Модель управления трудовым потенциалом территории по принципу «одного окна»



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2011


Иванов В.В.,
д. э. н., к. т. н., профессор
Всероссийской академии внешней торговли
Министерства экономического развития РФ,
профессор Московского государственного института
электронной техники (технический университет),


Коробова А.Н.,
к. э. н.,


Силаев И.П.,
Международный университет
в Москве


Одно из самых тяжёлых кризисных явлений – это существенное ухудшение ситуации на рынке труда, характеризующейся, с одной стороны, значительным увеличением предложения рабочей силы вследствие массовых сокращений и увольнений и, с другой стороны, снижением спроса на неё. Значительно увеличилось количество незанятых граждан, обратившихся в государственные органы занятости, уменьшились доходы трудящихся людей. По данным Федеральной службы государственной статистики [6], в 2009 г. общая численность безработных граждан составила 6,3 млн человек (8,4% к экономически активному населению, в 2008 г. – 4,9 млн чел, или 6,4%). Почти удвоилось число безработных, получающих пособие по безработице (2,084 млн человек против 1,4 в 2008 г.). За последние три года структура безработных существенно изменилась – без работы остались люди высокой квалификации и зачастую имеющие немалый опыт в той или иной отрасли (сильнее всего пострадали менеджеры, финансисты, экономисты, банкиры). Данная ситуация значительно усложнила задачу органов службы занятости. Проблема заключалась в установлении оптимального соответствия между вакансией и уровнем квалификации соискателя.


Увеличивается напряжённость на рынке труда. Одновременно уменьшаются возможность сезонного заработка для студентов и школьников и рабочие места неполной занятости, «плавающего» рабочего графика, удобные для учащихся и работающих мам.


Решать данные проблемы необходимо с помощью интеграции соответствующих информационных потоков, программ, услуг и данных в активно создаваемых в настоящее время по всей стране многофункциональных центрах (МФЦ) обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна». МФЦ призваны снизить совокупные издержки взаимодействия органов власти с населением и организациями, выраженные во временном и стоимостном эквиваленте. При этом командирование специалистов различных организаций, широко практикующееся при создании МФЦ, не может дать существенный эффект. Необходимы новые информационные модели для предоставления комплексных государственных услуг, в том числе в сфере занятости.


В предлагаемой модели управления трудовым потенциалом территории по принципу «одного окна» (рис. 1) на основе исследования международного информационного пространства отбираются эффективные инструменты взаимодействия МФЦ с работодателем и соискателем работы. Модель создает комфортные условия этого взаимодействия, исходя из ключевых принципов многоканального доступа к государственным услугам, использования социальных сетей, интеграции услуг по жизненному эпизоду и бизнес-ситуации, управления по результатам.



Реализация первого принципа предоставит возможность соискателю работы и работодателю выбрать удобный для них способ получения необходимой информации – через интернет-портал, центр обработки телефонных обращений (ЦОТО), электронный терминал, мобильный телефон, на личном приёме, через центр общественного доступа (ЦОД). Для снижения затрат на создание необходимой инфраструктуры ЦОТО, портала целесообразно использовать одни и те же базы, построенные по принципу разделяемой среды и предоставленные как для внешнего, так и внутреннего пользования. Примеры терминалов тач-скрин уже существуют в Москве, однако они работают пока на экспериментальной основе и занимаются исключительно вопросами трудоустройства.


Также терминал может подсказать жителю, какие документы обязательны для регистрации на бирже труда. База данных вакансий должна гибко структурироваться по различным критериям – сегментам физических лиц и работодателей. Кроме того, база вакансий должна классифицироваться по режимам трудоустройства. Современный уровень развития коммуникационных сетей и программного обеспечения виртуальных офисов обеспечивает стремительный рост рынка телеработы. Так, уже в 2006 г. количество сотрудников, работающих эпизодически или на постоянной основе вне офисов, составило треть объёма американского рынка труда. Через удалённые рабочие места поддерживается работа call-центров, разрабатывается программное обеспечение, создаются журналы и газеты. На авиакомпанию JetBlue Airlines работают более 400 агентов – домохозяек из Солт-Лейк-Сити, они принимают заказы на бронирование авиабилетов в промежутке между другими домашними делами [2].


Для помощи в создании удалённых рабочих мест целесообразно обеспечивать обмен данными между МФЦ с созданием централизованной базы данных вакансий, например на портале государственных услуг. Для формирования базы вакансий и резюме, поиска данных следует настраивать электронные сервисы самообслуживания и социальных сетей, что значительно сократит издержки на работу службы занятости и одновременно повысит качество и доступность электронных сервисов. Взаимодействие по принципу социальных сетей позволит гибко наполнять и сегментировать представляемую на портале информацию. Социальная сеть будет содействовать реализации непосредственного взаимодействия между работодателями и соискателями работы, электронного ведения переговоров. Согласно сути социальных сетей их контент заполняется по мере регистрации новых пользователей. Значит, чем шире абонентская база, тем более развитым и информационно насыщенным будет портал. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, после регистрации на сайте должны иметь возможность получить информацию обо всех государственных программах поддержки бизнеса и государственно-частного партнёрства. Принцип нацелен на формирование саморазвивающегося автоматизированного механизма прямого взаимодействия граждан с организациями.


Второй принцип – интеграции услуг – направлен на оптимизацию временных затрат как сотрудников МФЦ, так и заявителей (за счёт заполнения одной формы для получения многих услуг, сокращения общего времени общения с органами власти).


В качестве наиболее важного бизнес-эпизода в приложении к рассматриваемой проблеме занятости следует выделить «создание малого предприятия». Стимулирование развития малого бизнеса является основным инструментом борьбы с безработицей.


Те, кто открывает собственное дело, не только получают источник средств к собственному  существованию, но и создают новые рабочие места. При этом помимо решения проблемы занятости исследование международного информационного пространства показывает, что малый бизнес, обладающий повышенной динамичностью, гибкостью, способностью к быстрому созданию новых производств, является основным генератором инновационных разработок [1; 2].


В кризисных условиях поддержка образования малых инновационных компаний решает проблему занятости уволенных с предприятий профессионалов, трудоустройства выпускников вузов. Кроме того, в условиях дефицита ресурсов максимально активизируется инновационная деятельность. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только трети работающих [3]. В Японии на малых и средних предприятий трудится более 70% занятых, которые выпускают около 52% ВВП. В обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве лекарств, комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая обслуживание техники) небольшие предприятия занимают господствующее положение [3].


В США малые исследовательские коллективы дали 40–46% всех крупных научно-технических нововведений, освоенных американской промышленностью – инсулин, титан, персональные компьютеры, гидроусилитель рулевого управления.
В МФЦ важно сконцентрировать информацию и услуги программ поддержки развития малого бизнеса по всему жизненному циклу предприятия. Начинающие предприниматели могут быть совершенно незнакомы с юридической процедурой создания и регистрации организации, им требуется квалифицированная консультация.


В Российской Федерации процедура регистрации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба РФ. Несмотря на действующий режим «одного окна» в ФНС, взаимодействие с Росстатом, о сложности процедуры регистрации свидетельствует количество посредников, предоставляющих данную услугу.


Простота процедуры создания новых компаний и простота банкротства позволяют апробировать идеи. В Сингапуре новую компанию через портал можно зарегистрировать за 15 минут. В Российской Федерации создание компании занимает в среднем 30 дней и требует прохождения 9 процедур. Перевод данной услуги в МФЦ и создание электронного сервиса обеспечит оптимизацию услуг по этой бизнес-ситуации.


При создании малого предприятия возникают проблемы формирования стартового капитала, инфраструктурного обеспечения, административные барьеры. Зачастую люди, в полной мере обладающие предпринимательскими способностями и желающие начать своё собственное дело, не могут реализоваться ввиду недостаточной осведомлённости, нехватки финансовых средств для формирования стартового капитала и закупки основных фондов. Если бы потенциальные предприниматели были своевременно проинформированы о целевых субсидиарных мерах государственной поддержки, то, возможно, они смогли бы развиваться в намеченном направлении.


Мировая практика свидетельствует об эффективности института менторов (наставников,  кураторов). Например, в Голландии и Испании в структуре власти выделяется система  кураторства. За каждым куратором закреплено до 50 начинающих предпринимателей. Куратор ведёт все 50 организаций и контролирует их развитие по реализации идеи, с которой они пришли. Куратор, зная обо всех формах поддержки, выбирает те из них, которые могут помочь предпринимателю в реализации его идеи.


Он является «одним окном» для предпринимателя. Если через 5 лет деятельности малого предприятия идея реализована и фирма получила доходы, то куратор получает премию. Аналогичный режим «одного окна» под названием «Программа отраслевых специалистов» был реализован в начале 1990-х гг. в Массачусетском офисе по развитию бизнеса (США). Используется механизм частногосударственного партнёрства – специалисты, отвечающие за развитие каждой из отраслей, работают исключительно на основе краткосрочных контрактов, а труд их оплачивается поровну государством и соответствующими отраслевыми ассоциациями.


Для непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла в международной практике созданы институты (фонды прямого государственного финансирования, венчурные фонды, механизмы IPO, долгосрочные банковские кредиты на расширение инновационной деятельности компаний, страхование возможных убытков на начальных стадиях их развития от осуществления технологических инвестиций; рис. 2). Необходимость государственной поддержки начальных стадий инновационного цикла связана с трудностями финансирования малых инновационных фирм, которые не обладают необходимым залоговым обеспечением для гарантирования привлекаемого кредита, кредитной историей, детально проработанной кредитной заявкой, что влечёт дополнительные расходы со стороны кредитора или инвестора. «Малыши» нуждаются в относительно небольших по размеру кредитах, нередко ниже той суммы, начиная с которой использование кредитных технологий рентабельно для банка. Так, в Германии правительство осуществляет финансовую поддержку развития долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности [1]. В США государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров.


По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные  исследовательские центры и венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или  частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоёмкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, рисков, сильной международной конкуренции. При этом, как указывалось выше, финансирование часто производится не на основе бизнес-плана, а под интересную идею. Реализация идей часто является более важной задачей, чем коммерческий успех компании.


Развитие малых инновационных предприятий финансируется в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми – система 3Fs(1). Ограниченность таких источников тормозит рост числа малых предприятий. В МФЦ следует сконцентрировать информацию обо всех доступных источниках стартового финансирования (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – Фонд Бортника, Фонд поддержки малого бизнеса в России, венчурные фонды, региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса). МФЦ должен помочь начинающим предпринимателям сформировать проект, соответствующий требованиям инвесторов.


Нехватка готовых проектов является одной из главных причин, по которой венчурное инвестирование пока не достигло необходимых размеров. Венчурному инвестору требуются значительные собственные средства для подготовки проекта. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. В международной практике эта функция всё чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить её своими силами. На большинстве российских предприятий немало собственных разработчиков, и в первую очередь предприятия стремятся загружать их, а не сторонние организации. Те немногие наши венчурные проекты, которые заканчиваются продажей созданных предприятий, показывают, что покупают их зарубежные фирмы или инвесторы. Ещё одним важным обстоятельством является сложность  «выхода» инвестора из создаваемого венчурного предприятия, что также препятствует развитию венчурного бизнеса. В связи с этим целесообразно модифицировать схемы венчурного финансирования для привлечения венчурного финансирования с учётом неразвитого фондового рынка, избытка предложений по разработке НИОКР, сложной системы «выхода» из создаваемых венчурных предприятий.



(1) 3Fs – аббревиатура англ. family, friends and fools – семья, друзья и «простаки».


https://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/3/5/model_upravleniya_trudovym_potentsialom_territorii_po_printsipu_odnogo_okna4.gif


 

Механизмом могут быть виртуальные венчурные форумы, виртуальные IPO(1), деловые витрины продукции и инвестиционных предложений.


В Российской Федерации создана соответствующая инфраструктура. Например, Всероссийский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия» [7] содержит интерактивный блок, позволяющий участникам рынка вступить в живой диалог с ведущими российскими экспертами в сфере прямого и венчурного инвестирования.


Портал нацелен на улучшение информированности российских соискателей инвестиций о механизмах венчурного инвестирования, повышение привлекательности такого рода инвестиций как инструмент быстрого роста компаний, расширение возможностей коммуникаций инвесторов и соискателей инвестиций. Портал призван обеспечить субъекты венчурной индустрии необходимой информационной поддержкой, стать коммуникационной площадкой, связующим звеном между всеми участниками инвестиционного рынка. Также созданы базы данных порталов ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), Содружества бизнес-ангелов России (СБАР), информационно-аналитического портала по поддержке малого бизнеса opora-credit.ru. Однако эти ресурсы слабо наполняются, актуализируются, необходимо их продвижение в среде различных инвесторов и наполнение проектами, определение критериев их эффективности и их мониторинг. Масштабно решать задачу стимулирования инновационной активности необходимо через логистическую инфраструктуру МФЦ.


Кроме того, МФЦ должен сфокусировать необходимые услуги по делегированию части государственного заказа субъектам малого и среднего предпринимательства.


Статья 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обязывает государственных заказчиков размещать у субъектов малого бизнеса от 10 до 20% общего годового объёма поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, при этом начальная (максимальная) цена контракта в настоящее время не ограничена. Учитывая отсутствие юридических служб на малых предприятиях, специалистов в области госзаказа, МФЦ должен оказывать консультационное содействие малому бизнесу в подготовке пакета документов для участия в торгах.


Наличие динамических баз о вакансиях и занятости обеспечит необходимую для региона аналитику о дисбалансах на рынке труда и решит проблему согласования спроса на образовательные услуги со спросом рынка рабочей силы, информируя население о реальных потребностях рынка в рабочей силе с учётом квалификации и специальностей подготовки. В частности, для кадрового обеспечения инновационной деятельности через МФЦ следует учесть потребность предприятий (как крупных, так и малых) в специалистах, которые могут грамотно обеспечить маркетинговую поддержку вывода наукоёмкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. В настоящее время в Российской Федерации подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности. Существуют проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Поэтому, несмотря на высокоразвитую инфраструктуру подготовки кадров России, превосходящую во многих аспектах международные аналоги, в этой сфере существуют значительные ограничения.



(1) Виртуальное IPO или виртуальное «дорожное шоу» (англ. Road Show) – маркетинговая стадия IPO, заключающаяся в проведении презентаций через Интернет перед потенциальными инвесторами для выявления их интереса к акциям компании-эмитента, предлагаемым на   публичную продажу.



Проблемы можно решить, только организовав целенаправленный заказ по подготовке необходимых кадров с горизонтом планирования 5–10 лет в связке с потребностями  инновационных предприятий [4]. Задачу сбора необходимой для этого аналитики необходимо решать через МФЦ.


В информационной системе МФЦ должны также сконцентрироваться сведения о программах переобучения, переквалификации специалистов, высвободившихся вследствие сокращений, поддержки молодёжного предпринимательства, ресурсах дистанционного обучения, такие как портал дистанционного бизнес-образования.


Ключевым принципом функционирования модели является управление по результатам.


Параметры оптимизации должны исходить из расчёта экономии личных затрат времени на взаимодействие со службами занятости при поиске работы. Конечные результаты эффективности должны измеряться такими параметрами, как увеличение уровня занятости в регионе; снижение безработицы; снижение трудовой миграции, повышение удовлетворённости услугами по трудоустройству.


Таким образом, разработанная модель МФЦ за счёт интеграции программ и данных систем  поддержки занятости, подготовки и переподготовки кадров, поддержки развития малого бизнеса и инноваций, порталов государственных услуг и размещения государственного и муниципального заказа обеспечит комфортное оказание комплексов услуг по трудоустройству и подбору персонала, стимулирование развития малого бизнеса. Кроме того, в рамках существующей организационной структуры МФЦ будет реализована эффективная система мониторинга и гибкого регулирования рынка труда.


Литература
1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М. : ИнфоАрт, 1992.
2. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история ХХI века : пер. с англ. М. Колопотина. – М. : АСТ :  Хранитель, 2006.
3. Observatory of European SMEs, 2003 / European commission. – ec.europa.eu/enterprise/enterprise_policy/analysis/observatory_en.ht.
4. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации : базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации / Министерство образования и науки РФ. – М., 2009.
5. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. – М. : Инфра-М, 2010.
6. gks.ru.
7. allventure.ru.

12.10.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста