К вопросу о конвергенции контроллинга и менеджмента качества



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2011


Плетнёва Н.П.,
к. т. н., доцент кафедры
управления качеством
Мордовского университета


В первом номере журнала за 2011 г. опубликована статья А. С. Муратова и И. П. Поварич «Конвергенция контроллинга и менеджмента качества» [1]. В связи с тем что подход к управлению организацией на основе менеджмента качества становится всё более актуальным [2], в том числе и в России, мы хотели бы высказать некоторые соображения по данному вопросу.


Подход к управлению организациями на основе менеджмента качества сформировался не «в последнее десятилетие», как считают авторы [1], а значительно раньше. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000, объектом стандартизации в которых являлись системы качества, выпущена в 1987 г. Нельзя также согласиться с утверждением авторов о том, что «контроллинг фокусирует свое внимание на согласовании функций управления, интересов, целей, а менеджмент качества – на согласовании свойств процессов, результатов.


Контроллинг не пересекается с проблематикой менеджмента качества, и наоборот». Достаточно познакомиться с содержанием стандарта ИСО 9004:2009, чтобы понять, что менеджмент качества охватывает не только свойства процессов, но и стратегию и политику организации, финансовые ресурсы, инфраструктуру организации, а также процессы мониторинга, измерения, анализа всех областей деятельности организации, входящих в систему качества.


Вызывает также сомнения необходимость предпринятого авторами [1] «проведения различий» между понятиями «менеджмент» и «управление»: «если система ориентирована в большей степени на внешнее воздействие – это система управления, а если на самоорганизацию, саморазвитие – система менеджмента». В соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ИСО 9004:2009 система качества ориентирована как на саморазвитие (постоянное улучшение), так и на взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами (см. модель системы качества, приведенную на рис. 1 в тексте стандартов). Тогда, если пользоваться критериями авторов статьи, систему качества следует отнести к системам управления или менеджмента?


Вызывает также удивление утверждение авторов статьи [1] о том, что «до настоящего времени единой точки зрения по составу функций управления на предприятии не выработано». Напомним о том, что в 1980-х гг. в СССР был разработан комплекс государственных стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», устанавливавший общие для отраслей промышленности положения и требования по построению и функционированию системы управления объединением и предприятием. Важнейшие положения и требования по построению и функционированию системы управления объединением и предприятием, установленные в комплексе стандартов, были апробированы на ряде передовых предприятий различных отраслей промышленности и крупных регионов страны. ГОСТ 24525.0–80  «Управление производственным объединением и промышленным предприятием» выделяет  следующие важнейшие функции управления предприятием: прогнозирование и планирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль, учет и анализ. Данные функции управления были приняты за основу в Комплексной системе управления качеством продукции (КСУКП), созданной коллективом авторов под руководством профессора А. В. Гличева и получившей широчайшее распространение в СССР в 70–80 гг. прошлого столетия [3].


Авторы [1] утверждают, что «международные стандарты на системы менеджмента качества слабо адаптированы к системам управления российских предприятий». А может быть, наоборот? И далее: «Вместо обновленной системы управления (контроллинга) предприятием имеем ещё одну подсистему управления». Так сколько же подсистем управления на предприятии? По нашему мнению – одна [4].


Далее авторы [1] задаются вопросом: «Возможно ли взаимопроникновение системы контроллинга и системы менеджмента качества?» Хотелось бы обратить внимание авторов на то, что стандарты ИСО серии 9000 редакции 2000 г. включают три документа (ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000). Название серии даётся авторами с искажениями: «Системы менеджмента качества. Руководство (правильно – рекомендации) по улучшению деятельности». В настоящее время указанные стандарты отменены вследствие выпуска в 2008 г. новой редакции данных документов.


Авторы [1] приводят модель системы менеджмента качества (модель EFQM). Модель системы менеджмента качества приводится в стандартах ИСО 9001:2008 и ИСО 9004:2009. Достаточно заглянуть в указанные документы, чтобы понять, что данная модель не является моделью EFQM (моделью делового совершенства).


Затем в [1] излагаются подходы к объединению («конвергенции») системы контроллинга и системы менеджмента качества. По мнению авторов, «основные результаты работы должны трансформироваться в ощущаемой всеми и всем понятный критерий эффективности работы. Таковым может стать «уровень жизни» или «качество жизни» персонала и всех заинтересованных лиц». Анализ приведенной точки зрения указывает, к сожалению, на весьма приблизительное, иллюзорное представление о функционировании системы управления реального  производственного предприятия. Авторы [1] пишут о том, что «определены условия конвергенции концепции контроллинга и концепции менеджмента качества». Вопрос о переходе от «концепций» к системам управления остаётся открытым.


Наши выводы в полной мере подтверждаются рассуждениями авторов [1] о «гармоничном производстве» и «гармонизации производства», а также о путях построения единой системы контроллинга на предприятии в виде совокупности матриц. Каким образом данная система матриц будет вписываться в существующую систему управления предприятием, понять невозможно.


Список литературных источников, прилагаемый к статье, включает работы по контроллингу, финансовому менеджменту, управлению металлургическим производством, горным производством. К сожалению, нет ни одной монографии или учебника по менеджменту качества.


Литература
1. Муратов А.С., Поварич И. П. Конвергенция контроллинга и менеджмента качества // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 135–142.
2. ISO 9004:2009 «Managing for the sustained success of an organization. – A quality management approach».
3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
4. Сажин Ю.В. Анализ результативности систем менеджмента качества в России / Ю.В. Сажин, Н.П. Плетнёва // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2008. – № 11 (49). – С. 97–100.


27.09.2018

Также по этой теме: