Отчетность некоммерческой организации за 2011 год



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2011


Грищенко Ю. И.,
к. э.н., аудитор

В 2011 г. вступило в силу большое количество нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета, отчетности и государственного контро ля в некоммерческих организациях. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Также с 1 января 2011 г. государственные (муниципальные) организации отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета. Логическим продолжением всех изменений, касающихся учета, был выход Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н).

По объему, сроку представления и непосредственно формам отчетности среди некоммерческих организаций можно выделить три группы:
- бюджетные учреждения;
- общественные организации и объединения и их подразделения, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг);
- иные некоммерческие организации.

В Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация представляет информацию о деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами некоммерческой организации. Следует отметить, что в отношении некоммерческих организаций установлены как общеустановленные формы отчетности, так и специальные, что обусловлено спецификой их деятельности.

Таким образом, отчетность общественных и иных некоммерческих организаций включает:
- бухгалтерскую отчетность;
- налоговую отчетность;
- отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
- статистическую отчетность;
- специальную отчетность.

Более подробно в статье рассмотрен порядок составления отчетности некоммерческих организаций, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют (кроме выбывшего имущества) оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Отчетность бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Порядок составления и заполнения сводной годовой и квартальной, а также месячной бухгалтерской отчетности и перечень форм отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н (далее – Инструкция № 33н) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Представлять отчетность в соответствии с положениями Инструкции № 33н должны будут государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, составлять и представлять отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ по формам, утвержденным Инструкцией № 191н (приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»), должны:
- главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
- главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
- главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
- финансовые органы РФ, субъекты РФ, муниципальные образования;
- органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами;
- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (органы казначейства), кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций.

В состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы отчетов (п. 12 Инструкции № 33н):
1) Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
2) Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
3) Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
4) Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
5) Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
6) Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
7) Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
8) Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

Кроме того, соответствующий финансовый орган или учредитель учреждения вправе установить для представления в составе месячной, квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы, а также порядок их составления и представления (п. 8 Инструкции № 33н).

Согласно пп. 2, 3 Инструкции № 33 н бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений составляется на следующие даты:
- месячная – на 1-е число месяца, следующего за отчетным;
- квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовая – на 1 января года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 3 Инструкции № 33н отчетным годом является:
- для бюджетного учреждения, созданного в течение финансового года путем изменения типа государственного (муниципального) учреждения, – период с момента изменения типа по 31 декабря года его создания;
- для вновь созданных учреждений – период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания;
- для учреждения, в отношении которого в течение финансового года принято решение об изменении его типа в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения, – период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение (с даты при создании или с момента создания бюджетного учреждения путем изменения его типа), и до момента изменения типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения на казенное учреждение;
- во всех остальных случаях – календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно).

Бухгалтерская отчетность общественных и иных организаций
Отчетным годом для всех организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 Закона Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28 сентября 2010 г.)).

Приказом от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Минфин России утвердил новые формы бухгалтерской отчетности, которые следует представлять начиная с годовой отчетности за 2011 г.:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании полученных средств.

Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций включает бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) (обязательное включение данными организациями этой формы предусмотрено п. 4 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Наибольший интерес при составлении отчета о целевом использовании полученных средств представляют статьи расходов (табл. 1).


Следует отметить, что приказом № 66н упразднена форма отчетности № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», которая представляла собой краткую форму пояснительной записки и расшифровывала данные статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Кроме того, если некоммерческая организация обязана проводить аудиторскую проверку, в составе годовой отчетности также необходимо представить аудиторское заключение. Некоммерческие организации, как и многие другие хозяйствующие субъекты системы народного хозяйства, могут подвергаться обязательному аудиту и инициативному аудиту – по решению руководящих органов данной некоммерческой организации. Проведение аудиторских проверок диктуется законодательством Российской Федерации, в частности в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности.

Но при этом они должны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Учет доходов и расходов осуществляется в книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н. «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения» (письмо Минфина РФ от 20 апреля 2011 г. № 07-02-06/56).

Налоговая отчетность
Налогоплательщики, в том числе и некоммерческие организации, должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ). Некоммерческие организации представляют налоговую отчетность как налогоплательщики и как налоговые агенты.

Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций зависит от применяемого режима налогообложения – общего или специального налогового режима.

При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:
- налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
- налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость
Некоммерческие организации являются плательщиком налога на добавленную стоимость (ст. 143 НК РФ). Поэтому по истечении налогового периода она представляет декларацию по НДС. Титульный лист и раздел 1 заполняются в обязательном порядке. Заполнение других разделов и приложения к декларации зависит от наличия у организации операций, подлежащих отражению в этих разделах и приложении к декларации.

Налог на прибыль
Некоммерческие организации уплачивают налог на прибыль (ст. 246 НК РФ). Однако имущество, полученное в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, не подлежит налогообложению на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 2 ст. 251 НК РФ. То есть некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность, представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль в общем порядке по итогам каждого отчетного (квартала, полугодия, девяти месяцев) и налогового периода (года).

Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного (налогового) периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации.

В соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода.

В налоговой отчетности, связанной с целевым финансированием, необходимо обратить внимание на заполнение листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль. В соответствии с приказом Минфина России приказ Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в подп. 1 и 2 ст. 251 НК РФ. Данный лист заполняется только при составлении декларации за налоговый период. Лист 07 декларации представляет собой отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.

В Отчет о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.

Отчет требует от налогоплательщика заполнения следующих позиций:
- код вида поступления;
- дата поступления;
- срок использования (до какой даты);
- стоимость имущества работ, услуг, сумма денежных средств;
- сумма средств, срок использования которых не истек;
- сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока;
- сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество
Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что установлено ст. 386 НК РФ.

Организации, не имеющие собственных основных средств, не должны представлять в налоговые органы «нулевые» декларации по налогу на имущество. Следует отметить, что неплательщиками налога на имущество признаются лишь те организации, которые вообще не имеют на балансе основных средств. Если же организация имеет на балансе основные средства, пусть даже и полностью самортизированные, она признается налогоплательщиком.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Прочие налоги
В случае если на некоммерческую организацию зарегистрировано транспортное средство, она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами
Согласно ст. 10 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами – I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. По итогам каждого периода представляются соответствующие расчеты.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

Согласно ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Стоит обратить внимание читателей на то, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в электронной форме.

Статистическая отчетность
Годовые формы статистической отчетности за 2011 г. утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2011 г. № 296 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов». В частности, для некоммерческих организаций утверждена форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций». Срок представления – 1 апреля 2012 г.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 марта 2011 г. № 64 «Об утверждении статистического инструментария для организации выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов в 2012 году по итогам 2011 года» в 2012 г. (по итогам 2011 г.) службы государственной статистики проведут выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов. Цель – получить информацию для составления базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 г. В дальнейшем они будут разрабатываться раз в пять лет.

В связи с этим начиная с отчета за 2011 г. вводятся в действие временные формы выборочного федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.

По соответствующим формам представляются данные о расходах на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) организаций в различных сферах. В частности, это охота и разведение диких животных; сельское и лесное хозяйство; добыча полезных ископаемых; различные отрасли промышленности; производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды; строительство; торговля; деятельность гостиниц и ресторанов; транспорт; связь; научные исследования и разработки; образование; культура и спорт; здравоохранение и т. д.

Отчитываться должны юридические лица (исключение – субъекты малого предпринимательства, бюджетные, а также страховые и прочие финансово-кредитные организации).

По отдельной форме представляются данные о расходах некоммерческой организации.

Сведения направляются территориальному органу Росстата. Срок – 1 апреля 2012 г. Отчетность можно представить в электронном виде.

Отчетность в Минюсте России
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены следующие формы отчетов для некоммерческих организаций:
- формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- форма отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании;
- форма отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены в приказе Минюста РФ от 7 октября 2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили 3 млн руб. и более, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в документах, содержащих отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также в документах о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам, утверждаемым Минюстом России.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили сумму до 3 млн руб., ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности.

Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее – информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет).

Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.

Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.

23.01.2014

Также по этой теме: