Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №8 год - 2019
А. Н. Беляев
В настоящее время пособия по социальному страхованию исчисляются и назначаются по правилам, определенным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ).
Начисление с мая 2019 года пособий по материнству на карты системы «МИР»
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 419 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. № 1466» на банковские счета клиентов – физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием карты «Мир», в обязательном порядке зачисляются выплаты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:
– выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
– государственные пособия гражданам, имеющим детей, установленные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Под действие Постановления № 419 подпадают следующие виды страхового обеспечения:
1) пособие по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации);
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождении ребенка;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Перечисление указанных выплат после 1 мая 2019 г. производится в обязательном порядке на банковские счета застрахованных лиц, операции по которым осуществляются с использованием карты «Мир».
Вместе с тем, застрахованным гражданам, которым по состоянию на 1 мая 2019 г. осуществляются выплаты страхового обеспечения, в т. ч. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, могут продолжать осуществляться выплаты после 1 мая 2019 г. по реквизитам банковского счета, операции по которому осуществляются с использованием платежных карт, не являющихся картами «Мир», до завершения страхового случая либо истечения срока действия платежной карты, но не позднее 1 июля 2020 г.
Одновременная выплата за одни и те же дни и заработной платы, и пособия по временной нетрудоспособности
В целом ряде случаев возникает вопрос, имеет ли право сотрудник одновременно за один и тот же период времени получать пособие по государственному социальному страхованию и заработную плату или иную выплату.
Первый случай, связанный с двойными выплатами, связан с положениями части второй ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ.
Напомним, что пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору.
В данном случае пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка независимо от страхового стажа работника (часть вторая ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).
Таким образом, если работник уволится с работы и, не устроившись на новое место в течение 30 календарных дней заболеет или получит травму, он вправе потребовать от врача выписки листка нетрудоспособности на предыдущего работодателя.
При всем этом в течение указанного периода времени работник может получать какие-то выплаты от своего предыдущего работодателя. В частности, речь идет о выходном пособии и среднем заработке, выплачиваемом за период трудоустройства.
Как отметил ФСС России в информационном письме «Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (вопрос – ответ)» (далее по тексту – Информационное письмо ФСС России), для получения пособия необходимо просто представить работодателю листок нетрудоспособности (больничный), и при этом законодательство не оговаривает каких-либо исключений для возможности получения пособия в вышерассмотренном случае.
Пример 1
Предположим, что сотрудник организации уволен 17 августа 2019 г. в связи с сокращением численности работников.
При увольнении работник получил компенсацию за неиспользованный отпуск, а также выходное пособие в размере среднего заработка за первый месяц после увольнения. Указанный средний заработок должен быть выплачен за период с 18 августа по 17 сентября 2019 г.
Если работник не трудоустроится на работу, он также вправе рассчитывать на получение среднего заработка на период трудоустройства за второй (с 18 сентября по 17 октября 2019 г.) и третий месяц (с 18 октября по 17 ноября).
Работник болел в период с 24 по 31 августа. При этом на новое место работы он не устроился. «Больничный» лист оформлен на предыдущего работодателя. Пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка работника, исчисленного за два календарных года, предшествующих 2019 г.
В данном случае работник вправе за период с 24 по 31 августа 2019 г. получить выходное пособие, а также пособие по временной нетрудоспособности.
Необходимо отметить, что согласно ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды:
– за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
– за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
– за период заключения под стражу или административного ареста;
– за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
– за период простоя (при этом если временная нетрудоспособность наступила до простоя и продолжается в период простоя, то пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам).
Приведенные случаи не касаются сохранения среднего заработка за период после увольнения работника, т. к. он в данном случае не нуждается в освобождении от работы.
Второй случай двойной выплаты следует из положений ст. 127 ТК РФ, согласно которым по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением. Исключение составляют только случаи увольнения за виновные действия.
Как отмечено в письме Роструда от 24 декабря 2007 г. № 5277-6-1, при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением днем увольнения считается последний день отпуска. Однако все расчеты с работником производятся до ухода работника в отпуск, т. к. по его истечении стороны уже не будут связаны обязательствами.
Так же поступают с трудовой книжкой и другими документами, связанными с работой, которые работодатель обязан предоставить работнику в последний день работы.
Таким образом, в указанном случае работник получает окончательный расчет в последний день работы, а увольняется – последним днем отпуска.
Если работник заболеет в период предоставленного отпуска с последующим увольнением, он имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в общеустановленном порядке. На это также указано в письме Роструда от 24 декабря 2007 г. № 5277-6-1.
Изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым выразил желание прекратить трудовые отношения с работодателем (при увольнении по собственному желанию) или согласился с правомерностью их прекращения (при увольнении по другим основаниям). Поэтому Роструд указывает на то, что с момента начала отпуска работодатель не несет обязательств перед работником, получившим отпуск с последующим увольнением, в части продления ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного частью первой ст. 124 ТК РФ.
При всем этом пособие в рассматриваемом случае выплачивается в зависимости от страхового стажа работника по нормам части первой ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ.
Сокращение рабочего времени для получения одновременно с заработной платой
пособия по уходу за ребенком
В соответствии с частью второй ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
До 2017 г. максимальная продолжительность рабочего времени сотрудника для того, чтобы одновременно получать заработок и пособие, была на 1 час меньше нормы. Такой подход подтверждался многочисленной судебной практикой, согласно которой под неполным рабочим временем следовало понимать любое время, сокращенное хотя бы на 1 час в неделю (см., в частности, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № ВАС-4041/13).
Отмечалось, что Трудовым кодексом не установлено, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня (смены), чтобы указанный режим можно было отнести к режиму неполного рабочего времени.
В 2017 г. судебная практика по данному вопросу была скорректирована. В частности, как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728, в ситуации незначительного сокращения рабочего времени (5 минут в неделю) пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
В другом определении Верховного Суда от 1 декабря 2017 г. № 309-КГ1717691 заявлено, что применение режима сокращенного рабочего времени 7 час. 48 мин. в день (39 час. в неделю) не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
В обоих случаях территориальные отделения ФСС России не зачли произведенные организациями выплаты в виде пособия по уходу за ребенком при расчетах по социальному страхованию, и подтвердили свою правоту в судебных органах.
Со своей стороны Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 г. № 329-О поддержал работодателя, который отказался устанавливать неполное рабочее время на условиях 7 час. 30 мин. в день работнику (мужчине), который в установленном порядке оформил отпуск по уходу за ребенком.
Как отметил ФСС России в письме от 19 января 2018 г. № 02-08-01/17-0413832л, осуществляющий уход за малолетним ребенком родитель в соответствии с ТК РФ имеет право прервать трудовую деятельность на время ухода за ребенком и оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 256 ТК РФ). За период такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет гражданам, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и неработающим гражданам.
Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих родителей это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до полутора лет. То есть ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью.
Вместе с тем, ст. 256 ТК РФ предусмотрено, что во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.
Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения).
При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Поскольку, как указывалось ранее, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, при сохранении за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагается, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.
Необходимо отметить, что максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована. Такое время в соответствии со ст. 93 ТК РФ устанавливается по соглашению сторон трудового договора в каждом конкретном случае. При этом согласно новой редакции части второй указанной статьи ТК РФ (в редакции Федерального закона от 18 июня 2017 г. № 125-ФЗ) по заявлению одного из родителей неполное рабочее время устанавливаться должно на удобный для работника срок в соответствии с его пожеланиями.
В указанном выше письме ФСС России отмечает, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени исчисляется в часах (в расчете на неделю).
Соответственно, при установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть установлено в часах.
Вместе с тем, Фонд указывает на то, что сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.
В настоящее время организациям необходимо учитывать мнение своего территориального органа ФСС России в отношении того, на сколько часов минимум должно сокращаться время сотрудника, занятого на работе на условиях неполного рабочего времени и одновременно находящегося в отпуске по уходу за ребенком, для того, чтобы выплачивать одновременно заработную плату и пособие по уходу за ребенком.
С учетом сложившейся в последнее время практики возможны следующие варианты сокращения рабочего времени:
1) не менее чем на 16 часов при 40-часовой рабочей неделе, что составляет 40% нормативной продолжительности рабочего времени, что позволяет расценивать пособие по уходу за ребенком именно как компенсацию утраченного месячного заработка сотрудника (составляет те же 40% исчисленного по установленным правилам месячного среднего заработка);
2) не менее чем на 5 часов в неделю или не менее чем на 1 час в день (данный вариант основан на том, что время за каждый день сокращаться должно на часы, а не минуты);
3) не менее чем на 10 часов в неделю или не менее чем на 2 часа в день (как отметил ФСС России, сокращение на 1 час или 60 минут не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком).
При всем этом зачастую организации и (или) их сотрудники продолжают получать письменные разъяснения от территориальных органов ФСС России о возможности сокращения рабочего времени хотя бы на 1 час в неделю.
На сегодняшний день рассматриваемый вопрос не урегулирован законодательно.
Бывают случаи, когда имеющие в разных регионах страны обособленные подразделения организации получают различные ответы от своих отделений ФСС России.
Как представляется, до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон № 255-ФЗ и Федеральный закон № 81-ФЗ на рассматриваемый вопрос четкого ответа не будет получено.
Выплата «двойных» пособий
Работник вправе получать одновременно различные пособия по социальному страхованию. Это касается случая, когда находящийся в отпуске по уходу за ребенком работник занят на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Напомним, что согласно части второй ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Сходные положения закреплены в ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и п. 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н).
Необходимо учитывать, что при временной нетрудоспособности работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и работающего на условиях неполного рабочего времени или на дому, «больничный» выдается на общих основаниях. Это отмечено в информационном письме ФСС России, а также в письме ФСС России от 26 декабря 2014 г. № 17-03-14/06-18404.
В соответствии с положениями Федерального закона № 255-ФЗ время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3 лет не отнесено к периодам, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается, и нахождение в указанном отпуске не является основанием для отказа в назначении работнику пособия по временной нетрудоспособности.
Следовательно, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет застрахованное лицо может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию – ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае наступления временной нетрудоспособности в этом периоде, также имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности в этом случае рассчитывается в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
При этом необходимо учитывать, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не только в случае заболевания или травмы, но и при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
Таким образом, если, работая в отпуске по уходу за ребенком, сотрудник заболевает сам или оформляет «больничный» по уходу за больным ребенком (в т.ч. за тем, с которым находится в отпуске по уходу), то одновременно должны выплачиваться ежемесячное пособие по уходу за ребенком и пособие по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).
В полной мере приведенный вывод подтверждается нормами Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
Как указано в п. 40 Порядка, листок нетрудоспособности не выдается по уходу за членом семьи в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому. Из данной нормы следует, что находящийся в отпуске по уходу за ребенком сотрудник вправе рассчитывать на получение от врача в том числе листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.
Находящийся в отпуске по уходу за ребенком сотрудник и одновременно работающий не вправе рассчитывать на получение следующих выплат:
– ежемесячного пособия по уходу за ребенком и среднего заработка за отпуск;
– ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по беременности и родам.
Это следует из п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Как следует из положений указанного пункта, работник не вправе одновременно находиться в разных отпусках.
Определение первых трех календарных дней периода нетрудоспособности, оплачиваемых из средств работодателя
В соответствии с п. 1 части второй ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (в т. ч. в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения) выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности – за счет средств бюджета ФСС России.
В учете оплачиваемые из средств работодателя дни временной нетрудоспособности отражаются за счет следующих источников:
– у государственных (муниципальных) учреждений – за счет средств, выделяемых по видам расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания», 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов», подст. 211 «Заработная плата» КОСГУ;
– у коммерческих или иных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, – с отнесением на расходы, принимаемые в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов (подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
– у иных организаций – за счет источника, определенного сметой на содержание данной организации.
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, а также в случае карантина, осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении и долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, выплачивается за счет средств бюджета ФСС России с первого дня временной нетрудоспособности.
В том случае, если оплате подлежат все дни периода нетрудоспособности, удостоверенные листком нетрудоспособности, особых вопросов с применением вышеприведенных правил не возникает.
Пример 2
Предположим, что работник организации болел с 17 по 31 октября 2019 г.
Пособие по временной нетрудоспособности назначено работодателем за 15 календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности. Из них первые 3 календарных дня оплачиваются из средств организации, остальные 12 календарных дней – из средств ФСС России.
В случае если какой-то период болезни (травмы) работника не подлежит оплате, возникает закономерный вопрос о порядке определения дней нетрудоспособности, подлежащих оплате из средств работодателя. Объясняется данный вопрос тем, что нормы п. 1 части второй ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ можно читать двояко:
1-й вариант – за счет средств страхователя оплачиваются первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности по порядку (а именно 1-й, 2-й и 3-й день периода нетрудоспособности, указанные в больничном листке);
2-й вариант – за счет средств страхователя финансируются первые 3 календарных дня оплачиваемого периода нетрудоспособности.
За последние годы территориальные отделения ФСС России на практике стали прибегать ко 2-му варианту. И если организация будет свое мнение базировать на первом варианте, необходимо быть готовым защищать свои интересы в судебных органах.
Рассмотрим на примерах ситуации, когда приведенные выше варианты предусматривают разный порядок определения источников финансирования расходов на оплату пособий.
Пример 3
Предположим, что работник организации находился в отпуске без сохранения заработной платы в период с 1 по 17 октября 2019 г.
Работник заболел 14 октября 2019 г., что подтверждено выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Период болезни – с 14 по 25 октября 2019 г.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период освобождения работника от работы без оплаты. Данная норма в полной мере касается случая нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы.
По условиям данного примера пособие не может быть назначено за период с 14 по 17 октября 2019 г. включительно, когда сотрудник находился в отпуске без оплаты. Пособие должно быть назначено с 18 по 25 октября 2019 г.
Первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности (14, 15 и 16 октября) приходятся на неоплачиваемый период нетрудоспособности.
Согласно первому из вышерассмотренных вариантов никакие дни из средств работодателя оплачиваться не должны, т. к. первые 3 дня приходятся на тот период, который оплате не подлежит.
По мнению большего числа территориальных отделений ФСС России, в данном случае из средств работодателя должны быть профинансированы первые 3 календарных дня оплачиваемого периода нетрудоспособности, а именно 18, 19 и 20 октября 2019 г.
Пример 4
Предположим, что работник организации отработал смену 17 октября 2019 г., после чего вечером обратился в поликлинику в связи с недомоганием. Ему в установленном порядке был выдан листок нетрудоспособности на период с 17 по 25 октября 2019 г.
За время, отработанное в смену 17 октября 2019 г., работнику положена заработная плата согласно принятым в организации правилам. Пособие по временной нетрудоспособности подлежит назначению за период с 18 по 25 октября 2019 г.
Первый календарный день периода временной нетрудоспособности оплате не подлежит, и согласно первому из вышерассмотренных вариантов исключается из количества календарных дней, оплачиваемых из средств работодателя. Тогда из средств работодателя оплачиваются 18 и 19 октября, а остальные календарные дни финансируются из средств бюджета ФСС России.
Однако, по мнению сотрудников ФСС России, из средств работодателя должны быть оплачены 18, 19 и 20 октября 2019 г.
Пример 5
Сотрудница организации находилась на «больничном» в период с 5 по 17 октября 2019 г. Листок нетрудоспособности в установленном порядке закрыт 17 октября 2019 г., и работнице пособие было назначено за 13 календарных дней. Первые 3 календарных дня оплачены из средств работодателя, остальные 10 календарных дней – из средств ФСС России.
Одновременно с этим сотрудницей был получен «больничный» в другом медицинском учреждении за период с 15 по 25 октября 2019 г. Требований о возможности оформления второго листка нетрудоспособности только с того календарного дня, который следует после закрытия первого, действующее законодательство не содержит.
Пособие по временной нетрудоспособности по второму «больничному» может быть назначено только за период с 18 по 25 октября 2019 г. Двойная оплата пособия по обоим листкам за совпадающие календарные дни произведена быть не может.
Согласно первому из приведенных выше вариантов по второму «больничному» календарных дней, подлежащих оплате из средств работодателя, не имеется, т. к. первые 3 дня по данному документу были уже оплачены по первому листку нетрудоспособности. По мнению же сотрудников ФСС России, в любом случае из средств работодателя по второму «больничному» должны быть оплачены 18, 19 и 20 октября.
Пособие по уходу за больным членом семьи за выходные и нерабочие праздничные дни
В том случае, если листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком открыт в рабочий для сотрудницы (сотрудника) день, особых вопросов исчисление пособия не вызывает. Согласно принятым правилам пособие по временной нетрудоспособности назначается за все календарные дни периода нетрудоспособности, включая выходные и нерабочие праздничные дни.
В п. 18 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 Положения особо отмечено, что при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни. Речь идет о Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту – Положение об исчислении пособий).
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды (часть 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ; п. 17 Положения об исчислении пособий):
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
– период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
– период заключения под стражу или административного ареста;
– период проведения судебно-медицинской экспертизы;
– период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя.
Исходя из приведенных выше положений и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком и (или) иным членом семьи должны выплачиваться за все календарные дни периода, указанного в больничном листке. Однако до 1 июля 2011 г. в случае если ребенок или иной член семьи заболевал в выходной или нерабочий праздничный день, которые не являлись рабочими для сотрудника, листок нетрудоспособности выписывался с его первого ближайшего рабочего дня.
Такого рода норма содержалась в п. 42 ранее применявшегося Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. № 514.
С 1 июля 2011 г. применению подлежит новый Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
В п. 41 данного Порядка ограничения по выдаче листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи определены только на время следующих событий:
– ежегодных оплачиваемых отпусков;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
– отпуска без сохранения заработной платы.
Приведенный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
Принятые изменения указывают на то, что в настоящее время больничный лист по уходу за больным ребенком и (или) другим членом семьи может выдаваться начиная с выходного для работника или нерабочего праздничного дня. Соответственно, и оплачиваться указанные дни должны. Тем самым «больничный» по уходу за больным ребенком приравнен к обычному листку нетрудоспособности по травме (заболеванию).
Пример 6
Предположим, что у сотрудника организации ребенок болел с 14 по 21 сентября 2019 г. Ребенок был осмотрен врачом 14 сентября 2019 г. (суббота), и факт заболевания подтвержден.
График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя.
В данном случае работник вправе рассчитывать на получение листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком начиная с 14 сентября 2019 г.
Оплате из средств социального страхования подлежат все 8 календарных дней периода болезни ребенка работника.
Пример 7
Предположим, что сотрудник организации занят на условиях суммированного учета рабочего времени. График работы на очередной месяц доводится до сведения работников не позднее чем за 2 недели.
У данного работника ребенок заболел 20 сентября 2019 г. Ближайший к этому рабочий день сотрудника по его графику работы – 23 сентября.
В данном случае сотрудник вправе требовать оформления и оплаты листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком с 20 сентября 2019 г.
Пособие за время простоя
В соответствии с п. 5 части первой ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается работнику за период простоя.
Соответствующий период оплачивается работнику в установленном ст. 157 ТК РФ порядке, т. е. в определенной доле от средней заработной платы (тарифной ставки, оклада) или не оплачивается совсем (если причиной простоя явилась вина работника).
Как только период простоя окончится, а работник будет продолжать болеть, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в общеустановленном порядке начиная с календарного дня, следующего за днем окончания простоя. При этом опять же возникает вопрос с оплатой первых 3 календарных дней за счет средств работодателя (см. с. 58).
Из приведенного правила имеется одно исключение, определенное частью 7 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам.
Пример 8
Предположим, что в организации в период с 10 по 24 октября 2019 г. имел место простой по вине работодателя (необеспечение производства сырьем и материалами), оплачиваемый по правилам ст. 157 ТК РФ в размере не менее 2/3 средней заработной платы работников.
Допустим, что работник болел в следующий период:
1) с 5 по 20 октября 2019 г. – в данном случае пособие по временной нетрудоспособности назначается в следующем порядке: с 5 по 9 октября по общеустановленным правилам и размерам, с 10 по 24 октября – в общеустановленных размерах, но не более 2/3 средней заработной платы;
2) с 15 по 24 октября 2019 г., – в данном случае пособие по временной нетрудоспособности не назначается совсем, а работнику согласно ст. 157 ТК РФ выплачивается заработная плата в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
3) с 20 по 31 октября 2019 г., – в данном случае за период с 20 по 24 октября работнику выплачивается заработная плата за простой, а за период с 25 по 31 октября – пособие по временной нетрудоспособности, рассчитанное по общеустановленным правилам.
Право внешних совместителей на получение пособия во всех местах работы
В соответствии с положениями части второй ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ, в случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового события занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом пособия исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Федерального закона за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
За время действия новых правил расчета пособий возник спор относительно того, должны ли применяться приведенные нормы только в том случае, если сотрудник работал как на дату наступления страхового случая, так и два полных календарных года расчетного периода у одних и тех же работодателей.
Как отмечено в информационном письме ФСС России, «законом не установлено, что эти два календарных года работы у тех же страхователей должны быть полными».
Пример 9
Допустим, что работник по состоянию на 20 июля 2019 г. занят в организациях А и Б. Болел в период с 20 по 25 июля 2019 г., о чем представлены листки временной нетрудоспособности.
Допустим, что в организации А сотрудник занят с 2014 г., а в организации Б (внешнее совместительство) – с июля 2017 г.
Несмотря на тот факт, что в организации Б работник занят неполные 2 календарных года расчетного периода для исчисления пособия (ими являются 2017 и 2018 гг.), пособие может быть назначено каждым работодателем по обоим местам работы данного сотрудника.
При этом для расчета пособия каждый из работодателей может принять только заработок по данному месту работы. Справки с других мест работы для расчета пособия данные работодатели использовать не вправе.
При всем этом следует учитывать, что если пособие внешнему совместителю рассчитывается по каждому из мест работы, то работодатели не вправе применять положения п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которому если у работника в расчетном периоде не имелось заработка или если средний заработок за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний заработок принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Данная норма закона применяется в отношении работника, а не места работы.
Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9 и предположим, что заработок работника в организации Б за 2017 и 2018 гг. составил 225 600 руб., что меньше, чем значение заработка за указанный период времени из расчета МРОТ (11 280 руб. × 24 мес.= 270 720 руб.).
В данном случае пособие по указанному месту работы должно исчисляться исходя из фактического заработка работника в организации Б.
В частности, величина среднего дневного заработка для расчета пособия по внешнему совместительству составит 309 руб. 04 коп. (225 600 руб./730 дней).
При страховом стаже работника свыше 8 лет величина пособия составит 1854 руб. 24 коп. (309 руб. 04 коп. × 6 календарных дней периода болезни).
Тот факт, что два календарных года работы для расчета пособия в вышеприведенном случае не должны быть обязательно полными, подтверждается п. 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, при этом указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие. В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком – учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
Пример 11
Воспользуемся условиями примера 9 и предположим, что в организации А (основное место работы) работник занят с 15 марта 2017 г.
С 20 июля 2019 г. работник взял отпуск по уходу за ребенком с назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Пособие по уходу за ребенком может быть назначено только по одному из мест работы по выбору самого сотрудника. В случае если пособие будет назначаться в организации А, то для его расчета необходимо принять заработок по данному месту работы за период с 15 марта 2017 г. по 31 декабря 2018 г. Также может быть принят заработок за период работы с 1 января по 14 марта 2017 г. у предыдущих работодателей, подтвержденный соответствующей справкой.
В случае если пособие по уходу за ребенком будет назначаться в организации Б, то для его расчета необходимо будет принять заработок за период работы с июля 2017 г. по 31 декабря 2018 г., а также заработок по другим местам работы за период с 1 января по июль 2017 г.
Если сотрудник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах был занят у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Таковы положения п. 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ.
Пример 12
Воспользуемся условиями примера 9 и предположим, что на 20 июля 2019 г. работник занят в организациях В (основное место работы) и Г (внешнее совместительство).
В расчетном периоде (2017 и 2018 гг.) данный сотрудник был занят в организациях А и Б.
В данном случае пособие по временной нетрудоспособности назначается только по одному из последних мест работы по выбору самого работника. То есть пособие может быть назначено либо организацией В, либо организацией Г.
При расчете пособия необходимо принять заработок по всем местам работы в течение 2017 и 2018 гг. Заработок подтверждается справкой о сумме заработка с обоих мест работы (организации В и Г). Форма справки утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.
Право внешнего совместителя, занятого в текущем году у новых работодателей, на получение пособия только у одного из страхователей
Как отмечалось ранее, правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам лицам из числа внешних совместителей определены частями 2, 2.1 и 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ.
При этом на практике возникает вопрос, если работник на дату начала страхового случая в текущем году занят у одних работодателей, а в предыдущие два года работал у других, вправе ли нынешние работодатели одновременно выплатить пособие.
Пример 13
Предположим, что работник организации болел в период с 10 по 17 октября 2019 г.
Данное лицо на 10 октября занято в ОАО «Стар» (основное место работы) и ЗАО «Пламя» (по совместительству). В 2017 и 2018 гг. он работал у иных работодателей, при этом заработок за указанный период времени, учитываемый при исчислении пособий по новым правилам, составил 565 000 руб.
Допустим, что работник получил у своего лечащего врача два листка нетрудоспособности – по основному месту работы (ОАО «Стар») и по совместительству (ЗАО «Пламя»).
Согласно части 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ пособие может быть выплачено по одному из последних мест работы по выбору самого работника. В данном случае работник представляет справки о сумме заработка одному из работодателей и запрашивает назначение и выплату пособия у данного работодателя.
Возникает закономерный вопрос, а вправе ли работник претендовать на получение пособия по другому месту работы даже и из расчета минимального размера оплаты труда. Кроме того, если работник справки о сумме заработка не представляет обоим работодателям, вправе ли он рассчитывать на получение пособия по обоим местам работы из расчета МРОТ.
Ответ на данный вопрос содержится в письме ФСС России от 8 июля 2011 г. № 14-02-01/15-6179п.
В этом случае работодатель, заключивший трудовой договор с работником в году наступления страхового случая (по условиям приведенного примера – ЗАО «Пламя»), может назначить пособие по временной нетрудоспособности (в т. ч. в размере, исчисленном исходя из минимального размера оплаты труда), только при наличии справки от другого работодателя-страхователя о том, что назначение и выплата пособий им не осуществляются.
Пример 14
Воспользуемся условиями примера 13.
При обращении за получением пособия в ОАО «Стар» работник должен представить справки о сумме заработка для исчисления пособий за 2017 и 2018 гг., а также справку с места другой работы (ЗАО «Пламя») о том, что пособие за период с 10 по 17 октября по данному месту работы не назначалось и не выплачивалось.
При выдаче такой справки бухгалтер организации по совместительству (ЗАО «Пламя») должен понимать, что он не вправе назначать и выплачивать пособие. Период такой болезни отражается в табеле учета рабочего времени в организации с кодом «Т» или «20» (период временной нетрудоспособности без назначения пособия в случаях, предусмотренных законодательством).
Пример 15
Предположим, что работник в течение 2017 и 2018 гг. нигде не работал.
В данном случае пособие по временной нетрудоспособности может быть назначено только из расчета МРОТ в соответствии с частью 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. При этом если за получением пособия работник обратится на работу по совместительству, то пособие должно быть рассчитано из указанной гарантии, скорректированной исходя из занятости работника. Если речь идет о 0,5 ставке, то величина среднего дневного заработка составит 185 руб. 42 коп. (11 280 руб. × × 24 мес./730 × 0,5 ставки, где 11 280 руб. – величина МРОТ; 24 мес. – продолжительность 2-летнего расчетного периода в месяцах; 730 – количество календарных дней расчетного периода; 0,5 ставки – занятость работника в организации на дату начала страхового случая).
Можно предположить, что в данной ситуации работнику более выгодно обратиться за получением пособия по основному месту работы, т. к. установленная частью 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ величина пособия корректировке исходя из занятости сотрудника не подлежит. Величина среднего дневного заработка для расчета пособия в данном случае составит 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730).
ОАО «Стар» должно назначить работнику пособие только при представлении им справки с другого места работы о том, что пособие в период с 10 по 17 октября 2019 г. по данному месту работы не назначалось и не выплачивалось.
Необходимо также учитывать, что в рассматриваемых случаях работник не вправе требовать от своего лечащего врача нескольких листков нетрудоспособности.
Такое ограничение зафиксировано в пп. 4 и 4.1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
Гарантии работникам с неполным рабочим временем
Согласно части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в случае если работник в принятом для расчета пособий расчетном периоде не имел заработка, а также в случае если средний заработок за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок для исчисления пособий принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Однако если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок для расчета пособий определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Приведенными нормами введена своеобразная гарантия – средний заработок для расчета пособий не может быть меньше МРОТ из расчета за полный календарный месяц.
Порядок реализации принятых гарантий раскрыт в пп. 11.1 и 15 Положения об исчислении пособий. В указанных случаях для исчисления пособий средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730. При величине МРОТ с 1 января 2019 г. в 11 280 руб. минимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий составит 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730).
Как отмечено в письме ФСС России от 11 марта 2011 г. № 14-03-18/05-2129, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.
При отсутствии выплат за расчетный период особых сложностей с порядком расчета пособий работникам с неполным рабочим временем не возникает. Если, например, на дату начала страхового случая сотрудник занят на 0,5 ставки и т. д., то гарантированное значение среднего дневного заработка корректируется исходя из его занятости.
Пример 16
Допустим, что в организации на 0,5 ставки занят сотрудник, который не подтвердил своего заработка с места работы у других работодателей за 2017 и 2018 гг. (не работал, не получил справку и т. д.).
Данным сотрудником представлен на оплату больничный лист за период с 18 по 25 апреля 2019 г. Страховой стаж работника на 18 апреля 2019 г. – 2 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия в размере 60% среднего заработка.
Исчисление пособия должно производиться за 2 календарных года, предшествующих 2019 г., а именно за 2017 и 2018 гг. Заработок за указанный период времени работником не подтвержден, в связи с чем для расчета пособия заработок за расчетный период должен быть принят из расчета МРОТ.
Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. ×24 мес./730);
2) скорректировать средний дневной заработок исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 185 руб. 43 коп. (370 руб. 85 коп. × 0,5 ставки);
3) исчислить величину дневного пособия – 111 руб. 26 коп. (185 руб. 43 коп. × 60%);
4) определить сумму пособия – 890 руб. 08 коп. (111 руб. 26 коп. × 8 календарных дней болезни в период с 18 по 25 апреля 2019 г.), в том числе по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 333 руб. 78 коп. (111 руб. 26 коп. × 3 дня);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 556 руб. 30 коп. (111 руб. 26 коп. × 5 дней).
Если сотрудник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, на сумму исчисленного из МРОТ в вышерассмотренном случае пособия начисляется районный коэффициент. На это указано в п. 11.1 Положения № 375.
Пример 17
Воспользуемся условиями примера 16 и предположим, что работник занят в местности, в которой к заработной плате установлена выплата районного коэффициента для непроизводственных отраслей в размере 1,15. Именно данное значение коэффициента применяется для целей исчисления пособий по социальному страхованию.
Сумма пособия составит:
1) средний дневной заработок – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730);
2) величина среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату наступления страхового случая – 185 руб. 43 коп. (370 руб. 85 коп. × 0,5 ставки);
3) величина дневного пособия – 111 руб. 26 коп. (185 руб. 43 коп. × 60%);
4) сумма пособия – 1023 руб. 59 коп. (111 руб. 26 коп. × 8 дней болезни × 1,15), в т. ч. по источникам финансирования:
– за первые 3 календарных дня из средств работодателя – 383 руб. 85 коп. (111 руб. 26 коп. × 3 дня × 1,15);
– за остальные календарные дни из средств ФСС России – 639 руб. 74 коп. (111 руб. 26 коп. × 5 дней × 1,15).
Исчисление пособия работникам с неполным рабочим времени при наличии в расчетном периоде заработка необходимо во всех случаях производить дважды – из заработка и из минимального размера оплаты труда. В дальнейшем для расчета принимается большее значение среднего дневного заработка.
Пример 18
Предположим, что сотруднику организации установлен график неполного рабочего времени (0,5 ставки).
Им представлен на оплату больничный листок в период с 18 по 25 апреля 2019 г.
Страховой стаж работника на 18 апреля 2019 г. – 4 года 3 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка.
Предположим, что заработок работника за расчетный период (2017 и 2018 гг.) составил 265 000 руб., в том числе за 2017 г. – 138 000 руб., за 2018 г. – 127 000 руб.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 363 руб. 01 коп. (265 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 185 руб. 43 коп. (370 руб. 85 коп. × 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) – 363 руб. 01 коп.;
5) определить дневное пособие – 217 руб. 81 коп. (363 руб. 01 коп. × 60%);
6) исчислить сумму пособия – 1742 руб. 48 коп. (217 руб. 81 коп. × 8 дней болезни).
Очень важно «двойной» расчет среднего заработка производить в случае небольшого заработка работника за расчетный период. В случае даже если величина учитываемых выплат составит значение, меньшее чем МРОТ × 24 мес., пособие зачастую все равно необходимо рассчитать от фактического заработка работника.
Пример 19
Воспользуемся условиями примера 18 и предположим, что заработок работника за расчетный период составил 142 000 руб.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 194 руб. 52 коп. (142 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730);
3) скорректировать гарантированное значение среднего дневного заработка исходя из занятости работника на дату начала страхового случая – 185 руб. 43 коп. (370 руб. 85 коп. × 0,5 ставки);
4) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) – 194 руб. 52 коп.;
5) определить дневное пособие – 116 руб. 71 коп. (194 руб. 52 коп. × 60%);
6) исчислить сумму пособия – 933 руб. 68 коп. (116 руб. 71 коп. × 8 дней болезни).
При исчислении к заработной плате районного коэффициента сравнение при наличии в расчетном периоде заработка должно производиться уже на этапе расчета дневного пособия. Объясняется это тем, что значение пособия с учетом районного коэффициента может превысить значение среднего дневного заработка.
Пример 20
Воспользуемся условиями примера 19 и предположим, что к заработной плате работника установлена выплата районного коэффициента в размере 1,20.
Для исчисления пособия необходимо:
1) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 194 руб. 52 коп. (142 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730) и скорректировать данное значение исходя из занятости на дату начала страхового случая – 185 руб. 43 коп. (370 руб. 85 коп. × 0,5 ставки);
3) определить величину дневного пособия исходя из фактического среднего дневного заработка – 116 руб. 71 коп. (194 руб. 52 коп. × 60%);
4) определить величину дневного пособия исходя из гарантированного значения среднего дневного заработка и с начислением на данное значение пособия районного коэффициента – 133 руб. 51 коп. (185 руб. 43 коп. × 60% × 1,20);
5) принять большее значение дневного пособия (пп. 3 и 4) – 133 руб. 51 коп.;
6) исчислить сумму пособия – 1068 руб. 08 коп. (133 руб. 51 коп. × 8 дней болезни).
В любом случае исходя из неполной занятости работника корректируется только значение среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ. Если в расчетном периоде работник был занят на условиях неполного рабочего времени, а на дату начала страхового случая занят на условиях полного рабочего времени, пособие исчисляется в общеустановленном порядке.
Пример 21
Предположим, что на дату начала страхового случая (18 апреля 2019 г.) работник занят на условиях полного рабочего времени.
Для исчисления пособия необходимо:
1) определить средний дневной заработок за расчетный период – 194 руб. 52 коп. (142 000 руб./730);
2) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24 мес./730);
3) принять большее значение среднего дневного заработка (пп. 1 и 3) –370 руб. 85 коп.;
4) определить дневное пособие – 222 руб. 51 коп. (370 руб. 85 коп. × 60%);
5) исчислить сумму пособия – 1780 руб. 08 коп. (222 руб. 51 коп. × 8 дней болезни).
Снижение пособия до МРОТ при соблюдении определенных условий
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
– нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
– неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
– заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии указанных оснований пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (в соответствующих местностях – увеличенного на значение районного коэффициента).
Непосредственно порядок исчисления пособия в указанных случаях определен в п. 22 Положения об исчислении пособий. В случаях если исчисленное пособие по временной нетрудоспособности за период со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превышает минимальный размер оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности.
В первую очередь снижение пособия до МРОТ производится только лишь если у работника не было уважительных причин нарушить режим и (или) не явиться на осмотр в оговоренное время. Как, в частности, отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, из содержания п. 2 части первой ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что неявка работника на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности только лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Полномочия в признании соответствующих причин уважительными законодательно ни за кем не закреплены. Ни врач, ни сам работник не вправе оценивать соответствующие причины и принимать (требовать принятия) решений. Как представляется, работодатель вправе оценивать конкретную ситуацию и принимать решение об уважительности (или наоборот – неуважительности) причин нарушения режима или неявки на осмотр. В этом ему посильную помощь может оказать созданная в организации комиссия по социальному страхованию. В любом случае, для сотрудника бухгалтерии основанием для выплаты пособия в законодательно оговоренном размере (без его снижения до МРОТ) является письменный приказ по организации.
Впрочем, необходимо учитывать, что при проведении проверок ФСС РФ также будет проводить оценку уважительности причин и может не согласиться с решением, принятым в организации. В таком случае свою позицию придется защищать в судебных органах.
В соответствии с положениями части второй ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ при отражении в больничном листке фактов нарушения режима (код «23») или при несвоевременной явке на осмотр (код «24») снижение пособия производится со дня, когда было допущено соответствующее нарушение. Однако, как отмечено в том же постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, Закон не содержит предписания о том, что соответствующее нарушение влечет за собой снижение размера пособия со дня, когда было допущено такое нарушение, на весь период временной нетрудоспособности.
Фактически снижение может производиться только за то посещение (период), когда работник нарушил режим или не явился на осмотр. За все остальные календарные дни периода болезни работник вправе рассчитывать на получение пособия в законодательно оговоренном размере.
Пример 22
Предположим, что работнику организации был выдан листок нетрудоспособности за период с 1 по 11 марта 2019 г. 11 марта 2019 г. работник на осмотр к врачу не прибыл. 12 марта 2019 г. при продлении листка нетрудоспособности врачом была проставлена отметка «24» (несвоевременная явка на прием к врачу) в строке «Отметки о нарушении режима».
В дальнейшем листок нетрудоспособности оформлялся в период с 13 марта по 16 марта и с 17 марта по 20 марта 2019 г. включительно.
Пособие по временной нетрудоспособности работнику по решению организации может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 10 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период;
2) за 11 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
3) за 12 марта – по решению работодателя в обычном размере при наличии у работника уважительных причин не явиться на осмотр к врачу;
4) за период с 13 по 16 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период (в данном случае отметка о нарушении режима не должна сказаться на назначении пособия, т. к. работник в указанный период соответствующих нарушений не допускал);
5) за период с 17 по 20 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период.
К уважительным причинам, по которым работник не мог явиться на осмотр к врачу в оговоренную дату, можно отнести, в частности, необходимость устранения коммунальной аварии, смерть близкого родственника, инвалидность и другое тяжелое состояние здоровья, сочетающиеся с невозможностью получения помощи родственников и т. д.
При всем этом необходимо учитывать, что ФСС России вправе самостоятельно оценивать выявленные организацией причины неявки на осмотр и (или) нарушения режима. В связи с этим мнение проверяющих Фонда может быть другим, а потому организация должна быть готова к защите своих интересов и интересов работника в судебных органах. По этой причине многие работодатели не считают нужным спорить, прибегая к автоматическому снижению пособия на основании представленного работником листка нетрудоспособности.
Пример 23
Воспользуемся условиями примера 22.
Если организация не готова спорить с проверяющими из ФСС России, пособие по временной нетрудоспособности может быть назначено в следующем порядке:
1) с 1 по 10 марта – в общеустановленном размере исходя из страхового стажа работника и его заработка за расчетный период;
2) за 11 марта – не свыше МРОТ;
3) за 12 марта – пособие не назначается по той причине, что указанный день не нашел отражение в больничном листке;
4) за период с 13 по 16 марта – не свыше МРОТ;
5) за период с 17 по 20 марта – не свыше МРОТ.
Право работодателя требовать возмещения соответствующей разницы от ФСС России при выплате пособия бывшему военному
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности и (или) пособия по беременности и родам сотрудникам из числа бывших военнослужащих и (или) сотрудников органов внутренних дел должны учитываться следующие моменты:
1) время военной или правоохранительной службы, начиная с 2007 г., отражается в листке нетрудоспособности как «нестраховой период»;
2) разница в суммах пособия, образовавшаяся в связи с включением в страховой стаж времени военной или правоохранительной службы (но только начиная с 2007 г.) в отдельном порядке учитывается организацией в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н «Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
3) исчисленная в связи с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы разница в суммах пособия в части, оплачиваемой ФСС России, отражается в отдельных графах ежеквартального Расчета по страховым взносам (графа 4 «в том числе за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» приложения 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к разделу 1»);
4) исчисленная в связи с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы разница в суммах пособия в части, оплачиваемой работодателем (за первые 3 календарных дня периода нетрудоспособности) может быть истребована организациями к возмещению через территориальные отделения ФСС России;
5) сумма денежного довольствия за 2 календарных года, предшествующих году наступления периода нетрудоспособности, при исчислении пособия не учитывается, а в случае отсутствия иных выплат и (или) их недостаточности, пособия рассчитываются в соответствии с частью 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.
Необходимость отдельного отражения периода военной или правоохранительной службы предусмотрена также формой бланка листка нетрудоспособности. Для этого предназначена строка «в т. ч. нестраховые периоды».
Как указано в Порядке выдачи листков нетрудоспособности, в строке «в т. ч. нестраховые периоды» в ячейках «__лет», «__ мес.» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей с 1 января 2007 г.»
В общем порядке в страховой стаж включается и время военной службы по призыву (срочной службы). При этом оно включается в страховой стаж для назначения пособий как 1 год службы за 1 год страхового стажа (а не 1 год службы за 2 года стажа, как в некоторых иных случаях).
Пример 24
Предположим, что в организации занят сотрудник, который с весны 2017 по весну 2018 г. проходил военную службу по призыву в течение 1 года. Данный период службы засчитывается в страховой стаж, однако если он приходится за период после 2007 г., то учитывается как «нестраховой период».
Данный сотрудник болел с 8 по 15 августа 2019 г. Общий страховой стаж работника на 8 августа 2019 г. составил 5 лет 4 месяца, в т. ч. время военной службы по призыву – 1 год.
Работая по трудовым договорам, работник заработал в 2017 г. (за исключением денежного довольствия и иных сумм за период службы) 119 500 руб., а в 2018 г. – 155 300 руб.
Сумма пособия за время болезни составит, в т. ч.:
– величина учитываемых при расчете пособия выплат – 274 800 руб. (109 500 руб. + 145 300 руб.);
– величина среднего дневного заработка – 376 руб. 44 коп. (274 800 руб./730);
– величина дневного пособия – 301 руб. 15 коп. (376 руб. 44 коп. × 80%, где 80% – размер пособия при общем страховом стаже свыше 5 лет);
– сумма пособия – 2409 руб. 20 коп. (301 руб. 15 коп. × 8 дней болезни), в т. ч. за первые 3 дня за счет средств работодателя – 903 руб. 45 коп. (301 руб. 15 коп. × 3 дня болезни) и за счет средств ФСС России – 1505 руб. 75 коп. (301 руб. 15 коп. × 5 дней болезни).
В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н работодатель обязан выявить разницу в суммах пособия, оплаченную из средств ФСС России и образовавшуюся в связи с включением в стаж работы времени военной службы.
Для этого следует из общего стажа (5 лет 4 мес.) вычесть период службы, который отражается в больничном листке как «нестраховой период» (4 года 4 мес. = 5 лет 4 мес. – 1 год). Так как оставшийся период страхового стажа указывает на право работника на получение пособия в размере 60%, то разницу необходимо рассчитать и отразить ее в форме 4-ФСС.
Разница пособия в размере 20% за 5 дней болезни составит 349 руб. 03 коп.:
– сумма пособия из средств ФСС России, назначенного работнику, – 1505 руб. 75 коп.;
– сумма пособия, рассчитанная исходя из права сотрудника на получение пособия в размере 60% (4 года 4 месяца), – 1129 руб. 30 коп. (376 руб. 44 коп. × 60% × 5 дней болезни);
– разница в суммах пособия – 376 руб. 45 коп. (1505 руб. 75 коп. – 1129 руб. 30 коп.).
Именно величина в 376 руб. 45 коп. подлежит включению в графу 4 по строке 010 приложения 3 к разделу 1 Расчета по страховым взносам.
Выявление разницы необходимо для определения суммы, которая будет возмещена ФСС России из федерального бюджета в рамках межбюджетных расчетов.
Такая норма закреплена в части 4 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ.
Как указано в данной части, «финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 ст. 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации».
При всем этом обратим внимание, что законодательство не определяет необходимость возмещения дополнительных расходов только в той части пособия, которая оплачивается из средств ФСС России. Право на возмещение образовавшейся в связи с включением в страховой стаж периодов военной и (или) правоохранительной службы разницы имеют в полной мере и работодатели, из средств которых оплачиваются первые 3 календарных дня болезни работника.
Пример 25
Воспользуемся условиями примера 24.
Сумма пособия, подлежащая назначению из средств работодателя за первые 3 календарных дня болезни, составила 903 руб. 45 коп. Данная сумма относится на расходы организации, признаваемые в целях налогообложения прибыли, за счет средств по смете и (или) за счет иного источника финансирования деятельности организации.
В случае необходимости работодатель вправе требовать от ФСС России разницы в сумме пособия, выплаченной по причине включения в страховой стаж периода военной и (или) правоохранительной службы.
Величина соответствующей разницы составит:
– сумма назначенного пособия – 903 руб. 45 коп.;
– сумма пособия, рассчитанная исходя из права сотрудника на получение пособия в размере 60% (4 года 4 месяца), – 677 руб. 59 коп. (376 руб. 44 коп. × 60% × 3 дня
болезни);
– разница в суммах пособия – 225 руб. 86 коп. (903 руб. 45 коп. – 677 руб. 59 коп.).
Выявленная сумма разницы в части пособия, оплачиваемого из средств работодателя, может быть истребована работодателем через территориальное отделение ФСС России. На это, в частности, указывают положения проводимого с 1 июля 2011 г. эксперимента по выплате пособий через территориальные отделения ФСС России. В условиях данного эксперимента работодатели продолжают оплачивать за счет своих средств пособия за первые 3 дня болезни (травмы) работника, и имеют право потребовать к возмещению разницу, выявленную в расчетах пособия в связи с включением в страховой стаж периодов военной и (или) правоохранительной службы. Приказом ФСС России от 24 ноября 2017 г. № 578 утверждена форма заявления о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности (приложение 3 к приказу).
При всем этом нельзя считать, что право на возмещение рассматриваемых разниц имеют только организации, участвующие в проводимом эксперименте. Вышерассмотренные положения части 4 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ указывают на право любого работодателя требовать возмещения сумм через территориальные отделения ФСС России.
Необходимо также понимать, что в случае истребования выявленной в расчетах пособия разницы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль необходимо будет увеличить на фактически полученные от ФСС России суммы.
Продление «больничного» на дни болезни ребенка или другого члена семьи
Как отмечено в письме Роструда от 1 июня 2012 г. № ПГ/4629-6-1, в качестве основания для продления ежегодного оплачиваемого отпуска может рассматриваться в т. ч. болезнь члена семьи. В отдельных случаях ежегодный оплачиваемый отпуск может продлеваться и в случае если работником будет представлен больничный лист по уходу за ребенком или другим членом семьи.
Такого рода разъяснения вытекают из положений ст. 124 ТК РФ, согласно которым ежегодный оплачиваемый отпуск должен продлеваться и в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами организации. А потому если в локальных актах организации указано на необходимость продления отпуска на количество дней болезни ребенка (другого члена семьи), действия в части продления отпуска будут правомерны. При всем этом необходимо учитывать, что по правилам оформления больничных листков такой документ по уходу за больным ребенком (другим членом семьи) за период ежегодного оплачиваемого отпуска сотрудника оформляться не может. На это, в частности, указано в п. 41 Порядка № 624н.
В связи с изложенным оплачивать период болезни за те дни, когда работник первоначально находился в отпуске, нельзя согласно правилам оформления документов, подтверждающих период временной нетрудоспособности. При этом не имеет значения, предусмотрено ли продление отпуска на дни болезни ребенка (другого члена семьи) локальными документами организации или нет. Получается, что продление отпуска на дни болезни ребенка (другого члена семьи) возможно только за счет самого работника.