Дополнительная оплата труда. Надбавка за классность




Е. П. Никодимова


Надбавка за классность устанавливается при оплате труда работников из числа водительского состава и некоторых других категорий работников. Надбавка вводится с целью стимулировать повышение квалификации персонала учреждения и, как следствие, более качественное выполнение работниками своих трудовых обязанностей.


Водителям транспортных средств выплачивается надбавка за классность, которая, как правило, устанавливается за наличие у них 1 или 2 класса квалификации. Размер надбавки обычно составляет: за 2 класс квалификации – 10% оклада (тарифной ставки), за 1 класс квалификации – 25% оклада (тарифной ставки) работника.


Исходя из положений ст. 135 ТК РФ размер выплачиваемой в каждом конкретном учреждении надбавки за классность водителям закрепляется в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Как представляется, необходимыми условиями выплаты надбавки за классность водителям является наличие в каждой из организаций четко разработанных


Положения о начислении надбавки за классность водителям, а также Положения о присвоении классности водителям.


При разработке соответствующих локальных нормативных актов и осуществлении надбавки за классность водителям необходимо учитывать положения ведомственных нормативных правовых актов.


В системе ФТС России, в частности, подлежат применению Методические рекомендации по организации работы по присвоению классной квалификации водителям автомобилей таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, доведенные письмом от 24 ноября 2009 г. № 01-11/56087. Положения данного документа рекомендуется учитывать и прочим организациям.


Во всех случаях при назначении надбавки следует учитывать наличие у работника соответствующего класса квалификации.


За наличие у работника 3 класса квалификации надбавка, как правило, не устанавливается, так как исходя из данного класса работнику устанавливается тарификационный разряд по занимаемой должности (профессии) или устанавливается оклад.


При присвоении водителям соответствующего класса квалификации необходимо учитывать положения Квалификационного справочника профессий рабочих, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102 (в редакции изменений и дополнений), которым устанавливаются месячные оклады. Они в полной мере применимы и в настоящее время в условиях действия ТК РФ (см. ст. 423 ТК РФ).


Согласно введению в раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт» указанного Квалификационного справочника квалификация 3, 2 и 1 класса может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «Д», «Е», трамваем или троллейбусом).


Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации 2 и 1 класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), содержать закрепленные за ними автомобили в технически исправном состоянии, соблюдать трудовую дисциплину: не иметь за последние 3 года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов 2 класса – 2 года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.


Присвоение водителю соответствующего класса квалификации производится создаваемой в организации квалификационной комиссией исходя из следующих положений:
– 3 класс – при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В» или «С» или только «Д»;
– 2 класс – при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»);
– 1 класс – при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Д» и «Е».


При этом квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее 3 лет в качестве водителя автомобиля 3 класса в данной организации, а квалификация 1 класса – при непрерывном стаже работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля 2 класса в данной организации.


В состав квалификационной комиссии в соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30) следует включать: главного инженера учреждения (как председателя комиссии), начальника отдела по подготовке кадров, инженера по охране труда, представителя профсоюзной организации и др. Применительно к типовым штатам учреждений в настоящее время в качестве председателя комиссии может выступать любой из заместителей руководителя учреждения, в качестве членов комиссии – начальник автотранспортного подразделения, а также специалисты, занимающиеся эксплуатацией автотранспорта.


Вопрос о присвоении классной квалификации рассматривается комиссией учреждения на основании заявления водителя по представлению начальника автотранспортного подразделения. К заявлению могут прилагаться копия трудовой книжки, копия водительского удостоверения, ходатайство начальника автотранспортного подразделения о присвоении классной квалификации.


Как указано в п. 3.10 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту (срок действия продлен на период 2017–2019 гг.) в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза может устанавливаться надбавка за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям 2 класса – 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.


Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность являются наличие в организации:
– Положения о начислении надбавки за классность водителям;
– Положения о присвоении классности водителям.


Если водитель автомобиля (трамвая, троллейбуса) 2 и 1 класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, или приведенные выше дополнительные требования, систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.


К ходатайству руководителя автотранспортного подразделения или иного уполномоченного должностного лица на снижение класса квалификации могут прилагаться:
– копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил охраны труда и т. д.;
– копии документов о нарушении Правил дорожного движения.


Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения по представлению комиссии.


Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от 1 года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.


Сумма выплачиваемой надбавки за классность исчисляется в процентах от оклада (тарифной ставки) водителя. При этом надбавка, как правило, выплачивается водителям за фактическое время работы в качестве водителя. За время же ремонта транспортного средства надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени управления автотранспортным средством.


Пример
Водителем организации (оклад 6000 руб.) отработано за месяц при норме рабочего времени в 184 часа непосредственно на автомобиле 140 часов.


Остальное рабочее время в месяце работник простаивал в связи с поломкой автомобиля. В течение этого времени он привлекался к работам в учреждении с закреплением за ним права на получение тарифной ставки в размере 100%.


Работник имеет квалификацию водителя 1 класса.


Сумма заработной платы работника за месяц составит:
– оклад – 6000 руб.;
– надбавка за классность – 1141 руб. 30 коп. (6000 руб./184 ч (норма рабочего времени за месяц) × 140 ч × 25%)


Всего заработная плата за месяц – 7141 руб. 30 коп. (6000 руб. + 1141 руб. 30 коп.).


Право на получение надбавки за классность в полной мере имеют водители, осуществляющие трудовую деятельность на условиях договора штатного совместительства. В данном случае надбавка выплачивается пропорционально отработанному времени.


Надбавка за классность рекомендуется к введению и таким категориям работников, как парикмахеры (выделяются категории парикмахер-модельер, парикмахер 1 класса, парикмахер 2 класса) и косметологи. Применение указанных дополнительных выплат в союзные времена предусматривалось постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 февраля 1990 г. № 66/3-138 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг)».

04.05.2022

Также по этой теме: