Нововведения в исчислении и уплате налогов и обязательных платежей




А. В. Полетаев


Начало 2015 г. по обыкновению сопровождалось изменениями правил исчисления и уплаты страховых взносов, а также налога на прибыль и НДФЛ. В предыдущем номере журнала предметом рассмотрения являлись отдельные изменения в части страховых взносов.


Налог на прибыль


Выплачиваемые по дополнительным основаниям «выходные» пособия уменьшают налогооблагаемую базу по налогу
В соответствии с новой редакцией п. 9 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли признаются начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.


При этом особо оговорено, что в целях применения указанных положений начислениями увольняемым работникам признаются и выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в т. ч. соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.


Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


Таким образом, с 2015 г. любые выплачиваемые работникам выходные пособия уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Любые – это означает, что не только при увольнении работника по тем основаниям, которые оговорены в ст. 178 ТК РФ (сокращение численности или штата, ликвидация, призыв на военную службу и т. д.), но и при увольнении работника по другим основаниям, не перечисленным в указанной статье ТК РФ.


Напомним, что согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие (имеются в виду дополнительные) случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.


Исключение составляют случаи, которые определены Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников». В частности, согласно ст. 181.1 ТК РФ выплата выходных пособий (впрочем, как и компенсаций и (или) назначение каких-либо выплат в любой форме при расторжении трудового договора) не может предусматриваться в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК РФ) или при прекращении трудовых договоров с работниками по установленным ТК РФ, другими федеральными законами основаниям, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).


Плюс к этому в ст. 349.3 ТК РФ установлены случаи ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников. Имеются в виду руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений, государственных компаний, государственных (муниципальных) унитарных предприятий и некоторых других организаций.


Важность принятых с 2015 г. нововведений заключается в том, что в последнее время в отдельных письмах ФНС России указывалось на возможность признания расходов на выплату выходных пособий по «дополнительным» основаниям только в том случае, если они увязаны с результатами трудовой деятельности работников.


Налог на доходы физических лиц


Дивиденды облагаются по ставке 13%
С 2015 г. отменен п. 4 ст. 224 НК РФ, который предусматривал применение налоговой ставки НДФЛ в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.


Изменения приняты Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Исходя из принятых изменений полученные резидентами Российской Федерации с нового года дивиденды должны облагаться по общеустановленной ставке в 13%. При этом в ст. 210 НК РФ дополнительно с нового года оговорено, что к таким доходам не применяются любые налоговые вычеты. Налоговая база по дивидендам должна определяться отдельно от иных доходов.


Напомним, что дивиденды признаются в целях исчисления НДФЛ по дате выплаты.


Соответственно, если они были выплачены до 1 января 2015 г., должна была применяться ставка в 9%, если доход получен после указанной даты – ставка 13%.


Доходы в виде дивидендов лиц из числа нерезидентов, как и раньше, должны облагаться по ставке 15%.


Изменения в части необлагаемых налогом выплат
Согласно новой редакции ст. 217 НК РФ с 2015 г. НДФЛ не облагаются:
1) суммы выплат (в т. ч. в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты (п. 8.3 ст. 217 НК РФ);
2) суммы выплат (в т. ч. в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты (п. 8.4 ст. 217 НК РФ).


Таким образом, с нового года вся совокупность выплат по вышеприведенным основаниям освобождается от обложения НДФЛ. До этого речь шла только об освобождении от обложения налогом единовременных выплат, что трактовалось на практике только как одна выплата по одному основанию.


Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


Только оговоренная федеральным законодательством компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду освобождается от обложения налогом
Согласно новой редакции п. 42 ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц не облагаются средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Согласно действующему в настоящее время Закону об образовании компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми предоставляется родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которые посещают образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Размер компенсации определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не должен быть ниже установленных пределов. При этом финансовое обеспечение расходов, связанных с ее выплатой, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.


Таковы положения ст. 65 Закона об образовании.


Таким образом, если работодатель самостоятельно из своих средств будет предусматривать вышерассмотренную компенсацию, она должна в обязательном порядке облагаться НДФЛ.


Новый социальный налоговый вычет
Предусматривается предоставление с 2015 г. социального налогового вычета  в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), если такой договор заключается на срок не менее 5 лет.


Однако общая сумма социального вычета не увеличена. Как и ранее, максимальная величина составляет 120 000 руб. вместе с вычетами на образование, медицину, а также негосударственное пенсионное страхование (обеспечение) и взносами на софинансирование пенсионных накоплений.


В случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет.


При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.


В случае если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту его жительства, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.


Изменения в части налогообложения доходов от реализации имущества
С 2016 г. налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.


Доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.


Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 3 года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком – плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.


В остальных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 5 лет.


В случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях обложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.


Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен:
1) минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества;
2) размер приведенного выше понижающего коэффициента.


Также согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ с 2016 г. НДФЛ не облагаются доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:
– от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ;
– от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более.


Страховые взносы


Не подтвержденные документально расходы на оплату найма жилья, связанные со служебными командировками, должны облагаться страховыми взносами
Правила включения расходов на служебные командировки в расчетную базу по страховым взносам определены ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».


В частности, при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами:
– суточные;
– фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно;
– сборы за услуги аэропортов;
– комиссионные сборы;
– расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа;
– расходы по найму жилого помещения;
– расходы на оплату услуг связи;
– сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта;
– сборы за выдачу (получение) виз;
– расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.


До 2015 г. при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Фактически приведенная норма в части не подтвержденных документально расходов применялась организациями государственного сектора. Именно для работников государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных служащих нормы вышеприведенных расходов устанавливались в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются в виду положения Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета». При отсутствии документов, подтверждающих расходы на проживание, предусматривается оплата расходов в размере 12 руб. в сутки.


На возможность применения положений ч.2 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ в части неподтвержденных документами расходов на оплату жилья исключительно организациями бюджетного сектора неоднократно указывалось в разъяснениях Минтруда России (см., в частности, письмо от 11 ноября 2010 г. № 3416-19).


С 2015 г. освобождение от обложения взносами расходов на оплату жилья во время служебной командировки, которые не подтверждены документально, отменено. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».


В полной мере это касается и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Определены условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов
В случае необходимости плательщикам страховых взносов может предоставляться отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов. Условия ее предоставления оговорены в ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ. Указанная статья с 2015 г. введена Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ.


Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется (до 1 года) отсрочка (рассрочка) по уплате платежей, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в т. ч. в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.


Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена по первым из двух вышеприведенных оснований, на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются. В третьем случае начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, предоставленной плательщику страховых взносов.


Отсрочка (рассрочка) платежей может предоставляться и в части сумм пеней и штрафов.


Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, закреплены в ст. 18.2 Федерального закона № 212-ФЗ.


В частности, отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не предоставляется, если в отношении плательщика страховых взносов:
1) ведется производство по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;
2) в течение 3 лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, органом, указанным в ст. 18.3 Федерального закона № 212-ФЗ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.


Отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий фонд. К такому заявлению прилагаются следующие документы:
– акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
– справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
– справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления 6 месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
– справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
– обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
– документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.


Соответствующее решение уполномоченный фонд должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления. Может быть принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов либо отказе в ее предоставлении (ч. 7 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ).


Также следует учитывать, что по ходатайству плательщика взносов соответствующий орган вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам на период рассмотрения соответствующего заявления.


Выездная проверка может быть продлена на срок до 6 месяцев
Порядок проведения выездных проверок регулируется в соответствии с положениями ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ. С 2015 г. она дополнена отдельными нормами.


В частности, в п. 11.1 ст. 35 оговорены основания продления срока проведения выездной проверки. К ним отныне законодательство относит:
– получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
– наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
– проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделения – до 4 месяцев; десять и более обособленных подразделений – до 6 месяцев;
– непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.


Для продления срока проведения выездной проверки соответствующий фонд должен направить в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов мотивированный запрос.


В ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ закреплено также понятие «повторной выездной проверки».


В частности, повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.


Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться только в случаях, оговоренных в п. 26 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ:
– вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов – в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
– органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.


При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.


Если при проведении повторной выездной проверки будет выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом проверяющего органа.


Отменена обязанность организации уведомлять фонды о создании или закрытии обособленных подразделений
До 2015 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» организации должны были сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленных подразделений. Такое сообщение должно было направляться в территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС России по месту нахождения головной организации в течение месяца со дня создания (закрытия).


С этого года такая обязанность отменена.


18.09.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста