Страховые взносы – 2017. Новые правила исчисления и уплаты (Продолжение статьи. Начало в «ЗП», № 11, 12/2016 г., № 1/2017 г.)




С. Н. Смирнов


В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 было поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов.


Данное поручение выполнено, и с 2017 г. функции по администрированию страховых взносов переданы Федеральной налоговой службе. Исключение составляют только страховые взносы в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, администрирование которых оставлено за ФСС России.


Соответствующие решения оформлены следующими нормативными правовыми актами:
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 243-ФЗ);
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту – Федеральный закон № 250-ФЗ).


В конце 2016 г. принятые с 2017 г. правила исчисления и уплаты страховых взносов уточнены в соответствии с положениями Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 401-ФЗ).


С 2017 г. правила исчисления и уплаты страховых взносов регулируются в соответствии с положениями гл. 34 НК РФ.


Применение текущих тарифов страховых взносов продлено до конца 2019 года
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 475-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» применение общеустановленной шкалы налогообложения продлено до конца 2019 г.


Если организация не вправе применять льготы по уплате страховых взносов, с выплат в пользу работников она обязана уплачивать страховые взносы по следующим тарифам:



С выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности начисляются по ставке 1,8%.


Исключение составляют выплаты в пользу высококвалифицированных специалистов, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


Соответственно, до конца 2019 г. продлено применение и пониженных тарифов страховых взносов, установленных ст. 427 НК РФ.


Действие пониженной шкалы для IT-компаний продлено до 2023 года
Действие пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий продлено до 2023 г. Изменения приняты Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 475-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


При этом предусмотрена «единая» шкала (тогда как ранее тарифы с каждым годом должны были возрастать, как это предусмотрено для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, а также для организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности):
– на обязательное пенсионное страхование – 8,0%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,0%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), – 1,8%;
– на обязательное медицинское страхование – 4,0%.


Особенности уплаты страховых взносов организациями, имеющими обособленные подразделения
Как уже отмечалось на страницах журнала, с 2017 г. сдавать отчетность и уплачивать страховые взносы необходимо будет не только по месту регистрации самой организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Таковы положения пп. 7, 11–13 ст. 431 НК РФ.


При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.


В свою очередь, сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.


Кроме того, согласно п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями.


С учетом того факта, что страховые взносы являются федеральными платежами, а также тот факт, что организации самостоятельно решают вопросы с полномочиями организаций по «начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц» рекомендуется с 2017 г. не менять подходы к определению адресности уплаты страховых взносов и сдачи отчетности. Такими полномочиями следует наделить те подразделения, которые до 2017 г. исполняли обязанности головной организации по уплате взносов и сдаче отчетности. Имеются в виду подразделения, которым в установленном порядке открыты счета в банках, и которые самостоятельно начисляют и выплачивают заработную плату своим сотрудникам.


Как отмечено в письме ФНС России от 8 ноября 2016 г. № БС-3-11/5185, организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать, какие именно обособленные подразделения будут исполнять обязанности по представлению отчетности. И только в случае наделения каких-то обособленных подразделений полномочиями по начислению выплат и вознаграждений, подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ установлена обязанность по сообщению о данном факте в налоговый орган.


Плюс к этому в письме Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 03-04-12/78677 было отмечено, что если организация не уполномочила ни одно из своих обособленных подразделений начислять выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам осуществляются такими организациями как головной организацией исключительно по месту своего нахождения. У такой организации не возникает обязанности, установленной вышеупомянутым подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ.


С 2017 г. необходимость направлять сообщение о соответствующих обособленных подразделениях обусловлена тем, что именно на основании информации из налоговой инспекции территориальные отделения внебюджетных фондов будут ставить на учет организации по месту нахождения их подразделений.


Таким образом, необходимости уплачивать с 2017 г. страховые взносы по каждому из обособленных подразделений нет. Только в том случае, если организация принимает решение о необходимости исчисления страховых взносов и сдаче отчетности по взносам отдельными обособленными подразделениями, их необходимо наделять «полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц», о чем и направляется соответствующее сообщение в налоговый орган по месту регистрации головной организации. Такие решения рекомендуется принимать по тем подразделениям, которые имеют свою бухгалтерскую службу,
а также производят начисление и выплату заработной платы работникам.


Также следует учитывать, что сведения о наделении обособленных подразделений полномочиями и (или) о лишении полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц необходимо направлять только в отношении тех подразделений, которые наделяются (лишаются) соответствующими полномочиями начиная с 1 января 2017 г. Таковы положения ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ.


Возможность осуществления зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов
Как и ранее, страховые взносы будут исчисляться отдельно по каждому виду социального страхования. В данной части изменений не принято.


Что же касается излишне уплаченных страховых взносов, то согласно п. 1.1 ст. 78 НК РФ они подлежат зачету исключительно по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения. Как возможный вариант, сумма излишне уплаченных взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов.


Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у организации задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена.


При всем этом возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Таковы положения п. 6.1 ст. 78 НК РФ.


Соответственно, и возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).


Плюс ко всему вышеизложенному с 2017 г. не может производиться уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Таковы нормы п. 9 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона № 401-ФЗ).


Можно предположить, что приведенные положения означают возможность корректировки в меньшую сторону расчетной базы по страховым взносам исключительно текущим периодом времени. В этой части в ближайшее время стоит ожидать соответствующих разъяснений уполномоченного органа власти.


Особенности заполнения платежных документов
В связи с передачей администрирования страховых взносов с 2017 г. территориальным налоговым инспекциям меняется и порядок заполнения платежных документов на перечисление страховых взносов.


Напомним, что правила заполнения платежных документов на перечисление обязательных платежей в бюджетному систему Российской Федерации установлены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В ближайшее время в данный документ будут официально внесены изменения.


Так, в полях «ИНН» и «КПП» получателя средств должно указываться значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего его администрирование.


В поле «Получатель» необходимо приводить сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование.


Что касается значения кода бюджетной классификации, то первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны принимать значение «182» – Федеральная налоговая служба.


Подлежат уточнению при заполнении платежных документов на перечисление страховых взносов и правила заполнения позиции «101». До 2017 г. в данном реквизите при перечислении страховых взносов отражалось значение «08», которому соответствует плательщик – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. С 2017 г. такое значение проставляется только при оформлении платежного документа на перечисление страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


В части же страховых взносов, уплачиваемых с 2017 г. по коду КБК «182» (ФНС России), необходимо будет проставлять значение «14», что соответствует «налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам». Соответствующая информация была размещена на официальном сайте ФНС России: nalog.ru.


В случае если при перечислении страховых взносов в январе 2017 г. за декабрь 2016 г. организация указала статус плательщика «14» или «01» (последний соответствует «налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо», необходимо быть готовым подать заявление в свою налоговую инспекцию об уточнении платежа.


Любой платеж по страховым взносам, который перечисляется начиная с 1 января 2017 г., должен относиться на новые коды КБК. При этом не имеет значения, за какой расчетный период данный платеж производится. Исключение опять же составляют взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Новые коды КБК по страховым взносам
Новый перечень источников доходов, в том числе по страховым взносам, администрируемым налоговыми органами, определен приказом Минфина России от 17 декабря 2016 г. № 230н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. ». При этом для целей администрирования страховых взносов ФНС России выделены две группы кодов бюджетной классификации по страховым взносам с кодом главы «182» – соответственно платежи по расчетным периодам до 2017 г. и платежи по расчетным периодам с 2017 г.


Сопоставительная таблица видов доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование доведена письмом Минфина России от 20 декабря 2016 г. № 02-05-12/765145. К основным кодам КБК относятся:
1) страховые взносы за расчетные периоды до 1 января 2017 г., в том числе за декабрь 2016 г.:
– взносы на обязательное пенсионное страхование – 18210202010061000160;
– взносы на обязательное медицинское страхование – 18210202101081011160;
– взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 18210202090071000160;
2) страховые взносы за расчетные периоды с 1 января 2017 г., в том числе за январь 2017 г.:
– взносы на обязательное пенсионное страхование – 18210202010061010160;
– взносы на обязательное медицинское страхование – 18210202101081013160;
– взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством –
18210202090071010160.


Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как и ранее, должны перечисляться по коду бюджетной классификации 39310202050071000160. В рамках данного вида социального страхования администратором по-прежнему является ФСС России.


Сохранена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Действующее с 2013 г. законодательство устанавливает два основания для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам:
1) страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
2) страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.


Начиная с 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в общем случае должны уплачиваться исходя из класса (подкласса) условий труда на рабочих местах соответствующих категорий работников, выявленных по итогам специальной оценки условий труда. В данном случае взносы уплачиваются по следующим тарифам:



С 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам закреплена в п. 3 ст. 428 НК РФ.


Приведенные тарифы применяются независимо от того, в каком списке оговорена та или иная должность (профессия) работника, его производство.


Для применения приведенных тарифов организации вправе в настоящее время использовать материалы проведенной ранее аттестации рабочих мест. Как зафиксировано в п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам результаты проведенной аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Напомним, что итоги проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет после ее окончания.


В случае же если аттестация рабочих мест в организации не была проведена и (или) итоги данной процедуры уже недействительны (период – 5 лет после окончания), рассматриваемые страховые взносы должны уплачиваться по тарифам, установленным пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ:
– в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (так называемый Список № 1) – дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9%;
– в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (так называемые Список № 2 и малые «отраслевые» списки) – дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6%.


Нововведением является то обстоятельство, что платежи по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г. Разделены на разные коды КБК, которые представлены в таблице:



09.06.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста