Опубликовано в журнале "Советник юриста" №4 год - 2013
Шалилов М.Ю.,
ООО «СиАйДжи Юридические советники»
В моей практике в недавнем прошлом возник следующий интересный случай. Директор ООО обратился с вопросом: имеют ли право органы пожарного надзора (в данном случае) осуществить проверку предприятия малого и среднего бизнеса до истечения 3 лет с момента их открытия?
Вопрос этот можно поставить шире: имеют ли право вообще какие-либо контролирующие органы осуществить проверку предприятия малого и среднего бизнеса до истечения 3 лет с момента их открытия?
Дело в том, что Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено ограничение права государственного органа проводить плановые проверки вновь открытых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок согласно ст. 9 данного Закона является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
На данный Федеральный закон и ссылался директор ООО (мебельное производство), пытаясь оспорить результат уже произведенной проверки – постановление об истребовании документов на основании неправомерности факта проведения поверки. С момента создания данного предприятия и организации производства прошло около полугода.
Для того чтобы разобраться в этой ситуации и убедиться в правомерности или неправомерности действий противопожарных органов, нужно уяснить следующее.
Правила проведения проверок предприятий, в том числе государственными противопожарными органами, устанавливаются вышеупомянутым Законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, который является общим Законом, регулирующим данный вопрос, и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (специальные нормы проведения проверок юридических лиц на предмет противопожарной безопасности).
Статья 1 общего Закона гласит, что данным Федеральным законом устанавливаются, в частности, «порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (п. 2), а п. 4 той же статьи закрепляет «особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора)… (подп. 17) федеральный государственный пожарный надзор» (отсылка к специальному Закону).
Статья 6 специального Закона гласит: «Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
– запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
– выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты;
– производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
– вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
– составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений».
В результате уже проведенной, как было сказано выше, проверки было возбуждено дело об административном правонарушении, в рамках которого на основании ст. 23.34 КоАП РФ государственным противопожарным инспектором были истребованы у руководства ООО определенные документы и материалы. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений, а равно предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, о чем руководство ООО и было предупреждено в письменном виде.
Очевидно, что в данной ситуации необходимо оспаривать уже не только сам факт проведения проверки, как это предлагал директор, а административное производство в целом. Следует заметить, что сам факт незаконности проверки также является важным моментом, ибо на основании ст. 26.2 КоАП РФ, гласящей, что «не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; исходя из факта неправомерности произведенной проверки можно оспорить все производство по делу об административном правонарушении.
Возможно, безосновательно была проведена внеплановая проверка данного ООО. Возможно, протокол об административном правонарушении был составлен с нарушениями административно-процессуальных прав. Возможно оспаривание самого факта совершения данным ООО административного правонарушения.
Но!
Кроме вот этого определения об истребовании материалов и документов данное ООО не располагало никакими документами касательно возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении. Директор был не в курсе, что был составлен соответствующий протокол, не имел его копии и не мог предпринять никаких действий по обжалованию административного производства, не имел копии предписания о проведении проверки и не мог проверить правомерность ее проведения, не имел копии акта о проведении проверки.
Между тем предоставление копий документов касательно административного правонарушения лицу, в отношении которого возбуждено дело, обязательно согласно следующим нормам.
На основании ст. 28.7 Кодекса копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В отношении факта проверки: предоставление проверяемому лицу государственными контролирующими органами копии предписания о проведении проверки и копии акта проверки также обязательно.
В отношении плановой проверки в соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Внеплановая проверка может быть проведена исключительно по основаниям, указанным в ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контр оля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подп. «а» и «б», органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Статья 14, п. 3, предусматривает как в отношении плановой, так и в отношении внеплановой проверки, что «заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений».
Норма касательно вручения проверяемому лицу акта проверки закрепляется в п. 4 ст. 16 Закона: «Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки».
Обжалование результатов проверки также связывается законодателем с вручением проверяемому лицу под расписку копии акта проверки. Статья 16 Закона, п. 12, закрепляет, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы.
1. При предъявлении сотрудником государственного контролирующего органа удостоверения и предписания на проведение проверки руководитель проверяемой организации или иное уполномоченное им лицо (следует оформить доверенность), проверив предписание о проведении проверки, получив копию такого предписания и проверив служебное удостоверение проверяющего (сняв ксерокопию или, как минимум, переписав данные), должен выяснить, является ли данная проверка внеплановой (обязательно должно быть указано в распоряжении), а также основания проведения такой проверки (п. 5 распоряжения), и заявить, если есть уверенность в неправомерности как плановой, так и внеплановой проверки, о незаконности проведения проверки и сделать соответствующую отметку в акте проверки (Вы не вправе отказать в доступе и осмотре принадлежащего Вам объекта, являющегося предметом проверки). Получить копию акта проверки с такой Вашей отметкой.
В срок, установленный для обжалования, направить в проверяющий орган жалобу, в которой обоснованно указать причины отказа признать правомерность проверки. Жалоба направляется заказным письмом с описью вложения или с нарочным под расписку.
2. Целесообразно требовать от проверяющих органов предоставления заверенных копий всех документов, относящихся к проверке и к возможному делу об административном правонарушении, возбужденному в результате проверки.
3. Нужно внимательно изучать полученные предписания и прочие документы, соблюдать указанные в них сроки, в случае невозможности своевременно подготовить материалы по обжалованию – подать краткую жалобу с формулировкой: «С решением… не согласны. Ввиду сложности подготовки полный текст жалобы будет подан до… числа».