Методика стабилизации инфляционных процессов



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2012


Харченко С.В.,
доцент кафедры менеджмента и организации
промышленного производства,
Комсомольский-на-Амуре
Государственный технический университет


В конце XX столетия российская экономика претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек, пришла в состояние значительного спада. С 1991 г. наблюдается резкое повышение уровня инфляции. На рис. 1 представлена динамика инфляции в России в 1990–2009 гг.


Наиболее высокий рост инфляции наблюдается в 1992 г. и составляет 2508,8%. В России с 1990 по 2006 г. преобладают три вида инфляции: умеренная инфляция (1990 г., 1997 г., 2002–2008 гг.); галопирующая инфляция (1991 г., 1995–1996 гг., 1998–2001 гг., 2009 г.) и гиперинфляция (1992–1994 гг.) [5].


Наивысшая инфляция наблюдалась в 1992 г. и составляла 2508,8%. В 1993 г. инфляция составляла 844,2%, в 1994 г. – 215% [5].


Наибольшая инфляция наблюдалась в 1995 г., 131,3% [5].


Наибольшая умеренная инфляция наблюдалась в 2002 г. и составляла 15,1% [5].


В России с 1990 по 2009 г. преобладала галопирующая инфляция. Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьёзный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неравномерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке.


Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.


Косвенные методы включают следующие меры:
- регулирование общей массы денег через управление ими Центральным банком РФ (ЦБ);
- регулирование ссудного и учётного процесса коммерческих банков через управление ими ЦБ;
- обязательные резервы коммерческих банков, операции ЦБ на открытом рынке ценных бумаг.


Прямые методы включают следующие меры:
- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массы;
- государственное регулирование цен;
- государственное регулирование заработной платы;
- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.



Отдельно принято выделять кейнсианскую и монетаристскую антиинфляционные модели [9].


1. Антиинфляционная модель Кейнса выглядит следующим образом.
Данная модель используется только в том случае, когда выполняются два условия одновременно: снижение налогового бремени и снижение процентных ставок. Снижение процентных ставок возможно при снижении инфляции. Для России обычно невозможно использовать данную модель, так как инфляция галопирующая.
2. Монетаристская антиинфляционная модель включает три этапа.



В России с 1991 г. пытались бороться с инфляцией различными методами, направленными на стабилизацию экономики. Так, в 1991 г. был принят Закон «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Действие закона по налогообложению малых предприятий можно представить в виде:



Данный закон действует для предприятий всех организационно-правовых форм и представлен в виде:



В 1992 г. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику либерализации цен. С 1994 г. оно начало проводить антиинфляционную политику тремя методами:
1) ограничение эмиссии денег ЦБ;
2) сокращение бюджетного дефицита;
3) сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам.


В 1996–1998 гг. была применена дефляция (сжатие спроса в условиях экономического спада путём невыплаты заработной платы, пенсий, пособий).


Снижения уровня инфляции в 2000–2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики; улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.


В настоящее время Закон «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» действует как Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» 2007 г. Данный закон разделяет малые и средние предприятия.


Для них общее условие – это требование о составе уставного капитала. Новое условие отнесения организации и индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства – это ограничение по выручке. Перечень форм поддержки действительно шире, чем в прежнем законе [3].


Сейчас в России наблюдаются инфляция и резкое повышение цен. В этой связи представляется необходимым спроектировать антиинфляционную модель нового вида.


Имеет смысл сгруппировать и использовать элементы кейнсианской и монетаристской антиинфляционных моделей (рис. 9).


Первый этап имеет вид:



Второй этап имеет вид:



Третий этап имеет вид:



По рис. 10 видно, что количество убыточных предприятий велико и является угрожающим [5].


Данный вид основывается на монетаристской антиинфляционной модели, но вместо третьего этапа используется кейнсианская модель. В чистом виде для России третьего тысячелетия невозможно использовать ни монетаристскую, ни кейнсианскую модель, так как первая предусматривает исключать «больные» предприятия, а это опасно социальным взрывом, а вторая невозможна при отсутствии галопирующей инфляции.


Существуют и дополнительные рычаги помощи экономике: вместо денежной реформы с угрозой дефолта в 2009 г. в России бюджетный дефицит был снят использованием части  стабилизационного фонда. Стабфонд создавался за счёт высоких нефтедоходов, поэтому в случае их падения неизбежна и денежная реформа.


Литература
1. Постановление Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (ред. от 29.11.2007) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
5. Российский статистический ежегодник 2007: Статистический сборник. – М.: Росстат, 1991–2008.

25.04.2019

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста