Финансовая поддержка деятельности социально ориентированных НКО за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2013


Грищенко А.В.,
главный редактор журнала

Шабаев Р.Э.,
ГБУ «Гражданская смена»

Впервые идея о создании института социально ориентированных некоммерческих организаций была озвучена в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2009 г. Д.А. Медведев сообщил: «Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности».

Президентская инициатива впоследствии нашла законодательное отражение. Федеральным законом от 5 июля 2010 г. № 40-ФЗ был введен п. 2.1. в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которому социально ориентированными некоммерческими организациями признаются НКО, созданные в предусмотренных данным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных  объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность,  направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия  благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства,  здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Главная особенность института социально ориентированных НКО заключается в поддержке таких организаций органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Такую поддержку могут получить только те организации, которые в соответствии с их учредительными документами осуществляют перечисленные ранее виды деятельности, а также другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации и установленные региональными органами власти.

Например, в г. Москве органы государственной власти в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным НКО, осуществляющим следующие виды деятельности:
1) защита семьи, детства, материнства и отцовства, преодоление социального сиротства, развитие семейных форм воспитания детей;
2) содействие адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
4) профилактика негативных явлений в подростковой и молодежной среде;
5) гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, содействие сохранению и популяризации отечественного исторического и культурного наследия, поддержка проектов в области культуры и искусства;
6) организация досуга жителей г. Москвы;
7) просветительская деятельность;
8) научно-исследовательская деятельность по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;
9) содействие укреплению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактике экстремизма, ксенофобии, иных социально опасных форм поведения граждан;
10) обеспечение и содействие трудовой занятости;
11) развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления;
12) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных  некоммерческих организаций, популяризация их деятельности.

Государственная поддержка социально ориентированных НКО осуществляется по трем направлениям:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также  поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным НКО и юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Финансовая поддержка социально ориентированным НКО осуществляется как за счет средств как федерального бюджета, так и за счет средств региональных бюджетов. В расходах федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти предусматриваются бюджетные  ассигнования на предоставление субсидий на поддержку НКО, осуществляющих деятельность в различных социально ориентированных сферах: в образовании, культуре, в сфере защиты прав граждан, материнства и детства, социального обеспечения инвалидов и их семей (более 10 млрд руб. ежегодно).

Так, в федеральном бюджете ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования для оказания поддержки отдельным общественным организациям инвалидов, ветеранов и иным НКО, уставная деятельности которых направлена на решение социальных вопросов, защиту прав и законных интересов граждан.

Указанные средства предоставляются для оказания помощи общественным организациям, в том числе на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов, в соответствии с уставными целями.

В Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон о бюджете) на указанные цели Министерству труда и социальной защиты РФ предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1120,2 млн руб. в 2013 г., 910,2 млн руб. в 2014 и 2015 гг.

Кроме того, Минтруду России предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1282,5 млн руб. на предоставление субсидий из федерального бюджета в целях государственной поддержки общероссийских общественных организаций инвалидов. Такие субсидии предоставляются данным организациям на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, направленной на решение социальных проблем инвалидов, частичное финансовое обеспечение расходов на укрепление материально-технической базы общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются получатели субсидий, а также на реализацию мероприятий, проводимых получателями субсидий и этими организациями в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

В настоящее время осуществляется также поддержка социально ориентированных НКО,  специализирующихся на вопросах защиты прав и интересов семьи и детей. Предоставление  средств осуществляется через Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. № 404.

Законом о бюджете на разработку и реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета в объеме в объеме 1 млрд. руб. ежегодно.

Управлению делами Президента РФ в федеральном бюджете на 2013–2015 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества: 2370,0 млн руб. на 2013 г., 2340,0 млн руб. на 2014 г.; 2310,0 млн руб. на 2015 г.

Перечень организаций – получателей субсидий ежегодно утверждается распоряжением   Президента РФ. Так, согласно распоряжению Президента РФ от 29 марта 2013 г. № 115-рп субсидии в размере 2 320 000 тыс. руб. предоставлены следующим некоммерческим   неправительственным организациям, реализующим социально значимые проекты и участвующим в развитии институтов гражданского общества:
1) региональная общественная организация «Институт проблем гражданского общества»;
2) общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд»;
3) общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»;
4) общероссийская общественная организация «Лига здоровья наций»;
5) общероссийская общественная организация Общество «Знание» России;
6) некоммерческий фонд Институт социально-экономических и политических исследований.

Важно подчеркнуть, что данные субсидии являются целевыми и могут быть использованы только на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации ими социально значимых проектов. Принять участие в конкурсах может принять любая НКО. Однако стоит учитывать, что каждая из вышеперечисленных организаций вправе предоставить гранты на реализацию проектов в определенных областях и сферах, также утвержденных распоряжением Президента РФ № 115-рп.

Начиная с 2011 г. Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) обеспечивает поддержку социально ориентированных НКО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным НКО».

Одним из приоритетных направлений оказания указанной поддержки является профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства (проекты в области профилактики отказов матерей от детей при их рождении, содействие устройству детей в семье, поддержка семей в трудной жизненной ситуации, содействие социальной адаптации воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа, содействие профилактике правонарушений несовершеннолетних, поддержка многодетных семей, неполных семей с двумя и более детьми, семей, потерявших кормильца, содействие занятости членов таких семей, предоставление бесплатной информации молодым семьям о методах семейного воспитания и обучения).

В объеме субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных НКО 58 из 162 млн руб. (35%) в 2012 г. приходилось на социально ориентированные НКО, специализирующиеся на вопросах защиты прав и интересов семьи и детей.

Кроме того, в 2012 г. региональными органами исполнительной власти за счет полученных субсидий из федерального бюджета оказана финансовая поддержка социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность по профилактике социального сиротства, поддержке материнства и детства, в объеме 126 млн руб. (21% выделенных из федерального бюджета средств).

Однако помимо указанных, поддержка социально ориентированных НКО осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
– профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
– повышение качества жизни людей пожилого возраста;
– социальная адаптация инвалидов и их семей;
– развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
– развитие межнационального сотрудничества;
– иные направления деятельности, мероприятия по которым осуществляются субъектом  Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе в порядке, определенном приказом  Минэкономразвития России от 8 сентября 2011 г. № 465 «О реализации постановления  Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Следует добавить, что эффективность использования субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных НКО оценивается Минэкономразвития России в соответствии с данным постановлением.

Кроме того, в федеральном бюджете на 2013-2015 гг. Минэкономразвития России ежегодно предусмотрены средства в размере 280 млн руб. на предоставление на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных НКО в целях реализации следующих мероприятий:
– реализация программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных НКО по основным направлениям их деятельности;
– выявление, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов социально ориентированных НКО, в том числе путем проведения конференций и семинаров;
– содействие привлечению социально ориентированным НКО труда добровольцев.

Также Законом о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных НКО (в части оказания финансовой поддержки указанным организациям) в объеме 630 млн руб. – в 2013 г., 660 млн руб. – в 2014 г., 690 млн руб. – в 2015 г.

Следует отметить, что в представленном в составе материалов к Закону о бюджете аналитическом распределении расходов федерального бюджета по государственным программам и их  структурным элементам – подпрограммам (федеральным целевым программам) и по основным мероприятиям (ведомственным целевым программам) в рамках Государственной программы «Социальная поддержка граждан», подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» учтены бюджетные ассигнования в размере 1029,9 млн руб. – на 2013 г., 894,4 млн руб. – на 2014 и 2015 гг.

Правительством РФ 10 апреля 2013 г. утвержден комплекс мер, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных НКО, до 2018 г. Данный комплекс мер направлен на обеспечение финансовой, информационной, консультационной, методической и иной поддержки социально ориентированных НКО, совершенствование законодательства, регулирующего деятельность рассматриваемых организаций. Одними из важнейших мероприятий, предусмотренных комплексом мер, является внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих возможность переуступки (в порядке пожертвования) гражданином НКО, которой он перечислил одно или несколько пожертвовавший в течение календарного года, права на получение социального налогового вычета в сумме таких пожертвований, а также  совершенствование механизмов формирования и использования целевого капитала НКО.

Ожидается, что данные изменения будут отражены в законодательстве Российской Федерации к концу текущего года.

Одной из существенных мер поддержки социально ориентированных НКО является установление пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, в соответствии с пп. 11 и 12 ч. 1 и ч. 34 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на 2012–2013 гг. установлены пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для:
1) благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения;
2) НКО, за исключением государственных и муниципальных учреждений, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что не менее 70% суммы всех доходов организации составляют в совокупности доходы в виде грантов и целевых поступлений для ведения деятельности в вышеперечисленных областях, а также доходы от осуществления видов экономической деятельности: научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

Применение данных тарифов предполагает уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование по тарифу 20% и полное освобождение от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

В первом полугодии 2012 г. указанные тарифы применяли 2289 НКО, а объем уплаченных ими страховых взносов составил за данный период 453,3 млн руб. Из числа данных организаций 585 имеют статус благотворительных и применяют УСН, а объем уплаченных ими страховых взносов за первое полугодие 2012 г. составил 80,15 млн руб. За первое полугодие 2012 г. объем выпадающих доходов в результате применения пониженных тарифов составил 226,65 млн руб. При установлении пониженных тарифов прогнозировались выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в 2012 г. в объеме 1,5 млрд руб. За 2012 г. количество плательщиков страховых взносов по вышеуказанным тарифам, представивших отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации, составило 2430 НКО, общий объем начисленных взносов – 851,66 млн руб.

Однако стоит отметить, что с 1 января 2014 г. произойдет увеличение отчислений с фонда оплаты труда, что негативно скажется на деятельности социально ориентированных НКО, в большинстве которых основную часть расходов составляют затраты на оплату труда. При этом, по мнению Минэкономразвития России, необходимо продлить до 2018 года действие указанных пониженных тарифов страховых взносов с одновременной компенсацией соответствующих выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов из федерального бюджета.

Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в случае продления действия пониженных тарифов прогнозируются:
в 2014 г.– в объеме 1198 млн руб.;
в 2015 г. – в объеме 1318 млн руб.;
в 2016 г. – в объеме 1450 млн руб.;
в 2017 г. – в объеме 1595 млн руб.;
в 2018 г. – в объеме 1755 млн руб.

В настоящее время разрабатываются предложения по увеличению мер финансовой поддержки социально ориентированных НКО, среди которых предоставление юридическим лицам, перечисляющим пожертвования НКО, налогового вычета по налогу на прибыль организаций. Таким образом, разработка дополнительных мер всех видов поддержки социально  ориентированных НКО будет способствовать развитию данного института в Российской Федерации.

Литература
1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих  организациях».
2. Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
4. Указ Президента РФ от 26.03.2008 № 404 (ред. от 29.12.2012) «О создании фонда поддержки  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
5. Распоряжение Президента РФ от 29.03.2013 № 115-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих
социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества».
6. Приказ Управления делами Президента РФ от 26.04.2013 № 226 «Об утверждении Правил предоставления в 2013 году из федерального бюджета субсидий некоммерческим  неправительственным организациям, реализующим социально значимые проекты и участвующим  в развитии институтов гражданского общества».
7. Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки
социально ориентированным НКО».
8. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
9. Приказ Минэкономразвития России от 08.09.2011 № 465 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
10. Закон г. Москвы от 12.07.2006 № 38 (ред. от 15.05.2013) «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».

26.05.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста