Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2008
д-р экон. наук, доцент кафедры
менеджмента и экономики отраслевых производств
Воронежского государственного технического университета
Одним из инструментов управления реализацией региональной инвестиционной стратегии и, как следствие, инвестиционными процессами в регионе является инвестиционная программа. Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов.
Важнейшим структурным элементом региональной инвестиционной программы является инвестиционный портфель - целенаправленно сформированная в соответствии с определенной инвестиционной стратегией совокупность вложений в инвестиционные объекты. Основная цель формирования инвестиционного портфеля заключается в реализации инвестиционной политики региона путем подбора комплекса наиболее эффективных, социально значимых и надежных инвестиционных вложений. Отбор проектов для включения в инвестиционную программу осуществляется территориальными органами власти и управления на основе следующих принципов: целенаправленности; системности и иерархичности; превентивности; комплексности; федеральной и региональной значимости; постоянства успеха; целевого использования средств в рамках реализации программы; реальности осуществления проекта; эффективности [1]. В региональную инвестиционную программу, как правило, включается группа приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью, позволяющей сформировать в регионе собственный инвестиционный потенциал для поддержания экономического роста.
При отборе проектов предпочтение отдается:
- субъектам, имеющим устойчивое финансовое положение;
- субъектам, обеспечивающим гарантии (бюджетные кредиты) залоговыми обязательствами;
- субъектам, не имеющим задолженности по обязательным платежам в бюджет региона;
- субъектам, предусматривающим финансирование проекта за счет как заемных, так и собственных средств.
Высокая цена ошибок, обнаруживаемых при выполнении инвестиционной программы, требует осуществления глубокого исследования инвестиционных предложений, поступающих от субъектов хозяйствования. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем, насколько специалист, принимающий решение, знаком с аналитическим аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. Нередко для отбора проектов и принятия решения об их государственной поддержке приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей. При этом отбор проектов для последующего включения в инвестиционную программу не может быть осуществлен на основе одного - сколь угодно сложного - формального критерия. Проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы, в ходе которой учитывается множество различных, зачастую противоречивых характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в регионе и отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта.
Отбор проектов осуществляется на основе информации, содержащейся в бизнес-плане проектов, путем анализа и оценки предполагаемых научно-технологических и экономических результатов реализации проектов. Полагаю, что для устранения неэффективного использования средств (как в финансовом, так и во временном измерении), затрачиваемых на проведение экспертизы инвестиционных проектов, отбор проектов должен осуществляется в четыре этапа (рис. 1).
Рис. 1. Процесс проведения экспертизы инвестиционных проектов на право включения в региональную инвестиционную программу
В ходе формального анализа инвестиционной заявки эксперты (как правило, это соответствующий комитет, департамент, управление администрации региона) устанавливают соответствие представленных документов формальным требованиям, установленным в регионе к форме и содержанию инвестиционных проектов (по наличию документов, составляющих проект, их оформлению, соблюдению иных требований к ним). Результаты формального анализа должны доводиться до заявителя незамедлительно после завершения. В случае оформления проекта с нарушением установленных формальных требований заявителю направляется предложение устранить недостатки, представить исправленные или недостающие документы в ограниченный срок. Если в установленный срок недостатки не будут устранены или не будут представлены запрашиваемые (исправленные) документы, то проект считается отозванным и возвращается заявителю. После устранения выявленных недостатков проект может быть вновь представлен для рассмотрения в общем порядке.
Рис. 2. Механизм проведения предварительной экспертизы инвестиционных проектов
В ходе предварительной экспертизы осуществляется рейтинговая оценка прошедших формальный анализ инвестиционных проектов на предмет их привлекательности для региона. Данный анализ не требует существенных затрат времени и ресурсов, но позволяет распределить усилия экспертов в ходе последующего содержательного анализа инвестиционных проектов. Механизм осуществления предварительной экспертизы инвестиционных проектов представлен на рисунке 2.
B качестве критериев оценки предлагается использовать следующие:
- инвестиционная привлекательность сектора экономики (отраслевой анализ);
- инвестиционная привлекательность объекта инвестирования, в свою очередь включающая две группы показателей:
- инвестиционный потенциал предприятия-реципиента, использующего инвестиции;
- эффективность реализации непосредственно инвестиционного проекта.
Оценка вышеозначенных критериев осуществляется по факторам, представленным в таблице 1. Состав предлагаемых факторов не претендует на полноту. В зависимости от условий и особенностей осуществления инвестиционных процессов в том или ином регионе состав факторов может меняться.
Таблица 1
Факторы оценки
Инвестиционная привлекательность сектора экономики региона |
Инвестиционная привлекательность объекта инвестирования |
1. Уровень перспективности развития с учетом стадии жизненного цикла |
1. Навыки управления, опыт и компетентность руководящего персонала |
Оценка инвестиционной привлекательности сектора экономики и объекта инвестирования осуществляется по следующим шагам:
Шаг первый. Присвоение каждому фактору весового коэффициента, отражающего степень его влияния на инвестиционную привлекательность сектора экономики (или инвестиционного объекта). Весовой коэффициент, по сути, отражает субъективный взгляд эксперта на важность того или иного фактора для принятия решения о включении проекта в инвестиционную программу. Сумма весовых коэффициентов по всем факторам должна быть равна единице.
Шаг второй. Вероятностная оценка каждого фактора. Считаю целесообразным осуществлять оценку по 10-балльной шкале в соответствии с пятью рангами оценки:
k1 = 2 - очень слабая оценка;
k2 = 4 - слабая оценка;
k3 = 6 - удовлетворительная оценка;
k4 = 8 - хорошая оценка;
k5 = 10 - очень хорошая оценка.
В связи с тем, что инвестиционные процессы подвержены влиянию генераторов инвестиционной среды, предлагаю ввести в расчет элемент стохастичности - вероятность достижения определенного ранга оценки. Тогда оценка конкретного фактора инвестиционной привлекательности будет выполняться по формуле
где Oi - оценка і - го фактора;
- весовой коэффициент значимости i-го фактора, ;
ј - ранг оценки, ј = 1…5;
kј - значение ј-го ранга оценки, (2; 4; 6; 8; 10);
- вероятность достижения ј-го ранга, .
Шаг третий. Общая оценка инвестиционной привлекательности сектора экономики (и объекта инвестирования).
Общая (суммарная) оценка каждого критерия перспективности реализации инвестиционного проекта определяется суммированием ранее полученных оценок по і-му фактору:
где RСЕК(ОБ) - общая оценка критерия инвестиционной привлекательности сектора экономики (RСЕК ) или объекта инвестирования (RОБ );
i - количество анализируемых факторов, i =1… I (I=10).
Расчеты рекомендуется осуществлять в таблицах 2 и 3 соответственно. Расчеты повторяются для каждого прошедшего формальный анализ инвестиционного предложения и, соответственно, каждый раз заполняются таблицы 2 и 3.
Полученные оценки вписываются в соответствующие клетки "матрицы решений". Предлагается использовать расширенную матрицу форматом 3x3, представленную на рисунке 3.
Матрица делится на 9 блоков. Блоки образуют три зоны, требующие различных стратегических решений. В зависимости от того, в каком блоке будут располагаться координаты (оценки) исследуемых объектов, возможны три типа решений:
- включать в инвестиционную программу;
- не включать в инвестиционную программу;
- включать в инвестиционную программу с ограничениями.
Таблица 2
Оценка критерия инвестиционной привлекательности сектора экономики (отрасли)
Факторы оценки |
Вес фактора, |
Вероятность достижения соответствующего ранга, |
|
Oi |
||||
|
|
K1= 2 |
K2= 4 |
K3= 6 |
K4= 8 |
K5= 10 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
1 |
|
|
|
|
|
|
RСЕК |
Таблица 3
Оценка критерия инвестиционной привлекательности объекта инвестирования
Факторы оценки |
Вес фактора, |
Вероятность достижения соответствующего ранга, |
|
Oi |
||||
|
|
K1= 2 |
K2= 4 |
K3= 6 |
K4= 8 |
K5= 10 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
1 |
|
|
|
|
|
|
RОБ |
На основании результатов матрицы решений устанавливается рейтинг приоритетности анализируемых проектов. Наиболее перспективными будут считаться проекты, попавшие в блоки 6, 8, 9. Вероятность включения их в инвестиционную программу региона очень высока. Проекты, оценки которых соответствуют блокам 7, 5, 3, целесообразно включать в инвестиционную программу в случае, если они несут важную социальную или экологическую направленность, решают другие актуальные для региона проблемы. Если оценка перспективности реализации проекта соответствует блокам 1, 2, 4, он выбывает из дальнейшего рассмотрения.
Рис. 3. Матрица решений
Так как инвестиционные предложения, по которым велика вероятность принятия заведомо отрицательных решений, не будут подвергаться дальнейшему анализу, это позволит существенно сократить затраты времени и ресурсов на проведение дальнейшей экспертизы данных проектов.
Методические положения по отбору приоритетных инвестиционных проектов в целях включения их в региональную программу получили практическое подтверждение в ходе проведенного эксперимента по экспертизе комплекса инвестиционных проектов. Анализу подверглись восемь инвестиционных предложений, представленных в администрацию Воронежской области для включения в региональную программу социально-экономического развития на 2002-2006 гг. [2].
Содержательный анализ инвестиционных проектов включает:
- оценку экономической обоснованности и эффективности проектов (экономическая экспертиза);
- оценку соответствия проектов действующему законодательству (правовая экспертиза);
- оценку соответствия проектов действующим экологическим нормам и требованиям (экологическая экспертиза);
- оценку соответствия проектов иным нормам, требованиям и условиям, предъявляемым к проекту в зависимости от направлений инвестиционной деятельности.
В ходе проведения содержательного анализа эксперты определяют, к каким практическим результатам должна привести реализация проекта. Практические результаты проекта - это цели, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта: создание, организация нового производства и последующее распространение на рынке конкурентоспособного продукта; развитие действующего производства; развитие прикладной науки и освоение новых технологий. Практические результаты проекта должны быть выражены в количественных показателях (объемы производства и реализации продукции, выручка от продаж, размер прибыли).
Критерии содержательной оценки эффективности программных мероприятий должны отражать региональную специфику, исходить из целей и задач, поставленных в инвестиционной программе. В настоящее время практические результаты проекта, оцениваемые в процессе содержательного анализа экспертами, характеризуются следующими показателями:
- социальным эффектом от реализации проекта;
- бюджетным эффектом для федерального, областного и местных бюджетов;
- коммерческим эффектом реализации проекта;
- сроком окупаемости инвестиций;
- экспортным потенциалом;
- возможностями импортозамещения [2].
Целесообразно расширить направления содержательного анализа, включив в анализ оценку научно-технологического эффекта реализации проекта, определяемого по степени влияния практических результатов проекта на решение проблемы повышения региональной конкурентоспособности (по отношению к другим регионам России и зарубежным странам). Формальными показателями эффективности реализации проекта в научно-технологическом аспекте являются: использование при реализации проекта результатов научно-технической деятельности, прикладных научных исследований, экспериментальных разработок, подтвержденных соответствующими документами (интеллектуальная собственность); осуществление при реализации проекта научно-технической деятельности; проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
Содержательный анализ проекта проводится в течение ограниченного периода (как правило, 30 дней). По истечении этого срока заявитель уведомляется о результатах. Далее подготавливается заключение о результатах формального анализа, предварительной экспертизы и содержательного анализа проекта с предложением о принятии в отношении данного проекта одного из следующих решений:
- о включении инвестиционного проекта в региональную программу;
- об отказе включения инвестиционного проекта в региональную программу;
- о проведении независимой экспертизы проекта.
В случае невозможности принятия однозначного решения, когда для проверки изложенных в проекте выводов, анализа и оценки предполагаемых практических результатов требуются специальные знания, целесообразно проводить независимую экспертизу проекта за счет средств заявителя. Независимая экспертиза проводится лицами, которые обладают специальными знаниями в соответствующих областях знаний и являются специалистами высокой квалификации. Независимая экспертиза проекта проводится, как правило, специализированным экспертным учреждением. Эксперты не могут быть прямо или косвенно заинтересованными в реализации проекта, находиться в служебной, материальной или иной зависимости от инвесторов или управляющей компании. Результаты независимой экспертизы оформляются экспертами в виде письменного заключения, которое должно содержать подробное описание произведенных исследований, сделанных выводов и обоснованные ответы на вопросы, поставленные перед экспертами.
В случае получения положительного результата в ходе содержательного анализа инвестиционного проекта решением администрации области он включается в реестр проектов. Реестр инвестиционных проектов - это перечень инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона и прошедших конкурсный отбор. Реестр формируется и ведется в соответствии с Положением о реестре, принимаемым администрацией региона [3]. Далее решается вопрос о форме предоставления государственной поддержки данному проекту. Государственная поддержка может выражаться в различных формах, например: долевое финансирование проекта за счет средств областного или местного бюджета; предоставление государственных (областных) гарантий за счет объектов областного залогового фонда; предоставление бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами для реализации проекта; предоставление бюджетных кредитов и займов. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности определяются региональным законодательством.
Инвестиционным проектам, включенным в реестр и реализуемым в рамках инвестиционных программ, федеральных и областных целевых программ, устанавливаются меры государственной (областной) поддержки на срок окупаемости проекта в пределах средств и на условиях, предусмотренных законодательством региона (в частности, законом "Об областном бюджете" на очередной финансовый год).
Предложенные рекомендации позволят на практике оптимизировать поиск вариантов размещения дефицитных финансовых ресурсов при формировании региональной инвестиционной программы.
ЛИТЕРАТУРА
- Лукша О.П. Управление стратегическими планами и программами местного развития / О.П. Лукша, П.В. Сушков, А. Э. Яновский. - Обнинск, 2003.
- Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 годы // Материалы сайта www.investvrn.ru.
- Закон Воронежской области от 27 апреля 2002 г. № 27-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".