Налогообложение благотворительной деятельности в России: проблемы и перспективы



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2013


Демидов А.В.,
эксперт журнала

В статье проанализирован действующий механизм налогообложения благотворительной деятельности в России. Рассмотрены проблемы формирования эффективного механизма налогообложения благотворительных организаций и предложены налоговые стимулы, направленные на привлечение в сектор финансовых ресурсов, доноров и жертвователей. Данные меры будут способствовать расширению спектра предоставляемых социальных услуг, повышению их качества.

Налоговое стимулирование благотворительной деятельности – это механизм косвенного  воздействия на экономические отношения и процессы, происходящие в некоммерческих  организациях путем изменения налоговых ставок, видов налогов, установления налоговых льгот.

Введение налоговых льгот для определенной части некоммерческих организаций в рамках налогового регулирования преследует цели как социального, так и стимулирующего характера. Социальные механизмы имеют своей целью выравнивание условий деятельности субъектов налогообложения, которые по сравнению с другими в силу ряда причин оказались в менее выгодном положении. Механизмы льготного налогообложения не предусматривают получение существенного бюджетного эффекта или предоставление стимула для развития перспективных в экономике направлений деятельности выбранной группы налогоплательщиков.

При определении особенностей налогового регулирования государством деятельности  некоммерческих организаций (далее – НКО) необходимо определить цели и инструменты стимулирования и соответствующие категории налогоплательщиков.

Основной целью налогового регулирования государством деятельности НКО является увеличение объема ресурсов в некоммерческом секторе, что содействует развитию деятельности НКО [9].

Основным документом, определяющим возможности и условия применения механизмов льготного налогообложения на территории Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ). Независимо от того, осуществляет некоммерческая организация предпринимательскую деятельность или нет, она является одновременно участником налоговых правоотношений и юридическим лицом [8].

Введение льгот имеет особенности согласно п. 3 ст. 56 НК РФ: льготы по региональным и местным налогам вводятся и отменяются Налоговым кодексом и нормативным актом регионального или местного законодательного органа.

Федеральное законодательство, во многом определяя вектор налогообложения в России, допускает введение стимулирующих налоговых инструментов на уровне регионального законодательства и нормативных актов муниципальных районов.

Помимо федеральных льгот некоммерческие организации отдельных видов могут иметь льготы по региональным и местным налогам, а также сниженную ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в соответствующие бюджеты.

Некоторые регионы, не дожидаясь решений на федеральном уровне, в целях стимулирования благотворительной деятельности пользуются своим правом снижать ставку налога на прибыль не более чем на 4,5% для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 1 ст. 284 НК РФ). Так, в Московской области «для организаций, оказывающих поддержку некоммерческим организациям, соответствующим определенным критериям, в виде благотворительных взносов, безвозмездного оказания услуг или безвозмездного выполнения работ, ставка налога на прибыль организаций снижается в размере, определенном в соответствии с суммой перечисленных благотворительных взносов, стоимостью безвозмездно оказанных услуг или безвозмездно выполненных работ, но не более чем на 2 процентных пункта» [4].

На основании выявленной особенности всю совокупность нормативных правовых актов,  регулирующих введение или отмену льгот для НКО, можно представить в виде системы налогового законодательства для НКО (рис. 1).

В налоговой политике на плановый период до 2013 г. озвучены мероприятия по  совершенствованию системы налогообложения некоммерческих организаций: так, на среднесрочную перспективу были предложены следующее направление деятельности – расширение налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снижение налоговых издержек, связанных с осуществлением благотворительной деятельности. Некоторые мероприятия (налоговые льготы) по поддержке благотворительных организаций уже реализованы. Например, с 22 июля 2011 г. были введены льготы по НДФЛ. Действие пп. 9 и 10 ст. 217 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (ст. 3 Закона № 235-ФЗ).

Для благотворителей – физических лиц начиная с налогового периода по НДФЛ с 2012 г. уточнен и расширен перечень доходов, в отношении которых можно применить социальный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Теперь налогоплательщик имеет право на получение вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований:
- благотворительным организациям;
- социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими  деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
- некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (ред. от 25.11.2009).

Вычет может достигать 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Ранее указанный социальный налоговый вычет применялся только в отношении пожертвований в пользу организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников.

В большинстве развитых стран для доноров (жертвователей) принято создавать благоприятные налоговые условия и публично признавать их заслуги в области благотворительности.

Можно говорить о двух механизмах стимулирования благотворительности: налоговом  (экономическое поощрение) и репутационном (моральное поощрение).

В первом случае речь, как правило, идет о выведении из налогооблагаемой прибыли компаний и доходов частных лиц сумм, пожертвованных ими на благотворительные цели.

Во втором – о присуждении государственными органами особых наград, почетных званий и иных знаков отличия за заслуги в области благотворительности.

Кроме стимулирования (или его отсутствия), государство несет и контрольную функцию в сфере благотворительности, в первую очередь создавая перечни грантодателей, проводя паспортизацию благотворительных организаций, выдавая удостоверения программам технической и  гуманитарной помощи, производя отчеты и проверки.

Если рассматривать этот вопрос с формальной точки зрения, то государство однозначно  заинтересовано в развитии благотворительности как таковой. Конституция Российской Федерации провозглашает, что в Российской Федерации «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Приведенная норма Конституции в 1995 г. получила развитие в ряде федеральных законов, прежде всего в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно его положениям органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку, в том числе в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов и иных платежей.

Но в августе 2004 г. данная норма была исключена из текста закона. Это не означает наложения запрета на предоставление налоговых льгот, но в то же время может быть воспринято как свидетельство вполне определенной позиции государства по отношению к благотворительности. Социальная значимость благотворительной деятельности «выпала» из основополагающих документов.

Законодательство Российской Федерации построено таким образом, что провозглашения и  упоминания возможных форм поощрения благотворительности в Конституции РФ и в гражданском законодательстве недостаточно. Для того чтобы эти нормы работали на практике, необходимо введение соответствующих правил, обеспечивающих реализацию провозглашенных принципов в специальных, в том числе налоговых, законах [1].

В качестве первоочередной меры поддержки благотворительности в России необходимо предоставить право учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль  коммерческих организаций (в пределах устанавливаемых в законодательстве ограничений в виде доли полученных организацией-жертвователем доходов (например, 10% прибыли, 1% выручки), но не выше предельной суммы вычитаемых пожертвований в год) расходы в виде осуществляемых налогоплательщиками благотворительных пожертвований.

Круг таких пожертвований на первом этапе (например, 2 года) может быть ограничен  пожертвованиями в целях формирования и пополнения целевого капитала НКО.

На втором этапе возможно распространить указанную норму на правила учета в целях налога на прибыль организаций иных пожертвований, в том числе пожертвований  некоммерческим организациям.

В качестве дополнительных условий получения некоммерческими (в том числе  благотворительными) организациями соответствующего статуса законодательно могут быть закреплены:
- деятельность НКО в социально значимых направлениях;
- наличие наблюдательных или попечительских советов, закрепление основных прав и обязанностей членов таких советов, базовых процедур их деятельности, требований к составу и полномочиям органов управления;
- соблюдение дополнительных требований, связанных с регистрацией указанного статуса и ведением отчетности;
- проведение ежегодного независимого аудита для подтверждения целевого использования средств;
- публикации в Интернете отчетов о деятельности НКО в соответствии с установленными требованиями.

Сейчас частные вложения в НКО от коммерческих структур лишены налоговых преференций.

Согласно письму Минфина России от 16.04.2010 № 03-03-06/4/42 введение льгот для компаний, занимающихся благотворительностью, в ближайшие три года не планируется.

Благотворители всегда имеют экономическую выгоду, поскольку, жертвуя, они создают  благоприятный имидж, который положительно сказывается на финансовых результатах их  компании. Минфин считает, что помощь по своей природе – явление бескорыстное и налоговые льготы не должны являться стимулом для нее.

Из данных табл. 1 и 2 видно, что механизм поддержки благотворительных некоммерческих организаций коммерческим сектором в России практически не работает.

Вложения российского бизнеса в благотворительность не превышают 0,5% полученной прибыли.

В западных странах этот показатель составляет около 2–5% полученной коммерческим сектором прибыли.

Представляет интерес исследование, проведенное Charities Aid Foundation Russia о благотворительной деятельности 50 крупнейших по размеру активов российских банков.

В расчет брались суммы, представленные в отчетности Центральному банку Российской Федерации.

Абсолютные лидеры с тратами более 20% прибыли – «Уралсиб» (26,94%), ХантыМансийский банк (23,58%) и Московский Индустриальный банк (18,49%). Самая многочисленная группа банков тратит 0,5–1,5% прибыли на такие программы. Замыкает таблицу группа банков с расходами на благотворительность менее 0,05%: ЮниКредит Банк (0,05%), Открытие (0,04%), Русфинанс Банк (0,04%), ИНГ БАНК (0,02%), КИТ Финанс Инвестиционный банк (0,01%), Абсолют Банк (0,01%), Кредит Европа Банк (0,00%).

Сбербанк России – лидер по абсолютным объемам благотворительных затрат (1,831 млрд руб.), тем не менее, выделяет на благотворительность сравнительно небольшой процент прибыли: 0,57%, зато его прибыль рекордная – 321 млрд руб.

Банки, как никакой другой сектор, используют свои бизнес-возможности для целей  благотворительности. Они осуществляют перевод средств на благотворительные цели по поддерживаемым программам без комиссии (ОТП Банк, БИНБАНК), используют свои банкоматы и интернет-банк для сбора пожертвований по различным программам помощи (Банк Москвы, Альфа-Банк, «ВТБ24» и МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК). В 2012 г. банковские расходы на филантропию выросли, по данным «CAF Россия». За три квартала 2012 г. исследованные банки потратили 5,86 млрд руб., что больше, чем год назад, на 21,3% [5].

В ноябре 2012 г. Минэкономразвития России опубликовало проект постановления правительства, содержащий план поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций до 2018 г. В рамках развития социального предпринимательства в 2013 г. предлагается освободить от налогообложения до 10% прибыли юридических лиц и все перечисления физических лиц социальным НКО, а также разрешить благотворительным организациям софинансировать высокотехнологичную медпомощь.

План Минэкономразвития России, содержащий проектный перечень шагов до 2018 г. в рамках развития социального предпринимательства, фиксирует необходимость принятия правового акта, позволяющего ведомству ежегодно распределять на конкурсной основе субсидии региональным бюджетам на поддержку социально ориентированных НКО, а также федеральных субсидий самим НКО на популяризацию, развитие и поддержку такого рода деятельности. Однако помимо этого Минэкономики предлагает зафиксировать постановлением правительства необходимость разработки к определенной дате смежных законопроектов, в том числе по налоговым льготам в пользу социальных НКО.

Уже анонсированный законопроект, вносящий в Налоговый кодекс вычеты для физических и юридических лиц при направлении ими пожертвований социальным НКО, предлагается принять во втором-третьем кварталах 2013 г. Минэкономразвития и Минфином России. Предлагается вычитать из базы по налогу на прибыль перечисления юридических лиц социальным НКО до 10% прибыли. В отношении физических лиц Минэкономразвития предлагает гораздо более либеральный порядок – социальный налоговый вычет (вычитаемый из базы по налогу на доход физических лиц) предоставлять гражданам на всю сумму их пожертвований.

Кроме этого Минфину России и Минэкономразвития России предлагается освободить все НКО (с поступлениями в них пожертвований менее чем в 3 млн руб. в год) от обязательного аудита, перевести их на специальную упрощенную форму отчетности, а также создать систему публикации отчетов социальных НКО в сети. К IV кварталу 2013 г. предлагается снять ограничения на формирование благотворительными организациями целевого капитала.

Важным моментом в плане Минэкономики является предложение Минздраву России выступить к III кварталу 2013 г. соразработчиком федерального закона, открывающего возможность благотворительным организациям софинансировать оказание высокотехнологичной медпомощи (далее – ВМП). Такого рода медпомощь оказывается за счет бюджета вне системы ОМС, при этом часть расходов на нее может не соответствовать стандартам медицинской помощи. Предложение допустить благотворительные организации к оплате медицинских услуг вне стандартов ВМП решит часть проблем сектора, на которые уже неоднократно указывали благотворительные организации, в ряде случаев из-за проблем законодательства вынужденные организовывать лечение своих подопечных за пределами России, однако одновременно дестимулирует Минздрав расширять стандарты ВМП. Развитие благотворительности в области здравоохранения, которое многие сейчас считают временной и вынужденной мерой, явно рассматривается Минэкономики как возможный постоянный механизм компенсации благотворительными структурами недофинансирования федеральным бюджетом растущего спроса на ВМП [2].

Подводя итоги, необходимо отметить, что налоговая политика Российской Федерации в отношении некоммерческого сектора ориентирована на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социально значимых областях. Однако основным инструментом реализации налоговой политики является предоставление некоммерческим организациям дополнительных налоговых льгот. Такой подход не носит концептуального характера, что отражается на результатах развития сектора некоммерческих организаций в России.

Требуется дальнейшее реформирование системы налогообложения благотворительных организаций в части формирования упорядоченной системы налоговых льгот,  дифференцированности в уровне налоговой нагрузки некоммерческих организаций в зависимости от видов и масштабов осуществляемой общественно полезной деятельности, стимулирования социального аспекта налогообложения, а также совершенствование и упрощение процедур налогового контроля в отношении некоммерческих организаций.

Корректировка системы налогообложения благотворительных организаций путем льготирования социально значимых видов деятельности некоммерческого сектора позволит обеспечить повышение социального, экономико-стимулирующего, бюджетно-финансового эффектов, ожидаемых от данного сектора экономики, а также будет способствовать реализации  приоритетных направлений экономического развития страны, в том числе развитию социальной сферы.

Литература
1. Акрамовская А. Благотворительность по закону: правовое регулирование благотворительной деятельности в России // МЕЦЕНА (интернет-портал). – 2006.
2. Бутрин Д. Благотворителей одарят налоговыми вычетами // Коммерсантъ. № 224.
3. Грищенко А. В. Налогообложение некоммерческих организаций. – М. : Моск. гор. ун-т
управления Правительства Москвы. – 2011. – С. 48–49.
4. О льготном налогообложении в Московской области: Закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.
5. Мартьянова Т. Сколько тратят на благотворительность крупнейшие российские банки // Ведомости. 19.11.2012.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ.
8. Свищева В. А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение,  финансирование. – М. : ГроссМедиа; РосБух, 2008. – С. 181.
9. Семенова Н. В. Особенности налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций в России // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 5. – С. 7–13.

20.01.2017

Также по этой теме: