дополнительного отпуска коллективным договором и (или) иным локальным нормативным актом могут предусматриваться положения, касающиеся:
– порядка определения стажа работы (в ряде случаев – в конкретных условиях труда), дающего право на получение дополнительного отпуска;
– порядка предоставления дополнительного отпуска в зависимости от отработки определенного рабочего времени в соответствующих условиях труда (например, исключительно при отработке 11 месяцев в условиях, дающих право на получение отпуска);
– порядка соединения дополнительного отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе за первый и последующие годы работы);
– возможности реализации работниками права на оплачиваемый дополнительный отпуска посредством его замены выплатой денежной компенсации или посредством предоставления в натуральной форме при увольнении работника;
– порядка определения продолжительности дополнительного отпуска за не полностью отработанный (в т. ч. по причине увольнения; невключения определенных периодов работы в стаж работы, дающий право на отпуск; при переходе на другую работу и др.).


Оплата среднего заработка за предусмотренный коллективным договором или локальным нормативным актом дополнительный отпуск осуществляется по общим правилам, предусмотренным в ст. 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

26.06.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста