Управление конкурентоспособностью депозитарных институтов в современных российских условиях: оценка эффективности



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2011


Людвик Д.С.,
Аспирант
Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики

При гармоничном развитии и налаженном правовом обеспечении механизмов защиты всех участников (инвесторов, эмитентов, посредников) фондовый рынок является мощным двигателем экономического развития любой страны. Фондовый рынок Российской Федерации растёт, но по мировым меркам рост незначителен. Мешают развитию фондового рынка дискоординация деятельности участников фондового рынка, непрозрачность системы заключения сделок, несовершенство системы учёта прав собственности.


Мировой опыт свидетельствует, что для обеспечения работы фондового рынка недостаточно только использования новейших информационных технологий и современных финансовых инструментов. Необходимо наладить взаимодействие системообразующего комплекса  взаимосвязанных институтов инфраструктуры рынков капитала, которым выступает депозитарная система.


Институциональная основа развития фондовых рынков основывается на деятельности учётных единиц инфраструктуры рынка ценных бумаг, в том числе депозитарных институтов, занимающихся оказанием услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учёту и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарная система фондового рынка, обслуживая рынки капиталов, осуществляет свою деятельность раскоординированно (наличие депозитариев, с одной стороны, и регистраторов – с другой). Это свидетельствует о том, что процесс становления депозитарной системы в Российской Федерации неоправданно затянулся и нуждается в ускорении.


Другими словами, изучение вопросов конкурентоспособности и эффективности депозитарной деятельности на отечественном рынке ценных бумаг требует, в первую очередь, особенностей взаимодействия финансовых институтов как профессиональных участников фондового рынка Российской Федерации.


Учётными институтами инфраструктуры фондового рынка Российской Федерации являются депозитарии и регистраторы, которые формируют и развивают инфраструктуру национального рынка ценных бумаг.


На фондовом рынке специализированные институты, которые осуществляют хранение и обслуживание обращения ценных бумаг, представлены преимущественно финансовыми институтами. Банки количественно доминируют в общей совокупности депозитарных институтов, составляя более 60% общего количества выданных лицензий (1). Так, по состоянию на 30 июня 2009 г. на рынке ценных бумаг, по данным Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД; саморегулируемой организации участников российского рынка ценных бумаг), их доля среди крупнейших депозитариев Российской Федерации составляла более 70% по рыночной стоимости принятых на обслуживание ценных бумаг депонентов (за исключением расчётных биржевых депозитариев).


В отечественной депозитарной системе именно коммерческие банки наиболее развиты с точки зрения организации технологии депозитарного обслуживания, технического оснащения и квалификации персонала. Их большую активность в предоставлении таких услуг можно объяснить тем, что банки в условиях соблюдения универсального типа организации деятельности диверсифицируют спектр предлагаемых финансовых услуг.


В таблице 1 приведен рейтинг депозитариев ПАРТАД на 30 июня 2009 г.


На рынке ценных бумаг банки-депозитарии могут предоставлять как основные (традиционные), так и дополнительные депозитарные услуги. Спектр таких услуг может изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка и потребностей клиента, а количество и качество дополнительных депозитарных услуг, оказываемых разными институтами, сильно варьируется. В частности, много депозитарных организаций начали предоставлять услуги, которые не являются депозитарными в буквальном их понимании.


Они могут быть как трастовыми, связанными с инвестициями клиента, так и чисто банковскими (кредитные линии, операции по конвертации валюты). Но в банковской сфере услуги депозитария предоставляет всегда обособленное подразделение банка, а учёт собственной и клиентской позиций по ценным бумагам разграничен. Кроме того, существует целый ряд процедур, способствующий разделению потоков обмена информацией между подразделениями банка для предотвращения возможных рисков утечки такой информации.


Услуги депозитариев востребованы как теми владельцами ценных бумаг, которые активно заключают сделки на рынке ценных бумаг, так и стратегическими инвесторами, которые предпочитают не взаимодействовать напрямую с платёжными агентами, регистраторами и другими профессиональными участниками фондового рынка. Именно на предоставление дифференцированного набора услуг различным участникам рынка и направлена деятельность депозитарных институтов при обслуживании обращения ценных бумаг.


Вместе с расширением спектра депозитарных услуг финансовые институты депозитарной инфраструктуры могут привлекать и качественно обслуживать клиентов. Но чем больше объём услуг и чем шире круг клиентов, обслуживающихся в депозитарных учреждениях, тем выше риск депозитарного сервиса.


Одним из насущных вопросов организации депозитарного бизнеса в банках отечественной банковской системы остается формирование чёткого регламента работы депозитария. В отечественной практике недостаточно общепринятых рекомендаций, которые урегулировали бы взаимодействие различных подразделений банка при предоставлении депозитарных услуг.


Каждый банк фактически самостоятельно определяет порядок взаимодействия своих подразделений и предоставления ими различных услуг.

 

(1) По информации Федеральной службы по финансовым рынкам. См.: fcsm.ru/ru/contributors/financialmarket/market_professional_operators/depositaries/list_depositaries/.


 

https://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/3/10/upravlenie_konkurentosposobnostyu_depozitarnykh_institutov_v_sovremennykh_rossiyskikh_usloviyakh_ots2.gif

https://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/3/10/upravlenie_konkurentosposobnostyu_depozitarnykh_institutov_v_sovremennykh_rossiyskikh_usloviyakh_ots4.gif


При этом банк самостоятельно разрабатывает схемы взаимодействия своих подразделений, в том числе и депозитарных, исходя из задач, которые поставлены перед такими подразделениями, собственных нужд и особенностей функционирования банка. Таким образом, работа депозитарного подразделения банка должна быть строго регламентированной и структурированной как одно из звеньев в административно-организационной структуре банка.


При построении схем взаимодействия структурных подразделений банка на рынке депозитарных услуг основными должны стать следующие критерии: а) наличие филиалов именно депозитарных подразделений банка; б) распределение учётных функций банка и в) наличие централизованной системы документооборота в филиалах депозитарных подразделений.


Если депозитарное учреждение имеет чётко указанные цели и задачи в работе, можно точно расписать его бизнес-процессы и организационную структуру системы.


Тогда система будет работать эффективнее. Отсюда следует подход к позиционированию депозитарной организации как учреждения, специализирующегося на операциях, составляющих комплекс продуктов на рынке ценных бумаг. Из практики известны успешно функционирующие депозитарии, специализирующиеся на технологиях. Например, брокерский обеспечивает эффективные брокерские услуги клиентам; кредитный специализируется на учёте залоговых обязательств под кредиты. Специализация может выражаться также в освоении технологий, ориентированных на конкретный тип клиентов.


Основная методика позиционирования банка на рынке депозитарных услуг заключается в позиционировании через специализацию банка в части предоставления вида депозитарных услуг. Такой подход даёт возможность определиться с собственной нишей в депозитарной инфраструктуре фондового рынка, а также со структурой и объёмами услуг, которые он может предоставлять. Создание и поддержка функционирования депозитарного отдела банка требует значительных затрат на внедрение необходимых технологий и систем автоматизации. Однако в любом случае позиционирование по специализации позволяет снизить начальные затраты банка на рынке депозитарных услуг.


Целостная, прозрачная и надёжная система регистрации прав собственности и учёта ценных бумаг является необходимым условием последующего развития фондового рынка. Учёт ценных бумаг должен вестись всеми депозитарными учреждениями в соответствии с единственными правилами и технологическими процедурами, которые должны отвечать международным стандартам.


Депозитарии и регистраторы как профессиональные участники фондового рынка формируют и развивают учётную инфраструктуру рынка ценных бумаг Российской Федерации. Современное развитие депозитарной системы происходило при широком участии финансовых институтов. Активное их участие в оказании депозитарных услуг можно объяснить следующими факторами: возможность предоставления диверсифицированного набора депозитарных услуг, наличие высокотехнологичных систем учёта и хранения различных инструментов, наличие квалифицированного персонала по работе с клиентами, опыт работы на отечественном и международном рынке ценных бумаг.


Участие банков на фондовом рынке отражает также тенденцию универсализации их деятельности в рамках целого пакета услуг. С появлением на фондовом рынке новых сложных продуктов и услуг риск ведения депозитарной деятельности возрастает, что побуждает к постоянному совершенствованию депозитарного риск-менеджмента.


Защита прав владельцев ценных бумаг должна обеспечиваться уменьшением рисков в процессе обращения ценных бумаг, чёткого распределения рисков, связанных с выполнением договоров. Система риск-менеджмента должна быть направлена на предотвращение мошенничества и других злоупотреблений, на повышение гарантии надлежащей оплаты приобретённых ценных бумаг, надёжность хранения и минимизации других возможных рисков при оказании депозитарных услуг на рынке ценных бумаг.


Литература
1. Голиченко О. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. – 2004. – № 12.
2. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. – М. : Экономика, 1991.
3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М. : Прогресс, 1985.
4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии. – М. : Банки и биржи, 1998.
5. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. – М. : Олимп-Бизнес, 2003.

15.11.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста