Система электронных налоговых сервисов



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2014


Демидов А. В.,
эксперт журнала


В условиях развития информационного общества в Российской Федерации актуальным становится вопрос совершенствования системы электронных сервисов.


В последние несколько лет одним из приоритетных направлений совершенствования налогового администрирования является развитие электронного документооборота. Электронные налоговые сервисы позволяют качественно и в короткие сроки снизить административную налоговую нагрузку, упростить и ускорить прохождение многих процедур, что особенно актуально для некоммерческих организаций и организаций социально значимой сферы.


В настоящее время крупнейшие налогоплательщики представляют необходимые для проверки документы в электронном виде. Такая форма взаимодействия с налоговыми органами  существенно сокращает для налогоплательщиков время на подготовку документации для  проверки, тем самым экономятся ресурсы как компании, так и налогового органа.


Кроме того, в электронном виде налоговые органы имеют возможность направлять  налогоплательщикам более 20 видов документов, в том числе решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и о возобновлении ее проведения, справки о проведенной выездной налоговой проверке, решение о продлении или об отказе в продлении сроков в связи с истребованием документов (информации) и т. д.


В результате модернизации электронного документооборота между налоговыми органами и банками время обмена документами сокращено в 3 раза. В электронном виде поступает информация о наличии счетов, о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков, остатках денежных средств на счетах, а также остатках электронных денег.


В рамках совершенствования электронных сервисов ФНС России учитывается положительный опыт зарубежных стран. В предстоящие годы в России ожидается внедрение модели «облачных» вычислений, а также консолидация и интеграция данных и создание сверхбольших хранилищ данных по аналогии с существующими системами в США, Великобритании и Японии.


Важным достижением в области информатизации налоговых органов с целью общедоступного получения налогоплательщиками информации о действующем налоговом законодательстве, о критериях налоговых рисков, о деятельности и местонахождении налоговых инспекций является создание интернет-сайта ФНС России. По состоянию на 1 декабря 2013 г. на данном сайте представлены 30 онлайн сервисов, к которым по итогам первых 6 месяцев 2013 г. обратилось более 35 млн пользователей. Особо выделим следующие сервисы:
- «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». Позволяет получить  налогоплательщику информацию о задолженности по налогам, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки; получать выписку из ЕГРЮЛ в электронном виде в отношении самого себя и т. д.;
- раздел «Имущественные налоги: ставки и льготы». Создан в целях совершенствования  администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц;
- «Проверь себя и контрагента». Предназначен для получения сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях;
- «Заплати налоги». Позволяет налогоплательщикам – как физическим, так и юридическим лицам – формировать платежные документы и осуществлять оплату в режиме онлайн через один из банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России;
- Раздел «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Создан для ознакомления налогоплательщиков и сотрудников территориальных налоговых органов с официальной позицией ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованной с Минфином России.


При этом необходимо разрабатывать также специализированные сервисы электронные сервисы, учитывающие особенности деятельности организаций в социально значимых отраслях народного хозяйства.


Как отмечено ранее, в настоящее время на сайте ФНС России функционирует сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». Данный сервис действует в рамках «пилотного» проекта и доступен налогоплательщикам, зарегистрированным в 22 из 83 субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие электронных услуг налоговых органов с целью переноса взаимодействия с налоговым органом в интернет-пространство. В конечном счете налогоплательщику должна быть предоставлена возможность, не посещая налоговую инспекцию, получать справки, информацию о начисленных, уплаченных суммах, справки об отсутствии задолженности и иные документы с электронной подписью налогового органа. Кроме того, считаем целесообразным предоставлять возможность проведения сверок расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам между налогоплательщиком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в результате чего будет значительно сокращено время на проведение данных операций.


Нередко нормы налогового законодательства Российской Федерации вызывают сомнения у  налогоплательщиков неоднозначное толкование, которые могут привести к спорам с налоговыми органами. Вследствие этого в целях повышения прозрачности налогового законодательства предлагается создание в рамках сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика юридического лица» раздела для организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых отраслях народного хозяйства, содержащего следующую информацию:
- разъяснения Минфина России и ФНС России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- арбитражная практика разрешения налоговых споров;
- комментарии экспертов по спорным вопросам.


Кроме того, данный раздел может предполагать возможность обсуждения возникающих вопросов по применению норм налогового законодательства с иными налогоплательщиками –  пользователями электронного кабинета. Данный раздел позволит сократить время на поиск информации о применении норм налогового законодательства, снизить судебные издержки для налогоплательщиков и налоговых органов, а также минимизировать спорные толкования в нормах налогового законодательства.


Реализация функции по сокращению времени для осуществления процедур налогового контроля посредством электронных сервисов возможна также путем совершенствования механизма информирования налогоплательщиков (плательщиков сборов) об имеющихся случаях переплаты налогов и сборов. Данная информация должна предоставляться в личном кабинете налогоплательщика. Внедрение данной функции позволит проводить своевременную корректировку баланса расчетов с бюджетом, снизить трудозатраты на выверку расчетов с бюджетами всех уровней и улучшить условия ведения деятельности для налогоплательщиков.


В целях повышения количества налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность в электронном виде, необходимо снизить порог перехода с добровольного на обязательное представление отчетности в таком виде со 100 до 50 человек. В рамках развития электронных сервисов необходимо расширять сферу использования электронного документооборота, в результате чего должен быть сокращен избыточный документооборот, снижены временные затраты налогоплательщиков и их издержки. Для этого необходимо провести анализ норм действующего законодательства, ограничивающих внедрение электронного документооборота. Наряду с этим важно также предпринимать меры по стимулированию перехода организаций на электронный документооборот и проводить разъяснительную работу с налогоплательщиками.


С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в последние годы активно внедряется в практику сдача отчетности по ТКС. Это наиболее современный и надежный способ общения налогоплательщиков с налоговыми органами, представляющий обеим сторонам ряд существенных преимуществ.


Кроме того, ФНС России провела пилотный проект по созданию и внедрению системы  электронного документооборота счетов-фактур. Возможность обмена электронными счетами-фактурами технически и технологически подтверждена. С внедрением электронного документооборота счетов-фактур представляется возможной интеграция автоматизированных систем управления деятельности организаций и системы электронного документооборота счетов-фактур, а также оптимизация расхода организаций при выставлении счетов-фактур. Это послужит мощным стимулом к максимально широкому использованию субъектами бизнеса и других документов в электронном виде. В то же время электронный оборот счетов-фактур будет способствовать улучшению качества налогового контроля, что в конечном счете отразится на сокращении сроков принятия решений налоговыми органами о зачетах и возвратах по НДС.


ФНС России предполагает существенно расширить электронный документооборот с юридическими лицами в рамках технологии, применяемой для сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, – это сверка расчетов с бюджетом, выписка из ЕГРЮЛ, требования об уплате налогов, любые другие неформализованные запросы.


В целях дальнейшего развития онлайн-сервиса разработано и находится на стадии тестирования программное обеспечение, которое предоставит налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Необходимо дать налогоплательщику возможность в режиме онлайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами: регистрация, сверка состояния расчетов с бюджетом, проведение зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм, уточнение невыясненных платежей, направление и получение документов и т. д.


В целях обеспечения эффективной работы налоговых требуется совершенствовать способы их взаимодействия с другими государственными органами. Для этого необходима разработка комплекса мероприятий, реализация которых будет способствовать созданию эффективной организационно-распределенной информационной инфраструктуры налогового администрирования. Специалисты налоговых органов, занимающиеся налоговыми проверками, работают в режиме ПК «Система ЭОД местного уровня». Эта система имеет доступ к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым МИ ФНС России по ЦОД: ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, «Сведения о доходах физических лиц», «Банковские счета», ИР «Расчеты с бюджетом», ИР «Риски», ПК «Однодневка», «Ограничения», ПИК «НДС», ПИК «Таможня-Ф», ПК «ВАИ», СПАРК, ФИРА, ПК «Поиск сведений», ПК Таможенный союз – обмен, ПК «ККТ», «Недействительные паспорта», «СЛПФЛ, Реестр дисквалифицированных лиц» и др.


Одним из перспективных направлений повышения эффективности взаимодействия ФНС России с другими государственными структурами является организация Единого электронного хранилища данных, обеспечивающего доступ к требуемой информации в рамках региона (а для руководителей государственных структур – к любому региону страны).


Единая база данных позволит оперативно проводить аналитическую работу о физическом или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных мероприятий. Еще одним немаловажным направлением в рамках информационного взаимодействия налоговых органов с другими органами и организациями является разработка единой для всех государственных структур системы электронного документооборота, что позволит в дальнейшем только настраивать ее в процессе внедрения под специфику конкретного ведомства.


Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) должна стать одной из систем, обеспечивающих доступ государственных служащих к информации, систематизированной надлежащим образом в нужный момент. Кроме того, в целях создания единой системы информационного обмена налоговых органов с другими государственными органами необходима также разработка единого программного обеспечения, установление единого формата  представления данных, что позволит значительно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информации из других источников вследствие разности их информационных баз и систем. Это приведет к уменьшению материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов.


Таким образом, в ближайшее время намечается существенное изменение практики работы  налоговых органов, перераспределение полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.


Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения деятельности налоговых органов сводятся, во-первых, к разработке новой автоматизированной информационной системы, приемлемой для налоговых органов всех регионов, и созданию во всех субъектах Российской Федерации Регионального центра обработки данных (РЦОД), в котором бумажные документы преобразуются в электронные носители информации. Новая система должна строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных.


Региональный ЦОД должен обеспечивать централизацию обработки бухгалтерской и налоговой отчетности и иных данных, существенных для налогового администрирования, формировать информационные базы, необходимые для повседневной работы налоговых инспекторов в местных инспекциях, обеспечивать распределенный режим доступа к интегрированным информационным ресурсам. Региональный ЦОД должен предоставлять необходимую информацию региональным подразделениям ФНС России и быть универсальным центром обработки данных, обеспечивающим консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках соответствующего региона Российской Федерации. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Банк России, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель – переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.


Во-вторых, необходимо узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное  требование» и «электронное истребование документов».


В-третьих, к важнейшим мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в  плановом периоде 2014–2015 гг., относятся дальнейшее развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях в рамках досудебного урегулирования налоговых споров.


В-четвертых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде. Внедрение данной системы началось уже в 2012 г.


В-пятых, усовершенствование и модернизация сервиса «Личный кабинет», который должен стать местом доступа налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) к информации, содержащейся в интернет-ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом. Модернизированный сервис «Личный кабинет» должен будет включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление зачетов и возвратов налогов. Это позволит налогоплательщику в режиме онлайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами.


В-шестых, привлечение IT-специалистов для создания интеллектуального программного комплекса для анализа налоговой, бухгалтерской и иной информации (федеральные базы данных) (1), в первую очередь для выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы.


В-седьмых, считаем целесообразным предоставлять возможность проведения сверок расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам между налогоплательщиком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в результате чего будет значительно сокращено время на проведение данных операций.


В-восьмых, в целях повышения прозрачности налогового законодательства предлагается создание в рамках сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика юридического лица» раздела для организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых отраслях народного хозяйства, содержащего следующую информацию:
- разъяснения Минфина России и ФНС России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- арбитражная практика разрешения налоговых споров;
- комментарии экспертов по спорным вопросам.



(1) Объем накопленной финансовой информации в ФНС России составляет порядка 200 терабайт.



Кроме того, данный раздел может предполагать возможность обсуждения возникающих вопросов по применению норм налогового законодательства с иными налогоплательщика – пользователями электронного кабинета. Данный раздел позволит сократить время на поиск информации о применении норм налогового законодательства, снизить судебные издержки для  налогоплательщиков и налоговых органов, а также минимизировать спорные толкования в нормах налогового законодательства.


Таким образом, в ближайшее время должно начаться существенное изменение практики работы налоговых органов, основанное на развитии взаимодействия как с государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Внедрение современных информационных технологий даст возможность налоговым органам перейти на более качественный уровень взаимоотношений с налогоплательщиками, усилит авторитет налоговых органов среди населения. Это позволит повысить полноту и своевременность поступления налоговых доходов в бюджеты Российской Федерации при сокращении затрат на администрирование поступлений, повышении информированности администраторов доходов о состоянии задолженности по каждому плательщику. Четко организованная система налогового администрирования позволит обеспечить модернизацию и устойчивые сбалансированные темпы экономического роста, что необходимо в условиях инновационного развития экономики.


27.08.2018

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста