Правила оплаты работы в ночное время




С. Н. Смирнов


В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Однако размер дополнительной оплаты не должен быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время определен как 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанной за каждый час работы в ночное время.


Необходимо учитывать, что ночным временем в целях применения положений трудового законодательства считается период с 22 до 6 часов.


В расчет при определении конкретных размеров оплаты труда в ночное время должны приниматься как нормативные правовые акты, принятые в период действия ТК РФ, так и документы, изданные до 1 февраля 2002 г. (даты вступления в силу ТК РФ). На это указывают положения ст. 423 ТК РФ. При этом действие сохраняют и нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, определяющие размер дополнительной оплаты труда за работу в ночное время.


И только в том случае, если в отношении отдельных категорий работников действующее законодательство не определяет соответствующий размер доплаты за работу в ночное время, организация вправе исходить из минимальных размеров, установленных Правительством Российской Федерации. Именно данный вопрос и регулируется положениями принятого постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554.


20% часовой тарифной ставки – это минимально гарантированный размер оплаты труда за работу в ночное время. Ниже этого значения ни один из работодателей устанавливать доплату не вправе.


Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и (или) непосредственно заключенными с работниками трудовыми договорами.


Что касается максимальных значений доплат, то действующее законодательство их не оговаривает. Однако при их определении работодателям необходимо исходить прежде всего из положений соответствующих нормативных правовых актов (включая ведомственные).


Сумма дополнительной выплаты за работу в ночное время определяется исходя из определенного в учреждении размера повышения за работу в данных условиях и количества рабочих часов, фактически отработанных в ночное время. Базой для исчисления соответствующих сумм является величина тарифной ставки (оклада, должностного оклада), установленной работнику в соответствии с утвержденным штатным расписанием и (или) заключенным с ним трудовым договором.


Количество фактически отработанных в ночное время рабочих часов за соответствующий период определяется согласно оформленным в установленном порядке табелям учета рабочего времени.


Пример 1
Предположим, что оклад работника установлен в размере 9600 руб. в месяц.


Всего в одном из месяцев работник при норме рабочего времени в 160 часов за месяц фактически отработал 160 часов. В том числе 44 часа отработано в ночное время.


Согласно принятому в учреждении коллективному договору предусмотрена дополнительная оплата труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в соответствующих условиях. При этом повышение оплаты труда производится в виде доплаты к тарифной ставке.


Сумма заработной платы работника за указанный месяц составит 10 524 руб., в том числе:
– из расчета оклада – 9600 руб. (9600 руб./160 час. × 160 час.);
– из расчета доплаты за работу в ночное время – 924 руб. (9600 руб./160 час. × 44 час. × 35%).


Дополнительной оплате подлежат любые часы, отработанные в ночное время, в том числе сверхурочно отработанные, а также часы работы в выходные и нерабочие праздничные дни.


Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что работник всего за месяц отработал 172 часа, в том числе 8 часов – в один из праздничных дней и 4 часа – сверхурочно в один из рабочих дней.


Из 172 часов в ночное время отработано 52 часа, включая приходящиеся на работу в праздничный день и на сверхурочные часы.


Согласно принятому в организации коллективному договору оплата труда в праздничные и выходные дни производится в двойном размере. Сверхурочная работа в соответствии с коллективным договором оплачивается за первые 2 часа в полуторном размере, а за последующие часы – в двойном размере.


Все дополнительные выплаты производятся в порядке доплаты к тарифной ставке.


Сумма заработной платы работника за указанный месяц составит 12 228 руб., в том числе:
– из расчета тарифной ставки – 10 320 руб. (9600 руб./160 час. × 172 час.);
– из расчета доплаты за работу в праздничный день – 480 руб. (9600 руб./160 час. × 8 час. × 100%, где 100% – размер двойной оплаты работы в праздничный день;


одинарный размер уже учтен при исчислении тарифной ставки за фактически отработанное время);


– из расчета доплаты за работу в сверхурочное время – 180 руб. ((9600 руб./160 час. × 2 час. × 50%) + (9600 руб./160 час. × 2 час. × 100%));
– из расчета доплаты за работу в ночное время – 1248 руб. (9600 руб./160 час. × 52 час. × 40%).


При исчислении сумм дополнительной оплаты за работу в ночное время рекомендуется учитывать положения постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 г. № 383/35, которым утверждено Разъяснение «О порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время».


В частности, часовые тарифные ставки для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время исчисляются:
– рабочим, труд которых оплачивается по дневным тарифным ставкам, путем деления дневной ставки на соответствующую продолжительность рабочего дня (в часах), установленную законодательством для данной категории рабочих;
– работникам, труд которых оплачивается по месячным ставкам (окладам), путем деления месячной ставки (оклада) на количество рабочих часов по календарю в данном месяце.


Для работников государственных и муниципальных учреждений приняты несколько иные правила оплаты труда за работу в ночное время. В рамках применяемых с 2008 г. новых условий труда работников таких учреждений расчет повышения оплаты труда за работу в ночное время производится путем деления оклада (должностного оклада) работника учреждения на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, устанавливаемой работнику.


Как отмечалось выше, 20% – это минимальное значение доплаты за работу в ночное время. Соответственно, возникает вопрос: а какие пределы данной выплаты может использовать организация? И являются ли обоснованными расходы на осуществление доплаты за работу в ночное время в размере 50%, 100%, 200% и т. д.


Представляется, что в силу положений п. 1 ст. 252 НК РФ организация при принятии решения о конкретном размере дополнительной выплаты за работу в ночное время должна быть готова как минимум обосновать свое решение. Сделать это можно, в частности, сославшись на положения соответствующих руководящих документов.


Наряду с этим организация вправе придерживаться и несколько иной позиции.


Статья 154 ТК РФ предоставляет работодателю право определять конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу в ночное время. Предельных значений законодательство не предусматривает.


Какого варианта придерживаться – самостоятельный выбор любой из организаций.


В отношении первого из вышеприведенных вариантов необходимо учитывать разъяснения, приведенные в письме Роструда от 28 октября 2009 г. № 3201-6-1. Как отмечено в нем, применение повышенных (более 20%) размеров оплаты труда за работу в ночное время, установленных в свое время актами Совмина СССР и Совмина РСФСР, в настоящее время в полной мере обоснованно и может учитываться при определении конкретных размеров оплаты за работу в ночное время, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.


В частности, соответствующими нормативными актами определены следующие размеры дополнительных выплат за работу в ночное время:
– 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время – рабочим и инженерно-техническим работникам в строительстве (постановление Совмина СССР от 24 января 1985 г. № 87); работникам речного транспорта (постановление Совмина СССР от 25 апреля 1980 г. № 346); рабочим предприятий автомобильного транспорта (распоряжение Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 985-р); работникам жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (постановление Госкомтруда и ВЦСПС от 19 июня 1990 г. № 242/10-9); работникам торговли и общественного питания (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 05.11.1988 № 582/26-3); работникам военизированной, профессиональной пожарной и сторожевой охраны (постановление Госкомтруда и ВЦСПС от 6 августа 1990 г. № 313/14-9);
– 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время – работникам предприятий связи, занятым экспедированием периодической печати (постановление Совмина СССР от 22 августа 1987 г. № 872);
рабочим основных цехов предприятий швейной, обувной и кожевенной промышленности (постановление Совмина СССР от 2 января 1986 г. № 7);
– 75% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время – рабочим, занятым в основных цехах (на участках) производственных объединений и предприятий текстильной промышленности (постановление Совмина СССР от 1 марта 1982 г. № 165); рабочим, служащим и специалистам предприятий хлебопекарной промышленности (постановление Совмина СССР от 23 октября 1986 г. № 1275).


При этом необходимо учитывать, что в настоящее время не применяются положения подп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства», которыми было предусмотрено установление доплат за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену – 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. В настоящее время данные положения не применяются согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. № ГКПИ08-2133.


При определении конкретных размеров выплат за работу в ночное время можно руководствоваться также отраслевыми (тарифными) соглашениями, а бюджетным учреждениям – положениями ведомственных нормативных правовых актов.


С другой стороны, складывающаяся судебная практика указывает на то, что работодатель не может быть связан по рукам и ногам ранее принятыми нормативными правовыми актами. С учетом того факта, что постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 544 определило единый минимальный размер дополнительной оплаты труда за работу в ночное время, принятые до этого документы по указанному вопросу применяться не должны.


В частности, если по отдельной категории работников Совмин СССР установил дополнительную оплату труда за работу в ночное время в размере 35% тарифной ставки (должностного оклада), то в настоящее время работодатель не обязан исходить только из данного значения дополнительной выплаты. В любом случае он вправе ее повысить, закрепив в своих локальных документах. На это, в частности, указывает Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № ГКПИ09-1403.

06.04.2022

Также по этой теме: