Организация питания работников




А. В. Бахарев



Бесплатное питание сотрудников организации может организовываться как в рамках выполнения требований действующего законодательства об обеспечении работников молоком, лечебно-профилактическим питанием, так и в рамках организации бесплатного (льготного) питания сотрудников (в том числе в обеденный перерыв) за счет средств работодателя.


В зависимости от этого организуется и ведется бухгалтерский учет, а также определяются источники финансирования затрат и решаются вопросы налогообложения.


Формы организации питания
Питание сотрудников может быть организовано как через столовые и буфеты, принадлежащие и состоящие на балансе организации, так и через оказание услуг по организации питания сторонними организациями (в частности, предприятиями общественного питания).


В последнем случае между организацией и предприятием общественного питания (сторонней организацией) заключается договор на оказание услуг, по которому исполнитель обязан предоставить услуги по обеспечению работников питанием, а организация со своей стороны обязана оплатить услуги, а в отдельных случаях – предоставить в распоряжение исполнителя соответствующие помещения, оборудование, инвентарь, посуду и иные принадлежности.


Условиями договора может предусматриваться оплата стоимости питания и обслуживания непосредственно самими работниками, предоставление услуг в форме уже готового питания без предоставления производственных помещений исполнителю, предоставление услуг в форме выделения персонала (отдельного повара), обязанность организации по предоставлению продуктов питания или другие условия, которые стороны сочтут необходимыми в определенных условиях производственного процесса и (или) питания работников.


Если услуги оплачиваются работодателем централизованно, работникам могут выдаваться талоны (абонементы) на питание, при помощи которых непосредственно и будет осуществляться питание работников.


При этом следует отметить, что примерная форма абонемента на получение питания в столовой при производственном предприятии или учреждении утверждена письмом Минфина России от 20 декабря 1993 г. № 16-31 (доведено письмом Госналогслужбы России от 30 августа 1994 г. № НИ-6-14/320 «О формах документов строгой отчетности»). В настоящее время утвержденная форма не может рассматриваться как обязательный к использованию бланк строгой отчетности – организация вправе самостоятельно разработать форму абонемента. При этом должны быть учтены нормы Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».


Питание работников, как правило, организуется в их обеденный перерыв, который в соответствии со ст. 108 ТК РФ предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Исходя из сложившейся практики перерыв предоставляется через четыре часа после начала работы, он не включается в рабочее время и оплате не подлежит. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.


На тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. При этом перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются администрацией организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, и фиксируются в правилах внутреннего трудового распорядка.


Налоговые аспекты
В целях налогообложения организацию питания работников также необходимо разделять на два направления. Первое – бесплатное обеспечение работников в строгом соответствии с действующим законодательством молоком, равноценными ему пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) и организация бесплатного коллективного питания экипажей соответствующих судов. Второе – обеспечение работников (бесплатное за счет средств работодателя, с частичной оплатой и т. п.) питанием в рамках дополнительных социальных гарантий, предоставляемых на основании трудовых договоров (контрактов) и (или) коллективными договорами.


В целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль расходы на питание работников могут быть учтены в следующих случаях:
1) обеспечение молоком, равноценными ему пищевыми продуктами или лечебно-профилактическим питанием в соответствии со ст. 222 ТК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 168, а также приказами Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, от 16 февраля 2009 г. № 46н – такие расходы признаются как затраты на оплату труда на основании п. 4 ст. 255 НК РФ;
2) расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 861, от 30 июля 2009 г. № 628 и приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. № 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» – такие расходы признаются в составе прочих на основании п. 13 ст. 264 НК РФ в пределах установленных норм. При этом указанные расходы признаются в целях налогообложения прибыли при условии их осуществления в строгом соответствии с положениями вышеприведенных нормативных правовых актов. Иначе высока вероятность, что налоговые органы будут оспаривать произведенные с нарушением строго установленных правил расходы.


Суммы выплачиваемой взамен молока (равноценных ему продуктов питания) компенсации, а в отдельных случаях и суммы компенсации взамен ЛПП (в частности, за прошедшее время при необеспечении питания по вине работодателя), также должны признаваться в целях налогообложения прибыли.


Приведенные расходы в полной мере учитывают и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (подп. 6 и 22.1 п. 2 ст. 46.5 НК РФ).


При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы», могут быть приняты только расходы на выдачу молока, равноценных ему пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания (подп. 6 п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
3) расходы сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах, – признаются в составе прочих расходов на основании подп. 42 п. 1 ст. 264 НК РФ);
4) расходы на бесплатное или льготное питание, предусмотренное трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, которые могут признаваться работодателями в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 270 НК РФ.


В данном случае расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, если соответствующие обязанности работодателя зафиксированы в коллективном договоре, а также в заключенных с каждым сотрудником трудовых договорах. Как, в частности, отражено в письме Минфина России от 3 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/87, для отнесения затрат на питание работников к расходам на оплату труда нормы коллективного договора должны быть также отражены в трудовых договорах, заключенных с конкретными работниками.


Необходимость фиксации положений о предоставлении за счет средств организации питания работникам как в коллективном, так и в индивидуальных трудовых договорах, продиктована применением положений и п. 21, и п. 25 ст. 270 НК РФ.


На основании первого из них не могут признаваться в целях налогообложения прибыли расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).


Расходы на организацию питания во всех остальных случаях не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Фактически задействовать средства чистой прибыли работодателю придется, если он будет нарушать установленные соответствующими нормативными документами правила выдачи молока, равноценных ему пищевых продуктов питания, лечебно-профилактического питания, организации и осуществления бесплатного коллективного питания, а также если во всех остальных случаях решение об организации бесплатного (льготного) питания не будет надлежащим образом документально оформлено.


В части «зарплатных» налогов необходимо учитывать следующее. Если молоко, равноценные ему продукты питания и ЛПП, а также рационы бесплатного коллективного питания выдаются в строгом соответствии с действующим законодательством, то включать стоимость питания в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и расчетные базы по страховым взносам на обязательное страхование не следует.


Приведенные положения в полной мере касаются и организации бесплатного коллективного питания экипажей морских, речных и воздушных судов. Как указано в письме Минфина России от 13 июля 2007 г. № 03-04-06-02/139, предоставляемое членам экипажей судов питание «по сути является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением). Следовательно, стоимость такого питания не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861».


При организации бесплатного (льготного) питания во всех остальных случаях с закреплением соответствующих положений в коллективном договоре и трудовых договорах с работниками должны исчисляться все налоги. И налог на доходы физических лиц, и страховые взносы. Объясняется это тем, что расходы признаются в целях налогообложения прибыли как расходы на оплату труда.


В том случае, если оплата питания производится обезличенно, как личный доход физических лиц такие суммы рассматриваться не могут. Вместе с этим необходимо учитывать, что выступающие в качестве налоговых агентов работодатели в соответствии с положениями налогового законодательства обязаны организовать отдельный учет доходов по каждому получателю питания. Можно предположить, что в части организуемого бесплатного (льготного) питания возможности для персонального учета доходов имеются в любом случае. Для невключения «обезличенных» доходов в налоговую базу по налогу на доходы у организации должны быть веские основания, не позволяющие организовать и вести раздельный учет.


В связи с этим, как отметил Минфин России в письме от 19 июня 2007 г. № 0311-04/2/167, в любом случае доход каждого физического лица – налогоплательщика в виде бесплатного питания можно рассчитать на основе общей стоимости предоставленного питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.


Налоговую (расчетную) базу стоимость бесплатного питания формирует исходя из рыночных цен, включая НДС.


В том случае, если организация питания входит в обязанности работодателя на основании соответствующих нормативных правовых актов, передача его от организации к работникам не облагается НДС. Это относится как к случаям обеспечения работников за счет средств работодателя в установленном порядке молоком и лечебно-профилактическим питанием, так и к организации бесплатного коллективного питания членов морских, речных и воздушных судов.


Как отмечено в письме ФНС России от 12 сентября 2005 г. № 04-1-03/644а, когда организацией в соответствии с законодательством выдаются работникам на работах с вредными условиями труда бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, и затраты по приобретению данного молока или других равноценных пищевых продуктов, а также по изготовлению указанного питания относятся на расходы по производству и реализации продукции (как облагаемой, так и не облагаемой НДС), объект обложения НДС не возникает.


Если работодатель организует бесплатное (льготное) питание работников исключительно на основании положений коллективного договора и (или) трудовых договоров, уплачивать НДС ему придется (см. письмо Минфина России от 11 февраля 2014 г. № 03-04-05/5487). Как отметил уполномоченный орган власти в письме от 5 июля 2007 г. № 03-07-11/212, даже передачу сотрудникам организации такой продукции, как чай, кофе и иные продукты питания, для целей применения НДС следует рассматривать как безвозмездную передачу товаров со всеми вытекающими последствиями.


При предоставлении питания сотрудникам организации, персонификация которых не осуществляется, объекта налогообложения НДС и права на вычет налога, предъявленного по таким товарам, не возникает (см. письмо Минфина России от 6 марта 2015 г. № 03-07-11/12142).


Налоговые аспекты отдельных практических ситуаций
В отдельных случаях решение об исчислении и уплате налогов работодатель должен принимать с учетом разъяснений уполномоченных органов власти и сложившейся (складывающейся) судебной практикой.


Обслуживающая трудовой коллектив организации столовая (кафе) может рассматриваться как обслуживающее хозяйство с признанием ее расходов с учетом положений ст. 275.1 НК РФ. В частности, налоговая база данного структурного подразделения должна рассчитываться отдельно.


Если столовая находится на территории организации и обслуживает исключительно ее работников, связанные с содержанием данной столовой расходы подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. В расчет при этом (но в целом по организации, а не отдельно) принимаются суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также топливо для приготовления пищи.


В свою очередь, расходы на оплату труда сотрудников учитываются в составе расходов на оплату труда (см. письмо Минфина России от 11 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/659).


Соответственно, если столовая оказывает услуги сторонним лицам, ее расходы учитываются в соответствии с положениями ст. 275.1 НК РФ.


При выделении для нужд питания работников отдельного помещения расходы на его оборудование (холодильник, микроволновая печь, кулеры и т. п.) могут быть приняты в целях налогообложения прибыли в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда. В частности, к нормальным условиям труда может быть отнесено в том числе обеспечение работников кофе-машинами, кофейным столиком, телевизором и др.


По мнению Минфина России, выраженному в письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408, при решении вопроса об отнесении затрат, связанных с мероприятиями по обеспечению нормальных условий труда, в состав учитываемых в целях налогообложения прибыли прочих расходов, необходимо четко определить экономическую оправданность указанных расходов, производственный характер их осуществления (в частности, установить связаны ли эти затраты с производственной деятельностью, направленной на получение дохода). В связи с этим расходы на приобретение питьевой воды и аренду (можно считать – и амортизацию) кулера могут приниматься только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья.


В отдельных случаях при организации «обезличенного» питания судебная практика указывает на возможность освобождения произведенных работодателем расходов от обложения налогом на доходы физических лиц.


В частности, если питание работников осуществляется по системе «шведский стол», и работники получают питание в объеме, определенном не работодателем, а самостоятельно, налоговый агент вправе не персонифицировать соответствующие доходы. Для включения же стоимости питания в налогооблагаемую базу налоговые органы обязаны представить доказательства потребления продуктов конкретными работниками и в том количестве, которое было закуплено и отражено в учете и отчетности.


Дополнительным «подспорьем» для работодателя могут являться разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 15 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/86.


Как отметил данный орган власти, организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами. Вместе с этим, если при проведении соответствующего мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, подлежащего обложению налогом дохода может и не возникать.


Документальное оформление
Для того, чтобы расходы на питание сотрудников можно было признавать в целях налогообложения прибыли, необходимо правильно документально оформить соответствующие принятые решения. Прежде всего в принятом в организации коллективном договоре необходимо определить обязательства работодателя по осуществлению компенсационной выплаты взамен выдачи молока (равноценных ему пищевых продуктов), организации бесплатного коллективного питания экипажей морских, речных и воздушных судов, и (или) по предоставлению бесплатного (льготного) питания в иных случаях. Закреплять в коллективном договоре выдачу по установленным нормам молока (равноценных ему пищевых продуктов) и лечебно-профилактического питания не обязательно (хотя и желательно). Эти продукты должны в соответствующих случаях выдаваться в обязательном порядке, даже если это и не определено коллективным договором.


При организации бесплатного (льготного) питания в не оговоренных действующим законодательством случаях, в коллективном договоре достаточно указания на то, что «работодатель обязуется за счет собственных средств предоставлять работникам бесплатное питание (обеды)».


Конкретный порядок организации бесплатного (льготного) питания целесообразно определять в отдельном локальном нормативном акте организации.


Ссылку на такой документ необходимо включить как в коллективный договор, так и в каждый из заключенных с работниками трудовой договор.


Порядок выдачи молока, равноценных ему пищевых продуктов и ЛПП дополнительно определять не обязательно. Данные вопросы должны быть отражены в соответствующих нормативных правовых актах.


Как отмечалось выше, администрация не избежит необходимости отражения соответствующих положений в части организации и проведения бесплатного (льготного) питания непосредственно в трудовых договорах с работниками. Как минимум в них должны содержаться указания на положения коллективного договора. Желательна ссылка на положения локального нормативного акта, определяющего конкретные вопросы питания работников.


В трудовых договорах с работниками также могут определяться вопросы осуществления компенсационной выплаты взамен выдачи молока (равноценных ему пищевых продуктов), а в отдельных случаях – и порядок выплаты компенсации взамен ЛПП.


Согласно положениям действующего Трудового кодекса коллективного договора в организации может и не быть. В таких случаях все вопросы организации бесплатного (льготного) питания сотрудников, а также вопросы осуществления компенсационных выплат взамен выдачи молока (равноценных ему пищевых продуктов) определяются заключенными с работниками трудовыми договорами.


В качестве дополнительного локального документа может рассматриваться отдельное положение о порядке обеспечения работников организации бесплатным (льготным) питанием. В документе можно определить время предоставления питания (как правило, обеденный перерыв); место (столовая организации, расположенный вблизи организации пункт общественного питания, отдельное помещение и т. п.), порядок определения стоимости предоставленного питания для
проведения расчетов (в случае частичной оплаты стоимости работниками) и для целей налогообложения и прочие вопросы.


Питание сотрудников может быть организовано с использованием талонной системы, по спискам питающихся или в иной форме.


При организации питания с использованием услуг сторонних лиц в качестве подтверждающих расходы документов могут рассматриваться трудовые договоры с работниками, в которых предусмотрена обязанность организации по обеспечению бесплатными обедами, договор с организацией общественного питания, а также акт приемки оказанных услуг.


В случае оказания услуг сторонними лицами в оформляемом сторонами договоре рекомендуется определять порядок персонифицированного учета полученных работниками доходов (сверка фактически питавшихся и т. п.).


Бухгалтерский учет расходов
Расходы организаций по организации питания сотрудников в соответствии с положениями ПБУ 10/99(1) отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности, и соответственно аккумулируются на счетах учета производственных затрат (издержек обращения).


В дальнейшем учтенные расходы списываются на счета учета реализации продукции (работ, услуг) по основной деятельности организации.


Если питание сотрудников организуется через сторонних лиц, в бухгалтерском учете подлежат оформлению следующие типовые записи:


Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по предоставленным авансам», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – предварительная оплата услуг по предоставлению питания работникам организации;


Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 76, субсчет «Расчеты по предоставленным авансам» – стоимость оказанных услуг (с НДС) с одновременным отражением стоимости предоставленного питания в составе расходов на оплату труда;


Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 70 – отнесение расходов по  предоставленному работникам соответствующих производств питанию на затраты производства.


Если предоставление питания не оговорено коллективным договором и (или) трудовыми договорами с работниками, в качестве источника оплаты расходов могут рассматриваться исключительно собственные средства организации (средства чистой прибыли). В этом случае расходы по решению организации могут отражаться непосредственно в составе прочих затрат на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».


При приобретении продуктов питания (в том числе молока, равноценных ему пищевых продуктов, для приготовления ЛПП и т. д.), а также при предоставлении продуктов и помещений для организации питания сторонними лицами в бухгалтерском учете организации подлежат оформлению следующие записи:



(1) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (в редакции изменений и дополнений).



Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – стоимость приобретенных продуктов питания, молока, витаминных препаратов и т. п. (без НДС);


Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счетов 60, 76 – НДС со стоимости приобретенных продуктов питания, молока и др.;


Дебет счетов 60, 76 Кредит счета 51 «Расчетные счета» – оплата стоимости приобретенных (поставленных) продуктов питания;


Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 – на основании счетов-фактур поставщиков зачтены суммы «входного» НДС при расчетах с бюджетом;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счета 10 – стоимость продуктов питания, выданных работникам и (или) переданных исполнителю (предприятию общественного питания) для приготовления блюд;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – амортизация объектов основных средств (помещений, оборудования, холодильников, плит, посуды, спецодежды и иных принадлежностей), предоставленных исполнителю и (или) используемых работодателем для организации питания работников;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44, 97 «Расходы будущих периодов», 96 «Резервы предстоящих расходов» (в зависимости от порядка, принятого в организации) Кредит счетов 60, 76, 70, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 – в порядке, принятом в организации (непосредственно на счета учета затрат на производство, через счета учета расходов будущих периодов, через создание ремонтного фонда или резерва предстоящих расходов), списаны затраты на ремонт объектов основных средств, предоставленных исполнителю и (или) используемых работодателем для организации питания работников (соответственно, затраты на ремонт подрядным или хозяйственным способом) (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счетов 60, 76 – НДС с услуг (работ) сторонних организаций по ремонту объектов основных средств;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счета 97 – списание затрат на ремонт, ранее учтенных в составе расходов будущих периодов;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счета 96 – отчисления в ремонтный фонд (резерв расходов на предстоящий ремонт) объектов основных средств, принадлежащих столовой организации (если организация создает ремонтный фонд);


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счетов 60, 76 – расходы на аренду и содержание помещений, которые предоставлены в пользование исполнителю (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счетов 60, 76 – НДС с сумм арендной платы;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счетов 60, 76, 10 – расходы по оплате отдельных услуг по содержанию помещений, предоставленных исполнителю, относимых на затраты производства (освещение, водоснабжение, отопление, электро-и газоснабжение, топливо для приготовления пищи) (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счетов 60, 76 – НДС с коммунальных и прочих услуг, оказываемых сторонними организациями;


Дебет счетов 60, 76 Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» – оплата стоимости коммунальных и иных услуг (с НДС);


Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 19 – на основании счетов-фактур поставщиков, а также документов, подтверждающих оплату услуг и их фактическое оказание, зачтены суммы «входного» НДС при расчетах с бюджетом;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счета 76 – стоимость услуг предприятий общественного питания и прочих сторонних организаций по предоставлению питания (лечебно-профилактического и др.) работникам организации (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счета 76 – НДС с услуг исполнителей;


Дебет счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит счета 10 – стоимость продуктов питания, предоставленных исполнителю, а также стоимость предметов и принадлежностей, переданных в распоряжение исполнителя;


Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит счетов 20, 26, 44 – списание расходов, связанных с организацией питания сотрудников организации;


Дебет счетов 50 «Касса», 70 Кредит счета 90, субсчет «Выручка» – возмещение работниками стоимости предоставленного им питания (в том случае, если затраты организации по оплате услуг сторонних организаций учитывались на счетах учета производственных затрат);


Дебет счетов 50, 70 Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» – возмещение работниками стоимости предоставленного им питания (в случае, если затраты организации по оплате услуг сторонних организаций учитывались в составе внереализационных расходов организации);


Дебет счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 – зачтен НДС с услуг сторонних организаций и стоимости материально-производственных запасов.


В том случае, если питание работников организуется через столовые и буфеты, состоящие на балансе организации, их затраты учитываются на балансовом счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а сами продукты питания учитываются непосредственно на счете 10 (на отдельно открываемом к нему субсчете).


При этом отдельные затраты на счете 29 могут и не отражаться – расходы на оплату арендной платы, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, амортизация  объектов отдельных основных средств. Такие расходы по решению организации учитываются либо на счете 29, либо на счете 26, в зависимости от того, имеется ли возможность отдельного учета или разделения затрат, производимых столовыми (буфетами). Это следует из того, что согласно Инструкции по применению Плана счетов(1) на счете 29 отражаются прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском обслуживающими производствами и хозяйствами продукции, реализации работ и услуг. Если же отдельные расходы относятся как к обслуживающим производствам и хозяйствам, так и к общепроизводственным или общехозяйственным расходам (например, организация арендует одно помещение для размещения администрации и столовой (буфета)), то они распределяются в порядке, принятом организацией – пропорционально, по одному из объектов учета затрат или в ином порядке, установленном учетной политикой организации.


Учет затрат в столовых организаций может быть организован в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином России 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. Возможность применения данного нормативного акта в настоящее время подтверждена в письме Минфина России от 29 апреля 2002 г. № 1600-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)».


В бухгалтерском учете организации расходы по содержанию столовых отражаются в следующем порядке:


Дебет счета 10 Кредит счетов 60, 76 – стоимость приобретенных продуктов питания (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счетов 60, 76 – НДС со стоимости приобретенных продуктов питания;



(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в редакции изменений и дополнений).



Дебет счетов 60, 76 Кредит счета 51 – оплата стоимости питания;


Дебет счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 – зачтены суммы «входного» НДС по продуктам питания;


Дебет счетов 26, 29 (согласно принятому в организации порядку) Кредит счета 02 – амортизация объектов основных средств столовой (буфета);


Дебет счетов 97, 96, 26, 29 (согласно принятому в организации порядку) Кредит счетов 70, 69, 10, 60, 76, 23 – затраты на ремонт объектов основных средств, принадлежащих столовой организации (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счетов 60, 76 – НДС с услуг сторонних организаций по ремонту объектов основных средств;


Дебет счетов 26, 29 Кредит счетов 60, 76 – расходы на аренду и содержание помещений, в которых размещены столовые или буфеты (освещение, водоснабжение, отопление, электро- и газоснабжение, топливо для приготовления пищи (без НДС);


Дебет счета 19 Кредит счетов 60, 76 – НДС с сумм арендной платы и услуг сторонних организаций;


Дебет счета 29 Кредит счетов 70, 69 – расходы на оплату труда персонала столовой (буфета);


Дебет счета 29 Кредит счета 10 – стоимость израсходованных продуктов питания, предметов и принадлежностей;


Дебет счета 20 Кредит счетов 29, 26 – списание затрат, связанных с содержанием столовой (буфета) в рамках организации предусмотренного в соответствии с действующим законодательством лечебно-профилактического и иного бесплатного питания;


Дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит счетов 29, 26 – списание затрат, связанных с содержанием столовой (буфета) в рамках организации централизованного питания работников, напрямую не предусмотренного действующим законодательством;


Дебет счетов 50, 70 Кредит счета 90, субсчет «Выручка» – оплата работниками стоимости питания, напрямую не предусмотренного действующим законодательством;


Дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» – НДС со стоимости услуг по предоставлению питания работникам организации;


Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 – зачтен НДС с услуг сторонних организаций и стоимости материально-производственных запасов в части организации столовыми и буфетами лечебно-профилактического и прочего питания.


В связи с тем, что затраты организаций по содержанию столовых и буфетов во всех случаях относятся на счет 90, то прибыли и убытки по операциям, связанным с организацией питания работников, относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» в составе финансового результата по основной деятельности организации.


Если работодатель организует приобретение готовых обедов для своих сотрудников, такого рода затраты напрямую относятся на затраты – Дебет счетов 20, 26, 29, 44 и др. Кредит счетов 60, 76.


Суммы компенсационных выплат взамен выдачи молока (равноценных ему пищевых продуктов) отражаются записью по Дебету счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. и Кредиту счета 70.


19.03.2020

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста