От исполнительного производства до электронных «больничных» – изменения продиктованы новым законодательством




А. Н. Беляев


В последнее время принят целый ряд изменений, которые имеют практическое значение для работы сотрудников бухгалтерии.


Новый состав исполнительных документов
Федеральным законом от 28 мая 2017 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен новый состав исполнительных документов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».


Согласно новой редакции ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Соответствующие изменения вступили в силу с 9 июня 2017 г.


Таким образом, отныне основанием для взыскания алиментов и осуществления удержаний по иным исполнительным документам являются:
– оригинал исполнительного документа, полученного от взыскателя;
– копия исполнительного документа, полученного от судебного пристава-исполнителя.


Порядок оформления копий исполнительных документов в системе ФСИН России определен приказом данного органа власти от 10 декабря 2010 г. № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».


Согласно п. 3.1.7.19 Инструкции для подтверждения верности копии (выписки из документа) на последнем листе копии (выписки из документа), на свободном месте под текстом оформляется реквизит «Отметка о заверении копии», включающий: указание о месте нахождения подлинника документа, слово «верно», наименование должности лица, заверившего копию; личную подпись, расшифровку подписи, дату заверения; оттиск печати (при представлении копии или выписки из документа в другую организацию), например:



Именно оформленную в установленном порядке копию исполнительного документа, полученного от пристава-исполнителя, рекомендуется принимать для реализации и осуществления соответствующих удержаний из заработка работников.


Таким образом, отныне предполагается, что оригинал исполнительного документа направляется исключительно взыскателем. В свою очередь, служба судебных приставов свой оригинал документов хранит в делах учреждения, а работодателю направляется заверенная в установленном порядке копия исполнительного документа.


Как и ранее, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи лица в трехдневный срок со дня выплаты обязаны были выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.


В новой редакции изложена ч. 4 ст. 98 Закона об исполнительном производстве.


До недавнего времени при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны были незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.


С 9 июня 2017 г. определены четыре основания для окончания исполнения исполнительного документа:
1) после перечисления денежных средств в полном объеме;
2) при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов;
3) по заявлению взыскателя;
4) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.


Не позднее дня, следующего за днем наступления указанных выше оснований, организации и иные работодатели возвращают:
а) взыскателю – поступивший от него исполнительный документ с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого исполнительный документ находился у этих лиц на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение;
б) судебному приставу-исполнителю – поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.


Уточнены правила трудовой деятельности учащихся
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ТК РФ, определяющие правила трудовой деятельности учащихся.


Отныне лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.


Таким образом, принимающие на работу работодатели должны учитывать возможность негативного влияния факта трудовой деятельности 15-летних подростков на их учебный процесс.


Согласно части третьей ст. 63 ТК РФ с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. Таким образом, в обязательном порядке требуется именно письменное согласие взрослых (до этого – без указания формы согласия).


Согласно принятым изменениям уточнены нормы ежедневной работы (смены) для лиц в возрасте до 18 лет.


С 12 июля 2017 г. продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
а) для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от 14 до 15 лет – 4 часа, в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов;
б) для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часа.


Таким образом, установлена продолжительность ежедневной работы для лиц в возрасте от 14 до 15 лет.


Заметим, что если даже для лиц в возрасте до 18 лет действующее законодательство устанавливает сокращенное рабочее время, это не означает возможности получения ими заработной платы в том размере, в котором ее получают другие работающие лица с более продолжительной нормой рабочего времени. При определении уровня оплаты труда подростков необходимо учитывать их квалификацию и продолжительность выполняемой работы.


Отдельные категории работников могут лишиться обеденного перерыва
Согласно новой редакции части первой ст. 108 ТК РФ правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что перерыв для отдыха и питания может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает 4 часов. Такие изменения закреплены в части первой ст. 108 ТК РФ Федеральным законом от 18 июня 2017 г. № 125-ФЗ.


Напомним, что перерыв для отдыха и питания может составлять не более 2 часов и не менее 30 минут, и в рабочее время он не включается.


Отметим, что соответствующие положения могут найти отражение в правилах внутреннего трудового распорядка при условии соблюдения правил внесения изменений в данный локальный нормативный акт.


Обязательное применение карты «МИР»
В соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.


Со своей стороны работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выплаты заработной платы.


Таким образом, исходя из положений трудового законодательства именно работники выбирают не только форму получения своего заработка – наличная или безналичная, но также банковский счет, на который заработная плата должна быть перечислена в безналичном порядке. Можно предположить, что именно они также выбирают и какую карточную систему использовать при открытии банковского счета для безналичных перечислений заработной платы.


Вместе с этим Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе» установлена обязательность применения национальной платежной системы (в настоящее время предполагается карты систем «МИР» и «Просто») при осуществлении операций со следующими выплатами:
– денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;
– оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;
– государственные стипендии;
– пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;
– ежемесячное пожизненное содержание судей.


Операции с первыми тремя группами выплат в обязательном порядке должны осуществляться начиная с 1 июля 2018 г. Пенсии и ежемесячное содержание судей должны перечисляться с использованием карт национальной платежной системы в обязательном порядке по истечении срока действия действующих платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 г.


Если граждане обращаются в кредитные организации для оформления платежных карт с целью получения вышеуказанных выплат с 1 июля 2017 г., банки должны во всех случаях выпускать именно карты национальной платежной системы.


Таким образом, кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами – физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных систем. Таковы положения ст. 30.5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». При этом установленные нормы не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.


Принятые изменения в некоторой степени противоречат вышеприведенным положениям трудового законодательства. Однако сотрудникам бюджетной сферы, а также получателям стипендий и пенсий необходимо быть готовым к оформлению банковских карт национальных платежных систем.


Вступившие в силу с 1 мая 2017 г. изменения нашли отражение в Указании Банка России от 5 июля 2017 г. № 4449-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Согласно данному документу введен идентифицирующий признак перечислений в пользу физических лиц, указывающих на необходимость использования банковских карт национальных платежных систем.


При оформлении платежных документов в поле «110» необходимо указывать значение «1» при переводе денежных средств физическим лицам в целях осуществления выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных частями 5.5 и 5.6 ст. 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ. В иных случаях значение реквизита не заполняется.


Оговорен также порядок контроля банковскими учреждениями распоряжения, в реквизите «110» которого указан код выплат.


Если в реквизите 110 распоряжения, в том числе на общую сумму с реестром, указан код выплат и денежные средства подлежат зачислению на банковский счет получателя средств – физического лица, банк получателя средств должен проверить наличие к банковскому счету эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом.


При наличии к банковскому счету получателя средств – физического лица эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, или при отсутствии к такому банковскому счету любой эмитированной платежной карты банк получателя средств зачисляет сумму выплаты на указанный в распоряжении банковский счет.


При отсутствии эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, к банковскому счету получателя средств – физического лица, предусматривающему осуществление операций с использованием платежной карты, банк получателя средств должен отразить сумму выплаты на счете по учету сумм невыясненного назначения. В этом случае не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения с кодом выплат «1», банк получателя обязан направить физическому лицу согласованным с ним способом уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней со дня поступления распоряжения явиться за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием национального платежного инструмента.


Если в течение указанных 10 рабочих дней физическое лицо не выполнит приведенные действия, банк получателя средств должен возвратить плательщику соответствующие денежные средства.


Таким образом, в настоящее время установлен и контроль за зачислением сумм денежного довольствия и заработной платы, а также пенсий и стипендий, на банковские карты национальных платежных систем. При этом действующее законодательство не ограничивает право получателей перечислять полученные ими соответствующие суммы на карты других платежных систем (в том числе мировых).


Электронные «больничные»
Положениями Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья и граждан в Российской Федерации» с 1 июля 2017 г. введены электронные больничные листки, позволяющие, по утверждению ФСС России, упростить взаимоотношения с работодателями по оплате пособий по социальному страхованию.


Согласно новой редакции ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в бумажной форме документа или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.


Использование электронных больничных допускается в случае, если медицинская организация и сам работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.


Для назначения и выплаты указанных пособий работник, как и ранее, представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом ФСС России – справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые органами власти документы, подтверждающие страховой стаж.


Форма, порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются Минздравом России по согласованию с Минтрудом России и ФСС России. До настоящего времени соответствующие документы не приняты.


Порядок информационного взаимодействия ФСС России, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа в ближайшее время должны быть утверждены Правительством Российской Федерации.


Для работы с электронными больничными организациям открывается личный кабинет на ресурсах ФСС России (cabinets.fss.ru).


Функции личного кабинета:
– получение данных электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН), закрытого в медицинской организации;
– просмотр электронных листков нетрудоспособности, вывод на печать;
– ввод сведений страхователя в существующие электронные больничные листки нетрудоспособности, в том числе с количеством периодов нетрудоспособности более 3 дней;
– экспорт данных электронного листка нетрудоспособности в xml-файл с возможностью последующей загрузки этого файла в программное обеспечение страхователя для создания и подписания реестров для отправки в ФСС;
– поиск и просмотр поданных в ФСС реестров листков нетрудоспособности;
– поиск и просмотр пособий, выплаченных ФСС в рамках прямых выплат. Поиск осуществляется по ФИО, СНИЛС и статусу пособия;
– просмотр журнала обмена данными между страхователем и ФСС, с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xml-файл;
– просмотр и выгрузка в xml-файл (для дальнейшей обработки в ПО страхователя) списка ошибок при проверке реестра и пособий;
– формирование обращений в ФСС (в части прямых выплат) с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса;
– просмотр извещений, сформированных сотрудником ФСС при работе с реестром и пособиями;
– подача заявки на запись на прием в региональное отделение ФСС (по вопросу консультаций в части прямых выплат).


Как отметил ФСС России в информационном сообщении, с июля 2017 г. листки нетрудоспособности в форме электронного документа используются наряду с листками нетрудоспособности, оформленными на бланках (в бумажном виде), и являются их удобной альтернативой. Нововведения позволяют снизить бумажный документооборот и сделать обмен информацией более быстрым и прозрачным.


Для реализации нововведений требуется, чтобы и медицинская организация, и работодатель застрахованного лица (нетрудоспособного) являлись участниками системы информационного взаимодействия, а застрахованное лицо в письменном виде изъявило согласие на формирование электронного листка нетрудоспособности.


Сведения, содержащиеся в электронном «больничном», подписываются квалифицированными электронными подписями медицинского работника и медицинской организации.


Получить информацию о сформированных электронных листках нетрудоспособности работник и работодатель могут в Личных кабинетах, размещенных на сайте ФСС России, доступ к которым обеспечивается при наличии логина и пароля к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (функций).


Как следует из вышеприведенных положений, для включения организации в систему электронных листков нетрудоспособности необходимо ее согласие, а также письменное согласие работников.


По мнению редакции, необходимость подключиться к новой системе особо актуальна при нахождении работодателя в регионах, в которых выплата пособий по социальному страхованию производится через территориальные отделения ФСС России. В данном случае через Личный кабинет подлежат оформлению документы (реестры и др.), необходимые для перечисления средств пособий территориальными отделениями ФСС России на банковские карты работников.


В других регионах использование электронных больничных фактически решает только вопрос о правильности оформления и выдачи листков нетрудоспособности.


Поскольку такой документ будет оформлен в электронном виде и размещен на ресурсах ФСС России, то претензий со стороны проверяющих лиц на предмет недостатков в оформлении и выдаче «больничных» быть не должно. Все остальные возможности электронных «больничных» в большинстве касаются именно организаций, работникам которых пособия перечисляются непосредственно ФСС России.


Следует также отметить, что вопрос с оформлением «больничных» фактически уже решен судебной практикой. В случае если сотрудники ФСС России не могут опровергнуть факт болезни работника или факт наступления другого страхового случая, претензии в отношении правильности выдачи и оформления документов должны предъявляться непосредственно к лечебным учреждениям.


В частности, как отмечено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 307-КГ17-8074, нарушение медицинским учреждением порядка оформления листков нетрудоспособности (включая случаи продления листков нетрудоспособности без решения врачебной комиссии) само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности. В случае если ФСС России не опроверг факт наступления страховых случаев, период нетрудоспособности и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам, его претензии представляются необоснованными.


Расчет заработной платы –не реже двух раз в месяц
В соответствии с положениями части шестой ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. При этом конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.


В данной редакции положения трудового законодательства применяются с 3 октября 2016 г. Изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».


Фактически изменения были обусловлены тем, что до указанной даты привязки к соответствующему месяцу, за который должна быть выплачена заработная плата при установлении сроков ее получения гражданами не было. Так, заработная плата за текущий месяц могла выплачиваться через полтора месяца после его окончания, а аванс – до 30-го числа следующего месяца.


Начиная с 3 октября 2016 г. дата выплаты заработной платы за первую половину месяца должна определяться в период с 16-го по 30-е (31-е) число текущего месяца, а дата выплаты заработной платы за вторую половину месяца – в период с 1-го до 15-го числа следующего месяца. При этом рекомендуется между конкретными датами выплаты заработной платы предусматривать именно 15 календарных дней (16-е и 1-е числа, 17-е и 2-е числа и т. д., 30-е (31-е) и 15-е числа).


За истекшее время с момента принятия рассмотренных изменений уполномоченные органы власти начали обращать внимание на положения второго предложения новой редакции части шестой ст. 136 ТК РФ, согласно которым дата выплаты должна определяться не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который заработная плата начислена. То есть если дат выплаты заработной платы должно быть не менее двух, то и начисляться она должна не реже двух раз в месяц.


Такой подход считается спорным по той причине, что в первом предложении данной части ст. 136 ТК РФ сказано, что заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц. На необходимость начисления заработка два раза в месяц напрямую в ТК РФ не сказано. При всем этом уполномоченные органы власти в лице Минтруда России и Роструда указывают в письмах на необходимость начисления заработной платы работникам организации не менее двух раз в месяц.


При этом в расчет заработка за первую половину месяца должны быть включены выплаты из расчета оклада (должностного оклада, тарифной ставки) и выплат компенсационного характера, связанных с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, за совмещение должностей). Исключение составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в отдельных местностях, которые включаются в расчет заработка по итогам месяца. Соответствующие разъяснения даны в письмах Минтруда России от 18 апреля 2017 г. № 11-4/ООГ-718, от 10 августа 2017 г. № 14-1/В-725.


Должны быть учтены также при расчете заработка за каждую половину месяца надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей). Имеются в виду, в частности, надбавки стимулирующего характера за профессиональное мастерство, за стаж работы и т. п.


Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со ст. 152 и 153 ТК РФ), осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц. Такое мнение Минтруд России высказал письме от 10 августа 2017 г. № 14-1/В-725.


Сроки выплаты премий могут устанавливаться в отдельном порядке коллективным договором и (или) локальным нормативным актом организации (см. письма Минтруда России от 21 сентября 2016 г. № 14-1/В-911, от 23 сентября 2016 г. № 14-1/ООГ-8532 и др.). Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год – в марте следующего года, или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой ст. 136 ТК РФ в новой редакции.


Фактически разъяснения уполномоченных органов власти указывают на невозможность использования в настоящее время авансовой схемы расчетов по оплате труда, в рамках которой за первую половину месяца работникам выплачивается определенная авансовая сумма (как правило, не менее оклада за фактически отработанное с 1-го по 15-е число рабочее время). В дальнейшем при окончательном расчете заработной платы за месяц выплаченная сумма аванса удерживается (засчитывается).


По мнению редакции журнала, возможность использования авансовой схемы расчетов по оплате труда до сих пор преду смотрена действующим законодательством, а позиция Минтруда России представляется спорной.


Во-первых, в первом предложении части шестой ст. 136 ТК РФ указано именно на необходимость выплаты (а не начисления) заработной платы не реже двух раз в месяц. Что касается новой редакции второго предложения, то сказанное в нем можно трактовать в следующем порядке – дата выплаты заработной платы по итогам месяца, за который начисляется заработная плата, должна устанавливаться не позднее 15-го числа следующего месяца, тогда как дата выплаты заработной платы за первую половину месяца определяется в обратно порядке на 15 дней раньше даты выплаты заработка за месяц.


Во-вторых, на возможность выплаты аванса напрямую указано в ст. 137 ТК РФ, согласно которой из заработной платы могут удерживаться суммы для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы.


В-третьих, в рамках положений ст. 423 ТК РФ применению на территории России до сих пор подлежат документы бывшего СССР, устанавливающие возможность выплаты заработной платы за первую половину месяца в виде аванса. К таким документам относится, в частности, постановлением Совмина СССР от 23 мая 1957 г. № 566 «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца».


Изменения в расчетах с подотчетными лицами
Правила использования в расчетах с подотчетными лицами наличности определены указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее по тексту – Порядок).


Недавно в указанный документ внесены изменения (указание Банка России от 19 июня 2017 г. № 4416-У), которые подлежат применению с 19 августа 2017 г.


Согласно новой редакции п. 6.3 Порядка выдача наличных денег под отчет производится согласно распорядительному документу организации либо по письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.


Таким образом, наличие письменного заявления работника для получения подотчетной суммы отныне не обязательно, если другой вариант предусмотрен соответствующими документами организации. Особенно это актуально в случае, когда до завершения текущей командировки и (или) сразу после ее окончания работник направляется в другую поездку и представить необходимое заявление нет возможности. Согласно же принятым изменениям уполномоченные должностные лица вправе давать распоряжение о переводе командированному работнику новой
подотчетной суммы.


Соответственно, утратил силу абзац 3 п. 6.3 Порядка, согласно которому выдача наличных денег под отчет могла производиться при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. В случае невозможности представления авансового отчета (направление в очередную командировку, болезнь и т. д.) организация вправе выдавать работнику новую авансовую сумму. Однако рекомендуется это делать только в исключительных случаях, когда именно по уважительной причине работник не может представить отчет об использовании ранее полученных средств. В противном случае налоговые органы могут счесть такие суммы за сумму полученного работником дохода или же прибегать к исчислению материальной выгоды в связи с классификацией их как беспроцентный займ.

09.03.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста