Особенности труда иностранных граждан и лиц без гражданства(Продолжение 4)




М. А. Мосейчук


Особенности регулирования труда работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства определяются в соответствии с положениями гл. 50.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», связанным с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», а также положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 115-ФЗ).


Напомним, что в случае нарушения установленных норм и правил привлечения указанных лиц к трудовой деятельности предусмотрены жесткие меры административной ответственности.


Необходимо также учитывать, что законодательно установленные требования и положения в полной мере распространяются не только на работодателей, но и на заказчиков работ (услуг). Если с иностранным гражданином или лицом без гражданства заключается договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), выступающая в качестве заказчика по такому договору сторона также обязана учитывать требования Федерального закона № 115-ФЗ.


Исключения из принятых правил
Как отмечалось в предыдущих номерах журнала, с 2015 г. на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства. Исключение составляют лица из числа высококвалифицированных специалистов.


В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены данными Федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации. Таковы положения ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), ст. 1.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) и ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).


Примерами исключений из общепринятых правил являются случаи привлечения на территории России к труду граждан Китая, Вьетнама и КНДР.


Пунктом «б» ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 г. предусмотрено, что действие Соглашения распространяется, в частности, на граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих на законном основании временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с работодателями – юридическими лицами Российской Федерации.


В соответствии с положениями п. 2 ст. 12 Соглашения вопросы пенсионного страхования граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателями Российской Федерации, регулируются законодательством государства постоянного проживания. Обязательное медицинское страхование указанных работников осуществляется работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.


Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 12 Соглашения и ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ граждане Китайской Народной Республики, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не уплачиваются.


Необходимо учитывать, что упомянутое Соглашение не регулирует вопросы социального страхования (обеспечения) вышеназванных граждан Китайской Народной Республики, следовательно, к ним в этой части применяется законодательство страны пребывания, то есть законодательство Российской Федерации.


Согласно Федеральному закону № 255-ФЗ временно пребывающие иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, с выплат в их пользу уплачиваются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом тариф страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации в отношении выплат в пользу вышеуказанных лиц установлен в размере 1,8%.


Таким образом, на выплаты гражданам Китайской Народной Республики, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1,8%.


В соответствии с п. 2 ст. 12 Соглашения возмещение вреда, причиненного работнику в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, возникшего при исполнении им своих трудовых обязанностей или в прямой связи с ними, осуществляется работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.


С учетом изложенного на выплаты указанным гражданам Китайской Народной Республики начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Схожие положения закреплены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации от 27 октября 2008 г.


В частности, п. 2 ст. 13 Соглашения установлено, что государственное пенсионное страхование работников, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории принимающего государства в соответствии с трудовыми договорами, регулируется законодательством государства их постоянного проживания. Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Социалистической Республики Вьетнам, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым договорам, заключенным ими с российскими организациями, обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование не подлежат.


Согласно п. 1 ст. 18 Соглашения оно вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.


Согласно информации, размещенной на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, Соглашение вступило в силу 26 ноября 2013 г. Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые российской организацией в пользу граждан Социалистической Республики Вьетнам, временно пребывающих на территории Российской Федерации, по трудовым договорам, не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование с 26 ноября 2013 г. (см. также письмо Минтруда России от 29 апреля 2015 г. № 17-3/ООГ-594).


Сертификат на знание русского языка и истории – обязательное условие для работающих на территории России иностранцев
В соответствии с положениями ст. 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ претендующие на осуществление трудовой деятельности на территории России иностранные граждане и лица без гражданства должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.


Соответствие указанным требованиям подтверждается одним из следующих документов:
1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;
3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 г.


От необходимости подтверждения освобождаются следующие категории лиц (п. 6 ст. 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ):
– иностранные граждане – высококвалифицированные специалисты;
– иностранные граждане – журналисты, осуществляющие трудовую деятельность в организациях средств массовой информации, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках;
– иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам и осуществляющие трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ.


В полной мере требования о наличии вышеуказанного сертификата касаются и граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим, и соответственно занятых при условии наличия у них разрешения на работу.


Для получения сертификата иностранный гражданин должен сдать специальный экзамен. Порядок его проведения утвержден приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1154.


Сертификат должен быть представлен лицом в течение 30 дней со дня получения разрешения на работу. В противном случае выданное разрешение на работу подлежит аннулированию. В свою очередь, претендующие на получение патента лица должны сдать экзамен до получения документа, дающего право осуществлять трудовую деятельность на территории России.


Территория действия патента и указанная в нем специальность
В соответствии с положениями п. 16 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдан патент. При этом работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц – в размере от 250 000 до 800 000 руб. и даже вплоть до административного приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток. Если такие нарушения будут допущены в городах Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, возможно привлечение руководства к штрафу от 35 000 до 70 000 руб., а организации – к штрафу в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.


Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Данные вопросы в настоящее время регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.


В частности, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении его в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.


В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.


Для указанных целей в утвержденной форме патента предусмотрена специальная позиция «Профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности)».


При всем этом ограничения по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) действуют только в том случае, если в патенте заполнена вышеуказанная позиция. Если профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) в патенте не указана, то организация вправе принимать иностранного гражданина для работы по любым профессиям (должностям). Исключение составляют только отдельные ограничения, закрепленные в действующем законодательстве. Имеются в виду ограничения допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, которые на 2018 г. установлены
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2017 г. № 1467 «Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».


Трудовые договоры с гражданами государств – членов ЕАЭС – в зоне внимания миграционных органов
В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29 мая 2014 г.) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств – членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств Евразийского экономического союза не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.


Казалось бы, указанные положения законодательства позволяют отказаться от необходимости направлять в миграционные органы информацию о заключении соответствующих договоров, ведь граждане государств – членов ЕАЭС имеют равные права в сфере трудового законодательства с гражданами Российской Федерации.


В частности, такие положения закреплены в ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. «О равных правах граждан».


Вместе с тем, на практике миграционные органы требуют выполнения работодателями положений п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ и в отношении работников из числа граждан государств – членов Евразийского экономического союза.


Напомним, что согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный миграционный орган, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.


Работодателям во избежание штрафных санкций рекомендуется направлять соответствующую информацию о заключении договоров с гражданами государств – членов ЕАЭС в миграционную службу. Напомним, что формы уведомления определены приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.


Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный миграционный орган в бумажной либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.


Временно пребывающие на территории России работники из стран ЕАЭС освобождены от постановки на миграционный учет в течение 30 суток со дня въезда. На это указано в п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС. По истечении указанного периода времени указанные лица обязаны встать на миграционный учет по месту своего временного пребывания. Данные вопросы регламентированы положениями Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также приказа МВД России от 23 ноября 2017 г. № 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки
на учет по месту пребывания».


Напомним, что неуведомление территориального миграционного органа о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в установленный срок влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 руб., а на саму организацию – от 400 000 руб. до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Опять же такие нарушения на территории г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области могут повлечь за собой более высокие штрафы.


Аннулирование трудового договора с иностранцем
Как отмечено выше, работодатели должны уведомлять миграционные органы о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок для уведомления – 3 рабочих дня с даты заключения или прекращения соответствующего договора.


При всем этом согласно части четвертой ст. 61 ТК РФ если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. При этом аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.


Отметим, что аннулирование трудового договора может осуществляться вне зависимости от причины, по которой работник не приступил к работе по заключенному трудовому договору. Правомерность указанных положений ТК РФ подтверждена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1313-О. Как отмечено судом, положения ч. 4 ст. 61 ТК РФ, обеспечивая работодателю возможность оперативно принимать необходимые кадровые решения, а работнику – предоставляя право отказаться от исполнения условий уже заключенного трудового договора без каких-либо негативных последствий и право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наличии установленных законом оснований, направлены на достижение баланса интересов работодателя и работника, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.


Положения Федерального закона № 115-ФЗ указывают на необходимость направлять соответствующее уведомление в случае заключения или расторжения трудового договора. О необходимости уведомлять миграционные органы об аннулировании трудового договора в законе речь не идет. Кроме того, согласно ТК РФ аннулированный трудовой договор считается незаключенным.


Судебная практика на предмет необходимости уведомлять миграционные органы о факте аннулирования трудового договора неоднозначна. В частности, как отмечено в постановлении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2014 г., «последующие действия общества, связанные с аннулированием трудового договора в порядке ст. 61 ТК РФ, в связи с тем что работник не приступил к работе в день, определенный трудовым договором, правового значения для сложившихся правоотношений не имеют и не являются основанием для освобождения от обязанности уведомления территориального органа ФМС России».


Во избежание возможных споров рекомендуется извещать миграционные органы о фактах аннулирования трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим на территории России.


Исполнение государственных или общественных обязанностей иностранными гражданами
В соответствии с положениями ст. 165 ТК РФ сотрудникам организаций предоставляются гарантии и компенсации, как при исполнении государственных или общественных обязанностей, а также при совмещении работы с получением образования.


Что касается «учебных» гарантий, то они предоставляются работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы. С учетом того факта, что государственную аккредитацию могут получить только российские образовательные учреждения, то обучение сотрудников за пределами России оплачиваться работодателем в обязательном порядке не должно.


Если организация сочтет необходимым предоставлять гарантии в случае учебы по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, то оплата соответствующих расходов может быть возложена на работодателя. Таковы положения ст. 173 и 174 ТК РФ. Соответствующие положения должны быть закреплены в коллективном или трудовом договоре.


Во всех остальных обучение иностранного сотрудника в зарубежных образовательных учреждениях будет осуществляться за «его» счет. Для этого необходимо оформлять отпуск без сохранения заработной платы.


В несколько ином порядке решается вопрос с отнесением расходов на оплату обучения иностранных сотрудников в целях налогообложения по налогу на прибыль. Согласно п. 3 ст. 264 НК РФ возможно уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в случае обучения работника по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, а также в рамках профессиональной подготовки и переподготовки работников на основании договора с иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. Таким образом, если работодатель возложит на себя обязанность по оплате обучения мигранта
в зарубежном учебном заведении, такие расходы также относятся на затраты по налогу на прибыль.


Предоставление гарантий в случае исполнения государственных или общественных обязанностей опять же по общим правилам возлагается на работодателя, если только это предусматривается законодательством Российской Федерации. Если сотрудника вызывают на военные сборы иностранное государство, если от него требуется прибыть в судебные органы другой страны, организация вправе отказать в сохранении за работником среднего заработка. Объяснение – законодательство Российской Федерации предусматривает собой предоставление гарантий только в оговоренных нашим законодательством случаях.


Представление «патентщиком» платежных документов, подтверждающих внесение авансовых платежей по НДФЛ
Как уже отмечалось на страницах нашего журнала, с 2015 г. временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства из числа «безвизовых» государств принимаются на работу при наличии у них патента. Данное правило не затрагивает граждан государств – членов ЕАЭС, а также беженцев и получивших убежище на территории России.


При этом патент указанные лица получают самостоятельно в миграционных органах, внося при этом преду смотренный законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации авансовый платеж по НДФЛ. Продление патента производится автоматически с внесением авансового платежа за соответствующий период.


Соответственно, работодатель должен располагать информацией о том, продлил «патентщик» свой патент на очередной период или нет. В случае отсутствия такой информации и истечении срока действия ранее оплаченного периода действия патента, работодатель обязан в силу положений ст. 327.5 ТК РФ отстранить иностранца от работы и уволить по основаниям, определенным ст. 327.6 ТК РФ.


Следует учитывать, что согласно п. 5 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который был уплачен НДФЛ. Таким образом, если очередной авансовый платеж своевременно не внесен, патент считается недействующим, и работодатель вправе отстранить и (или) уволить мигранта.


Согласно той же ст. 327.6 ТК РФ расторжение трудового договора по причине истечения срока действия патента производится по истечении одного месяца со дня окончания патента.


Как представляется, в случае отсутствия данных об оплате патента следует вначале издавать приказ об отстранении от работы, а при получении информации об отсутствии платежа и истечении месячного срока с момента отстранения – приказ о расторжении заключенного договора.


С учетом приведенных положений в трудовом договоре и (или) договоре на выполнение работ (оказание услуг) рекомендуется возлагать на иностранного гражданина обязанность заблаговременно производить внесение очередных авансовых платежей по НДФЛ и уведомлять об этом работодателя (заказчика), а именно представлять квитанции об оплате сумм налога.


Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривает случаи аннулирования выданного патента. К ним, в частности, отнесены: осуществление трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц, непредставление в миграционный орган копии трудового или гражданско-правового договора в течение 2 месяцев с даты выдачи патента. О факте аннулирования патента миграционный орган извещает работодателя в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения, на что указано в п. 28 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ.


Возможность заключения с иностранцем договора на условиях дистанционного труда
Труд иностранных граждан в полной мере может применяться российскими работодателями на условиях дистанционной занятости. И в данном случае если свои обязанности указанные лица будут выполнять за пределами России, работодатели не должны учитывать положения Федерального закона № 115-ФЗ.


Напомним, что дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет». Таковы положения ст. 312.1 ТК РФ.


Таким образом, в условиях дистанционной занятости работника работодатель направляет (доводит) ему соответствующее задание, принимает результаты работ и производит их оплату в виде заработной платы. При этом свои обязанности работник может выполнять дома или в другом месте.


Для оформления такого договора достаточно обменяться электронными документами. Работодатель в силу положений ст. 312.2 ТК РФ в течение 3 календарных дней со дня заключения трудового договора направляет работнику по почте заказным письмом с уведомлением оформленный надлежащим образом экземпляр трудового договора в бумажной форме.


В случае, если обязанности по такого рода договору будут выполняться за пределами территории Российской Федерации, то суммы вознаграждения не будут облагаться НДФЛ. Объясняется это тем, что такого рода доходы классифицируются в соответствии с положениями гл. 23 НК РФ как доходы от источников вне пределов России, а они облагаются налогом, только если речь идет о резиденте Российской Федерации, да и плательщиком налога будет являться сам гражданин (а не налоговый агент, производящий начисление доходов).


Как отмечено в письме Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-04-06/40525, в отношении доходов сотрудников организации в виде заработной платы, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ.


Вопрос со страховыми взносами решается несколько в ином порядке.


В соответствии с положениями п. 5 ст. 420 НК РФ не признаются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.


Из приведенных положений следует, что если трудовые обязанности выполняются за пределами территории России не в обособленных подразделениях российских организаций, суммы заработной платы должны облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке. Исключение могут составлять только выплаты по гражданско-правовым договорам.


«Патентщик» может рассчитывать на возврат отдельных сумм НДФЛ
Самостоятельно уплаченные иностранными гражданами и лицами без гражданства суммы авансовых платежей по НДФЛ (при получении или продлении патента) подлежат уменьшению в счет налога, который в установленном порядке исчисляется из их заработка, начисляемого работодателем.


Так, в соответствии с п. 6 ст. 227.1 НК РФ общая сумма налога с доходов «патентщиков» исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.


С учетом приведенных положений уменьшение исчисленного с заработка НДФЛ возможно на любые, самостоятельно внесенные физическим лицом авансовые платежи «в оплату полученного патента», которые приходятся на соответствующий календарный год (налоговый период) действия патента.


При всем этом согласно п. 7 ст. 227.1 НК РФ в случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.


В ситуации действия патента в течение всего налогового периода особых вопросов вышеприведенные положения не вызывают. Если сумма НДФЛ с заработка составит значение меньшее, чем авансовые платежи по налогу, разница возмещению ни налоговым агентом, ни налоговой инспекцией не подлежит.


Если же срок действия патента не был продлен или был аннулирован по установленным основаниям, то перечисленные иностранным гражданином денежные средства, приходящиеся на период после действия патента, могут быть идентифицированы как излишне уплаченные суммы налога. На это, в частности, указано в письмах Минфина России от 19 мая 2015 г. № 03-04-07/28585, ФНС России от 1 июня 2015 г. № БС-2-11/663.


За возвратом указанной разницы иностранец вправе обратиться в налоговый орган. При этом следует понимать, что указанные суммы могли уже быть зачтены в счет НДФЛ, исчисленного из заработной платы работника.

28.09.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста