Функционирование таможенных представителей в условиях изменения экспортно-импортных потоков



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2015


Погарская А.С.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного права
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»


Филатова Е.В.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
таможенного права ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»


Рассмотрен участник внешнеэкономической деятельности – таможенный представитель. Выделены требования, выполнение которых необходимо, для того чтобы получить статус «таможенный представитель». Отмечено, что деятельность и развитие таможенного представителя прямо зависят от объёма экспорта и импорта товаров, их динамики, географического распределения, товарного состава и участия государства в мировой торговле. Проведён анализ внешней торговли России за 2011–2014 гг. Рассмотрена структура экспорта России. Выделены мероприятия, выполнение которых позволит успешно функционировать таможенным представителям в условиях изменения экспортно-импортных потоков.


Война на Украине, запреты на финансовые операции ряду российских компаний, ответные запреты на экспорт европейской продовольственной продукции, обвал рубля, финансовый кризис в России во многом определили торговые и экономические взаимоотношения с рядом стран и, как следствие, затронули деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).


Нет ни одного участника ВЭД, который не испытал на себе кризисные явления, которые нередко приводят к банкротству. Мы будем рассматривать участника ВЭД, известного как «таможенный представитель». Перед руководством таможенного представителя встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивую работу компании.


Таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включённое в реестр таможенных представителей, которое вправе ограничивать сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определённых видов товаров. Отношения такой компании с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного представителя от заключения договора, если он может оказать услугу или выполнить работу, не допускается. Исключение: исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченной таможенным представителем. Другой случай: есть достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица противоправны и влекут уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела. Такая компания (таможенный представитель) не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, только если это не касается предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.


Компания, имеющая статус «таможенный представитель», может уплачивать таможенные  платежи за клиента (если это предусмотрено условиями заключённого между ними договора). При декларировании и выпуске товаров она несёт солидарную ответственность и обязанность вместе с заинтересованными лицами в отношении данного товара по уплате платежей, по недостоверному заявлению сведений (вне зависимости от условий договора). Таможенный представитель не обязан совершать таможенные операции, которые связаны с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, но обязан представлять в таможенные органы отчётность, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (для российской компании). Если компанией получена информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую тайну либо другую конфиденциальную информацию, то она не должна разглашать или использовать такую тайну для собственных целей.


Для того чтобы стать таможенным представителем, необходимо выполнить ряд условий, а именно [3; 4]:
– наличие в штате не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям;
– предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро, по курсу валют в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС на день предоставления такого обеспечения;
– наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу предъявляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами;
– иные требования, установленные таможенным законодательством ЕАЭС или национальным законодательством государства–участника ЕАЭС;
– юридическое лицо не должно являться казённым предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием; организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие;
– отсутствие у юридического лица невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу;
– отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 руб. и более на дату принятия решения о включении в реестр таможенных представителей.


Деятельность и развитие таможенного представителя напрямую зависит от внешней торговли, характеризующейся объёмом экспорта и импорта товаров, их динамики, географического распределения, товарного состава и участия государства в мировой торговле. На рисунке 1 наглядно представлен сравнительный анализ внешней торговли России за 2011–2014 гг.



По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 г. составил 782,9 млрд долл. и по сравнению с 2013 г. сократился на 7%, что обусловлено сокращением экспорта на 5,8% и импорта – на 9,2% (496,9 млрд и 286 млрд долл. соответственно). Подобная тенденция снижения показателей объясняется влиянием таких факторов, как падение мировых цен на нефть, обесценивание рубля, а также взаимные санкции.


Безусловно, в сложившихся обстоятельствах участникам ВЭД необходимо отслеживать основные тенденции структурных изменений экспорта и импорта товаров.


На рисунке 2 показаны основные группы товаров, экспортируемых Россией в страны дальнего зарубежья.



Видно, что в экспорте стран дальнего зарубежья и СНГ в 2014 г. основная доля приходилась на топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре составил 73 и 44% соответственно. Второе место в экспорте стран дальнего зарубежья занимают металлы, а в экспорте стран СНГ – машины и оборудование.


На остальные группы приходится 10% и менее.


Снижение стоимостного объёма экспорта в первую очередь связано с резким снижением цен на нефть, которое продолжается в 2015 г. Вырос лишь объём экспорта зерновых.


За 2014 г. Россия экспортировала свыше 220 млн т сырой нефти и заняла третье место по объёму её поставок после Саудовской Аравии и Анголы. При этом по сравнению с 2013 г. экспорт снизился на 6,6%, что объясняется снижением курса рубля и падением цен на нефть в конце года из-за отказа арабских стран сократить добычу нефти.


Среди импортируемых товаров преобладает готовая продукция. На долю машин и оборудования в 2014 г. пришлось 50,5%, удельный вес продукции химической промышленности составил 16,8%, продовольственных товаров и сырья для их производства – 13,4 %, а на импорт металлов и изделий из них пришлось 5,7%.


Структура основных поставщиков зависит от вида продукции.



Из рисунка 3 видно, что наибольший объём поставок приходится на Китай и Германию. Спад отмечен для всех поставщиков. Поставки из Белоруссии сократились на 40,8%, Украины – 39,9%, Китая – 3,3%, Германии – 16%, Японии – 19,4%.


В объёмах российского импорта химическая промышленность занимает второе место, основные поставщики представлены на рисунке 4. В 2014 г. спад составил 7,5%. В свою очередь, физические объёмы ввоза органических химических соединений снизились на 3,4%, фармацевтической продукции – на 1,4%, пластмасс и изделий из них – на 2,4%.



Несмотря на общее снижение, увеличились поставки из Китая на 3,8%, в основном за счёт удобрений, которые Россия закупала для сельскохозяйственных нужд. Остальные страны показали спад: Франция – 8,4%, США – 5,1%, Италия – 4,9%. Снижение затронуло и страны СНГ.


Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё являются одними из ключевых в российском импорте. Основные поставщики представлены на рисунке 5.



Стоимостные объёмы импортных поставок продовольственных товаров сократились по сравнению с 2013 г. на 7,7%. Это связано не только с сокращением ввоза продукции из-за рубежа, но и с уменьшением цен ряда товаров на мировых рынках в середине года. Наибольшее снижение импорта коснулось продуктов животного происхождения. Именно на данные товары приходится наибольшая доля российского импорта продовольствия, поскольку отечественное производство развито слабо. Несмотря на то что значительно увеличились поставки мясной продукции из Бразилии, они пока не могут компенсировать импорт из других стран, попавших под эмбарго.


Физические объёмы закупок свежемороженого мяса снизились на 24,3%, мяса птицы – на 13,6%, рыбы мороженой – на 16,2%, масла сливочного – на 13,2%, сыров и творога – на 38,1%, цитрусовых – на 3,1%. Данные товары попали под действие эмбарго и действие ограничительных мер. Физические объёмы импорта кофе возросли на 12,6%, кукурузы – на 22,3% (благодаря росту её производства в зарубежье), продуктов, содержащих какао, – на 14,4%.


Импорт продовольствия из стран СНГ преимущественно снизился, стоимостные и физические объёмы поставок упали соответственно на 10,0 и 11,5%. Физические объёмы ввоза мяса птицы снизились на 15,7%, сгущённого молока – на 11,6%, сыров и творога – на 16,4%, пшеницы – на 56,1%, продуктов, содержащих какао, – на 56,5%.


Вместе с тем возросли физические объёмы закупок свежемороженого мяса на 6,8%, молока и сливок – на 13,4%, сливочного масла – на 33,6%. Поскольку именно эти товары попадают под действие продовольственного эмбарго, Россия стала закупать в странах СНГ большую их часть.


Одновременно с этим импорт из Бразилии вырос на 22,4%, из Белоруссии – на 21,7% (мясо, сыры, масла, зерновые). Также выросли поставки из Китая на 12,8% и Турции на 0,5%. Поставки из остальных стран заметно снизились, что привело к ухудшению показателей импорта данной товарной группы.


Текстильные изделия Россия в основном покупает за рубежом. На импорт приходится более 94% всей внешней торговли данными группами товаров. При этом объём импорта в 2014 г. снизился на 13% и составил 16,3 млрд долл. Это связано со снижением курса рубля, а также с низким потребительским спросом.



Из рисунка 6 видно, что основным поставщиком текстильной продукции и кожи (меха) является Китай, на долю которого приходится 45 и 55% соответственно. Основными импортируемыми товарами в Россию стали обувь, трикотажные полотна и изделия из трикотажа, готовые текстильные изделия, химические нити и волокна.


Одновременно с этим, несмотря на то что почти половина импорта приходится на Китай, поставки из Поднебесной сократились на 12,8%, что обусловлено отказом многих компаний от поставок партий товаров, заказанных ранее. За Китаем следует Турция – 1,08 млрд долл. США (6,6% от всего импорта текстильных изделий).


Наибольшая доля кожи и изделий из меха поступает в Россию в виде импортируемой продукции. Всего во внешнеторговом обороте данными товарами на импорт приходится более 75%. При этом закупается в основном готовая продукция (шубы, куртки, сумки). Импорт данных товаров в 2014 г. снизился на 12% и составил 1,28 млрд долл. США, что обусловлено снижением потребительского спроса в связи со снижением курса национальной валюты.


Россией закупается ощутимый объём минеральных продуктов для переработки.


На долю импорта данных товаров приходится только 2%. Стоимость их импорта к концу года снизилась, что связано с уменьшением цен на нефть.



Наибольший объём импортных поставок минеральных продуктов (рис. 7) приходится на Казахстан, Белоруссию и Украину (40,5; 16,2 и 12,4%). Несмотря на падение цен, импорт нефтепродуктов из Казахстана вырос на 7,7% и составил 2,93 млрд долл. США.


Рассмотрев основные изменения в статистике внешней торговли, проанализируем направления деятельности некоторых таможенных представителей в порту Новороссийск.




Как видно из таблицы 1, перечисленные таможенные представители предоставляют достаточно однотипный набор услуг при постоянно меняющихся условиях экспортно-импортных потоков. Для удержания старых и привлечения новых клиентов можно рекомендовать ряд действий как со стороны самих таможенных представителей, так и со стороны институциональных органов таможенной деятельности.


1. Создание института экспортных таможенных представителей. Такой шаг в рамках плана мероприятий по поддержке доступа отечественных компаний на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта позволит стимулировать производство экспортоориентированных товаров, а также будет благоприятствовать созданию более комфортных условий при осуществлении экспорта малыми и средними производственными компаниями. Такой институт будет обладать достаточными знаниями в области таможенного дела, который поможет мелкому и среднему бизнесу выйти на зарубежный рынок.


2. Создание института таможенного представителя для интернет-торговли. Сегодня, когда услугами интернет-магазинов пользуются миллионы граждан, такой профессиональный посредник необходим. Планируется, что такие посредники смогут организовать простой и понятный информационный и финансовый ресурс при оплате гражданами таможенных пошлин и платежей сверх установленных лимитов.


3. Снижение предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Для компаний, функционирующих в настоящих условиях, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 1 млн евро трудно достижимо. Банки неохотно предоставляют подобную гарантию, а самой компании вывести из оборота такую сумму в условиях кризиса практически невозможно.


4. Развитие информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками ВЭД в рамках «единого окна». Сегодня Федеральная таможенная служба России уделяет особое внимание развитию информационного обеспечения, поэтому и сами компании, в том числе таможенные представители, должны развивать подобные технологии. Это позволит упростить взаимодействие авторизованного клиента с таможенным представителем через веб-сайт. С помощью такого портала удобно отслеживать перемещение грузов и изменение статусов грузов, экономить время при прямой передаче таможенной информации.


Предлагаемые мероприятия позволят таможенным представителям снизить затраты за счёт сокращения времени подготовки документов, стать привлекательнее для клиента, что в конечном счёте позволит им эффективно функционировать даже в условиях кризиса.


Литература
1. Информационное агентство РЖД Партнёр.РУ [Электронный ресурс]. URL: rzd-partner.ru/news/tamozhnia/fts-planiruet-sozdanie-instituta-ieksportnogotamozhennogopredstavitelia
2. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: customs.ru
3. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru
4. Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru

29.12.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста