Бизнес-планирование как инструмент современного менеджмента в АПК



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2014


Кравченко Т.С.,
кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО ОрёлГАУ,
кафедра «Организация предпринимательской деятельности
и менеджмента в АПК»


Планирование является одной из основных функций менеджмента на уровне как обособленной единицы хозяйственной деятельности, так и экономики в целом. Бизнес-идея начинающего предпринимателя зарождается на бумаге в виде плана и только потом реализуется в конкретном бизнесе. Профессионально созданный бизнес-план – это рабочий инструмент руководителя предприятия, который способствует осуществлению управленческой и контрольной функции компании.


Перспектива развития любого процесса начинается с планирования, которое окружает человека, как в бытовых повседневных нуждах, так и в процессах глобализации экономики. В настоящее время повышению уровня жизни населения уделяется особое внимание в аграрной политике. Здесь нужны точные разработки и планы реализации для обеспечения продовольственной безопасности региона.


Предложена комплексная программа поддержки малых предприятий «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы». Программа обеспечивает субсидирование части затрат, понесённых сельхозтоваропроизводителями, вследствие своей основной деятельности и при уплате процентов по кредитам и займам. Целью программы является повышение производительности и обеспечение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности [6].


Орловская область – это один из наиболее развитых сельскохозяйственных регионов страны. Одним из наиболее важных условий при создании конкурентоспособности региона являются возможные условия расширения производства малых форм хозяйствования, которые на сегодняшний день прекрасно формируются. В рамках программы поддержки малых форм хозяйствования фермеры получают гранты на создание и развитие собственного бизнеса, на бытовое обустройство жилья на территории фермерского хозяйства, компенсацию первоначального взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, а также субсидии на оформление земель в собственность для воспроизводства в рамках фермерского хозяйства.


В 2012 г. на создание и развитие малых форм хозяйствования в сельской местности Орловщины выделено из федерального и областного бюджетов свыше 41 млн руб.


Грант на развитие семейных животноводческих ферм получили 5 К(Ф)Х (из 8 поданных заявок), и грант на создание К(Ф)Х и (или) единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам получен 18 К(Ф)Х (из 25 заявок).


На эти средства построено и реконструировано 8 животноводческих помещений, приобретено 300 голов КРС [5]. В 2012 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами оформлено около 1 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения. Из федерального и областного бюджета им были выделены субсидии на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения [5].


В 2013 г. по этим направлениям оказана поддержка 7 семейным животноводческим фермам и 19 начинающим фермерам в общем размере 43,3 млн руб. На создание семейных животноводческих ферм выделены средства в сумме 18,2 млн руб., объём средств, выделенных на поддержку начинающих фермеров, составляет 25,1 млн руб.


Также в областном бюджете предусмотрены 180 тыс. руб. на оформление К(Ф)Х в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, используемых ими. Интерес со стороны фермеров проявляется к развитию молочного скотоводства, овцеводства, есть проекты по открытию пчелопасек, гусиных ферм, выращиванию картофеля.


Конечно же, выделенные средства гранта не смогут решить всех проблем фермеров региона, но дать возможность для создания и стартового развития мини-фермы вполне возможно. Первые положительные результаты программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм можно увидеть в увеличении производства продукции сельского хозяйства и росте поголовья скота.


Несмотря на существующие проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их место в многоукладном аграрном производстве определено. На сегодняшний момент К(Ф)Х играют существенную роль в формировании ВВП страны. Например, по состоянию на 2012 г. на долю К(Ф)Х приходилось около 6,8%, из них на растениеводство – 4,6%, а на животноводство – 2,2%. Стоит отметить, что доля К(Ф)Х в общем объёме производства зерновых составляла 16,6%, овощей – 7,6%, картофеля – 7,4%, молочных продуктов – 4,4%, скота и птицы в живом весе – 3,9% .


По статистическим данным, в 2011 г. в К(Ф)Х и хозяйствах населения было произведено 36,2 тыс. т скота и птицы в живом весе (35%), 95,7 тыс. т молока (41,4%), 304,9 тыс. т зерна (18,2%), 410,2 тыс. т картофеля (92,0%), 79,9 тыс. т овощей (92,9%).


К 2013 г. численность орловских К(Ф)Х сократилась до 453 единиц по сравнению с 2011 г. – 1342 единицы. Однако численность поголовья скота в структуре хозяйств региона увеличилась: КРС – на 2% по сравнению с 2011 г. и на 5% по сравнению с 2012 г.; овец и коз – на 1,2 и на 1% соответственно (табл. 1).



После 2007 г. по всем показателям К(Ф)Х наблюдается спад производства по отношению к хозяйствам всех категорий. Несомненно, это связано с реализацией национального проекта «Развитие АПК», который больше помог развиваться крупным сельскохозяйственным организациям региона. А фермерские хозяйства остались в стороне, за исключением развития малозатратной отрасли, не требующей больших инвестиций, – овцеводства.


Развитие отрасли свиноводства исчерпывает себя, такая же тенденция наблюдается и в хозяйствах населения – 17,8% в структуре поголовья по всем категориям хозяйств на начало 2013 г. по сравнению с 48,7% в 2007 г. Это связано с созданием в 2006 г. и перспективным развитием первого в России Генетического центра по свиноводству в Орловской области, целью которого являлось в кратчайшие сроки изменить состояние племенного дела в свиноводстве и на этой основе обеспечить ускоренное развитие отрасли.



Доля производства продукции сельского хозяйства в структуре хозяйств области за последние годы увеличилась на 0,6%, объёмы производства продукции К(Ф)Х увеличились в 2012 г. по сравнению с предыдущим на 26%, по растениеводству – на 37% (табл. 2).


Одним из основных условий участия в программах поддержки является разработка бизнес-плана. Сам процесс планирования даёт возможность определить комплекс будущих мероприятий предпринимательской деятельности. Современная экономическая ситуация в аграрном секторе рыночных отношений предлагает предприятиям новые формы и модели планирования, которые позволят достичь максимального эффекта от принимаемых решений [6].


Хорошо зарекомендовали себя следующие методики составления бизнес-плана: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), UNIDO. В основе всех методик лежит описание структуры бизнес-плана и содержания его разделов, приводятся конкретные примеры бизнес-проектов, раскрывается структура затрат и прописываются нормативные акты, отражается необходимая литература.


Изучив это, собрав информацию и используя общие рекомендации, руководитель проекта сможет разработать инвестиционно привлекательный бизнес-план.


В методиках ЕБРР, МФК и UNIDO наибольшее внимание отдано обоснованию и оценке экономической эффективности бизнес-проекта. В методике МБРР – оценке рыночной ситуации, где осуществляет свою деятельность или предполагает занять нишу на рынке фирма, которая является инициатором проекта.


Структура бизнес-плана включает резюме проекта, описание предприятия, описание предлагаемого продукта, анализ отрасли и рынка, план маркетинговых мероприятий, раздел обеспеченности персоналом, производственный план, финансовый план, риски проекта.


Резюме – это основной рекламный раздел всего бизнес-проекта. Ознакомившись с данным разделом, инвестор принимает решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения бизнес-плана. Объём раздела составляет один-два листа. Составляется в последнюю очередь и отражает основное содержание всех разделов. Именно резюме способно привлечь внимание инвестора.


В разделе описания предприятия необходимо провести анализ функционирующего предприятия (показать историю развития бизнеса организации), указать условия (требования), необходимые для создания нового предприятия. Раскрывается организационно-правовая форма предприятия, представляется структура управления, организационная структура, определяющая координацию всех подразделений предприятия и её служб управления. Анализу подлежит и экономическая характеристика организации.


Описание продукции (товара, услуги) сопровождается оценкой конкурентных преимуществ товара, владением знаний о документации, содержащей данные о качестве товара, характеристикой возможностей товара в условиях изменений на внутреннем и внешних рынках в условиях ВТО. Необходимо дать название и назначение предлагаемой продукции, её основные характеристики (свойства, качество) и параметры (размер товара, вес, срок службы), отличительные особенности и преимущества (какую потребность удовлетворяет товар, то есть описать его полезный эффект – ради чего потребители будут приобретать продукцию), определить конкретных потребителей (для кого предназначен), оригинальность упаковки и дизайна, сильные и слабые стороны товара, его жизнеспособность на рынке (жизненный цикл продукции).


Далее необходимо оценить современное состояние развития предлагаемой отрасли, выявить положительные и отрицательные факторы влияния на динамические изменения в отраслевом анализе, определить расположение предприятия по отношению к основным покупателям и охарактеризовать возможности отрасли в условиях изменений на мировом рынке. Внешние силы, которые влияют на отрасль, неизбежно воздействуют и на ваш бизнес. Оценка отрасли позволяет более глубоко понять факторы успеха вашей компании и показать потенциальным инвесторам, что вы ориентируетесь во внешних условиях ведения бизнеса. Отраслевой анализ необходим для изучения состояния отрасли, в которой работает предприятие, стратегических перспектив её развития.


Обязательными в структуре бизнес-плана являются комплексный анализ рынка агропромышленной продукции, использование методов прогнозирования в бизнес-планировании и способов исследования анализа рынка сбыта продукции, оценка возможности конкуренции и конкурентного преимущества, а также определение способов продвижения новых продуктов на рынок АПК.


Анализ рынка – это исследование ситуаций компаний на рынке товаров и услуг в сфере предлагаемого проекта. На этом этапе проводят анализ требуемых затрат на покупку необходимого материала, процесса производства и реализации продукции, учитывая уровень получения запланированной прибыли. Анализ как внутренней, так и внешней среды стал одним из важных направлений для определения места хозяйствующего субъекта в развитии экономики области.


В разделе «персонал и управление» описывается структура штатного расписания, методика определения численности работников и начисления заработка. Конкурентоспособность и эффективность предприятия в значительной степени определяются квалифицированностью кадрового состава и опытом его работы в области запрашиваемого проектными изысканиями.


Производственный план – это основная составляющая бизнес-проекта, в которой раскрыты все процессы производства и труда, обоснованные соответствующими расчётными показателями. В разделе поэтапно описан процесс производства продукции в запланированном объёме, соответствующего качества и в известные сроки. Главная задача данного раздела – доказать инвестору, что предприниматель в состоянии производить нужное количество продукции в конкретные сроки и соответствующего качества.


В завершение раздела необходимо оценить возможные издержки производства и их динамику на перспективу. Следует также предусмотреть затраты, связанные с экологической безопасностью, утилизацией отходов и государственным регулированием данных вопросов.


Процесс разработки плана маркетинга определяется в результате последовательного изучения потребностей и спроса, проведения SWOT-анализа, формирования стратегии ценообразования, определения процесса сбыта продукции, определения комплекса критериев по созданию и стимулированию надобностей потребителей, разработки бюджета маркетинга.


План организационных мероприятий компании в рамках проекта позволяет определить потенциальному инвестору эффективность предлагаемого к реализации проекта.


Финансовое планирование является значимой составляющей внутрифирменного планирования предприятия. Смысл его для внутренней среды фирмы обозначается формированием стратегических целей через конкретные финансовые показатели; предельно доступными границами издержек по исполнению всех планов компании; необходимой полнотой информации для разработки и корректировки стратегии предприятия.


Составление финансового плана – одно из важнейших средств контакта с потребителями, поставщиками, инвесторами, кредиторами, то есть с внешней средой проектного предприятия. Цель финансового плана — определение экономической эффективности проекта и финансового состояния предлагаемой бизнес-идеи. В раздел включается финансовая информация о проекте, рассчитывается его стоимость, возможная помощь инвестора и деловых партнеров, оценивается способность нового бизнеса обеспечивать поступление денежных средств в достаточном объёме для исполнения платежей по обязательствам выплаты процентов или дивидендов, погашение кредитов.


В разделе рисков, гарантий и страхования необходимо сконцентрировать внимание на степени риска бизнес-проекта со стороны как предпринимателя, так и выгод потенциальных инвесторов; на проблемах, с которыми можно столкнуться. Необходимо оценить чувствительность проекта, определить методы снижения проектных рисков, способы страхования и гарантии.


Для создания и развития малого предприятия в сельском хозяйстве бизнес-план является важным и нужным документом. Разработка его даёт возможность точно оценить состояние предприятия, показать его слабые и сильные стороны, определить необходимые потребности для реализации бизнес-идеи, проанализировать открывающиеся перспективы, спрогнозировать и предотвратить возможные трудные моменты, выяснить их причины и найти способ их устранения.


Литература
1. Наумов А.И. Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве [На примере Орловской обл.]: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. – Воронеж, 2004. – 55 с.
2. Программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orelsau.ru
3. Погорельцева О. Роль бизнес-планирования для малого предпринимательства в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: scienceforum.ru/2013/pdf/3554.pdf
4. Рыбалко Т.С. Оценка экономической эффективности инновационных технологий производства продукции растениеводства : на материалах Орловской области: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – Орел, 2007.– 23 с.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orel.gks.ru/
6. Учебное пособие: «Бизнес-планирование» / В.И. Савкин, Т.С. Кравченко, Н.А. Сухочева. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2013. – 360 с.
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: gks.ru/

23.09.2021

Также по этой теме: