Положение об учетной политике на 2012 год: целевое финансирование в учетной политике



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2012


Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

В ходе хозяйственной деятельности организация может получать денежные средства, использовать которые она вправе только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название «целевое финансирование».

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования имеет свои особенности, в связи с чем в своей учетной политике организации следует утвердить свой порядок их учета в части получения и использования.

При формировании своей учетной политики в части целевого финансирования первое, что должна сделать организация, – установить свои критерии классификации полученных средств в качестве средств целевого финансирования.

Нормативные правовые документы бухгалтерского учета не содержат отдельного  самостоятельного понятия целевого финансирования, однако в общепринятом понимании целевое финансирование подразумевает выделение денежных средств целевым назначением для  использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

О том, какие средства учитываются в составе целевого финансирования, можно узнать из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (далее – План счетов бухгалтерского учета).

Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 «Целевое финансирование». Причем Инструкцией к счету 86 «Целевое финансирование» определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Так как перечень средств целевого финансирования остается открытым, то понятно, что в его составе организацией могут учитываться и иные средства, полученные от различных источников (в том числе от других организаций, физических лиц, из бюджетов различных уровней) на проведение мероприятий целевого назначения.

Причем из той же Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета вытекает, что в качестве мероприятий целевого назначения могут выступать:
- содержание некоммерческой организации;
- финансирование инвестиционных расходов;
- финансирование текущих расходов коммерческой фирмы и иные подобные мероприятия.

Кроме того, о том, какие средства организации могут учитываться ею в качестве средств целевого финансирования, подробно сказано в подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Отметим, что налоговое законодательство к средствам целевого финансирования относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:
- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;
- в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или  иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- в виде полученных грантов;
- в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
- в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
- в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;
- в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов;
- в виде средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом № 127-ФЗ;
- в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом № 127-ФЗ;
- в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
- в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в  воздушном пространстве Российской Федерации, взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства;
- в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
- в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
- в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями – участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

С учетом этого организации в ее учетной политике следует закрепить виды средств, учитываемых ею качестве целевого финансирования.

Так, если организация является продавцом товаров (работ, услуг), цены на которые  подконтрольны государству, или же продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на покрытие убытков или на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным ценам или с учетом льгот.

Для справки: сегодня к бюджетным средствам относятся только субсидии, под которыми  понимаются средства, предоставленные организации из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в возмещение затрат или недополученных доходов, на что указывает ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание!
Если целевое финансирование осуществляется за счет бюджета, то средства, получаемые организацией, могут рассматриваться в качестве государственной помощи. Поэтому в такой ситуации организации придется руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н (далее – ПБУ 13/2000).

Отметим, что в этом случае организации в ее учетной политике придется закрепить порядок  поступления бюджетных средств в организацию.
Как следует из п. 5 ПБУ 13/2000, организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:
1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.;
2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Причем в силу п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства в качестве целевого финансирования могут приниматься к учету по мере:
- возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- фактического получения средств.
Учитывая то, что бухгалтерский стандарт содержит два варианта учета бюджетных средств в качестве средств целевого финансирования, в своей учетной политике организация должна закрепить тот, который будет ею использоваться.

Кроме того, в своем нормативном документе придется закрепить порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования.

Напоминаем, что бюджетные средства, направленные коммерческой организации на финансирование расходов, по-прежнему в бухгалтерском учете рассматриваются в качестве доходов будущих периодов. На это прямо указано в п. 9 ПБУ 13/2000.

В соответствии с п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств целевого финансирования может отражаться в балансе:
- по статье «Доходы будущих периодов»;
- обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

В своей учетной политике компания обязана указать используемый ею вариант отражения остатка средств целевого финансирования в бухгалтерском балансе.

Обратите внимание!
Так как бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включены в структуру бюджетной системы Российской Федерации, то в качестве государственной помощи могут рассматриваться и денежные средства, поступающие в организацию из внебюджетных государственных фондов. Аналогичные разъяснения на этот счет дают финансисты в своем письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223.

Как уже было отмечено, информация о средствах целевого финансирования отражается  организацией на счете 86 «Целевые поступления».

Целевые поступления, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:
- 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
- 83 «Добавочный капитал» – при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
- 98 «Доходы будущих периодов» – при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и тому подобного.

Организация должна организовать ведение аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование» по назначению целевых средств и по источникам их поступления.

20.06.2014

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста