Корпоративные ценности в банковском секторе: российская и зарубежная практика



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2016


Просвиркина Е.Ю.,
преподаватель Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», докторант бизнес-школы
SBS Swiss Business School


Просвиркин Н.Ю.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Национального исследовательского университета
«Самарский государственный аэрокосмический университет
имени академика С.П. Королёва»


Статья посвящена изучению публично декларируемых ценностей в российском банковском секторе. Сбор данных основан на анализе сайтов банков, их кодексов этики и корпоративного поведения, пресс-релизов и публичных выступлений руководителей компаний.


В исследование вошли 50 наиболее крупных банков российского рынка. Всё многообразие публично декларируемых ценностей сгруппировано в 16 категорий. На базе расчёта индекса
ценностей (CV-Index) выделены ценности, наиболее популярные в российском банковском секторе. Приведено сравнение полученных результатов с зарубежной практикой.


Компании по всему миру формулируют корпоративные ценности и публично их декларируют [5]. Топ-менеджеры заявляют, что вопросы этического поведения, честности, порядочности и социально ответственного поведения становятся ключевыми в повестке дня управления компаниями [3; 8]. Не всегда компании, декларирующие ценности, следуют им и соблюдают их. Памятна компания Enron, руководство которой всегда заявляло об этическом поведении и честности, но в результате незаконного ведения бизнеса многие топ-менеджеры организации оказались в тюрьме.


Повышенный интерес к системам управления, основанным на ценностях, появился как раз после скандалов, в которые были вовлечены крупные корпорации (Enron, WorldCom, Tyco). С тех пор «руководство многих компаний осознало необходимость строить систему управления компаниями, базируясь на ценности честного ведения бизнеса, открытости и порядочности» [4, c. 528]. Руководства компаний совершенствуют системы управления, основанные на ценностях. Главные направления: информирование и обучение персонала; оценка сотрудников по приверженности корпоративным ценностям; оценка индивидуальных ценностей кандидатов на вакансии; приглашение консультантов для формирования эффективной системы управления, основанной на ценностях [2].


Сейчас много компаний декларируют ценности. Самыми популярными корпоративными ценностями в развитых странах считаются «инновации, постоянное развитие, превосходство, качество, семья, удовлетворение потребностей клиентов» [6, c. 51].


Отечественной работы, посвящённой рассмотрению публично декларируемых ценностей в различных отраслях, обнаружить не удалось. Мы изучили корпоративные ценностей банков, работающих на российском рынке.


Методология исследования и характеристика выборки
В выборку вошли 50 наиболее крупных банков России. Для выбора использован рейтинг Banki.ru, рассчитанный по ключевым показателям деятельности с использованием отчётности кредитных организаций России. Характеристика банков, вошедших в исследование, представлена в таблице 1.




В выборке преобладают банки, которые оперируют на российском рынке около 20 лет: 62% выборки составили банки, функционирующие 14–20 лет; 30% – более 20 лет. Основную долю выборки составили частные банки с отечественным капиталом.


В исследование включено 30% международных банков для анализа различий в системе управления, основанной на ценностях, в российской и международной среде.


У основной доли банков большая численность персонала. У 48% выборки численность сотрудников превышает 5000 человек и у 44% банков численность – от 1000 до 5000 работников. Кроме того, в качестве показателя, характеризующего банки, была выбрана структура акционерного капитала. В исследовании 72% выборки составили банки с высокой концентраций и 18% – со средней. В исследовании приняли участие банки с широкой региональной сетью. 81,3% банков имеют более 40 филиалов, при этом только 3% банков оперируют только в одной географической зоне. 78% обследуемых банков являются универсальными, 14% – корпоративными и 8% – розничными.


Для изучения корпоративных ценностей в российском банковском секторе были изучены официальные сайты банков, годовые отчёты, кодексы этики и кодексы корпоративного поведения. Удалось выяснить, каким образом российские банки определяют ценности и какие ценности являются ключевыми. Для представления данныхо корпоративных ценностях банков был рассчитан индекс ценностей   где  –количественный показатель, равный сумме повторений той или иной корпоративной ценности, если банк i декларирует корпоративную ценность j. Данный количественный показатель используется для анализа ценностей в различных странах [4, c. 531].


Результаты исследования
Понимание ценностей в российском банковском секторе. В зарубежной практике корпоративные ценности зачастую определяются как «совокупность организационных верований и отношений, определяющих деятельность компании» [7, c. 421]. В российском банковском секторе под корпоративными ценностями понимаются принципы ведения бизнеса и объединения сотрудников.


П р и м е р ы.
Наши ценности – это свод принципов, исходя из которых руководители Банка будут ставить цели и определять, достигнуты ли они. Эти ценности лежат в основе взаимоотношений между сотрудниками, системы управления внутри Банка, а также взаимоотношений Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей Банка принципиально важно для перехода Банка на новый качественный уровень развития. (ОАО «Сбербанк России».)


Корпоративные ценности – это принципы и правила, направленные на повышение капитализации, финансовой стабильности и эффективности ВТБ. (ОАО «Банк ВТБ».)


Ценности – это модели эффективного поведения в тех нестандартных, порой сложных, ситуациях, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в нашей повседневной рабочей деятельности и которые помогают нам ответственно и профессионально принимать решения. (ЗАО «ЮниКредит Банк».)


Корпоративные ценности – это основные элементы корпоративной культуры, которые направляют деятельность компании. Они отличают её от других, сплачивают сотрудников и во многом определяют развитие бизнеса. (ОАО «Банк Зенит».)


Из 50 банков, по которым была собрана информация, 86% публично декларируют ценности. Если банк декларирует ценности, то чаще всего эта информация размещается на его официальном сайте (65% банков) либо в кодексах этики, корпоративного поведения или корпоративного управления (20%). В большинстве случаев в кодексах корпоративного управления внимание уделяется в большей степени описанию принципов взаимодействия с акционерами, структуры банка и другим вопросам стратегического характера. Корпоративные ценности в кодексе отражены только в ОАО АКБ «Росбанк» и ЗАО АКБ «Новикомбанк». Реже ценности декларируются в пресс-релизах и новостных лентах банка (12,5% банков), а также в публичных выступлениях руководства (2,5% банков).


Банки декларируют разнообразные корпоративные ценности. Однако, несмотря на видимое разнообразие, зачастую под разными формулировками понимаются одни и те же ценности. Все сформулированные ценности были сгруппированы в 15 категорий, остальные декларируемые ценности, не вошедшие в какую-либо из перечисленных категорий, были отнесены к группе «другие ценности».




Выделенные формулировки ценностей в большинстве своём направлены на взаимодействие с внешней средой (законность, партнёрство со стейкхолдерами; клиентоориентированность; репутация) и редко – на управление внутренними процессами (внимание к сотрудникам; чувство гордости за компанию; коллектив; взаимопомощь).


Чаще всего декларируются ценности: клиентоориентированность, командный дух, результативность и эффективность, профессионализм, социальная ответственность.


Процент банков, декларирующих ту или иную корпоративную ценность, представлен на рисунке 1.



Расчёт индекса ценностей. Расчёт индекса каждой ценности позволит выявить для российского банковского сектора часто встречающиеся значимые ценности. Данные рассчитанного индекса представлены в таблице 3.




Таким образом, часто повторяющимися ценностями в российской банковской среде являются доверие, результативность и эффективность, общечеловеческие ценности и командный дух. По сравнению с Канадой обнаруживаются отличия. «Наиболее часто повторяющимися ценностями в Канаде являются подотчётность, смелость, превосходство и законность» [4, c. 534]. Различие показывает ориентацию российского банковского сектора на количественное значение финансовых показателей, в то время как на зрелых финансовых рынках большее значение приобретают законность, подотчётность и высокое качество предоставления услуг, что выражается в публичном декларировании ценностей.


Заключение
Анализ информации по 50 наиболее крупным банкам на российском рынке показал разнообразие корпоративных ценностей, публикуемых банками. Зачастую они имеют одно и то же смысловое содержание. В связи с этим публично декларируемые ценности были сгруппированы в 16 основных категорий. Несмотря на разнообразие формулировок, наблюдается единогласное мнение, что ценности – это принципы ведения бизнеса и объединения сотрудников. Наиболее часто декларируемыми ценностями в российском банковском секторе являются: клиентоориентированность, командный дух, результативность и эффективность, профессионализм и социальная ответственность.


Таким образом, банки в России ориентируются на достижение эффективности и результативности, в то время как на зрелых финансовых рынках большее значение приобретают законность, подотчётность и высокое качество предоставления услуг.


Можно предположить, что по мере развития российского банковского сектора будут меняться и приоритеты в управлении и корпоративных ценностях.


Литература
1. Рейтинги банков// Информационный портал Banki.ru [Электронный ресурс]. URL: banki.ru/banks/ratings/
2. Alas R., Vadi M., Sun W. (2010) Impact of Work-related Values upon Attitudes Toward Changes and Organizational Learning in Chinese Organizations. Chinese Management Studies, Vol. 3, No. 2, pp. 117–129.
3. Brytting T., Trollestad C. (2000) Managerial Thinking on Value-Based Management. International Journal of Value-Based Management, Vol. 13, pp. 55–77.
4. Donker H., Poff D., and Zahir S. (2008) Corporate Values, Codes of Ethics, and Firm Performance: A Look at the Canadian Context. Journal of Business Ethics, Vol. 82, No. 3, pp. 527–537.
5. Jaakson K. (2010) Management by Values: are Some Values Better than Others? Journal of Management Development, Vol. 29, No. 9, pp. 795–806.
6. Klenke K. (2005) Corporate Values as Multi-level, Multi-domain Antecedents of Leader Behaviors International Journal of Manpower, Vol. 26 No. 1, pp. 50–66.
7. Padaki V. (2000) Coming to Grips with Organizational Values. Development in Practice, Vol. 10, Nо. 3-4, рp. 420–435.
8. Van Lee R., Fabish L, and McGaw N. (2005) The Value of Corporate Values. Strategy and Business, Vol. 39, pp. 1–15.


21.09.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста