Все особенности трудовой деятельности водителей – от приема на работу и до увольнения (Продолжение, начало см. «ЗП» № 6/2017 г.)




М. А. Мосейчук


В соответствии с положениями статей 100 и 329 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту статьи – ТК РФ), а также постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» в отношении работников транспорта могут устанавливаться особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда данной категории работников.


Такого рода особенности в настоящее время определены приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее по тексту – Положение о рабочем времени водителей). В настоящее время данный документ применяется в редакции изменений, внесенных приказами Минтранса России от 24 декабря 2013 г. № 484 и от 13 октября 2015 г. № 299.


Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха всех категорий водителей, за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ. Положение обязательно к применению всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.


Кроме того, с учетом требований утвержденного Положения в организациях должны разрабатываться (составляться) графики работы (сменности) водителей, расписания и графики движения автотранспорта. При этом графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. До недавнего времени графики до сведения водителей доводились не позднее чем за один месяц до их вступления в силу. Согласно же новой редакции п. 4 Положения такого рода требований о досрочном доведении графиков уже не предъявляется.


В графиках работы (сменности) определяется время начала и окончания работы, продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.


В отдельных случаях (например, на междугородных перевозках на дальние расстояния, когда водитель за смену не может вернуться к постоянному месту работы) дополнительно к графикам работы разрабатываются задания водителю по времени на движение и стоянку автомобиля.


Необходимо учитывать, что все без исключения особенности режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников организаций из числа водителей должны быть закреплены в разрабатываемом в организации коллективном договоре или другом локальном нормативном акте. Соответствующие особенности должны быть определены с учетом мнения представительного органа работников, а если это особо предусмотрено коллективным договором или отраслевым соглашением, то даже по согласованию с представительным органом.


Такие документы, как графики работы (сменности) водителей, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.


Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса


Действующее законодательство дополнительно определяет некоторые особенности регулирования режимов рабочего времени и времени отдыха в отношении водителей трамвая и троллейбуса. Такого рода особенности определены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (далее по тексту – Положение о рабочем времени), утвержденным приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. № 127.


Нормы указанного Положения обязательны для исполнения всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и они должны учитываться в том числе при составлении графиков работы (сменности) водителей. С учетом требований Положения должны также разрабатываться расписания и графики движения трамваем (троллейбусов).


В отношении водителей трамваев и троллейбусов применяются режимы ежедневной работы, суммированного учета рабочего времени, а также разделенного на части рабочего дня.


Во всех случаях используемый режим работы устанавливается работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, а если это особо предусмотрено коллективным договором (соглашением) – по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом работников. На уровне отдельно взятой организации составляющие части используемого режима рабочего времени определяются правилами внутреннего трудового распорядка.


Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации, определяется согласно положениям ст. 372 ТК РФ. Разработанный проект локального нормативного акта, определяющего условия применения того или иного режима рабочего времени, представляется работодателем выборному профсоюзному органу, который в течение 7 рабочей дней рассматривает его и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Если профсоюзный орган не согласен с подготовленным работодателем локальным актом, он в течение 3 дней может провести с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.


При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение.


В свою очередь, выборный профсоюзный орган при несогласии с данным решением вправе обжаловать его в соответствующей государственной инспекции труда.


Во всех случаях рабочее время водителей определяется графиками работы (сменности), которые в соответствии с п. 4 Положения о рабочем времени составляются для каждого водителя на каждый день (смену) и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графиках работы (сменности) определяются время начала и окончания работы, продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.


Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие.


Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.


Наряду со временем непосредственного управления трамваем (троллейбусом) на линии, в рабочее время водителей в соответствии с п. 10 Положения о рабочем времени включаются следующие периоды:
– время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии (продолжительность периода, включаемого в рабочее время, определяется работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа);
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо (состав и продолжительность включаемых в рабочее время подготовительно-заключительных работ устанавливается работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа);
– время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;
– время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;
– время нахождения водителя в резерве;
– время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.


Что касается подготовительно-заключительного времени, следует обратить внимание на распоряжение Минтранса России от 8 октября 2003 г. № АК-24-р, которым утверждена Примерная должностная инструкция водителя трамвая.


В частности, согласно указанной должностной инструкции водитель трамвая обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру трамвайного депо по выпуску удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета. При работе без кондуктора водитель дополнительно должен получить звукоусительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.


Водитель трамвая также должен проверить в книге трамвая наличие подписи мастера, подтверждающей, что трамвай технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.


При наличии в книге трамвая заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов водитель должен проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, он должен сообщить об этом диспетчеру трамвайного депо по выпуску и подать повторную заявку. В дальнейшем водителю следует действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.


Водитель трамвая должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра ГИБДД, который хранится в книге трамвая, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.


При приемке трамвая водитель должен проверить:
– полноту и правильность экипировки;
– внешнее и внутренне состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины трамвая производится водителем);
– исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;
– наличие калиброванных предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей;
– состояние токоприемника, контактной вставки;
– состояние сцепных приборов;
– регулировку всех видов тормозов;
– исправность освещения салона, контрольной лампы (зуммера), ламп освещения подножек, в зимнее время – обогревов салона и кабины водителя, работу стеклообогревателя кабины;
– работу сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;
– исправность колесных пар (внешним осмотром);
– напряжение аккумуляторной батареи;
– правильность установки и исправность кресла водителя, зеркал заднего вида, солнцезащитного козырька;
– на трамваях, работающих по системе многих единиц, – исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;
– состояние предохранительной сетки;
– наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров (башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки.


В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель трамвая должен заявить об этом диспетчеру депо, а при отсутствии неисправностей – расписаться в путевом листе и книге трамвая о приемке трамвая в технически исправном состоянии.


Приемка трамвая оформляется подписью водителя трамвая в книге поезда и путевом листе.


Перед выездом из депо водитель трамвая должен поставить в кассету фамильную вставку, при бескассовом обслуживании установить код компостеров.


При выезде из депо водитель трамвая должен проверить действие тормозов, песочниц, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе трамвая на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить трамвай, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию.


Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем трамвая без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта.


В пределах времени стоянки на конечных пунктах водитель трамвая должен явиться к диспетчеру станции, предъявить ему удостоверение на право управления трамваем, книжку водителя, отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию.


При задержке трамвая в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети или трамвайного пути, сходе трамвая с рельсов), аварии, дорожно-транспортном происшествии водитель трамвая должен немедленно сообщить о произошедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии – старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер трамвая, маршрут следования и место стоянки.


Аналогичная Примерная должностная инструкция водителя троллейбуса утверждена распоряжением Минтранса России от 8 октября 2003 г. № АК-25-р. Так, при приемке троллейбуса водитель обязан проверить:
– полноту и правильность экипировки;
– внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины троллейбуса производится водителем);
– исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;
– исправность штанг, головок токоприемников и штангоуловителей, отсутствие погнутости штанг, сохранность изоляции штанг, крепления башмаков, исправность башмакоуловителей, правильность крепления веревок, состояние контактных вставок, наличие запасных ставок головок токоприемника;
– крепление колес и состояние шин;
– усилие при вращении рулевого колеса;
– окружной люфт рулевого колеса при работающем гидроусилителе (с помощью второго лица);
– исправность освещения салона, контрольных ламп, фонарей освещения подножек и задней двери;
– работу звонка звукового сигнала, зуммера, фар, габаритных фонарей, стопсигналов, дверных механизмов и стеклоочистителей;
– действие светового сигнала положения дверей пассажирского помещения;
– работу контроллера водителя, реверсора, группового реостатного контроллера;
– при отключенном автоматическом выключателе проверяется порядок включения и выключения контакторов и реле, плавность хода педалей управления;
– работу мотор-компрессора, регулятора давления, манометров, тормозного крана и отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы;
– правильность установки кресла водителя, зеркал заднего вида и солнцезащитного козырька;
– работу звукоусилительной установки;
– работу компостеров;
– наличие противооткатного упора (башмака), порошковых или углекислотных огнетушителей (2 для троллейбуса двухосного и 3 для сочлененного), медицинской аптечки, знака аварийной остановки;
– наличие жидкости в бачках стеклоочистителей.


В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель троллейбуса должен сообщить об этом диспетчеру депо по выпуску, а при отсутствии неисправностей – расписаться в путевом листе и книге троллейбуса о приемке троллейбуса в технически исправном состоянии.


В рамках режима ежедневной работы нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 8 часов, а для лиц, работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, – 7 часов.


Режим суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и применяется в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.


В качестве учетного периода при этом используется один календарный месяц.


Именно за указанный период времени должна быть соблюдена предусмотренная трудовым законодательством продолжительность рабочего времени.


При формировании графиков работы (смены) при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей должна быть соблюдена на уровне не свыше 10 часов. По согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена до 12 часов.


При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – с иным представительным органом работников.


Режим разделенного на части рабочего дня вводится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.


При данном режиме работы перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время – не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания. В свою очередь общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В случае увеличения работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом продолжительности ежедневной работы до 12 часов, общая продолжительность двух частей рабочего дня (смены) не должна превышать указанной продолжительности в 12 часов.


Необходимо учитывать, что перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей, время перерыва в рабочее время не включается и потому оплате не подлежит.


В качестве компенсации за работу по режиму разделенного на части рабочего дня водителям устанавливается дополнительная выплата по оплате труда. В организациях, на которые распространяется действие Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014–2016 гг. (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 29 ноября 2013 г., № 234/14-16, продлено на период 2017–2019 гг. в соответствии с дополнительным соглашением № 1), размер доплаты за работу по графику с разделением смены на части составляет не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время. В городах с численностью населения более 1 млн человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 40% (до 2017 г. – 50%),
с обязательным закреплением ее размера в региональном соглашении.


Согласно п. 1.2 указанного Федерального отраслевого соглашения его действие распространяется, в частности, на организации автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, входящие в состав Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также на организации автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочившие Российский автотранспортный союз на свое представительство в Соглашении.


Составными частями времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, как впрочем и иных категорий работников, являются ежедневный перерыв для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) отдых и еженедельный непрерывный отдых (выходные дни).


В обычном порядке водителям трамвая и троллейбуса перерыв для отдыха и питания предоставляется однократно продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Как правило, указанный перерыв предоставляется в середине рабочего дня (смены).


В том случае, если продолжительность ежедневной работы (смены) составляет более 8 часов, водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.


Во всех случаях конкретный период календарного дня и продолжительность предоставляемого перерыва (общая продолжительность предоставляемых перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.


Если по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, на работодателя возлагается обязанность обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. При этом места для этого также предусматриваются правилами внутреннего трудового распорядка.


Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но во всех случаях не менее 12 часов.


В свою очередь продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов. Однако в рамках режима суммированного учета рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов, при соблюдении условия о продолжительности данного параметра в среднем за месяц на уровне не менее 42 часов.


Следует также учитывать, что при суммированном учете рабочего времени выходные дни устанавливаются в различные дни недели и предусматриваются в графиках работы (сменности). При этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель соответствующего месяца.


В рамках режима суммированного учета рабочего времени в качестве рабочих дней графиком работы (сменности) на общих условиях может предусматриваться работа водителей в праздничные дни. Однако в любом случае работа в предусмотренные графиком работы праздничные дни подлежит дополнительной оплате не менее чем в двойном размере на условиях ст. 153 ТК РФ.


Использование труда водительского состава на основе договоров гражданско-правового характера


Одной из возможных форм привлечения (использования) труда водителей является их найм на основе заключаемых договоров гражданско-правового характера (в частности, договоров возмездного оказания услуг).


В этом случае отношения сторон регулируются не трудовым, а гражданским законодательством – Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), в связи с чем наемный работник не имеет право на гарантии, предусмотренные законодательством (оплачиваемые отпуска, пособия по временной нетрудоспособности и т. п.), если иное не предусмотрено самим договором. При предоставлении таких гарантий затраты на их реализацию не подлежат отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) в целях исчисления налогооблагаемой прибыли по налогу на прибыль.


Размер вознаграждения по договору гражданско-правового характера регулируется соглашением сторон и может включать непосредственно сумму вознаграждения и возмещение понесенных исполнителем работ издержек (стоимость ГСМ, ремонта авто, оплаты автостоянки и т. п.). Кроме того, по отдельному договору может быть оформлена аренда автотранспортного средства с экипажем.


С сумм вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, в установленном порядке должны быть исчислены суммы налога на доходы и страховых взносов на обязательное социальное страхование (за исключением сумм взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования). При этом в части исчисления налога на доходы физических лиц от налогообложения могут быть освобождены документально подтвержденные затраты исполнителя, связанные с выполнением работ по договору (ГСМ, затраты на ремонт и т. п.).


При всем этом следует учитывать, что с 2014 г. в силу положений части второй ст. 15 ТК РФ не допускается заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.


В случае подмены трудовых отношений гражданско-правовыми возможны претензии со стороны трудовой инспекции, а также государственных внебюджетных фондов.


Дополнительная оплата труда


В соответствии с действующим законодательством работодатель вправе вводить любые формы дополнительной оплаты труда. При этом для казенных учреждений введение доплат и надбавок предусматривается только в рамках утвержденного фонда заработной платы на год (лимита расходов на оплату труда).


При оплате труда водителей наиболее часто используются следующие виды доплат и надбавок:
– доплата за сверхурочную работу;
– доплата за работу в ночное время;
– доплата за совмещение профессий;
– надбавка за классность;
– доплата за разделение рабочего дня на части.


Доплата за сверхурочную работу, оплата труда при суммированном учете рабочего времени. Сверхурочными признаются работы, выполненные:
– при поденном учете рабочего времени – сверх нормальной продолжительности рабочего дня;
– при суммированном учете рабочего времени – сверх нормы рабочего времени учетного периода (как правило, месяца или квартала).


Оплата сверхурочных часов производится в порядке, предусмотренном ст. 152 ТК РФ: при повременной оплате труда за каждый из первых двух часов сверхурочные работы оплачиваются не менее чем по полуторной, а за каждый последующий час – не менее чем по двойной часовой ставке.


В организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта оплата сверхурочных работ водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, кондукторам, работающим на регулярных пассажирских перевозках, водителям автомобилей, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозящим грузы на договорной основе, водителям легковых такси, производится в размере не менее чем в двойном размере (п. 3.7 Федерального соглашения). Установление повышенного размера оплаты сверхурочной работы другим категориям работников может предусматриваться в региональных отраслевых соглашениях и коллективных договорах с учетом сложившихся особенностей.


При использовании сдельной формы оплаты труда сверхурочная работа оплачивается в таком же порядке, как и при повременной оплате труда.


Доплата за работу в ночное время. Ночным рабочим временем считается время с 22 часов до 6 часов утра.


Работа в ночное время в соответствии со ст. 154 ТК РФ оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом коллективным или трудовым договором, положением об оплате труда, иным локальным актом предприятия, но не ниже, чем это предусмотрено законодательством.


С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» минимальный размер дополнительной оплаты труда за работу в рассматриваемое время составляет 20% тарифной ставки (оклада) работника.


При установлении доплат водителям за работу в ночное время предприятия, использующие их труд, могут руководствоваться постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 985-р. Согласно данному нормативному акту размер доплат составляет 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.


Предприятия автомобильного транспорта на практике закрепляют коллективным соглашением размер доплат за работу в ночное время на уровне 40%. Именно данная величина дополнительной оплаты предусмотрена п. 3.10 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.


Доплата за совмещение профессий. Доплата за совмещение профессий устанавливается работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.


Размер доплаты за совмещение профессий устанавливается по соглашению между работодателем и работником (ст. 151 ТК РФ). И, как правило, такая доплата устанавливается в пределах заработной платы по штатному расписанию (иному документу) по совмещаемой должности (профессии).


При организации доставок товарно-материальных ценностей с целью экономии рабочего времени других работников водителям может устанавливаться доплата за совмещение профессий (должностей):
– грузчика на закрепленных за ними машинах при перевозке малых партий и легковесных грузов, а также на ассенизационных автомобилях и автомобилях-мусоровозах;
– агента, экспедитора, приемосдатчика грузов – за оформление и сдачу товарно-транспортных накладных;
– ремонтных рабочих (при выполнении всего комплекса ремонтных работ водителям может устанавливаться повышенный разряд по оплате труда);
– санитара (водителям автомобилей медицинских учреждений);
– киномеханика (водителям передвижных киноустановок).


Пример 1
Работник занят доставкой, разгрузкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно-транспортных и сдаточных документов. Тарифная ставка в месяц – 10 000 руб.


Согласно приказу по организации работнику установлены доплаты:
– за выполнение обязанностей грузчика – 10% тарифной ставки;
– за выполнение обязанностей экспедитора – 5% тарифной ставки.


Заработная плата в месяц составит:
1) тарифная ставка – 10 000 руб.;
2) доплата за выполнение обязанностей грузчика – 1000 руб. (10 000 руб. × 10%);
3) доплата за экспедитора – 500 руб. (10 000 руб. × 5%).


Всего заработная плата за месяц – 11 500 руб. (10 000 руб. + 1000 руб. + 500 руб.).


Оплата труда в рамках вредных условий. При выполнении водителями комплекса погрузочно-разгрузочных работ в рамках основных обязанностей или совмещения должности грузчиков организации должны учитывать, что работники имеют право на повышенную оплату труда в связи с вредными условиями труда.


Перечень грузов, погрузка и выгрузка которых должна оплачиваться по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1986 г. № 460/26-60 и дополнен постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 2 января 1989 г. № 5/1-8.


Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах.


Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере. В этом случае конкретные размеры повышения определяются специальной комиссией организации по согласованию с профсоюзным органом. Таковы положения п. 3.7 Федерального соглашения.


Оплата труда при разделении рабочего дня на части. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позднее чем через 4 часа после начала работы.


При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации, а время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.


Режим разделенного рабочего дня сопровождается производством доплаты не менее 30% тарифной ставки (оклада) за отработанное в смене время. Для организаций, на которых распространяется действие Федерального соглашения, в городах с численностью населения более 1 млн человек допускается с учетом маршрутной сети увеличение величины доплаты за работу в режиме разделенного на части рабочего дня, но не более чем на 40% (до 2017 г. – 50%), с обязательным закреплением ее размера в региональном отраслевом соглашении (п. 3.7 Федерального соглашения).


Иные условия дополнительной оплаты труда. В соответствии с п. 3.10 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливаться надбавки:
– за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;
– за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям II класса – 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.


Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность являются наличие в организации положения о начислении надбавки за классность водителям, а также положения о присвоении классности водителям.


При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. При этом ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время – время с 22 часов до 6 часов), вечерним считается время с 18 до 22 часов.


В соответствии с п. 3.7 Федерального соглашения рекомендовано установление выплаты работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее 2/3 тарифной ставки работника исходя из дневной нормальной продолжительности рабочего времени 8 часов. Конкретные размер и порядок выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.


Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы и другое.


Надбавка за классность
Надбавка за классность устанавливается при оплате труда работников из числа водительского состава и некоторых других категорий работников. Надбавка вводится с целью стимулировать повышение квалификации персонала организации, и как следствие, более качественное выполнение работниками своих трудовых обязанностей.


Водителям транспортных средств выплачивается надбавка за классность, которая, как правило, устанавливается за наличие у них 1 или 2 класса квалификации.


Размер надбавки обычно составляет: за 2 класс квалификации – 10% тарифной ставки (должностного оклада); за 1 класс квалификации – 25% тарифной ставки (должностного оклада) работника.


Исходя из положений ст. 135 ТК РФ, размер выплачиваемой в каждой конкретной организации надбавки за классность водителям закрепляется в коллективном договоре, положении об оплате труда или в другом локальном нормативном акте, или в заключенных с работниками индивидуальных трудовых договорах.


Закрепленные в соответствующих локальных актах четкие правила исчисления и выплаты надбавки позволят организации обеспечить принятие их в целях налогообложения по налогу на прибыль.


Как, например, указано в Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, необходимыми условиями выплаты надбавки за классность водителям является наличие Положения о начислении надбавки за классность водителям, а также Положения о присвоении классности водителям.


Во всех случаях при назначении надбавки следует учитывать наличие у работника соответствующего класса квалификации.


За наличие у работника 3 класса квалификации надбавка, как правило, не устанавливается, так как исходя из данного класса работнику устанавливается тарификационный разряд по занимаемой должности (профессии).


При присвоении водителям соответствующего класса квалификации необходимо учитывать положения Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102 (в редакции изменений и дополнений).


Согласно введению в раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт» утвержденного Квалификационного справочника квалификация 3, 2 и 1 класса может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «Д», «Е», трамваем или троллейбусом).


Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации 2 и 1 класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива, против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние 3 года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов 2 класса – 2 года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.


Присвоение водителю соответствующего класса квалификации производится создаваемой в организации квалификационной комиссией исходя из следующих положений:
– 3 класс – при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В» или «С», или только «Д»;
– 2 класс – при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»);
– 1 класс – при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Д» и «Е».


При этом квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее 3 лет в качестве водителя автомобиля 3 класса в данной организации, а квалификация 1 класса – при непрерывном стаже работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля 2 класса в данной организации.


На необходимость учета приведенных факторов при установлении надбавки за классность водителям указывалось, в частности, в письме Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 12 мая 1986 г. № 1755-ЮП.


В состав квалификационной комиссии в соответствии с Общими положениями


Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30) следует включать главного инженера организации (как председателя комиссии), начальника отдела по подготовке кадров, инженера по охране труда, представителя профсоюзной организации и др.


Если водитель автомобиля (трамвая, троллейбуса) 2 и 1 класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, или приведенные выше дополнительные требования, систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация организации по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации. Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя организации.


Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.


Сумма выплачиваемой надбавки за классность исчисляется в процентах от тарифной ставки водителя. При этом надбавка, как правило, выплачивается водителям за фактическое время работы в качестве водителя. За время же ремонта транспортного средства надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени управления автотранспортным средством.


Пример 2
Предположим, что водителем организации (тарифная ставка 6000 руб.) отработано за месяц при норме рабочего времени в 184 часа непосредственно на автомобиле 140 часов.


Остальное рабочее время в месяце работник простаивал в связи с поломкой автомобиля, в течение которого он привлекался к работам на самом предприятии с закреплением за ним права на получение тарифной ставки в размере 100%.


Работник имеет квалификацию водителя 1 класса.


Сумма заработной платы работника за месяц составит:
1) тарифная ставка – 6000 руб.;
2) надбавка за классность – 1141 руб. 30 коп. (6000 руб. / 184 (норма рабочего времени за месяц) × 140 часов × 25%).


Всего заработная плата за месяц – 7141 руб. 30 коп. (6000 руб. + 1141 руб. 30 коп.).


Право на получение надбавки за классность в полной мере имеют водители, осуществляющие трудовую деятельность на условиях договора штатного совместительства. При этом в данном случае надбавка выплачивается пропорционально отработанному времени.

Льготы и компенсации, предоставляемые водителям


Водительский состав в соответствии с действующим законодательством имеет право на отдельные льготы и компенсации, связанные с трудовой деятельностью.


Наравне с другими категориями работающих водительский состав имеет право на получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.


Обеспечение производится работодателем с отнесением произведенных расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли.


Непосредственно вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируются Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.


Работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, возмещение обусловленных таким режимом работы расходов осуществляется в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ.


В части дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда в настоящее время организации исходят из итогов проведенной специальной оценки условий труда. При этом согласно принятым с 2014 г. изменениям указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени или опасным условиям труда.


В случае если специальная оценка условий труда (до 2014 г. – аттестация рабочих мест) в организации не проводилась, соответствующие гарантии могут предоставляться согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (в редакции последующих изменений и дополнений). В соответствии с данным документом дополнительные отпуска за условия труда предоставляются:


По разделу XXXIII «Транспорт. Е. Автомобильный транспорт и шоссейные дороги»:
– водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий, в том числе заказных, – 12 рабочих дней;
– водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, – 12 рабочих дней;
– водителю автомобиля, работающему на автомобиле медицинской и санитарной помощи, – 6 рабочих дней;
– водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарных), грузоподъемностью от 3 т и выше – 12 рабочих дней;
– водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 1,5 до 3 т – 6 рабочих дней;
– водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью от 1,5 до 5 т – 6 рабочих дней;
– водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью свыше 5 т – 12 рабочих дней;
– водителю легкового автомобиля-такси при работе в городах республиканского, краевого, областного подчинения и на междугородных трассах – 6 рабочих дней;
– водителю автомобиля, занятому перегоном автомобилей, – 6 рабочих дней.


Дополнительные отпуска предоставляются ежегодно сверх основного отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней.


На дополнительный отпуск за условия труда имеют также право (письмо ЦК Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 28 марта 1997 г. № 01/04-И-151):
1) на станциях (в отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и отделения выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц:
– водители автомобилей – 6 рабочих дней,
– водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации психически больных – 30 рабочих дней,
– водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации инфекционных больных – 12 рабочих дней;
2) в санитарно-профилактических учреждениях:
– водитель автомобиля, одновременно выполняющий обязанности санитара по эвакуации инфекционных больных, – 12 рабочих дней,
– водитель автомобиля, занятый эвакуацией инфекционных больных, – 6 рабочих дней,
– водитель автомобиля, обслуживающий подвижную дезинфекционную установку и непосредственно выполняющий работу по дезинфекции, – 12 рабочих дней.

15.12.2021

Также по этой теме: