Экономический механизм решения проблемы нехватки инвестиционных ресурсов с использованием потенциала ФПГ



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2012


Акимова О.Е.,
к. э. н., доцент кафедры
мировой экономики
и экономической теории
Волгоградского государственного
технического университета


Пугиев А.С.,
к. э. н., старший преподаватель кафедры
«Налоги и налогообложение»
Волгоградского филиала
Всероссийского заочного
финансово-экономического института


Одной из главных трудностей российской экономики стала нехватка финансовых ресурсов. Поэтому многие предприятия не могут производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, что сказывается на объёмах получаемых прибылей. Низкая прибыль не позволяет перевооружить производство. На сегодняшний момент сложно получить финансовые ресурсы из внешних источников, поскольку большинство финансовых структур ориентированы на взаимодействие с быстроразвивающимися предприятиями, реализующими низкорисковые проекты.


Последнее десятилетие для российской экономики было достаточно успешным (за исключением периода мирового экономического кризиса). Бурный рост различных макроэкономических показателей позволял надеяться на коренные изменения в способах обеспечения устойчивых темпов экономического прогресса. Быстрыми темпами возрастал объём инвестиций в основной капитал (рис. 1). В то же время структура инвестиций по-прежнему остаётся неблагоприятной. Доля таких источников, как собственная прибыль предприятий, а также банковские кредиты в совокупности в 2009 г. едва превысила 25%. Более того, темпы роста этих показателей значительно ниже темпов роста объёмов всех инвестиций в экономику.



Во многом это обусловлено достаточно низкой эффективностью предпринимательской деятельности. Таблица 1 показывает, что среди различных видов экономической деятельности наиболее прибыльной является добыча полезных ископаемых. В других секторах, которые занимаются переработкой продукции и доведением её до конечного потребителя, показатели рентабельности гораздо ниже.



Отсюда как нехватка собственных средств для модернизации, так и трудности привлечения финансовых ресурсов в данные сектора экономики. Как результат, большинство предприятий, организаций вынуждены использовать устаревшее оборудование и другие виды основных фондов. Рисунок 2 показывает, что темпы прироста объёма основных фондов в российской экономике чрезвычайно низки. Несмотря на сокращение доли полностью изношенных машин и оборудования, степень износа основных фондов фактически не уменьшается. Более того, по сравнению с 2000 г. она возросла на 6%. Всё это ещё раз подтверждает необходимость пересмотра подходов к инвестированию финансовых ресурсов в экономику страны.


Федеральная служба государственной статистики РФ периодически проводит выборочные статистические исследования, дабы выявить основные факторы, ограничивающие инвестиционную активность российского бизнеса.



По результатам последнего исследования, проведённого в 2008 г., установлено, что среди комплекса причин, названных владельцами предприятий, наибольшее значение имеют недостаток собственных средств и сложность доступа к привлечённым финансовым ресурсам (рис. 3).


Среди девяти наиболее значимых причин пять имеют отношение к эффективности финансовой деятельности предприятий:
- низкая прибыльность инвестиций в основной капитал;
- инвестиционные риски;
- сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов;
- высокий процент коммерческого кредита;
- недостаток собственных финансовых средств.


В качестве инструмента для решения этих проблем может быть использована деятельность финансово-промышленных групп (ФПГ). На наш взгляд, создание финансово-промышленных групп – один из наиболее перспективных способов преодоления инвестиционного кризиса в стране. ФПГ как структура, объединяющая в единое целое финансовый и промышленный капитал, создаётся для обеспечения эффективного и ускоренного развития науки и промышленного производства путём диверсификации в направлении освоения новых видов промышленной продукции и услуг, гарантирующих наивысшую и устойчивую прибыль.


ФПГ выступает как средство комплексной и экономически эффективной загрузки мощностей предприятий, не получивших достаточных заказов для государственных нужд и адресной финансовой поддержки. Важно, что ФПГ – высокая форма концентрации финансового и промышленного капитала, а также научного потенциала. Она открывает возможность повышения экономического уровня территории, укрепления внутрирегиональных хозяйственных связей, создаёт благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.


Управляемость ФПГ как микроэкономической системой на разных уровнях хозяйствования зависит от интеграции финансово-промышленного капитала в её структуре.


Лидирующая и объединяющая роль принадлежит финансово-кредитным учреждениям, и в первую очередь собственному коммерческому банку. Коммерческий банк, владея детальной информацией о деятельности предприятий группы, может принимать решения о финансировании тех или иных инвестиционных проектов исходя из интересов всей группы. Кроме того, сам банк получает возможность контролировать инвестиционные риски и принимать непосредственно участие в их снижении.



Таким образом, предлагаемый инструмент решения проблемы «инвестиционного голода» российской экономики представляется вполне обоснованным. В частности, речь идёт о наиболее крупных предприятиях, поскольку при всей важности малого и среднего бизнеса роль своего рода станового хребта экономики в большинстве современных развитых рыночных экономик до сих пор играют именно крупные корпорации, а в ряде стран – своеобразные «метаструктуры», включающие производственные компании, разного рода финансовые учреждения, в том числе банки, торговые, строительные и прочие фирмы.


В соответствии с концепцией трёх критериев интегрированной корпоративной структуры Я. Паппэ метакорпорацией является объединение нескольких экономических агентов (юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами), удовлетворяющее следующим требованиям:
- хотя бы часть экономических агентов является коммерческими организациями, действующими с целью получения прибыли;
- между агентами существуют устойчивые взаимосвязи, более жёсткие, чем рыночные; это означает, что в некоторых существенных аспектах всё объединение выступает как единое целое;
- существует стратегический центр принятия решений, который может быть как юридическим лицом, так и группой физических лиц – собственников и высших менеджеров; этот центр именуется центральным элементом [3].


Метакорпорации можно классифицировать на холдинговые (основанные на акционерном способе контроля и отношениях собственности) и нехолдинговые (взаимоотношения внутри которых регулируются специальными соглашениями). Большинство метакорпораций сегодня используют именно холдинговую форму контроля, например концерны и конгломераты. Нехолдинговые метакорпорации основаны преимущественно на неакционерных формах контроля – соглашениях, личных униях. К этой группе относятся, например, консорциумы, стратегические альянсы (национальные и международные), виртуальные корпорации.


Тесное взаимодействие отдельных метакорпораций укрупняет их объединения, между которыми также возникают взаимосвязи. Нередко одна компания входит одновременно в несколько метакорпораций, в результате формируется мировая система метакорпораций (МСМ). В её рамках можно выделить несколько уровней: многонациональные и транснациональные корпорации, банки и международные стратегические альянсы; национальные метакорпорации и их альянсы; отдельные компании и филиалы.


Особые комплексные формы метакорпораций присущи отдельным государствам – финансовые коалиции (США), сюданы и кэйрецу (Япония), чеболи (Южная Корея).


В настоящее время складывается целый ряд принципиально новых форм метакорпораций. Некоторые из них связаны с развитием внутреннего предпринимательства и децентрализацией компаний (круговые корпорации, горизонтальные корпорации), другие – с развитием интернет-технологий (виртуальные производственные цепочки, квазихолдинги, проектные сообщества). Введение систем банковских карт привело к возникновению групп, в состав которых входят банки-эквайреры (бенефициары) и банк-эмитент карточек, играющий роль центрального элемента. В Интернете сегодня складывается ещё одна форма метакорпораций – «виртуальные универсальные банки», т. е. интернет-компании, обеспечивающие связь клиента со специализированными банковскими институтами и предоставляющие собственно услуги.


Литература
1. Инвестиции в России: статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции-2009: статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
3. Паппэ Я.Ш. Олигархи: Экономическая хроника 1992–2000. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 25.


28.03.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста