Проблемы реализации федеральной целевой программы «Жилище» в Вологодской области



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2011


Васильева Л.П.,
к. э. н.,
НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса»,
г. Вологда


Программно-целевой метод регулирования экономики в отличие от других инструментов  региональной политики (дотаций, субвенций, трансфертов) лучше учитывает многообразие факторов, определяющих динамику развития в регионе.


Важнейшими функциями целевых программ являются: проблемно-целевая ориентация организаций региона; организационно-регулирующая, которая выявляет источники и объём ресурсов, выделенных для реализации программы, заказчиков, исполнителей, показателей, сроков и результатов; стимулирующая, которая определяет взаимные обязательства, систему поощрений и ответственность сторон; контролирующая функция обеспечивает мониторинг и оперативность реагирования на возможные отклонения.


На территории Вологодской области ежегодно разрабатывается порядка 30 целевых программ.


Рассмотрим показатели выполнения программ, которые регулируют доступность жилья в области.


На 2009 г. в Вологодской области обеспечено жильём только 79% населения, в том числе 6% людей живут в ветхих и аварийных домах. Преобразования в этой области были начаты в рамках федеральной целевой программы «Жилище», принятой на 2002–2010 гг. Государственным заказчиком и координатором программы выступило Министерство регионального развития РФ. В результате было создано правовое поле для решения жилищных проблем, а также предложены механизмы их реализации.


Для достижения намеченных целей и обоснования принимаемых решений программой проводится мониторинг рынка жилья, показателями которого являются:
а) коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трёх человек);
б) доля семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных средств. Планируется, что к 2011 г. первый коэффициент будет иметь значение 3 (то есть стоимость стандартной квартиры будет равна среднему годовому денежному доходу семьи за три года), а второй – 30% (для 30% семей будет доступно приобретение стандартного жилья с помощью собственных и заёмных средств) [2].


Термин «доступность жилья» означает возможность приобретения жилья потребителем. На эту экономическую категорию влияет ряд факторов: стоимость, совокупный доход семьи, процентная ставка кредита, уровень платы за жилищно-коммунальные услуги, величина налога на недвижимость, размер страховых выплат. В зарубежной практике применяется показатель «коэффициент доступности жилья», который рассчитывается как отношение медианной стоимости жилья(1) к медианному доходу семьи(2) за год. Величина такого показателя соответствует числу лет, в течение которых семья может накопить на квартиру при предположении, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на её приобретение. В России отсутствуют данные о медианных доходах и медианных ценах на жильё, поэтому коэффициент доступности жилья рассчитывается в соответствии с методикой ФЦП «Жилище».


Коэффициент доступности жилья по соотношению средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трёх человек, рассчитывается по формуле:



 – коэффициент доступности жилья; Д – среднедушевой доход семьи, руб./чел. в год; N – число человек в семье; S – площадь условной квартиры, кв. м; C – средняя стоимость 1 кв. м жилья, руб.


Возможности населения по приобретению жилья можно охарактеризовать и показателем продолжительности периода накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилья:



* – продолжительность накопительного периода, лет.


Коэффициент доступности жилья является достаточно условным, поскольку учитывает все совокупные доходы семьи без вычета потребительских расходов. Поэтому при оценке реальных накопительных возможностей населения рассчитаем коэффициент доступности жилья, учитывающий только ту часть доходов, которая превышает минимальные потребительские расходы:



где Р – минимальные среднедушевые расходы семьи, руб./чел. в год.


Период накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилья, без учёта минимальных потребительских расходов определяется по формуле:



 – продолжительность накопительного периода без учёта минимальных потребительских расходов, лет.

 


(1) Медианная стоимость жилья – стоимость такого жилья, по отношению к которому 50% имеющихся жилых единиц стоят дешевле, а 50% – дороже. При этом она определяется на основе понятия справедливой рыночной цены, то есть цены, по которой жильё могло быть продано в течение разумного периода времени продавцом, на которого не оказывается давление.
(2) Медианный доход семьи определяется как совокупный денежный доход семьи, по отношению к которому половина всех семей имеют доходы ниже, а половина – выше. В состав доходов включают доходы из всех источников, в том числе заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности или неформальной занятости, от инвестиций, и другие виды денежных доходов.



Согласно данным статистики и расчётам (табл. 1), вологодской семье, состоящей из трёх человек, исходя их среднемесячного совокупного денежного дохода, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м на 2009 г. нужно было 9 лет для приобретения жилья на первичном рынке или 6 лет на вторичном. Однако при учёте реально располагаемой части доходов семьи за вычетом минимальных потребительских расходов продолжительность накопительного периода увеличится соответственно до 14 и 10 лет. Результаты расчётов, приведённые в таблице, подтверждают, что жильё недоступно для основной части населения. Период накопления постоянно увеличивается, поскольку цены на квартиры всё время растут быстрее рыночной стоимости рабочей силы. Даже при наличии у семьи со средними доходами какого-то жилья, намерение увеличить его размеры может быть реализовано не ранее чем через 4 года. При этом  ФЦП «Жилище» планирует, что на 2010 г. стоимость стандартной квартиры будет равна среднему годовому денежному доходу семьи за 3 года. Используемая в России методика расчёта коэффициента доступности жилья не позволяет применять его в качестве показателя доступности приобретения жилья. Во-первых, данные официальной статистики о средней стоимости квадратного метра жилья существенно расходятся с информацией риелторов. Расхождения между показателями могут составлять более 30%. Во-вторых, при расчёте необходимо определять стоимость типового, улучшенного и элитного жилья. В-третьих, коэффициент доступности жилья традиционно рассчитывается на основе ежегодных данных, но для оперативного мониторинга ситуации в жилищной сфере требуется чаще определять значение показателя, так как стоимость квадратного метра жилья и заработная плата меняются в зависимости от сезона.



В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ бесплатное жильё будет предоставляться только социально незащищённым слоям населения (инвалидам, военнослужащим, неполным семьям). При среднем размере семьи в 3 человека количество очередников на конец 2009 г. в Вологодской области составило около 70 тыс. чел. Для обеспечения только этой категории населения жильём по установленным социальным нормам (18 кв. м общей площади) необходимо построить более 1 млн кв. м общей площади. Остальной части граждан улучшать свои жилищные условия придется за счёт собственных средств и с привлечением кредитов.


В последние годы из-за ограниченности ресурсов федерального бюджета требования к формированию перечня федеральных целевых программ постоянно ужесточаются.


Фактически производится не отбор программ, а отбор наиболее эффективных или остро необходимых конкретных инвестиционных проектов, входящих в программы, который и предопределяет включение той или иной федеральной программы в перечень финансируемых из федерального бюджета.


В настоящее время основные усилия предстоит направить не столько на разработку новых программ, сколько на реализацию уже разработанных программ. В связи с этим наибольшее значение приобретает решение практических проблем осуществления региональных программ, связанных с необходимостью преодоления выявившихся недостатков и использования накопленного положительного опыта.


Литература
1. Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.ru.
2. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: programs-gov.ru.

31.10.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста