Особенности труда иностранных граждан и лиц без гражданства




М. А. Мосейчук


Особенности регулирования труда работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства определяются в соответствии с положениями гл. 50.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», а также положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 115-ФЗ).


Напомним, что в случае нарушения установленных норм и правил привлечения указанных лиц к трудовой деятельности предусмотрены жесткие меры административной ответственности.


Необходимо также учитывать, что законодательно установленные требования и положения в полной мере распространяются не только на работодателей, но и на заказчиков работ (услуг). Если с иностранным гражданином или лицом без гражданства заключается договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), выступающая в качестве заказчика по такому договору сторона также обязана учитывать требования Федерального закона № 115-ФЗ.


«Статус» иностранных специалистов
К иностранным гражданам в соответствии с действующим законодательством отнесены физические лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, но располагающие документами, которые подтверждают гражданство другой страны. Если физическое лицо не является гражданином Российской Федерации и не располагает документом о гражданстве другой стороны, оно считается лицом без гражданства.


Для целей приема на работу то обстоятельство, является физическое лицо иностранным гражданином или лицом без гражданства, значения не имеет. Учитываться должен «режим» пребывания на территории Российской Федерации, а также необходимость наличия визы на пребывание в Российской Федерации.


Действующее законодательство выделяет следующие основные категории иностранных граждан и лиц без гражданства (далее по тексту – иностранные граждане):
– постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
– временно проживающие на территории Российской Федерации;
– временно пребывающие на территории Российской Федерации.


Данная классификация предусмотрена непосредственно Федеральным законом № 115-ФЗ. При этом «статус» соответствующих лиц влияет не только на порядок привлечения их к трудовой деятельности, но в полной мере сказывается и на других аспектах, таких как начисление страховых взносов на выплаты в пользу данных лиц, их правах в сфере социального страхования и обеспечения, и др.


Под постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее вид на жительство, а под временно проживающим – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Данное разрешение выдается в пределах утвержденной квоты на срок 3 года. Отдельным категориям граждан, перечисленным в п. 3 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, разрешение на временное проживание выдается без учета установленной квоты.


Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации утвержден приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 214.


В свою очередь, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту. Данное лицо не располагает ни видом на жительство, ни разрешением на временное проживание.


С 1 июля 2010 г. дополнительно выделяется статус «высококвалифицированного» специалиста из числа привлеченных к трудовой деятельности иностранных граждан. Под ним понимается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее определенного уровня.


В частности, если высококвалифицированного специалиста организация намерена пригласить как научного работника или преподавателя для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью, а сама организация является имеющим государственную аккредитацию высшим учебным заведением, государственной академией наук или ее региональным отделением, национальным исследовательским центром либо государственным научным центром законодательно предъявляется требование о заработной плате (вознаграждении) не ниже 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц. Аналогичное ограничение предъявляется для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон, а также организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.


Ограничение заработной платы (вознаграждения) в 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц установлено для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, а ограничение в размере не менее чем 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней) – для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера.


Вовсе ограничений по отношению к сумме заработка не установлено для иностранных лиц, участвующих в реализации проекта «Сколково», а также проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Для всех остальных лиц, привлекаемых к трудовой деятельности как высококвалифицированные специалисты, ограничение заработка (вознаграждения) определено в размере не менее 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц.


При наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за 3 календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы, указанного выше.


При этом следует учитывать, что работодатель (заказчик) самостоятельно оценивает возможность отнесения того или иного специалиста к числу высококвалифицированных. Исходить следует из вышеприведенного уровня оплаты труда, а также документов и сведений, подтверждающих квалификацию специалиста.


В соответствии с п. 4 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель (заказчик) использует:
– документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков;
– сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных;
– сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала;
– сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин;
– сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений;
– сведения об итогах проведенных работодателем (заказчиком) конкурсов;
– иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.


Таким образом, для придания статуса «высококвалифицированный специалист» необходимо не только ориентироваться на соответствующий уровень оплаты труда, но также и располагать данными о квалификации сотрудника.


Не могут рассчитывать на привлечение иностранцев в статусе «высококвалифицированный специалист» работодатели, в течение 2 лет до дня подачи ходатайства о привлечении подвергшиеся административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также имеющие на момент подачи соответствующего ходатайства неисполненные постановления о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.


Имеются и некоторые другие ограничения. В частности, иностранные граждане не могут привлекаться как высококвалифицированные специалисты для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью.


С 2014 г. особое значение приобрел еще один преду смотренный законодательством статус иностранного гражданина – беженец. Особо это актуально для вопросов налогообложения производимых в пользу указанных лиц выплат. Получение данного статуса и правовое положение соответствующих лиц определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в редакции изменений и дополнений).


Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Статус данного лица подтверждается удостоверением беженца.


До получения статуса беженца соответствующее лицо считается подавшим ходатайство о признании беженцем, о чем выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, которое также является документом, удостоверяющим его личность, и основанием для законного пребывания на территории России.


Выделяются также лица, получившие убежище на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона № 4528-1 временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории нашей страны. Таким образом, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища лицо приобретает статус иностранного гражданина или лица без гражданства, временно пребывающего на территории России.


Для сведения читателей – с 2014 г. не требуется получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а сами иностранные граждане не должны иметь разрешений на работу, если речь идет о признанных беженцами на территории России и (или) получивших временное убежище на территории нашей страны. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и применяются только на период до утраты соответствующего статуса (беженца или получившего убежище).


Сроки пребывания в России
Необходимо учитывать, что в случае, когда соответствующими документами физическое лицо не располагает, оно может быть причислено к незаконно находящимся на территории Российской Федерации и подлежит принудительной высылке (депортации).


Срок временного пребывания в Российской Федерации определяется сроком выданной иностранному гражданину визы. Если же соответствующее лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок его временного пребывания на территории нашей страны не может превышать 90 суток. При этом возможно продление данного срока на период, подтверждающий работу по трудовому или гражданско-правовому договору. Однако в любом случае срок пребывания «безвизовых» лиц не может превышать 1 года со дня въезда в Российскую Федерацию. Продление срока пребывания осуществляется территориальными органами ФМС России.


До истечения указанного выше срока пребывания иностранный гражданин должен решить вопрос о продлении срока действия визы (выдачи новой визы), продлении срока временного пребывания (выдачи нового разрешения, переоформления патента), получении вида на жительство, или же выехать из России.


Правительство Российской Федерации может увеличивать (до 180 суток) или сократить установленный 90-суточный срок временного пребывания иностранных граждан, как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.


Приведенные ограничения не распространяются на лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами. Их срок временного пребывания в России, а также срок временного пребывания членов их семей определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому специалисту.


Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (в редакции изменений и дополнений).


Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для регистрации по месту жительства непосредственно сам подает в орган миграционного учета России в месте нахождения жилого помещения заявление о регистрации по месту жительства. Такое заявление должно быть подано в течение 7 рабочих дней с даты получения разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного помещения.


Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, не имеющие места жительства в России, обязаны встать на учет по месту пребывания. При этом основанием для постановки на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД России уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Данное уведомление представляется принимающей стороной (включая работодателей) или самим иностранным гражданином в миграционные органы непосредственно или через многофункциональный центр либо направляется почтовым отправлением.


Уведомление должно быть направлено в территориальные миграционные органы в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.


Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, и такая подпись скрепляется печатью организации. Форма уведомления и порядок его заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9.


Условия привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации
Для привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодатель должен располагать соответствующими разрешительными документами. Исключение составляют только отдельные случаи, оговоренные в Федеральном законе № 115-ФЗ. В случае если такие документы получены не будут, а фактически труд рассматриваемой категории граждан будет использоваться, организация и ее должностные лица могут быть привлечены к предусмотренной законодательством административной ответственности.


Не требуется наличие соответствующего разрешения в случаях, особо оговоренных в Федеральном законе № 115-ФЗ. Например, не требуется разрешения для привлечения к труду лиц из числа тех, кто прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (в настоящее время безвизовый режим установлен с такими государствами, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Узбекистан), а также лиц из числа высококвалифицированных специалистов. Однако и в этих случаях необходимо выполнить соответствующие требования Федерального закона № 115-ФЗ о представлении в миграционные
органы необходимых документов и т. д.


Перечень обязанностей, которые возлагаются на работодателей (заказчиков), использующих труд иностранных работников, определен в п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ. Они обязаны:
– иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если только иное не предусмотрено законом;
– обеспечить получение иностранным гражданином в соответствующих случаях разрешения на работу;
– представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
– содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
– оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Федеральным законом № 115-ФЗ порядка привлечения и использования иностранных работников;
– направлять в органы миграции информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
– направлять в ФМС России или его территориальный орган и ФСБ России информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.


С 2015 г. отменена обязанность уведомлять налоговые органы по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников.


В срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), в территориальный миграционный орган, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, должно направляться уведомление.


Особенности использования труда иностранных лиц из числа граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз
В настоящее время в Евразийский экономический союз, наряду с Российской Федерацией, входят:
– Республика Беларусь;
– Республика Казахстан;
– Республика Армения;
– Республика Киргизия.


В соответствии с положениями ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели стран союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся вышеуказанных стран без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом работникам не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности. Соответственно, с 2015 г. не требуется и получения патента.


Срок временного пребывания (проживания) граждан стран, входящих в ЕАЭС, на территории России и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия заключенного ими трудового или гражданско-правового договора. При этом граждане освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.


В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистрация осуществляется на основании миграционной карты.


При досрочном расторжении заключенного с работодателем договора гражданам стран ЕАЭС предоставлено право в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор без выезда из Российской Федерации.


Документы, которые необходимо иметь прочим иностранным гражданам для трудо устрой ства на территории Российской Федерации
Для того, чтобы трудоустроиться на территории Российской Федерации, временно пребывающие на ее территории иностранные граждане должны располагать специальным разрешением на работу или патентом (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом работать можно только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (патент). Требование о наличии патента введено с 2015 г. Федеральным законом № 357-ФЗ и касается оно граждан из «безвизовых» государств.


Приведенные положения не касаются граждан стран ЕАЭС. В данном случае межгосударственное соглашение превалирует над национальным законодательством.


Специального разрешения (патента) также не требуется следующим категориям иностранных граждан:
– признанных беженцами на территории Российской Федерации, – до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
– получивших временное убежище на территории Российской Федерации, – до утраты ими временного убежища или лишения такого статуса;
– постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
– являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
– осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренными частью четвертой ст. 63 ТК РФ (лица, не достигшие возраста 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках) и ст. 348.8 ТК РФ (спортсмены в возрасте до 18 лет);
– являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
– являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
– являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
– обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих) услуги в течение каникул;
– обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
– приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных работников или преподавателей, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действует совет по защите диссертаций, либо иными научными и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 93, либо в качестве преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
– приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия преподавательской деятельностью в научных организациях и имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях, за исключением учреждений профессионального религиозного образования;
– прибывших в Российскую Федерацию не более чем на 30 дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества);
– приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
– являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


Разрешения на работу оформляются иностранным гражданам работодателями. Граждане из «безвизовых» стран обращаются за патентом в миграционные органы или уполномоченные ими организации.


Все без исключения иностранные граждане и лица без гражданства должны также располагать миграционными картами. Особо это касается лиц, прибывших на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы.


Миграционные карты выдаются иностранным гражданам при въезде на территорию Российской Федерации бесплатно должностными лицами органов миграционного (пограничного) контроля либо представителями транспортных организаций. Используемая в настоящее время форма миграционной карты утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 (в редакции от 6 мая 2006 г. № 271).


Ограничения по месту осуществления обязанностей иностранными гражданами
В соответствии с положениями действующего законодательства временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане вправе трудиться только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание. За нарушение данной нормы граждане привлекаются к установленной законодательством ответственности. Специального именного разрешения временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане иметь не обязаны.


В свою очередь, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.


Исключения из приведенных ограничений по месту выполнения трудовых обязанностей определены приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н (в редакции изменений и дополнений). Имеются в виду служебные командировки на определенный срок, а также выполнение работ в пути или на условиях разъездного характера.


Определено, что иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае выполнения ими работ по соответствующим профессиям и должностям, поименованным в приказе Минздравсоцразвития России № 564н.


При этом в отношении лиц, временно пребывающих на территории России:
1) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
2) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.


В свою очередь, в отношении лица, временно проживающего на территории России:
1) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
2) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.


Высококвалифицированные специалисты вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание). Однако при этом:
1) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;
2) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.


В случае если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации, данному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.


Документы, которыми должен располагать работодатель для трудоустройства иностранных граждан
Для того, чтобы принять на работу иностранного гражданина или лицо без гражданства (вне зависимости от их статуса), работодатель должен располагать специальным разрешением на привлечение и использование иностранных работников (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). Это касается как работодателей по трудовому договору, так и заказчиков по договорам гражданско-правового характера. Опять же, из приведенного правила имеются исключения.
В частности, без соответствующего разрешения работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать иностранных работников в случае, если данные лица:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в соответствии с установленным порядком;
3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста.


Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации определены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.


За получением разрешения организация должна обратиться в территориальный миграционный орган по месту своего нахождения. Однако соответствующее решение принимается при условии наличия положительного заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, выдаваемого органом государственной службы занятости населения соответствующего субъекта Российской Федерации.


Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации по запросу миграционных органов (а не работодателя) в порядке, определенном тем же приказом № 589.


До обращения в миграционные органы необходимо уплатить государственную пошлину в размере 10 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (п. 23 части первой ст. 333.28 НК РФ).


Как отмечалось выше, указанное разрешение не требуется при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, а также при заключении договора с высококвалифицированным специалистом.


Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Начиная с 2015 г. работодатели (заказчики) имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого лица выданного в установленном порядке патента. Таковы положения ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 357-ФЗ).


Как отмечалось выше, нововведения не касаются граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, которые принимаются на работу без всяких ограничений и патентов.


До 2015 г. соответствующим лицам требовалось разрешение на работу, а не патент.


Патентная система применялась только в случае найма на работу к работодателям из числа физических лиц.


Получать патент должен сам иностранец. Для этого ему необходимо в течение 30 календарных дней со дня въезда в Россию представить лично или через уполномоченную организацию (многофункциональный центр или тому подобное учреждение) следующие документы:
– заявление с документом, удостоверяющим личность;
– миграционную карту, в которой работа на территории России должна быть указана как цель визита и с отметкой органа пограничного контроля (миграционного органа);
– договор (полис) добровольного медицинского страхования со сроком действия на территории России на период трудового договора (договора гражданско-правового характера), либо договор о предоставлении платных медицинских услуг данному лицу;
– медицинские справки, подтверждающие отсутствие соответствующих заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;
– сертификат на знание русского языка, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации;
– документы о постановке на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации.


При получении патента (в случае принятия положительного решения) иностранец должен предъявить документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа (фактически – документ об оплате патента).


Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев по решению самого иностранного лица. В любом случае срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца посредством уплаты НДФЛ за последующие месяцы.


В дальнейшем патент по прошествии 12 месяцев может переоформляться на срок от 1 до 12 месяцев. При этом обращаться за переоформлением можно не более одного раза. Фактически это означает, что по прошествии 2 лет необходимо будет обращаться не за переоформлением патента, а за получением нового патента.


В обязанности иностранца входит в течение 2 месяцев со дня выдачи патента представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в миграционные органы, выдавшие патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).


Стоимость патента определяется в соответствии с положениями НК РФ. Согласно п. 2 ст. 227.1 НК РФ фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются за период действия патента в размере 1200 руб. в месяц с учетом увеличения данного значения на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации. Плюс к этому ежегодно указанная базовая величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор на 2017 г. установлен приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 г. № 698 в размере 1,623.


Соответствующие изменения в гл. 23 НК РФ внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».


Величина уплаченных в оплату полученного патента иностранцем авансовых платежей по НДФЛ подлежит зачету в счет исчисленного с его доходов налоговым агентом налога на доходы физических лиц.


Осуществление зачета производится работодателем на основании (п. 6 ст. 227.1 НК РФ):
1) письменного заявления мигранта и документов, подтверждающих уплату фиксированных платежей НДФЛ (в платежном документе должно быть указано наименование платежа «Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа»);
2) уведомления налогового органа по месту нахождения налогового агента о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей, которое оформляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17 марта 2015 г. № ММВ-7-11/109.


Указанное уведомление организация-работодатель должна запросить по соответствующему работнику-иностранцу в своем налоговом органе. Для этого направляется соответствующее заявление, срок рассмотрения которого составляет не более 10 дней. Форма заявления определена приказом ФНС России от 13 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/512.

25.05.2022

Также по этой теме: