Особенности исчисления и выплаты пособий по социальному страхованию в 2020 году (Часть 2)




В. Е. Борисов


Расчет и перерасчет пособий исходя из МРОТ
Действующее законодательство содержит несколько случаев исчисления пособий по социальному страхованию из расчета минимального размера оплаты труда.


К ним, в частности, относятся:
1) отсутствие учитываемого заработка за расчетный 2-летний период или его незначительность (менее чем значение, составляющее 24 МРОТ) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
2) случаи, когда имеется основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (неявка на осмотр, нарушение режима, травма получена вследствие алкогольного опьянения и т. д.) (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ);
3) страховой стаж сотрудника, учитываемый для расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, составляет менее 6 календарных месяцев (п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).


Во втором и третьем из приведенных случаев норма закона указывает на то, что назначенные в установленном порядке (в том числе с применением первого из приведенных случаев) пособия не могут превышать значения, определяемого из расчета МРОТ на целый календарный месяц (в соответствующих местностях – с увеличением на значение районного коэффициента).


В таких случаях пособия должны рассчитываться с учетом положений п. 20 Положения о порядке расчета пособий. В частности, размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам. Именно данное значение дневного пособия нельзя превысить, выплачивая в соответствующих случаях пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам.


Следует также учитывать, что значение МРОТ для целей расчета пособий в рассматриваемых случаях определяется не на дату начала страхового случая (как это рассматривалось выше при расчете пособия из государственной гарантии в 24 МРОТ), а принимается равным тому значению, которое применялось в соответствующем календарном месяце периода болезни (иной временной нетрудоспособности) или отпуска по беременности и родам.


Пример 11
Сотрудник организации впервые принят на работу в сентябре 2019 г. С 15 по 20 января 2020 г. данный сотрудник болел, что подтверждается выданным в установленном порядке листком временной нетрудоспособности. На дату наступления страхового случая страховой стаж сотрудника составил менее 6 календарных месяцев, в связи с чем пособие не может быть более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо исходить из заработка сотрудника за 2018 и 2019 гг. Предположим, что величина заработка работника в период с сентября до 31 декабря 2019 г. составила 298 000 руб.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) принять заработок сотрудника для расчета пособия за 2018 и 2019 гг. – 298 000 руб.;
2) определить величину среднего дневного заработка – 408 руб. 22 коп. (298 000 руб./730);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 398 руб. 79 коп. ((12 130 руб. × 24)/730), где 12 130 руб. – сумма МРОТ с 1 января 2020 г.;
4) принять для дальнейших расчетов большее из вышеприведенных (пп. 2 и 3) значение среднего дневного заработка – 408 руб. 22 коп.;
5) определить величину дневного пособия для расчета пособия по временной нетрудоспособности – 244 руб. 93 коп. (408 руб. 22 коп. × 60%);
6) исчислить максимальную величину дневного пособия, которое может быть назначено лицу со страховым стажем менее 6 месяцев – 391 руб. 29 коп. (12 130 руб./31 день, где 12 130 руб. – величина МРОТ с 1 января 2020 г., 31 день – количество календарных дней в январе 2020 г., на который приходится период болезни работника);
7) принять меньшее из приведенных (пп. 5 и 6 расчета) значений дневного пособия – 244 руб. 93 коп.;
8) определить сумму пособия по временной нетрудоспособности – 1469 руб. 58 коп. (244 руб. 93 коп. × 6 календарных дней периода болезни с 15 по 20 января).


Внимание, при расчете максимально возможного к выплате при страховом стаже менее 6 месяцев дневного пособия (п. 6 предыдущего расчета) применять значение размера пособия (в процентах) не следует. Во-первых, норма закона указывает о непревышении в данном случае именно пособия (а не среднего дневного заработка, который умножается на процент пособия). Во-вторых, это не преду смотрено пп. 20 и 21 Положения о порядке расчета пособий.


Если начало страхового случая приходится на период до 1 января 2020 г. и переходит на январь 2020 г., величина МРОТ для рассматриваемых в данной статье расчетов будет разной. Особо это следует учитывать при расчете пособия по беременности и родам, когда в отдельных случаях придется перерассчитать даже сумму ранее назначенного пособия.


Пример 12
Сотруднице организации (принята на работу в сентябре 2019 г.) с 15 ноября 2019 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Отпуск предоставляется по 2 апреля 2020 г. включительно.


Страховой стаж сотрудницы на 15 ноября 2019 г. составил менее 6 месяцев, в связи с чем пособие по беременности и родам могло составлять за каждый календарный день отпуска значение не более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.


Расчет пособия должен быть произведен в следующем порядке:
1) заработок за 2017 и 2018 гг. – отсутствует;
2) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24)/730, где 11 280 руб. – величина МРОТ на дату начала отпуска по беременности и родам, то есть на 15 ноября 2019 г.);
3) величина дневного пособия – 370 руб. 85 коп. (370 руб. 85 коп. × 100%);
4) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудниц со страховым стажем менее 6 календарных месяцев:
– для ноября 2019 г. – 376 руб. 00 коп. (11 280 руб./30 календарных дней месяца);
– для декабря 2019 г. – 363 руб. 87 коп. (11 280 руб./31 календарный день);
– для января и марта 2020 г. – 391 руб. 29 коп. (12 130 руб./31 календарный день);
– для февраля 2020 г. – 418 руб. 28 коп. (12 130 руб./29 дней);
– для апреля 2020 г. – 404 руб. 33 коп. (12 130 руб./30 дней);
5) меньшее из приведенных (пп. 3 и 4 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для ноября 2019 г. – 370 руб. 85 коп.;
– для декабря 2019 г. – 363 руб. 87 коп.;
– для января и марта 2020 г. – 370 руб. 85 коп.;
– для февраля 2020 г. – 370 руб. 85 коп.;
– для апреля 2020 г. – 370 руб. 85 коп.
6) сумма пособия по беременности и родам – 51 702 руб. 65 коп., в том числе:
– за ноябрь 2019 г. – 5933 руб. 60 коп. (370 руб. 85 коп. × 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 30 ноября);
– за декабрь 2019 г. – 11 280 руб. (363 руб. 87 коп. × 31 день);
– за январь и март 2020 г. – по 11 496 руб. 35 коп. (370 руб. 85 коп. × 31 день);
– за февраль 2020 г. – 10 754 руб. 65 коп. (370 руб. 85 коп. × 29 дней);
– за апрель 2020 г. – 741 руб. 70 коп. (370 руб. 85 коп. × 2 дня).


Как видно из приведенного примера, в месяце с 31 календарным днем при страховом стаже менее 6 календарных месяцев минимальная сумма дневного пособия может быть меньше, чем исчисленная из государственной гарантии в 24 МРОТ.


Сравнительный аспект размера пособий на детей
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.


С учетом указанных индексаций суммы пособий в соответствующие периоды составляли:


В 2020 г. индексация пособий произошла с 1 февраля 2020 г. на 3,0%, что определено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 61.


В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента (коэффициента). Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком, – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется.


Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.) составлял: с 1 января 2015 г. – 10 873 руб. 36 коп. (плюс районный коэффициент); с 1 февраля 2016 г. – 11 634 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент); с 1 февраля 2017 г. – 12 262 руб. 76 коп. (плюс районный коэффициент); с 1 февраля 2018 г. – 12 569 руб. 33 коп. (плюс районный коэффициент), с 1 февраля 2019 г. – 13 109 руб. 81 коп. (плюс районный коэффициент). С 1 февраля 2020 г. размер пособия составляет 13 503 руб. 10 коп.


Новая максимальная сумма пособий по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний В 2017 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год. и на плановый период 2018 и 2019 годов») 72 290,4 руб.


Из расчета данной величины максимальная сумма дневного пособия в рамках рассматриваемого вида социального страхования составляла:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 9327 руб. 79 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/31);
– для календарного месяца в 30 календарных дней – 9638 руб. 72 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/30);
– для календарного месяца в 28 календарных дней – 10 327 руб. 20 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/28).


Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принятый порядок индексации пособий уточнен.


Отныне согласно п. 12 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 72 290 руб. 40 коп.


Данная величина подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. При этом коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


С 1 февраля 2020 г. коэффициент индексации составил 1,030 (постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 61).


Применительно к соответствующим годам максимальная величина пособия составляла (составляет, составит):


Напомним также, что исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. Плюс к этому для оплаты пособия необходимо дополнительно наличие акта о несчастном случае (ф. № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.


Данный вывод следует из части второй ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ. Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом нормы законодательства о порядке исчисления пособия (имеются в виду положения Федерального закона № 255-ФЗ) не должны противоречить положениям Федерального закона № 125-ФЗ.


Согласно части первой ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям.


Далее, согласно части второй ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться в ином порядке. А именно при исчислении пособий должна учитываться сумма выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.


Исходя из этого, если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работника, в том числе превышающую предельную базу.


Согласно части 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Как следствие, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.


При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям ограничить все же придется. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы не более соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России.


Специальной справки для целей исчисления пособия по несчастному случаю законодательством не предусмотрено. В связи с этим более чем установленная величина предельной базы для начисления обычных страховых взносов в ФСС России за каждый календарный год из справок принять для расчета «больничного» в связи с несчастным случаев на производстве или профессиональным заболеванием не получится.


Возможность выплаты и заработной платы, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком
В соответствии с частью 2 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.


До 2017 г. максимальная продолжительность рабочего времени сотрудника, одновременно получающего заработок и пособие, составляла на 1 час меньше нормы. Такой подход подтверждался многочисленной судебной практикой, согласно которой под неполным рабочим временем следовало понимать любое время, сокращенное хотя бы на 1 час в неделю.


В 2017 г. судебная практика по данному вопросу была скорректирована. В частности, как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728, в ситуации незначительного сокращения рабочего времени (5 минут в неделю) пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.


В другом определении Верховного Суда от 1 декабря 2017 г. № 309-КГ1717 691 заявлено, что применение режима сокращенного рабочего времени 7 час. 48 мин. в день (39 час. в неделю) не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.


В обоих случаях территориальные отделения ФСС России не зачли произведенные организациями выплаты в виде пособия по уходу за ребенком при расчетах по социальному страхованию и подтвердили свою правоту в судебных органах.


Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 г. № 329-О поддержал работодателя, который отказался устанавливать неполное рабочее время на условиях 7 час. 30 мин. в день работнику-мужчине, который в установленном порядке оформил отпуск по уходу за ребенком.


Как отметил ФСС России в письме от 19 января 2018 г. № 02-08-01/17-04-13832л, в случае если родитель, осуществляющий уход за малолетним ребенком, работает, в соответствии с ТК РФ ему предоставлено право прервать трудовую деятельность на время ухода за ребенком и оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 256 ТК РФ).


За период такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет в соответствии со ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ гражданам, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Федеральным законом № 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и неработающим гражданам.


Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих родителей это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до 1,5 года.


Ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью.


Вместе с тем, ст. 256 ТК РФ предусмотрено, что во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.


Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком (например, при устройстве ребенка на несколько часов в день в ясельную группу детского дошкольного учреждения).


При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.


Поскольку, как указывалось ранее, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.


Необходимо отметить, что максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована.


Такое время, в соответствии со ст. 93 ТК РФ, устанавливается по соглашению сторон трудового договора в каждом конкретном случае. При этом следует отметить, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени исчисляется в часах (в расчете на неделю).


Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 час. в неделю.


Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):
– при 40-часовой рабочей неделе – 8 час.;
– при продолжительности рабочей недели менее 40 час. – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.


Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха, включая неполное рабочее время (в соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н).


Таким образом, при установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть установлено в часах.


Вместе с тем, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 мин. в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728).


Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода. Из приведенных разъяснений следует, что как минимум сокращение рабочего времени в день должно составить не менее 2 часов.


При всем этом в определении Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 309-ЭС19-12917 отмечено, что направление работника в краткосрочную командировку (4 дня) не может служить основанием для признания работника прекратившим осуществлять уход за ребенком. Таким образом, в отличие от выполнения трудовых обязанностей на рабочем месте, отсутствие ухода за ребенком во время служебной командировки не должно сказаться на лишении работника права на получение пособия по уходу за ребенком с одновременной выплатой среднего заработка.


Изменения в трактовке сроков выплаты пособия по уходу за ребенком
В соответствии с п. 51 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений), выдачи денежного довольствия.


С учетом положений действующего законодательства о выплате заработной платы не реже чем за каждые полмесяца пособие по уходу за ребенком должно выплачиваться в ближайшую дату выплаты заработной платы, следующую после издания приказа о назначении пособия. Ранее пособие по уходу за ребенком принято было выплачивать по итогам истекшего месяца в дни, установленные для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.


Первоначально решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в 10-дневный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами (п. 58 Порядка № 1012н). Выплата пособия, в свою очередь, должна быть произведена в ближайшую дату выплаты заработной платы.


Как следует из приведенных положений, зачастую пособие по уходу за ребенком необходимо выплачивать в авансовом порядке.


В случае наступления обстоятельств, влекущих досрочное прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Таковы положения п. 46 Порядка № 1012н.


В случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия в установленном на день его назначения размере прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Пособие в данном случае подлежит перерасчету со дня, с которого получатель пособия имел право на его выплату в новом размере.


09.10.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста