Упрощенная система налогообложения в образовательных организациях



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2013


Рыжков К. В.,
эксперт журнала

Одним из четырех специальных налоговых режимов, действующих на территории Российской Федерации, является упрощенная система налогообложения, применять которую вправе не все организации.

Как показывает практика, нередко образовательные организации задают вопрос о возможности применения ими упрощенной системы налогообложения. Чтобы разобраться с этим вопросом, предлагаем ознакомиться с данной статьей.

Основной целью введения такого специального налогового режима, как упрощенная  система налогообложения (далее – УСН), было снижение налогового бремени на субъекты малого и среднего предпринимательства, максимальное упрощение определения налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налогоплательщиками, перешедшими на этот налоговый режим.

На самом деле, как установлено п. 2 ст. 346.11 НК РФ, уплата единого налога в связи с применением упрощенного режима налогообложения заменяет собой уплату налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3 и 4 ст. 284 НК РФ) и налога на имущество организаций. Кроме того, налогоплательщики единого налога не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги организации уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Упрощенный налоговый режим, регулируемый гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, среди всех действующих специальных налоговых режимов является самым демократичным. Его применение носит добровольный характер и распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, то есть заменяет собой общий режим налогообложения. Иначе говоря, организации сами решают, применять им упрощенный налоговый режим или нет.

Так могут или не могут образовательные организации применять упрощенную систему налогообложения? Попробуем разобраться, обратившись к налоговому законодательству, и рассмотрим, какие ограничения установлены в отношении применения УСН.

Так, не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения, на что указывает подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Отметим, что к образовательным организациям, как установлено ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266-1), относятся государственные и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Одной из форм некоммерческих организаций на основании п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является учреждение.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ № 3266-1 образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). В свою очередь, государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными учреждениями, что вытекает из п. 2 ст. 120 ГК РФ.

Следовательно, не вправе применять УСН только казенные и бюджетные образовательные учреждения, на остальных данный запрет не распространяется, т. е. образовательные организации, созданные, к примеру, в форме автономного учреждения, могут применять УСН. Об этом же сказано в письме Минфина Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.

Помимо указанного ограничения в положениях гл. 26.2 НК РФ, существуют также и иные критерии, влияющие на право налогоплательщика – образовательной организации применять УСН.

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ, ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 204-ФЗ) образовательная организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 23 млн 70 тыс. руб. (15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, действовавший в 2009 г.).

Кроме того, не вправе применять УСН на основании ст. 346.12 НК РФ образовательные организации:
- имеющие филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3).

Заметим, что данное правило распространяется в том числе на зарубежные представительства и филиалы, созданные налогоплательщиком (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 августа 2011 г. по делу №А42-4040/2009);
- организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (подп. 15 п. 3). Отметим, что средняя численность работников определяется в соответствии с приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;
- организации, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов которых, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. (подп. 16 п. 3). При этом в расчет необходимо брать только основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются  амортизируемым имуществом в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль  организаций» НК РФ. Например, стоимость земельного участка не будет учитываться при определении предельной величины остаточной стоимости основных средств, поскольку данный объект не является амортизируемым.

Таким образом, если образовательными организациями выполняются все вышеперечисленные условия, позволяющие применять УСН, то такие организации могут перейти на применение упрощенного налогового режима. Для этого им необходимо не позднее 31 декабря 2012 г. подать в налоговый орган по месту нахождения уведомление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

В уведомлении следует указать выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов»), а также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН, то есть на 1 октября 2012 г.

Обратите внимание, что вновь созданная образовательная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае образовательная организация вправе применять УСН с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Следует отметить, что, как правило, перейти на УСН гораздо легче, чем сохранить право на ее применение. В соответствии с положениями налогового законодательства, если нарушается хотя бы один из критериев, установленных для применения УСН, то организация лишается права применять упрощенный режим и считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено указанное несоответствие. Более того, такой организации придется заплатить налоги (авансовые платежи) в соответствии с общим режимом за «переходный» квартал.

Находясь на УСН, образовательная организация может выбрать один из двух объектов  налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», о чем мы уже упоминали в статье. В случае выбора организацией в качестве объекта налогообложения «доходы», налоговая ставка в силу п. 1 ст. 346.20 НК РФ устанавливается в  размере 6%.

Если в качестве объекта налогообложения организация предпочтет «доходы, уменьшенные на величину расходов», то налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Заметим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Данное  положение закреплено в п. 2 ст. 346.20 НК РФ.

Порядок определения доходов при УСН установлен ст. 346.15 НК РФ, согласно которой при
определении объекта налогообложения у организаций учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Не учитываются при определении объекта налогообложения доходы, предусмотренные п.
1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности доходы, перечень которых содержит ст. 251 НК РФ. К ним относятся доходы:
- в виде имущества, полученного государственными (муниципальными) образовательными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде имущества, полученного налогоплательщиком безвозмездно (подп. 11 п.1 ст. 251 НК РФ):
- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;
- от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;
- в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, которое прямо перечислено в подп. 14, при условии, что оно получено и использовано им по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами, а также если образовательная организация ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
- в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными  образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной  деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- и т. д.

Порядок определения расходов (для образовательных организаций, выбравших объект  налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») установлен ст. 346.16 НК РФ. При этом расходы признаются таковыми после их фактической оплаты. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Заметим, что в указанном пункте, в частности, также отмечено, что такие расходы, как расходы на оплату труда, учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика – образовательной организации, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.

Порядок исчисления и уплаты налога определен ст. 346.21 НК РФ. В частности, в п. 3 ст. 346.21 НК РФ сказано, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения  «доходы», сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Таким образом, образовательные организации, выбравшие объект налогообложения «доходы», вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Учет доходов и расходов в целях налогообложения субъекты, применяющие УСН в силу  положений ст. 346.24 НК РФ, ведут в Книге учета доходов и расходов, форма и порядок  заполнения которой утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

Заметим, что книга должна вестись образовательными организациями последовательно в хронологическом порядке. При этом отражение информации должно происходить на основании первичных документов. Обратите внимание, что в случае спора с налоговыми органами Книга учета доходов и расходов, а также первичные документы, на основании которых были  произведены записи в ней, являются необходимыми и достаточными документами для подтверждения фактов получения доходов и произведения расходов.

Иные документы, как отмечает ФАС Уральского округа в постановлении от 24 апреля 2008 г. № Ф09-2662/08-С3 по делу № А47-7064/07, налоговые органы потребовать не вправе.

По итогам налогового периода, то есть один раз в год, организации, согласно ст. 346.23 НК РФ, обязаны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу,  уплачиваемому в связи с применением УСН. В настоящее время форма и порядок заполнения данной декларации утверждены приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

01.07.2016

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста