Новая справка о сумме заработка для расчета пособий по социальному страхованию




А. Н. Беляев


В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту публикации – Федеральный закон № 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. При этом во всех случаях заработок учитывается именно за двухлетний период времени (с 1 января по 31 декабря), включая время работы (службы, иной деятельности) у других работодателей.


Для того, чтобы полноценно рассчитывать пособия за 2-летний период времени заработок за время работы у других работодателей подтверждается специальной формой справки. До недавнего времени форма данной справки и порядок ее заполнения были определены приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н.


С 2013 г. для расчета пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком  необходимо учитывать не только заработок за 2-летний период времени, но и данные об отдельных периодах времени (в календарных днях), исключаемых при расчете указанных пособий.


Напомним, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за 2-летний период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.


С учетом принятых изменений для полноценного расчета пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, организации должны иметь информацию не только о заработке работника за принятый 2-летний период времени, но еще и о количестве календарных дней, приходящихся на данный период.


Если речь идет о сотруднике, который предыдущие 2 календарных года был занят у одного работодателя, особых сложностей для расчета пособий не возникает. Организация вправе, основываясь только на своих данных, рассчитать сумму пособия.


Пример 1
Предположим, что сотруднице организации с 25 июня 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.


На постоянной основе она занята у данного работодателя с 2008 г.


Расчет пособия по беременности и родам должен быть произведен исходя из заработка  сотрудницы, а также данных об отработке за предыдущие 2 календарных года, а именно за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. С учетом того факта, что сотрудница в данной организации работает уже с 2008 г., для расчета пособия достаточно принять данные организации за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.


Допустим, что за 2011 и 2012 гг. сотруднице был начислен заработок, учитываемый при расчете пособий по социальному страхованию, на сумму 831 600 руб., в том числе за 2012 г. – 486 000 руб., и за 2011 г. – 345 600 руб. Данные суммы заработка не превышают значения предельных баз для начисления страховых взносов (в 2012 г. – 512 000 руб., в 2011 г. – 463 000 руб.), а потому все они должны быть учтены при расчете пособия по беременности и родам.


Также в 2012 и 2011 гг. сотрудница находилась 54 календарных дня на «больничном». Из них 14 календарных дня сотрудница болела сама и 40 календарных дней приходится на период болезни детей. Указанные дни при расчете пособия по беременности и родам должны быть исключены, что предусмотрено ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. При этом данные о количестве дней болезни организация вправе принять из данных своего табельного учета.


Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять для расчета суммы заработка за предыдущие 2 календарных года, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России, – 831 600 руб. (в т. ч. за 2012 г. – 486 000 руб., за 2011 г. – 345 600 руб.);
2) определить количество календарных дней, приходящихся на 2 предыдущих календарных года, которые учитываются при расчете пособия по беременности – 677 календарных дней (366 календарных дней за 2012 г. + 365 календарных дней за 2011 г. – 54 календарных дня);
3) определить средний дневной заработок – 1228 руб. 36 коп. (831 600 руб. / 677 календарных дней);
4) исчислить максимальную величину среднего дневного заработка, которая может быть принята для расчета пособия по беременности и родам – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 730), где 512 000 руб. и 463 000 руб. – предельные величины базы для начисления страховых взносов за 2012 и 2011 г.; 730 календарных дней – количество календарных дней за 2 календарных года, учитываемых при определении максимального значения среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком в соответствии с ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ;
5) принять для расчета пособия средний дневной заработок сотрудницы (п. 3 расчета), не превышающий максимального значения среднего дневного заработка (п. 4 расчета), – 1228 руб. 36 коп.;
6) исчислить сумму пособия по беременности и родам – 171 970 руб. 40 коп. (1228 руб. 36 коп.Ч 140 календарных дней).


Если же сотрудник не все 2 календарных года работал у данного работодателя, или же не работал в расчетном периоде у данного работодателя совсем, для расчета пособия по беременности и родам и (или) пособия по уходу за ребенком могут потребоваться данные от иных работодателей не только о заработке данного лица, но и о количестве календарных дней, исключаемых при исчислении данных пособий. Этому должна способствовать новая форма справки, утвержденная приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н 1.


Данные новой справки
В соответствии с положениями новой редакции п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ организации должны выдавать соответствующим лицам справку о сумме заработка за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ не начислялись.


Таким образом, начиная с 2013 г. справка должна выдаваться не только о сумме заработной платы работника за соответствующий период времени, но и о количестве календарных дней  определенных событий, которые не учитываются при расчете пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Именно в этом и состоят главные изменения формы справки.


Всем ли работникам следует выдавать справку с отражением данных о количестве календарных дней, исключаемых из расчетного периода? Ответ однозначен – всем, в том числе и мужчинам. Они также имеют право на оформление отпуска по ухода за ребенком и получение соответствующего ежемесячного пособия.


Данные о количестве календарных дней в новой справке необходимо указывать не только в целом за соответствующий календарный год, но и с раскрытием каждого события, исключаемого из расчетного 2-летнего периода времени.



О вступлении в силу новой формы справки и о возможности применения ранее выданных (представленных работниками) справок
Приказ Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н опубликован в «Российской газете» № 133 за 21 июня 2013 г., и специальный порядок вступления в силу не предусматривает. В связи с этим его положения должны применяться в общеустановленном порядке – по истечении 10 календарных дней после официального опубликования. Таким образом, указанный приказ вступает в силу со 2 июля 2013 г.


Вместе с этим сотрудники могли требовать расчета и назначения пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и до указанной даты 2 июля 2013 г. Возникает вопрос: вправе ли была организация выдавать (принимать) справки о количестве календарных дней ранее, и являются ли они действительными после принятия приказа Минтруда России № 182н?


В письме от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169 ФСС России указывалось на то, что до утверждения новой формы справки организации в день увольнения работника либо при его обращении за справкой могли выдавать справки, содержащие сведения об исключаемых периодах для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в произвольной форме.


Таким образом, организации вправе были до 2 июля 2013 г. принимать справки о количестве календарных дней по свободной форме. Что касается сведений о заработной плате, то для этого предназначалась справка, форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н.


В отдельных случаях справка в течение 2013 г. выдавалась работодателями по форме проекта данного документа, размещавшегося на сайте Минтруда и ФСС России в начале 2013 г. То есть названным документом подтверждались данные не только о количестве календарных дней, но и о заработке работника. Со ссылкой на вышеприведенное письмо ФСС России от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169 организации вправе настаивать на возможности использования данных таких справок. Однако во избежание возможных споров рекомендуется потребовать от сотрудников представления справки по форме, утвержденной приказом Минтруда России № 182н.


Можно ли применять данные из «свободно выданных» справок при расчете пособий после 2 июля 2013 г.? Нет, так как в силу положений Федерального закона № 255-ФЗ справка выдается по форме, утвержденной уполномоченным органом власти.


Пример 2
Предположим, что с 15 мая 2013 г. сотруднице был предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.


Сотрудница была занята в организации с середины 2012 г. При устройстве на работу ею была представлена справка о сумме заработка за 2011 г. и первую половину 2012 г., выданная по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России № 4н.


При расчете пособия по беременности должны быть приняты заработок сотрудницы за 2011 и 2012 гг. за время работы у предыдущего работодателя (соответственно 345 000 руб. за 2011 г. и 167 700 руб. за 2012 г.), а также заработок за время работы в данной организации за 2012 г. (158 000 руб.).


Сведения о количестве календарных дней, исключаемых при расчете пособия по беременности и родам, организация могла принять:
– за время работы в данной организации (второе полугодие 2012 г.) – по сведениям табельного учета рабочего времени (15 календарных дней сотрудница болела);
– за время работы у предыдущего работодателя (2011 г., первая половина 2012 г.) – на основании справки, выданной предыдущим работодателем по свободной форме или по проекту справки, размещенному на сайте Минтруда России, ФСС России).


Допустим, что за время работы у других работодателей сотрудница болела 25 календарных дней.


Для расчета пособия по беременности и родам следует:
1) определить сумму заработка для расчета пособия за 2011 и 2012 г. (т. е. на который были начислены страховые взносы в ФСС России) – 670 700 руб. (345 000 руб. + 167 700 руб. + 158 000 руб.);
2) определить количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, за 2011 и 2012 гг. – 691 календарный день (366 календарных дней за 2012 г. + 365 календарных дней за 2011 г. – 15 календарных дней болезни за время работы у данного работодателя – 25 календарных дней болезни за время работы у предыдущего работодателя);
3) исчислить величину среднего дневного заработка сотрудницы за 2 предшествующих  календарных года – 970 руб. 62 коп. (670 700 руб. / 691 календарный день);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка, который может быть принят при расчете пособия по беременности и родам – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 730 календарных дней);
5) принять для расчета пособия средний дневной заработок сотрудницы (п. 3 расчета), не превышающий максимальной величины данного заработка (п. 4 расчета) – 970 руб. 62 коп.;
6) рассчитать сумму пособия по беременности и родам – 135 886 руб. 80 коп. (970 руб. 62 коп. Ч 140 календарных дней).


Отпуск по беременности и родам предоставлен с 15 мая по 1 октября 2013 г. включительно. Со 2 октября сотруднице в установленном порядке предоставлен отпуск по уходу за ребенком с назначением ежемесячного пособия.


При расчете пособия по уходу за ребенком сведения о количестве календарных дней за время работы у предыдущего работодателя должны быть подтверждены надлежащим образом, а именно справкой по форме, которая утверждена приказом Минтруда России № 182н.


В данном случае от сотрудницы рекомендуется потребовать предоставления справки за 2011 г. и первую половину 2012 г. по форме, утвержденной приказом Минтруда


России № 182н. Или же она должна быть готова обосновать возможность применения справки, представленной ею ранее.


При расчете пособия по уходу за ребенком необходимо:
1) определить сумму заработка за 2011 и 2012 гг., учитываемого для расчета пособия (т. е. на который были начислены страховые взносы в ФСС России) – 670 700 руб.;
2) определить количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, за 2011 и 2012 гг. – 691 календарный день;
3) исчислить величину среднего дневного заработка сотрудницы за 2 предшествующих календарных года – 970 руб. 62 коп. (670 700 руб. / 691 календарный день);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка, который может быть принят при расчете пособия по беременности и родам – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 730 календарных дней);
5) принять средний дневной заработок сотрудника (п. 3 расчета), не превышающий  максимальной величины данного заработка (п. 4 расчета) – 970 руб. 62 коп.;
6) рассчитать величину среднего месячного заработка работника – 33 732 руб. 45 коп. (970 руб. 62 коп. Ч 30,4);
7) исчислить сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 13 492 руб. 98 коп. (33 732 руб. 45 коп. Ч 40%).


Таким образом, если справка о количестве календарных дней, исключаемых из расчетного периода, потребуется впоследствии, рекомендуется вновь испросить у работников данные справки по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.


Справка выдается в день увольнения сотрудника
Согласно той же ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ работодатели обязаны выдавать справку о сумме заработной платы и о количестве календарных дней в день прекращения работы (службы, иной деятельности).


При невозможности вручить справку непосредственно в день увольнения работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за справкой либо о даче согласия на отправление ее по почте. Такая обязанность закреплена в п. 2 Порядка выдачи справки, утвержденного тем же приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н. Такое же уведомление кадровые сотрудники оформляют в случае невозможности выдачи в день увольнения трудовой книжки.


Начиная с 2013 г. в случае согласия бывшего сотрудника на отправление справки по почте, сам сотрудник должен уведомить об этом организацию в письменном виде. В противном случае организация вправе не высылать справку по почте.


Действующее законодательство не регулирует вопрос о том, в скольких экземплярах справка должна выдаваться. Как представляется, выдача справки в 2, 3 и т. д. экземплярах вполне возможна.


Бывшим работникам справка выдается в течение 3 рабочих дней
Лицам из числа бывших сотрудников справка выдается не позднее 3 рабочих дней со дня подачи ими соответствующего заявления. Как следует из п. 3 Порядка выдачи справки, выдача справки в указанном случае возможна также по письменному заявлению законного представителя указанного лица или доверенного им лица.


Наличие письменного заявления обязательно. Такое заявление может подаваться работником лично или через своего законного представителя (доверенного лица) или по почте.


В общем случае справка должна выдаваться за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой. Конкретный период выбирает сам сотрудник, о чем указывает в письменном заявлении.


Пример 3
Допустим, что за получением справки в 2013 г. обращается бывший работник, который был уволен у данного работодателя 17 сентября 2012 г.


В данном случае справка может быть выдана:
1) за 2 календарных года, предшествующих году обращения за ее получением, а именно за 2011 и 2012 гг.;
2) за текущий год увольнения и 2 календарных года, предшествующих году увольнения, а именно за 2010, 2011 гг., а также за период с 1 января по 17 сентября 2012 г.


Конкретный вариант выбирает сам работник, о чем указывает в своем письменном заявлении.


По требованию работника справка может выдаваться и за некоторые другие периоды времени


Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению данного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом). Замена возможна только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.


Таким образом, в отдельных случаях работники вправе требовать сведения об их заработке и за более отдаленный период работы, а не только за 2 календарных года, предшествующих году увольнения (году обращения за получением пособия). Как представляется, бывшие работодатели должны удовлетворить требования своего бывшего работника о выдаче справок за соответствующий период времени.


Еще в одном случае работодатель обязан выдать справку за четко определенный период времени, а не обязательно за год увольнения плюс 2 календарных года до этого. Данный случай оговорен в п. 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 (в редакции от 1 марта 2011 г. № 120).


В частности, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и 2 предшествующих календарных года было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должны назначаться и выплачиваться ему работодателями по всем местам работы (службы, иной деятельности). В свою очередь, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается работодателем только по одному месту работы по выбору самого сотрудника.


В данных случаях пособия исчисляются только исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у работодателя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие. В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей) не учитывается, и только в порядке исключения при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у работодателя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.


Таким образом, в отдельных случаях работнику может понадобиться справка за четко определенный период времени (допустим, с 1 января по 14 апреля) для того, чтобы ему было исчислено по месту работы пособие по уходу за ребенком.


Пример 4
Допустим, что в организации по основному месту работы (Организация А) занята сотрудница. Она же является внешним совместителем у другого работодателя (Организация Б).


У данного работодателя сотрудница занята с 17 августа 2011 г., по совместительству – с января 2012 г. До этого с начала 2011 г. она была занята у другого работодателя по основному месту работы (Организация В).


За период с 13 июня по 30 октября 2013 г. сотрудницей был представлен на оплату «больничный» по беременности и родам с отметкой о том, что он выдан по основному месту работы.


Для исчисления пособия по новым правилам должен быть принят расчетный период в 2 календарных года, предшествующих 2013 г., а именно 2011 и 2012 гг. Расчет данного пособия по новым правилам должен производиться только исходя из заработка сотрудницы за 2011 и 2012 гг. в Организации А. Заработок за время работы в указанном расчетном периоде в Организации Б и Организации В по новым правилам не может быть учтен.


Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по новым правилам должно быть назначено только у одного работодателя (Организация А или Организация Б) по выбору самой сотрудницы. При этом с другого места работы должна быть представлена справка о том, что данное пособие не назначалось и не выплачивалось. Пособие должно исчисляться исходя из заработка сотрудницы у того работодателя, который назначает данное пособие. Если сотрудница выберет получать пособие в Организации А, то оно должно рассчитываться исходя из ее заработка в данной организации за 2011 и 2012 гг. Заработок в Организации Б за указанный расчетный период принят быть не может.


Так как в Организации А сотрудница занята не все 2 календарных года, то заработок за период с начала 2011 г. по дату поступления на работу в Организацию А также может быть учтен при исчислении пособия по уходу за ребенком. То есть сотрудница вправе представить для расчета пособия справку о сумме заработка из Организации В за период с 1 января по 16 августа 2011 г. включительно.


Тот факт, что справка выдана именно за строго определенный период времени фиксируется в строке «Период работы (службы, иной деятельности), в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» данного документа.


Порядок регистрации справок
Для подтверждения факта выдачи справки работодателям рекомендуется справку о сумме заработка для расчета пособий выдавать в 2 экземплярах или завести специальный журнал (книгу) регистрации выдачи таких справок.


Такие действия целесообразны и для подтверждения показателей выданных справок. Если работник скорректирует данные выданной справки, то к ответственности за представление подложного документа будет привлечен именно он.


Работодателю же необходимо подтверждение того, что справка была оформлена на соответствующую сумму заработка и количество календарных дней.


Выплаты, указываемые в справке
Сведения для заполнения справки принимаются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности соответствующего работодателя.


При этом за периоды с 2010 г. в справке указываются суммы выплат и вознаграждений в пользу работника, на которые была начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Это следует из ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, и в данном случае предельная база для начисления взносов автоматически превышена не будет. То есть за 2013 г. суммы выплат и вознаграждений могут составить не более чем 568 000 руб., за 2012 г. – не более 512 000 руб., за 2011 г. – не более 463 000 руб., за 2010 г. – не более 415 000 руб.


За период до 2010 г. в оформляемых справках должны указываться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в 2010 г. Приводимые в справке суммы за календарные годы, предшествующие 2010 г., не должны превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленную в 2010 г. (а именно не более чем 415 000 руб. за каждый календарный год). Таковы требования ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ).


Организации, применяющие (применявшие) тарифы страховых взносов в ФСС России по тарифу 0%, при заполнении справок указывают суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России согласно Федеральному закону № 212-ФЗ в соответствующем календарном году. Однако в любом случае данные о сумме заработка за каждый календарный год не могут превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленной в этом  календарном году. Такие нормы с 2013 г. закреплены в ч. 2.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Данные о количестве календарных дней
В соответствии с принятыми с 2013 г. изменениями из количества календарных дней, принимаемых для расчета пособия по беременности и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются календарные дни, приходящиеся на:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не начислялись.


Именно сведения о количестве календарных дней, приходящихся на указанные периоды, должны отражаться в справке по новой форме.


Пример 5
Сотруднице организации с 30 января 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам.


С 2013 г. исчисление пособия по беременности и родам должно производиться исходя из  заработка сотрудницы за 2 года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также с учетом количества календарных дней за указанный период без учета  отдельных дней, приходящихся на больничные листки, отпуска по беременности и родам,  отпуска по уходу за ребенком, а также на некоторые другие события.


В нашем случае исчисление пособия по беременности и родам должно производиться исходя из заработка за 2011 и 2012 гг.


Допустим, что в указанные годы сотрудница болела сама и находилась на больничных по уходу за ребенком 70 календарных дней.


Количество календарных дней за 2011 и 2012 гг., которые следует принять для расчета пособия по беременности и родам, составит 661 календарный день (366 календарных дней за 2012 г. + 365 календарных дней за 2011 г. – 70 календарных дней).


При наличии в расчетном периоде високосных лет для определения количества календарных дней необходимо исходить из количества календарных дней по календарю.


Пример 6
Воспользуемся условиями примера 5 и предположим, что за предыдущие 2 календарных года (2011 и 2012 гг.) сотрудница не имела периодов, которые могут согласно новым правилам исключаться при расчете пособия по беременности и родам.


В данном случае при исчислении пособия заработок за 2011 и 2012 гг. необходимо разделить на 731 календарный день (366 дней за 2012 г. и 365 дней за 2011 г.).


Пример 7
Воспользуемся условиями примера 5 и предположим, что в январе и феврале 2011 г. сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком.


В данном случае на основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сотрудница имеет право для расчета пособия заменить 2011 г., в котором она находилась в отпуске по уходу за ребенком, на любой предшествующий календарный год.


Допустим, на основании письменного заявления сотрудницы 2011 г. подлежит замене на 2008 г.


Расчет пособия должен производиться за 2012 и 2008 гг. Допустим, что в указанные годы сотрудница не имела периодов, которые по новым правилам исключаются из расчетного периода при исчислении пособия по беременности и родам.


Для расчета пособия заработок 2012 и 2008 гг. следует разделить на 732 календарных дня (в том числе 366 дней за 2012 г. и 366 дней за 2008 г.).


Из расчетного периода исключаются любые периоды страховых случаев по обязательному  социальному страхованию – как оплачиваемые, так и не оплачиваемые.


В частности, необходимо исключать как периоды временной нетрудоспособности, отраженные в табеле учета рабочего времени с кодом «Б» (временная нетрудоспособность с назначением пособия согласно законодательству), так и с кодом «Т» (временная нетрудоспособность без назначения пособия в случаях, предусмотренных законодательством). Именно такое кодирование предусмотрено формой № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда».


Аналогично в справках следует отражать отпуск по уходу за ребенком любой продолжительности (как до полутора лет, так и до трехлетнего возраста).


При этом согласно принятым Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ изменениям из числа календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, не исключаются дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.


Объясняется такое уточнение тем, что на суммы оплаты указанных дней с 2011 г. начисляются страховые взносы в ФСС России.


По аналогичной причине из расчетного периода не исключаются:
– дни военных сборов;
– дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха;
– дни прохождения беременными женщинами обязательного медицинского наблюдения;
– дни вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или  в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.


На суммы среднего заработка за указанные дни страховые взносы в ФСС России должны начисляться начиная с 2011 г. Такие требования обусловлены изменениями, принятыми с 1 января 2011 г. в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и подтверждены в письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.


Приведенные положения позволяют утверждать, что за 2011 и 2012 гг. из расчетного периода для расчета пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком могут исключаться только календарные дни следующих периодов:
– нетрудоспособности;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком.


Иных периодов для их исключения за 2011 и 2012 гг. не имеется по той причине, что на все суммы среднего заработка с 2011 г. страховые взносы в ФСС России начисляться должны.


Если организация страховые взносы на суммы среднего заработка за вышеуказанные события (выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, донорские дни и т. д.) не начисляла, они должны исчисляться при расчете пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и за 2011 и 2012 гг.


При выдаче в установленном порядке справок за годы, предшествующие 2011 г., в справках следует указывать не только количество календарных дней, приходящихся на периоды страховых случаев по обязательному социальному страхованию, но и следующие события:
1) 4 выходных дня в месяц по уходу за ребенком-инвалидом;
2) «донорские» дни;
3) дни военных сборов;
4) дни прохождения беременными женщинами диспансерного учета;
5) дни вызова к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых.


Согласно правилам, применявшимся до 2011 г., на суммы сохраняемого за работником за периоды указанных событий среднего заработка страховые взносы в ФСС России не начислялись. Соответственно, указанные дни при расчете с 2013 г. пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком исключаться должны.


По мнению отдельных экспертов, в справках можно указывать также календарные дни, когда работник исполнял в установленном порядке функции присяжного заседателя, а также дни дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам». По мнению редакции журнала, до выдачи соответствующих разъяснений уполномоченных органов власти календарные дни указанных событий в справках отражаться не должны. Объясняется это тем, что работодатели только освобождают сотрудников от исполнения трудовых обязанностей за время указанных событий, но суммы среднего заработка не сохраняют. По этой причине вести речь о начислении или неначислении страховых взносов за период указанных событий не приходится. Работникам в указанных случаях соответствующие органы и организации (но не работодатель) выплачивают вознаграждения или иные суммы.


Не должны исключаться из расчетного периода следующие календарные дни, которые соответственно при заполнении справок отражаться не должны:
– отпусков без сохранения заработной платы;
– отгулов и иных событий, когда за сотрудником не сохранялись выплаты по оплате труда и иные суммы, на которые по общим правилам начисляются страховые взносы в ФСС России;
– отсутствия на работе, если на дни такого отсутствия не сохранялись выплаты по оплате труда и иные суммы, на которые по общим правилам начисляются страховые взносы в ФСС России;
– периодов, когда сотрудники не работали по трудовым договорам.


Все указанные периоды отрицательно сказываются на исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком. Объясняется это тем, что учитываемого при расчете пособий заработка не имеется, а на количество календарных лет указанных периодов делить общий заработок будет необходимо.


Данные о заработной плате и количестве календарных дней в отдельных случаях необходимо отражать за некоторые другие календарные годы
По вышерассмотренным общим правилам работодатели обязаны выдавать справки о сумме заработной плате и о количестве календарных дней за текущий год и 2 предшествующих календарных года.


Однако утвержденная приказом Минтруда России № 182н форма справки предусматривает необходимость отражения соответствующих данных и за некоторые другие календарные годы. Речь в данном случае идет о сотруднице (сотруднике), которые в текущем году и (или) в предыдущие 2 календарных года находились в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком.


Объясняется это вышерассмотренной нормой ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которой указанные лица вправе требовать замены первых лет на предшествующие. Такая замена возможна только по письменному заявлению соответствующего лица и только если это приведет к увеличению размера самого пособия.


Именно для реализации вышеприведенных положений новая форма справки предусматривает отражение данных о заработной плате и количестве календарных дней за прошлые годы.


Возникает вопрос: как определять годы для отражения дополнительных данных и производить ли это автоматически или же по требованию сотрудника?


Пример 8
10 июля 2013 г. в организации увольняется сотрудница.


По общим правилам не позднее дня увольнения работодатель должен выдать работнику справку о сумме его заработной платы и о количестве календарных дней за текущий 2013 г. и за 2 предшествующих календарных года (2011 и 2012 гг.).


Предположим, что данное лицо в 2011 г. находилось по декабрь включительно в отпуске по уходу за ребенком.


Согласно новой форме справки сотрудница вправе рассчитывать на отражение в своей справке данных о заработной плате и о количестве календарных дней за любой календарный год, предшествующий 2011 г.


Новая форма справки дополнена соответствующими показателями во исполнение  вышеприведенных положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


В связи с этим только сам работник вправе требовать отражения в справке данных о предыдущих годах, для чего необходимо его письменное волеизъявление. В связи с этим до дня увольнения ему необходимо подать соответствующее заявление к работодателю с просьбой об отражении в справке данных и за некоторые другие календарные годы.


Сам сотрудник должен определить и календарные годы, и данные о заработке, и о количестве календарных дней. Автоматическая замена на предшествующие календарные годы законодательством не предусмотрена.


Количество дополнительно вписываемых в справку календарных лет не ограничено. До выхода соответствующих разъяснений на этот счет рекомендуется предусматривать «паритетную» замену (1 год вместо 1, 2 года вместо 2). Как представляется, количество дополнительных строк не может превысить 2, так как согласно принятым правилам расчет пособий производится именно за такой период времени.


Исходя из сложившейся практики сотрудники, которые в первых 2 календарных годах или в одном из этих календарных лет находились в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, имеют право требовать замены первых 2 лет или любого из этих годов на любые предшествующие календарные годы. Эти годы, на которые меняются первые 2 или один из них, не должны быть обязательно подряд идущими (в частности, 2012 г. может быть заменен на 2010 г., а 2011 г. – на 2008 г.).


Данные о количестве календарных дней подлежат раскрытию
В справке данные о количестве исключаемых из расчетного периода календарных дней должны приводиться не только по каждому из годов (год увольнения и 2 года до этого), но и отдельно по каждому из событий. В частности, если у сотрудницы за какой-либо из годов было 26 больничных листков на 87 календарных дней, то в справке за этот год необходимо не только указать 87 календарных дней, но и раскрыть период каждого «больничного» в формате «с такого-то числа по такое-то число».


Такая информация необходима для того, чтобы не исключить один и тот же период несколько раз, если сотрудник представит за один и тот же календарный год несколько справок от разных работодателей.


С учетом приведенных требований справка может оформляться на 3, 4, 5 и т. д. листах. Раскрывать отдельно следует каждый период больничного листка, отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам и иных событий, исключаемых при расчете пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.


Возникает резонный вопрос: а можно ли исключать календарные дни, если они имеются в справке одного работодателя и отсутствуют в справке другого работодателя? На этот счет действующее законодательство исключений не предусматривает, а потому указанные в справке у любого работодателя календарные дни исключаться при расчете пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком должны. Главное, не исключить какой-либо календарный день из расчетного периода несколько раз. Данную проблему и призвана решить долгожданная справка.


Пример 9
Предположим, что сотруднице организации с 1 августа 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам.


При расчете пособия по беременности и родам необходимо принять заработок за 2 календарных года, предшествующих 2013 г. Имеются в виду 2011 и 2012 гг. При этом заработок можно принять даже за время работы у разных работодателей. В частности, если сотрудница в 2011 и 2012 гг. работала по совместительству, заработок для расчета пособия можно принять у любых работодателей, у которых была занята сотрудница (включая заработок у внешних совместителей).


В любом случае заработок для расчета пособия за каждый из годов (2011 и 2012 гг.) не может превышать величины предельной базы для начисления страховых взносов.


В частности, для расчета пособия по беременности и родам суммарный заработок за 2011 г. можно принять не более 463 000 руб., а за 2012 г. – не более 512 000 руб.


Аналогично от всех работодателей можно принять справки и о количестве календарных дней, исключаемых за 2011–2012 гг. при расчете пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком. Такие данные могут быть подтверждены справкой с соответствующих мест работы по свободной форме.


Допустим, что в течение 2011 и 2012 гг. сотрудница была занята у работодателей А (основное место работы) и Б (внешнее совместительство). С 2013 г. сотрудница занята в организации В (основное место работы).


Соответственно, для расчета пособия по беременности сотрудница вправе предоставить справки о сумме заработка и о количестве исключаемых календарных дней с обоих мест работы – как из организации А, так и из организации Б. Однако соответствующие периоды (в частности, периоды, приходящиеся на «больничные») у обоих работодателей могут (и по большому счету должны) совпадать. А могут и не совпадать.


В случае если за один и тот же календарный год сотрудники предоставят справки с разных мест работы, необходимо соизмерять календарные отрезки исключаемых периодов. В любом случае исключать один и тот же календарный день можно только 1 раз.


Предположим, что в справках от предыдущих работодателей приведены следующие сведения:
1) за время работы в организации А исключению подлежат 54 календарных дня, за время работы в организации Б – аналогично 54 календарных дня. Согласно приведенным в справках периодам указанные 54 дня совпадают, а именно отдельно раскрыты 10 разных событий одной и той же продолжительности.


В данном случае при расчете пособия по беременности и родам за 2011 и 2012 гг. следует исключить 54 календарных дня. Суммировать дни, указанные в справках из организаций А и Б нельзя, так как получится удвоение;
2) за время работы в организации А исключению подлежит 54 календарных дня, а за время работы в организации Б – 36 календарных дней. Разница объясняется тем, что на работу в организацию Б сотрудница была принята с 1 июня 2011 г., чем и объясняются дополнительные периоды для исключения за время работы в организации А.


В данном случае исключению подлежат как 36 календарных дней совпадающих периодов (за время с 1 июня 2011 г. по 31 декабря 2012 г.), так и 18 календарных дней по справке из организации А за период с 1 января по 31 мая 2011 г. Всего исключается 54 календарных дня;
3) за время работы в организации А исключению подлежат 54 календарных дня, а за время работы в организации Б исключаемых дней не имеется. Такая разница может объясняться как ошибкой при заполнении справки, так и тем фактом, что в организации Б не имелось периодов больничных листков и иных периодов.


В данном случае исключению подлежат 54 календарных дня по справке из организации А. Тот факт, что за время работы в организации Б соответствующие периоды не раскрыты, основанием для разбирательств являться не может.


Каждый из раскрытых в отдельном порядке исключаемых периодов должен быть в справке поименован. Это позволит сотрудникам требовать замены первых 2 лет на предыдущие. Раньше для этого требовались специальные справки о том, что в таком-то календарном году у сотрудника были отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком.


Пример 10
Предположим, что сотруднице организации с 1 августа 2013 г. предоставлен отпуск по беременности и родам.


По общим правилам исчисление пособия по беременности и родам должно производиться за первые 2 календарных года, предшествующих 2013 г., а именно за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.


Данная сотрудница в организации работает с марта 2013 г. При устройстве на работу она предоставила справку о сумме заработной платы за период работы у предыдущего работодателя, оформленную по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России № 4н.


До начала отпуска по беременности и родам от данной сотрудницы необходимо потребовать справку о количестве календарных дней, исключаемых за 2011 и 2012 гг. при расчете пособия по беременности и родам.


Допустим, что в июле 2013 г. сотрудница такую справку представила, и в ней отражен тот факт, что в 2011 г. по ноябрь включительно она находилась в отпуске по уходу за ребенком. На тот факт, что речь именно об этом отпуске, указывает запись в самой справке в разделе 4.


В данном случае сотрудница вправе требовать от последнего работодателя замены 2011 г. на любой предшествующий год. Для этого она должна предусмотреть истребование от  предыдущего работодателя сведений о сумме заработка и о количестве календарных дней, исключаемых из расчетного периода, за избранный календарный год. Допустим, что сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком, а до этого – в отпуске по беременности и родам, с середины 2008 г. В данном случае по требованию сотрудницы предыдущий работодатель должен указать в справке суммы среднего заработка и количество календарных дней за 2008, 2007 или любые другие годы.


Последний работодатель на основании справки сотрудницы, в которой будет отражен тот факт, что по ноябрь 2011 г. приходится отпуск по уходу за ребенком:
1) по письменному заявлению сотрудницы заменяет 2011 г. на любой из указанных в заявлении;
2) принимает из справки данные о сумме заработной платы и о количестве календарных дней, приходящихся на тот календарный год, на который для расчета пособия по беременности и родам заменен 2011 г.


Что означает копия справки, заверенная в установленном порядке
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник должен представить листок нетрудоспособности, выданный по установленной форме и по принятым правилам, а также справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.


В связи с этим важна норма ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которой вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.


При этом заверять копию справки работодатели вправе сами. Такую возможность им  предоставляет Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 4 августа 1983 г. № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Данный документ применим и в настоящее время.


Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью организации. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данной организации.


Непосредственно порядок заверения копий регулируется постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации». Согласно п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы,  фамилия); дата заверения. Согласно приведенному стандарту допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации.


С учетом приведенных положений оригинал справки работника рекомендуется изымать. Справки складируются в отдельной папке, с них снимаются копии, заверяются подписям и уполномоченных должностных лиц организации и печатями данных организаций. Заверенные копии справок прилагаются к больничным листкам и (или) к расчетам (перерасчетам) пособий.


Оригинал справки, изъятый у работника, следует отдать ему при увольнении.


В случае если работник требует справку при увольнении (например, при невозможности получить новый экземпляр у работодателя по причине его ликвидации и т. п.), рекомендуется оригинал справки заверить нотариально.


Ответственность работодателя за достоверность сведений
Согласно ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых для назначения, исчисления и выплаты пособий по социальному страхованию.


В случае если представление недостоверных сведений повлечет за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица должны будут возместить ФСС России причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Как представляется, претензии со стороны ФСС России могут быть предъявлены как должностным лицам организации, подписавшим справку и (или) ответственным за оформление справки, так и к самой организации. В частности, могут быть не приняты к зачету при расчете с ФСС России суммы излишне выплаченных в связи с неправильным формированием данных справок пособий.


Если работник представит подложный документ, сумма излишне выплаченного в связи с этим пособия будет взыскана с этого лица из сумм причитающихся к выплате пособий или даже сумм заработка. Это следует из ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ.


В случае если представленная работником справка не внушает доверия (в трудовой книжке нет сведений о занятости работника у данного работодателя, нечеткая печать и т. п.), организация вправе направить запрос в ФСС России с просьбой подтвердить сведения о страхователе, выдавшем указанную справку. Форма такого запроса и порядок его формирования определены приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 20н.


Что еще необходимо учесть при оформлении справки
Справка заполняется от руки черными или синими чернилами (шариковой ручкой) или с использованием технических средств (компьютера или пишущей машинки). Подчистки и исправления не допускаются. При наличии нарушений справку рекомендуется не принимать.


При оформлении справки рекомендуется предусматривать в правом верхнем углу данные о том, что указанная справка оформляется по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 182н. На практике сотрудники ФСС России иногда придираются к тому, что без наличия такого реквизита документ нельзя считать оформленным по установленным требованиям.


В строке 1 «Данные о страхователе» необходимо указывать полное наименование организации (обособленного подразделения организации), выдавшей справку. Для этого следует воспользоваться данными учредительных документов.


В строке «СНИЛС» проставляется страховой номер индивидуального лицевого счета работника в рамках обязательного пенсионного страхования (номер карточки пенсионного страхования).


Отдельные вопросы вызывает примечание 5. Получается, что руководитель организации (иное уполномоченное лицо) обязан не только расписаться на документе, но и проставить наименование должности, которую данное лицо занимает.


Оформленная справка удостоверяется печатью организации (круглой). При этом печать проставляется в отведенном месте (реквизит «Место печати страхователя») в нижнем левом углу документа. Подпись не должна закрываться печатью.


Действия работодателя в случае, если работник не может представить справку о сумме заработной платы


В случае если работник не может представить справку (справки) о сумме заработка и (или) о количестве календарных дней, исключаемых при расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком, в связи с прекращением деятельности предыдущим работодателем либо по иным причинам, назначающий пособие работодатель обязан:
1) обеспечить в установленные сроки исчисление, назначение и выплату пособия на основании имеющихся у него сведений и документов (в том числе с применением нормы об исчислении пособия от заработка на уровне не ниже минимального размера оплаты труда);
2) истребовать у работника заявление об уточнении заработка за соответствующие календарные годы;
3) на основании полученного от работника заявления (п. 2) направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях работника у соответствующего работодателя (у соответствующих работодателей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
4) при получении от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений о величине заработка за расчетный период произвести перерасчет ранее назначенного пособия и рассчитать сумму доплаты пособия.


Формы заявления, запроса и ответа из Пенсионного фонда РФ утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 21н.


В организации должна быть заведена книга (журнал) учета регистрации заявлений застрахованных лиц о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях.


К сожалению, в силу положений Федерального закона Пенсионный фонд не обязан сообщать организациям сведения о количестве календарных дней, исключаемых за тот или иной период времени при расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. При всем этом следует признать, что соответствующие данные у Пенсионного фонда в большинстве случаев имеются.


Следовательно, данные о количестве календарных дней соответствующих событий в отдельных случаях работники подтвердить не смогут. И тогда размер пособия окажется заниженным, так как те или иные события из расчетного периода не будут исключены.


Сотрудники бухгалтерии организаций могут порекомендовать работникам в течение 3 лет с момента назначения пособия документально подтвердить наличие соответствующих событий. Именно такой период времени законодательно оговорен для возможности перерасчета ранее назначенного пособия.

19.09.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста